Творческая биография

Детство

Моя творческая деятельность началась в 1986 году в г.Новокуйбышевске Куйбышевской (ныне Самарской) области. В один из майских солнечных дней я, двух лет и двух месяцев от роду, важно ехавшая с прогулки в коляске, вдруг продекламировала:

Едем по дорожке
Вытянувши ножки,
И приедем мы с тобой
К нашей бабушке родной!

Когда я стала постарше, мама рассказала мне об этом случае и моих внезапно объявившихся литературных наклонностях. Где я подсмотрела или подслушала, что слова можно так незамысловато складывать в строчки? Быть может, стихотворный склад мысли сформировала у меня бабушка, которая из книг и на память читала мне поэмы Пушкина, сказки Корнея Чуковского, стихотворения Маршака? Я и сама к этому времени успела освоить много детских произведений, начав самостоятельно читать очень рано, с года и восьми месяцев. А может быть, мне просто «послышалась» тогда солнечная мелодия летнего дня? Теперь на этот вопрос не найдется ответа…
Потом мои творческие способности как-то подзабылись на год с небольшим. А потом наша семья года на три перебралась в Алжир, в маленький поселок при посольстве СССР, - отец был инженером-строителем, а работы по запуску в эксплуатацию Алжирской ТЭЦ были в самом разгаре. Море, море, море в ста метрах от дома! Бесконечный раскаленный песок, плантации бананов и инжира, дождливые штормовые зимы…и стихи. Несколько десятков из них были записаны моей мамой. Помню, было у меня большое стихотворение о празднике Нептуна, который мы, дети, отмечали каждый год по-пляжному беззаботно и весело. К сожалению, в мою творческую биографию эти строчки не войдут, - не относилась я серьезно к тому, что писала тогда, где-то затерялись теперь они.

Пробы пера

Каждое лето мы с родителями проводили в доме моей бабушки в пригороде Новокуйбышевска. Вот это там была природа! - озера, луга, разливы по весне, сенокосы летом…Нахожу у себя стихотворения того периода, все пропитанные жаркими лучами и запахом яблок, сливы и сенным ароматом трав заливного луга. А мне тогда – 11-12 лет…
К тринадцати годам стихотворений накопилось много, с пухлую папку. Каково же, наверное, было удивление главного редактора самой массовой новокуйбышевской газеты, члена Союза писателей России В.М.Шарлота, когда к нему пришла девочка и сказала, что хотела бы публиковаться в рубрике «Наши поэты»!
Владимир Михайлович тогда меня раскритиковал. Сказал, что стихотворения «сыроваты» и нужно поучиться у кого-то из именитых, чтобы добавить профессионализма и умения владеть словом. И судьба довольно скоро свела меня с ними, настоящими поэтами. Тогда, в девяностых, Новокуйбышевск считался самым творческим, поэтическим городом Самарской области. В городском литературном объединении я познакомилась с прекрасными поэтами и прозаиками, - В.Семичевым, А.Авраменко, И.Бардиным, М.Андреевой, О.Катышковой, Т.Слеповой, И.Венниковым…
Члены Союза писателей России, поэты Е.Н.Семичев и Д.Е.Кан тогда не только публиковались в городских и районных изданиях, но и занимались развитием и обучением молодого творческого поколения. У них я и училась - заседания литературного кружка, который они возглавляли, проводились в стенах моей школы № 5. Тогда, по итогам поэтических конкурсов, несколько моих стихотворений было опубликовано в городской прессе. Вышла в печать книга «Сборник стихов молодых поэтов города Новокуйбышевска», - там тоже есть две моих публикации.
С новокуйбышевским поэтом Е.В.Афанасьевым мы тогда начинали работу по редактированию моих стихов в «профессиональном» ключе. Планировали издание книги, набирали материал, делали художественное оформление. Но книге моей тогда не суждено было выйти в свет. Однажды (мне было лет 16), взглянув на свое творчество критически, я внезапно поняла, что в нем, в общем-то, нет ничего примечательного. Думалось примерно так, - а вдруг это не мое, а подслушанное? Не авторский настоящий почерк, а «подражательство»? Ведь умела же я, под впечатлением «Горе от ума» А.С.Грибоедова, неделю, а то и две после прочтения изъясняться в духе монологов Чацкого…Да и не вызывали мои стихотворения у меня самой слез.
Зато вот рассказ свой, прочитанный «со стороны» – вызвал! Он был опубликован в городской газете как обладатель первого места на конкурсе малой прозы. С тех пор вектор творческих предпочтений моих определился окончательно – проза! Для исполнения с аккомпанементом гитары и фортепиано (а вот тут разностороннее образование помогло, - я заканчивала музыкальную, по классу фортепиано, и художественную школы, несколько лет занималась в профессиональном хоре при новокуйбышевском Доме культуры) я по-прежнему писала стихи, - но теперь они были песнями…

