Теннесси Уильямс. Пьесы

«Предназначено на слом» - грустная история о взрослых детях, которым пришлось рано узнать о темной стороне жизни, горе и боли потери близких людей. Пьеса, которая могла бы удачным образом трансформироваться в короткометражку.

«Растоптанные петуньи» - аллегоричная пьеса, балансирующая на грани реальности и фантазии, демонстрирующая нам широкоформатность окружающего нас мира. Автор наглядно иллюстрирует отказ от устоявшихся обычаев и ритуалов повседневной рутины и помогает обрести персонажу вкус к жизни, приобщает к ее таинству, к отрешению от «зловредной пошлости», помогает в поиске тропы истины. Произведение завоевало премию «Группового Театра», впрочем, как и последующая одноактная пьеса под названием

«Любовное письмо лорда Байрона», в которой две немолодые особы (старая дева и старуха) завлекают горожан шарлатанским объявлением, смысл которого заключается в том, что у них есть некое любовное послание (письмо) лорда Байрона, которое они могут показать жаждущим зрителям (как оказывается, за совсем скромное вознаграждение). В процессе чтения старуха, которая вещает из-за портьеры (ей неудобно раскрывать свою личность перед посетителями) все время перебивает старую деву в определенный момент, когда кажется, что она подбирается к самой сути интересного… «Сколько вы сочтете возможным уделить» - говорят они, но гости (дама с мужем) покидают их в поспешности, устремившись на шествие карнавала, оставляя двух дам без денежного поощрения…

«Стеклянный зверинец» - у Теннесси Уильямса есть фирменный почерк в его произведениях – «тривиальное перерастает в трагедийное». Так случается и в пьесе «Стеклянный зверинец», в которой показан некоторый промежуток из жизни семьи Уингфилдов. Сам автор называет ее «пьеса-воспоминание», поскольку его судьба напрямую перекликается с героем (одновременно и ведущим) пьесы, Томом Уингфилдом, работающим в обувном магазине. У родной сестры Теннесси тоже был недуг (психическое расстройство).

Томас Ланир, а именно таково настоящее имя писателя, придумывает абсолютно новую концепцию театра – пластический театр, в котором для достижения максимальной степени эффекта сближения зрителя с действием на сцене используется множество внелитературных средств: киноэкран, фрагментарное освещение, звуковые эффекты…

Г. Злобин в своей статье «Отчаяние и страсти Теннесси Уильямса» писал, что «Зверинец» - самая чистая и самая грустная пьеса Теннесси Уильямса. Такой тонкости, прозрачности, такого сочувствия персонажам нет, пожалуй, ни в каком другом произведении писателя». Не могу с ним не согласиться. А вот, следующий за пьесой «Стеклянный зверинец» «Трамвай «Желание» - большая драма автора (первая постановка – 1947 г.), которая обнажает перед нами тело натуралистической жизни. Антагонист, Стенли Ковальски, брутален, неотесан и груб в противовес протагонисту – утонченной и изысканной Бланш Дюбуа. «Трамвай «Желание»  - произведение, в котором происходит коллапс двух различных культурных и социальных миров, разбивающихся на осколки и оставляющих после себя ощущение грусти и тоски по недостающим обществу элементарным чувствам взаимопонимания и любви…

«Татуированная роза» меня не так впечатлила, как две предыдущие пьесы автора. Ее шипы не были слишком цепки для моей кожи восприятия, поскольку произведение изобилует в большом количестве фарсовыми элементами и гротескными нагромождениями, кои я не в силах употреблять. Я, считая, что для наиболее полного восприятия, стоит посмотреть видео версию спектакля, снятого по пьесе Т.У., постановку которого осуществлял небезызвестный Роман Виктюк, пришел к неминуемому для здравомыслящего человека выводу, суть которого заключается в том, что инсценировка безнадежно устарела, обветшала и ни ком образом не в силах помочь в поглощении «Татуированной розы». Уильямс весьма талантливый человек. Его достоинства невозможно умалить, но данное произведение явно уступает по силе остальным, несмотря на то, что чувства и проблемы, описанные в нем, он, как всегда, умело демонстрирует. Инструментарий не отвечает мои вкусовым предпочтениям. Итого: спектакль - 0 из 10; пьеса – 3 из 10.

