27. Письмо другу

важное пояснение здесь: –
http://proza.ru/2011/09/09/1279




«Приветствую тебя, любезный друг!
Прости за кучерявое начало.
(Хоть раньше нас с тобой не удручала
канва словесных выгибов и дуг.)


П р о п а л о  всё… Но, если ты не против,
Я – о другом. Не в силах я понять,
что есть и у меня отец и мать.
(Я как медаль с гербом на обороте.)


Они-то слепо прошлому верны,
сынок же – в неопознанного предка.
В Адама, что ли. Понимал их редко.
А может, я совсем со «стороны»?


(Не в пошлом смысле.) Ладно, буду краток.
Я рос-то с их подачи, с их пинка.
Пусть плёнка воспитания тонка –
я ей окутан с головы до пяток!


Теперь… когда мне слишком тяжело,
я рассчитался. Как-то позвонили,
а я им – вы, мол, трупика растили!
И рассказал всю правду им назло.


О чём она – не стану. Слишком тяжко.
Но я узнал сегодня… Ты прости…
Отец – в дурдоме. «Мертвеца растит».
А мать в реанимации, бедняжка.


Хороший ли я сын, любезный друг?..
Хороший ли я друг – вопрос важнее.
Нет, охмурять  т е б я   я не посмею.
Ведь им – я мстил. Тебя же – предал вдруг…
(Я правду напишу тебе позднее.
А может быть и нет… Замкнулся круг.)





Если угодно – продолжение здесь: –
http://proza.ru/2011/09/20/702


Рецензии
Сильное стихотворение. Трудно выразить свои мысли, разве только: Герой ранит самых близких, именно на них проецируя собственные внутренние проблемы.
???
Так ведь часто бывает.
Спасибо, Геннадий!

Алла Ребенко   26.11.2011 12:40     Заявить о нарушении
Вы всё понимаете правильно.
Кстати, знаете, какая по счёту в декалоге заповедь "почитай отца и мать своих"?

Она "старше", т.е. важнее по значимости, чем заповедь "не убий" (которая не попала даже в первую пятёрку заповедей).

Геннадий Петров   26.11.2011 17:24   Заявить о нарушении
Нет, не знала, очень интересно, почему "не убий" на такой позиции. Хотя, есть немало примеров, когда "убий" освящено религиозной традицией. В дохристианских культурах. У меня когда-то даже небольшое исследование было по древнеиндийской традиции.

Касательно Вашего стихотворения была еще одна мысль. Восставая против родителей, человек в какой-то мере восстает против Бога... надо обдумать...

Еще раз спасибо, Геннадий.

Алла Ребенко   26.11.2011 18:16   Заявить о нарушении
Совершенно верно и точно, Алла!

Но я, говоря вам об этом, больше хотел обратить внимание на значимость заповеди "почитай родителей", которая идёт сразу же после заповедей, касающихся Самого Бога. Это обо многом говорит, согласитесь!

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%81%D1%8F%D1%82%D1%8C_%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%B9

Что касается "не убий" - для человека религиозного физическая смерть не так страшна, как неугождение Богу и гибель в Вечности, вечная погибель. Поэтому, хотя лишать жизни других строго запрещенно, но ВАЖНЕЕ, всё таки, - соблюсти условия собственного Спасения.

Не думаю, что это связано, хоть в какой-то мере, с культовыми убийствами в дохристианских культурах.

Геннадий Петров   26.11.2011 20:11   Заявить о нарушении
"Но я, говоря вам об этом, больше хотел обратить внимание на значимость заповеди "почитай родителей"

Я, конечно же, обратила внимание, Геннадий, и отфиксировала Вашу мысль. После переметнулась на другую:))
Я не ко всем стихам Вашим пишу комментарии и не каждую мысль отмечаю... Но это не означает, что не внимаю...
:))

Алла Ребенко   26.11.2011 22:50   Заявить о нарушении
Мне очень интересно с вами беседовать, Алла ))
К сожалению, я не слишком образован, моя эрудиция - поверхностного свойства, но я уже привык к этому. Да и смирению это учит, когда ты в чём-то слабее собеседников, и ничего поделать не можешь. Я ведь был двоечником-троечником в школе )))))

Правда, и хулиганом при этом не был.

Геннадий Петров   27.11.2011 01:20   Заявить о нарушении
:))
А сколько стоит эрудиция без глубокого осмысления, проникновения в вопрос? Мысль должна быть выстрадана, на мой взгляд. Иначе не поверишь.

А я в школе была отличница и немного хулиганка:)) Потом закончила исторический факультет и аспирантуру по философии и ушла работать в аудит. Пришлось полностью перестраивать мозги:)) С тех пор (уже больше 10 лет) не прочитала ни единой книги по философии. Немного по психологии читаю.
Вот так:))

А мысли у Вас, Геннадий, красивые и глубокие. Буду приходить к Вам на страничку, уж не обессудьте:))


Алла Ребенко   27.11.2011 11:46   Заявить о нарушении
У вас любопытная судьба. Хотя, во многом и характерная для постсоветского "пространства".

Я буду всегда рад вам, Алла!

Геннадий Петров   27.11.2011 19:40   Заявить о нарушении
А кто из философов вам ближе по ощущению жизни, бытия, мира, самой себя? (Если не секрет))

Геннадий Петров   28.11.2011 01:18   Заявить о нарушении
Я люблю восточную философию, Геннадий: санкхья, даосизм и дзен-буддизм. Из европейских нравился Спиноза (когда я читала в Вашем Дневнике запись о свободе, вспомнила Спинозу), Юм, Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше. Они - разные, но я соглашалась с каждым. И в определенные моменты жизни, когда казалось, то никто тебя не понимает (в юности особенно это остро переживаешь), находила поддержку.
:)) Доброе утро!