Студенчество

После окончания школы, в 2000 году, я поступила в Самарскую государственную экономическую академию, а в 2005 году закончила ее, получив специальность «экономист». Студенческие годы не запомнились мне как особенно продуктивные для развития и литературного творчества. Наверное, нехватка времени сказывалась, - ежедневные поездки в областной центр на занятия, а со второго курса еще и работа, - нужно было помогать семье…
Помню, я числилась в редакционной коллегии институтской газеты и иногда приходила на ее заседания. Если успевала, забегала в перерыве между парами и оставляла для публикации стихотворения, записанные как-то наспех, по дороге домой, в электричках.
Помню летние вечера Грушинских фестивалей, несколько новорожденных моих песен, исполненных под гитарные переборы…и страстную цель, которая к окончанию вуза разрослась до размеров невероятных и даже немного пугающих - стать настоящим, востребованным обществом и государством специалистом (не зря ведь государство, в лице профессоров Академии, учило меня уму-разуму и экономической профессии все эти годы). Обязательно для меня было - творить и думать, да так, чтобы результаты делали жизнь других многограннее и проще одновременно! И на все про все - жесткие девять букв названия моей профессии - «экономист»…Тут особенно-то не разгуляешься! Неумолимое Всё было явно в оппозиции к моим идейно-карьеристским наклонностям, - но я упрямо мечтала о своем большом Будущем, как мечтают о великой Любви…

Работа с текстом как профессия

По удивительному стечению обстоятельств, первым моим московским «домом» стало общежитие Литературного института на ул.Добролюбова…Была я тогда аспиранткой факультета экономики Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ), - то была еще одна моя заветная мечта, о защите диссертации, которой я «болела» лет с 15.
Параллельно с работой в сфере финансового и бухгалтерского консалтинга (консультировали и аудировали мы тогда АвтоВАЗ, ЛенЭнерго, филиалы ОАО «РЖД» и еще несколько крупных российских предприятий) с 2006 по 2008 годы я работала над диссертацией и получала второе высшее, юридическое, образование.
К этому периоду времени (2006 год) относится и начало моей деятельности как журналиста. Первые мои статьи задумывались как контент для сайта моего работодателя. Будни консультантов, по нескольку месяцев живущих на проектах вдали от дома, новые идеи, альтернативные подходы к управлению и учету в компаниях…профессионализмы, формулы, жесткий научный язык… Боюсь, статьи эти не смогут быть украшением моей литературно-творческой коллекции. Тем не менее, именно тогда, в период работы с многотомными документами методологического и профессионального характера, я начала отчетливо, объемно представлять себе «текст». Научилась ощущению стостраничного документа как «целого». Созданию текстовых структур и построению «пирамид» из профессионализмов. Заполнению пустот, выуживанию и выпячиванию главного. Доведению обрывков мыслей и разрозненных абзацев до «результата»…
В марте 2009 года я, за три послекризисных месяца подготовив к сдаче диссертацию, наконец получила диплом кандидата экономических наук. Потом, с 2009 года по сей день, словосочетание «диссертационное исследование» и стало основным видом моей деятельности. Помимо официальных моих видов деятельности (в этот период времени это был энергетический консалтинг), мной было подготовлено десять диссертаций. У каждой – своя задумка, своя идея, логика и красота.
Кроме того, были написаны десятки (если быть точной, что-то около сотни) статей научного и научно-популярного характера в профессиональные периодические издания, в том числе из перечня ВАК РФ («Ресурсы.Информация.Снабжение.Конкуренция (РИСК)», «Российское предпринимательство», «Креативная экономика», «Ипотека и кредит», «Корпоративный менеджмент», «Управленческий учет и финансы», издания «Бератор Пресс», «Экономика и финансы электроэнергетики», «Вестник ИПКгосслужбы», «Финансовый директор», «Вестник Самарского государственного экономического университета», «Контроллинг», порталы Treko.ru, Consulting.ru и т.д.). Вышли в свет четыре монографии. Вкупе с более ранними и менее профессиональными формами отчетных и научных работ моего авторства (как, например, финансовые обоснования, бизнес-планы, дипломные проекты, которыми я занимаюсь с 2000 года), набирается внушительная библиотека – около тысячи работ. Предвижу вопросы о том, насколько целесообразна подобная псевдопомощь будущим псевдоспециалистам. Оправдать меня может только вдохновение, «кайф», отвлеченность от жизни (очень хорошо я приспособилась работать по ночам…) и какая-то «окрыленность», - все это я чувствую, когда работаю с текстом.