В пьесе «Кошка на раскаленной крыше» Уильямс обращается к теме денег и их власти. Сюжет ее закручен вокруг фальшивого праздничного настроения в честь дня рождения якобы идущего на поправку отца семейства (Большого Папы), которым наделен буквально каждый из присутствующих детей и родственников, которые только и ждут момента, когда отец уйдет из жизни, оставив им свое наследство. Помимо коварных ассигнаций в произведении фигурируют такие темы, как: пьянство любимого сына, его отношения с другом, которые интерпретируются людьми с грязными мыслями как «нечто большее, чем дружба», неисполнение супружеских обязанностей. Все эти и другие темы плотно переплетаются в потрясающе реалистичной и жизненной пьесе «Кошка на раскаленной крыше»… Весьма неплохо поставлен одноименный фильм 1958 года, в котором сыграли Элизабет Тейлор и Пол Ньюман.

«Сладкоголосая птица юности, которая поет в моей душе, есть жажда творчества» - такое замечательное высказывание мы видим на страницах поистине великолепной пьесы (не самой, но одной из многих) Теннесси Уильямса, в основе сюжета которой лежат подчас суровые нравы американского Юга. Не смотря на то, что развитие событий, в принципе, предсказуемо, все же, произведение держит в напряжении, не позволяя расслабиться ни на минуту до самого конца, до финальных слов героя.

Г. Злобин в своей статье писал так: «В тисках обстоятельств, которые выше сил, оказались Лоренс Шеннон и Ханна Джилкс, герои пьесы «Ночь Игуаны» (1962 г). Они встретились случайно и всего на одну ночь под крышей стоящего над заливом дешевенького пансиона «Коста Верде». «В тисках обстоятельств, которые выше сил»…  Это вступление как нельзя лучше демонстрирует нам события, в которых участвуют герои произведения. По своей глубине, пьеса возвышается над некоторыми другими произведениями автора, но не могу не отметить тот факт (и это, возможно, субъективизм), что она излишне наполнена гротескными моментами (например, поведение тех же немцев или декламация невпопад стихотворения стариком)... В первой половине произведения лично мне это мешало сконцентрироваться на линии чувств главных героев, поскольку на заднем плане было выведено множество отвлекающих маневров, хотя во второй половине я пообвык и справился с ситуацией, направив свое пристальное внимание на главное – боль, которую испытывает каждый из ключевых персонажей -  боль жизни…

«Лето и дыхание зимы», «Орфей сходит в ад»: берясь в очередной раз писать о том, какой восхитительный хирург человеческий чувств Теннесси Уильямс, я рискую приобщиться к банальности, но, тем не менее, было бы халатностью с моей стороны не отметить, насколько сильное впечатление произвела на меня пьеса «Орфей сходит в ад», первоначальное название которой – «Битва Ангелов» (пятая по счету многоактная пьеса автора). Как признается Т. Уильямс в своем предисловии «Что было, что есть и что может быть» к произведению: «Около 3/4 пьесы – это новый текст и, что гораздо важнее, мне удалось наконец сказать в ней все то, что я хотел сказать…».

Немного слабее подействовала на меня лирическая драма «Лето и дыхание зимы»… Но слабее подействовала -  не значит, меньше понравилась! В каждой строке, в каждом выражении героев, в каждом акте творения чувствуется филигранная работа мысли автора…


РЕЦЕНЗИЯ НА ДАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ БЫЛА СОЗДАНА НЕ ЗА ОДИН ДЕНЬ, А ПИСАЛАСЬ ОНА ПО МЕРЕ МОЕГО ПРОДВИЖЕНИЯ ПО ВОЛНАМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ОДНОГО ИЗ ВЕЛИЧАЙШИХ ДРАМАТУРГОВ ДВАДЦАТОГО ВЕКА! Я ВЗЯЛ ЗА ПРАВИЛО СРАЗУ ЖЕ ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ КАЖДОЙ ПЬЕСЫ ОСТАВЛЯТЬ ПО МАЛЕНЬКОМУ НАБРОСКУ МЫСЛЕЙ - В РЕЗУЛЬТАТЕ ПЕРЕД ВАМИ ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ МОЕЙ РЕЦЕНЗИИ...


Рецензии