19. Идея фикс

  19. Идея Фикс

  Ефим Ильич зациклился. Новогодние праздники были столь обширными, что он не знал, куда себя деть. Пить он не пил, по гостям ходить не любил, диссертацию не писал, внуков не нянчил, огород не сторожил. Фиме было скучно-прескучно, но его профессиональные привычки не давали ему скучать  или бездельничать. Ему очень хотелось раскрыть тайну посоха  Иоанна Крестителя, но проблема была столь тяжела и глобальна, что Фима старался пройти по краешку, узнать самую малость, для чего ему нужна была информация. Спасибо, добрые люди подсказали ему источники, с которых надо начинать поиск, прислали иллюстрации, комментарии. При наличии Википедии в Сети он мог бы ограничиться чужой информацией и успокоиться. Однако он не хотел глотать чужую информацию. Он знал, что существуют ещё тайны Креста и посоха, и потому зациклился. Крест- вот что его волновало. Поначалу он, конечно,  как лингвист широкого профиля попытался проникнуть во внутреннюю форму слова. Как известно, все дороги ведут в Рим. В данном случае все дороги вели в латынь. CRUX, Сrusis- нашел Ефим Ильич  в словаре иностранных слов и стал плясать от этого. А в английском- CROSS. Тоже от латыни. Всё-таки  древние римляне- молодцы!! Подарить миру столько слов, столько выражений!!! А всё потому, что грамоту любили и книжки писали. Жаль, что империя погибла. Они бы ещё столько слов напридумывали !!!!

    Фима заглянул и в словарь Лонгмана, и в энциклопедию символов, и в словарь Ожегова….. Ему хотелось составить стереоскопическую таблицу взаимодействия слов, но, увы, стереографией он не владел. А потому он разложил всё в одной плоскости. Крест был везде. Источники называли его символом Космоса, простейшей формой Вселенной, центром Земли и всего мира, символом огня и света, авторы полагали, что Крест существует везде, он, как Бог, вездесущ, его никто не изобрел, потому что он существует в природе. Однако Фима смутно подозревал, что крест впервые нарисовал  какой-нибудь неандерталец, пометивший свою пещеру, чтобы не заблудиться. Что заставило его, этого неандертальца, нарисовать две палочки одна поперек другой?? Наверное, веточка или травинка, повисшая поперек стебля, когда неандерталец нечаянно задел её своими ножищами или ручищами.  Какой смысл придавал он этому перекрещиванию?? Это был сигнал, это были зачатки письма, письма иероглифического, смысл которого понимал сам писавший. И, наверное, самым главным смыслом знака был опознавательный. А потом- знак прибавления. Числа ведь возникли раньше букв. И среди чисел – палочек и зарубок красовались первые абстрактные  понятия- плюс и минус. Это были ребусные рисунки. До настоящего письма было ещё очень далеко.

    Был ли знак Креста всегда символом христианства и Иисуса?? Конечно, нет. Его история пройдет через понятия сфиротического Древа Жизни Каббалы, через зодиакальные созвездия символ спустится на Землю, достигнет Голгофы и оттуда пойдет по всему свету, обрастет множеством легенд и обрядов, поднимется на купола церквей и католических храмов, займет свое место в инвентаре церковников, его изображениями будут украшать одежду, его вставят меж ладоней святых великомучеников и младенцев, его повесят на тело своё миллионы и тысячи верующих. Всё это будет. А пока Фима бродил по чужеземным странам, пытаясь определить все оттенки этого символа у разных народов. Фима решил начать с Древнего Египта. Египетский крест назывался АНКХ. Он был похож на латинский, но вверху заканчивался петлей. Это был ключ. Ключ к воротам смерти. Египтяне вообще почитали смерть и заботились о ней. Египетские ключи часто сопровождали сфинксов, которые, как было известно Фиме, охраняли ворота смерти. Но, как всякий иероглиф, АНКХ имел множество других значений. Его часто видели в руках бога Осириса (Озириса), он охранял булавку Клеопатры, женщины носили его как амулет, избавляющий от бесплодия, Анкх ставили на стенах каналов и плотин, дабы он уберег от наводнения, с ним хоронили умерших, с ним проводили магические инициации и посвящения, в результате которых рождается МУДРОСТЬ. Почти все египетские фараоны изображались с АНКХОМ в руках.

     Ефим Ильич обратил внимание на некоторую путаницу в символике и названии крестов. В случае с египетским крестом путаница заключалась в том, что его называли по-другому ТАУ-крестом. На самом деле ТАУ-крест был составной частью Анкха, его нижней частью, над которой красовалась петля- символ вечности. Название ТАУ пришло позднее, во времена греков и греческого письма, Он символизировал уже не смерть, а жизнь, обозначал верховную власть и, как ни странно, человеческий атрибут под названием ФАЛЛОС. Бедный Тау!!! Он был последней буквой еврейского (?) алфавита, имел сходство с греческой буквой ТАУ, потому в библейские времена он стал символом Конца Мира, Знаком Каина, символом защиты израильтян от уничтожения. Кто-то из древних видел, что на таком кресте распяли Христа, и потому его назвали также КРЕСТОМ ВИСЕЛИЦЫ. CRUX commissia  считали своим основатель христианского монашества Святой Антоний  и Франциск Ассизский. Считала его своим и Змея, уютно расположившаяся на перекладине креста и обвившая своим хвостом вертикаль, эту лестницу в мир спиритуального.

   Фима с трудом сообразил, что раз крестов в древние времена было маловато, вся нагрузка символики легла на горизонталь и вертикаль АНКХА. Копты, например, эти ранние христиане Египта, из петли вверху креста сделали круг, перечеркнули его другим крестом, но маленьким, и объявили его символом загробной жизни. А позднее создали варианты своего креста, добавив в него дуги и четыре гвоздя, которыми был прибит к кресту Иисус. Ефим Ильич устал от вариантов, от разновидностей и добавлений и понял одну важную вещь - ничто не постоянно в этом мире. Каждая религия приспосабливала символы веры к своим интересам и понятиям. Но его радовало то, что духовная жизнь древнего народа отразилась в символах Анкха и коптского креста, была зафиксирована художниками и древними гравёрами и сохранена в древней настенной живописи. Кстати, Ефим Ильич нашел свидетельство жизни древнего креста в современности. Во времена движения хиппи в конце прошлого столетия, символ обозначал мир и правду.  Фима не понял только, кто первым догадался о современном значении Анкха.


Рецензии