Творческий процесс

Лето 2006 года. Нас, консультантов на проекте «АвтоВАЗ», развозит из здания заводоуправления по корпоративным квартирам такси. И вот, в раскаленных летних сумерках, когда воображение отключается от нагромождения проводок, бухгалтерских и финансовых терминов с многосимвольными формулами, начинается музыкальный концерт. С продолжением. С вариациями различных музыкальных тем…
Существует ли и вправду понятие «музыка текста»? Если да, то у меня, видимо, есть свой, особенный способ ее слышать.
Летом 2006 года я много анализировала свое прошлое. Слушала себя, наблюдала за жизнью…много писала. Зарисовки и эссе свои того периода публиковала в «Живом журнале». Там же знакомилась с другими пишущими…
Очень многое я узнала о себе тогда. Что могу «влюбляться» в текст, когда перед глазами вдруг начинает играть музыка, которую я отчетливо слышу в себе. Видеть во сне ощущения из образов, угаданных между строк. Откликаться на словосочетания и словесные конструкции, созвучные моим собственным мыслям. Чувствовать изломы и внутренние конфликты, состояние души автора текста, понимать его настроение по рисунку фраз…и гармонизировать его внутреннее состояние, разговаривая с человеком на знаково-символьном языке, понятном только ему! С тех пор и живу в этой музыке…

Направления творческого пути

Честно признаться, у меня никогда прежде не было целенаправленного стремления становиться профессиональным писателем. Наверное, сказывалась некоторая «зацикленность» на работе и постоянная занятость (несколько проектов, потом моя собственная консалтинговая компания), необходимость обеспечить себе и близким комфортные условия жизни…а так, чтобы просто остановиться и подумать, - такого момента я в своей жизни не припомню. До этого лета…
Что у меня есть сейчас? Некое странное «чувствование текста», желание (не гарантирующее умения) выражать свои мысли преимущественно в письменной, а не в устной форме, навык работы с большими его объемами. Пожалуй, еще привычка грамматически правильно писать и мгновенная реакция на некорректно написанное слово или выражение.
Чего нет? Наверное, знания литературы как предмета и глубины этого знания. Возможности обобщить, измерить и использовать профессиональный опыт поэтов и прозаиков, литераторов и критиков различных поколений…А еще умения писать. Быть «профессиональным писателем». Поднимать социально значимые, актуальные темы. Уметь быть ответственной за свои идеи, слова и мысли перед обществом. Да и многого другого, я уверена, у меня еще нет, что сможет заметить, выразить и скорректировать только тот, кто пишет. Вот это то, к чему нужно бы прийти. Нужно бы, например, научиться писать «глубже», - сейчас очень часто замечаю, что чувствую гораздо многограннее, чем могу это выразить в тексте. Нужно бы остаться верной делу, которое, - несмотря на мое формальное «экономист», - и является, по сути, делом всей моей жизни.
Есть ли у меня способности к писательскому творчеству, или же мои произведения достойны только того, чтобы о них забыть, - решать, конечно же, уважаемым членам жюри творческого конкурса. А мне просто очень хотелось бы развить в себе это настоящее и искрящееся, удивительное и живое, красивое и чистое. А может быть, найти наконец свой настоящий профессиональный писательский Путь…


Рецензии