Алла Ребенко   28.11.2011 09:14   Заявить о нарушении
Всё, что вы перечислили меня когда-то увлекало. Кьеркегора, правда, я не слишком осилил. Я его открыл через Льва Шестова. Книга "Киргегард и экзистенциальная философия" - была одной из моих любимых. Вообще, я Шестова бесконца перечитывал.

Но потом я стал более чуток к идеям. И обнаружил, что кроме всяких красивых ньюансов, в каждой системе есть некая главная идея, нерв, центральный смысл. И с этой точки зрения, например, восточные учения не сочитаемы с Христианством. Хотя многие наши современники считают, что все философии говорят примерно об одном и том же...

Но это долгий разговор ))

И вам - доброе утро, Алла!

Геннадий Петров   28.11.2011 12:34   Заявить о нарушении
Я тоже читала эту работу Льва Шестова, но сейчас уже ничего не ёкает :))
И согласилась бы, наверное, что философии говорят об одном и том же, только с разных углов зрения.
К христианству отношусь как к определенному учению, исторически возникшему и получившему развитие, но без принятия. (Хотя от "Исповеди" Августина я в свое время пищала, но только в психологическом смысле). Поэтому иной раз боюсь Вам что-то "ляпнуть", чтобы не задеть чувства.
А восточные учения, можно сказать, пропустила через себя, прочувствовала физически и эмоционально, и духовно, наверное(долгое время йогой и ушу занималась, с полной отдачей, но без фанатизма и сектантства, отсюда, собственно, и возник интерес к философии).
Вот-с, все Вам рассказала:))

Алла Ребенко   28.11.2011 13:36   Заявить о нарушении
Со мной можно говорить без всякой оглядки. Я спокойно воспринимаю плюрализм. Меня может задеть только если человек нарочно кощунствует, именно с целью оскорбить святыню, а такое, к счастью, редко бывает.

Восточные учения меня тоже очень привлекали. До дыр зачитал Бхагават Гиту, взахлёб увлекался Чжуан Цзы, Лао Цзы, когда-то с удовольствием проглотил роман "Бродяги Дхармы" Керуака, пропитанный идеями Чань (Дзен)...

Параллельно я читал Библию, и мне тогда казалось, что всё это примерно одно и то же. Более того, я был уверен, что чем больше и разнообразнее я читаю, тем богаче я духовно.

Потом мне попался Андрей Кураев... Именно его книги и лекции помогли мне понять, что НЕОБХОДИМ ВЫБОР, и избежать его - невозможно.

Есть такое выражение: тряпка может впитать чистую родниковую воду, свежее молоко и прекраснейшее вино - но даст в итоге только грязь.

И я свой выбор совершил.

Увы и увы, я не слишком воцерковленный, но, по крайней мере, в области идей определился. Я понял, что избегал "чёткого", ясного Бога, потому что с Ним не так комфортно живётся, как с дхармами, кришнами и загадочными космосами.

Геннадий Петров   28.11.2011 14:00   Заявить о нарушении
Спасибо Вам за откровенность, Геннадий.
Даже не знаю, насколько комфортна жизнь с кришнами. Мне мало интересен кришнаизм. Мне интересна практическая сторона учений. Контроль. Над телом, оружием, эмоциями, чувствами. Контроль сознания над движениями бессознательного. Или духа над телом. то, чему учат восточные практики. Где мистицизм сопряжен с рационализмом. Делаешь упражнения - получишь эффект, овладеешь контролем, не делаешь - не получишь, не овладеешь.
И то святое, во что ты веришь, - практика сама по себе. Потому что именно она дает доказательства. Пусть субъективные, но их достаточно, чтобы иметь почву под ногами.
Беседа - бесконечная, очевидно. я Вам искренне благодарна за нее, Геннадий.

Алла Ребенко   28.11.2011 14:37   Заявить о нарушении
Вы очень чётко определили - контроль. Полностью согласен. И, кстати, контроль над своими стихиями и над телом - основа любого мистицизма. Вообще - чем похожи религии: - они все говорят о необходимости ограничивать и контролировать свои проявления.

Христианство радикально отличается тем, что ставит в центр идею об утраченном совершенстве человека. То есть, в нынешнем состоянии человек не может полностью контролировать себя своими силами. Только в сотрудничестве с Богом.

Недавно мы говорили с моим православным другом, и он высказал мысль: греко-римский мир был дан Небом, чтобы мы увидели, как провалились попытки - благородные попытки! - чисто человеческими усилиями достичь гармонии с собой, обществом, природой. Ибо все античные философии рано или поздно самовырождались или приходили к самоотрицанию.

Вавилонская башня - вот символ стремления дерзко "забраться на Небо", вместо того, чтобы смиренно просить Небо опуститься. (Говоря, конечно, очень упрощённо.)

Но вы правы, Алла. Идея о падшем состоянии человека - предмет веры. Спорить об этом не имеет смысла.

Знаете, что интересно? Большинство моих знакомых, которые стали верующими, пришли к этому сердцем, через какое-то потрясение... А я - через разум. Поэтому я такой никудышний христианин ))

Лень-матушка, любимые грехи, искусство... Не отпускает всё это.

Я тоже очень признателен вам за откровенную беседу.

Геннадий Петров   28.11.2011 15:01   Заявить о нарушении
Вы очень проникновенно написали, Геннадий.
Когда моя дочь болеет, я забываю все свои теории и истово прошу Бога о помощи.
:))

Алла Ребенко   28.11.2011 15:19   Заявить о нарушении
Не бывает атеиста в окопах под огнём (с)

Геннадий Петров   28.11.2011 15:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.