Белая полоса Панкратова-Чёрного

Ему не предлагают ролей роковых красавцев, высоколобых философов или благородных разбойников. Впрочем, сам он тоже предпочитает трагедиям комедию или, на худой конец, хороший водевиль. Да и зачем ему образ печального романтика, если он с самого детства отличался весёлым нравом и мечтал стать клоуном?
Хотя давняя мечта не сбылась, Александр Панкратов-Чёрный тем не менее нисколько не жалеет о том, что выбрал профессию киноактёра, а не циркового артиста: ведь любимая работа позволяет ему проявлять во всём блеске комедийный талант.
Друзья и близкие знают, что Александр во многом схож со своими персонажами из фильмов лёгким характером, юмором, широкой натурой и склонностью к авантюрам. Наверно, ещё и поэтому его герои выходят такими живыми и яркими.
Однако большая популярность актёра имеет и обратную сторону: немало критиков называют его звездой кассовых, но пошлых кинолент, видимо, отождествляя Панкратова-Чёрного со многими его кинообразами – болтливыми провинциалами, нахальными аферистами, недалёкими ловеласами… Впрочем, это не мешает ему пользоваться любовью простого народа, далёкого от кулуаров кинематографа. Может быть, потому что смысл своей жизни Александр Васильевич видит в первую очередь в том, чтобы радовать зрителя своим искусством.

ЗЕМЛЯК ШУКШИНА
Александр Панкратов-Чёрный (настоящая фамилия – Панкратов), как и Василий Шукшин, родом с Алтая. Его малая родина – небольшое старинное село Конево, стоящее на берегу многоводной реки.
Детство будущего актёра пришлось на суровые послевоенные годы, к тому же родился он в многодетной семье. Как вспоминает Панкратов-Чёрный, жили они нередко впроголодь: глава семьи Василий Трофимович умер в 1952 году (сказались раны, полученные на войне), и матери, Агриппине Яковлевне, пришлось поднимать детей одной.
Уже тогда врождённые оптимизм и жизнелюбие помогали Саше справляться с жизненными невзгодами и воспринимать их как временное явление. Кроме того, мальчик научился рассчитывать только на себя, что в дальнейшем ему очень пригодилось.
Окончив школу-семилетку, Александр решил поступить в Горьковское театральное училище, хотя мать и была против этого. Она хотела, чтобы сын, как и все её предки по мужской линии, стал военным. Но юноша сумел настоять на своём. Так был сделан его первый шаг в мир искусства.
Окончив в 1968 году училище, Панкратов три года проработал в Пензенском областном драмтеатре, после чего отправился покорять Москву – и поступил на режиссёрский факультет ВГИКа. Именно тогда у его фамилии появилась приставка «Чёрный», которой он был обязан цвету своих волос и тому, что на одном с ним курсе оказался однофамилец.
Кстати, дипломной работой Александра Панкратова-Чёрного стал короткометражный фильм по мотивам рассказов Шукшина.

НАСТОЯЩИЙ ТАЛАНТ
Забавно, но именно режиссёрская деятельность Александра положила начало его карьере киноактёра. В 1978 году известный режиссёр Андрей Михалков-Кончаловский, случайно увидев курсовую работу Панкратова-Чёрного – ленту «Урок», предложил ему стать своим ассистентом в фильме «Сибириада» и заодно сыграть в нём второстепенную роль.
В актёрской среде много лет ходит байка о том, как никому не известный дебютант был признан настоящим талантом. В картине Михалкова-Кончаловского был эпизод, когда во время пожара на героя Панкратова-Чёрного падала нефтяная вышка. Чтобы надетые им валенки не загорелись во время съёмок, Александр предварительно окунул их в лужу. Но случилось то, чего актёр никак не ожидал и что принесло ему нечаянную славу. Когда вышка упала и всё вокруг заполыхало огнём, вода в валенках от жара вскипела! Обожжённый Панкратов-Чёрный закричал от боли, слёзы сами покатились по щекам. Окружающие же сочли это мастерским вживанием в роль, и на Александра посыпались предложения от других студий и режиссёров.
Так это было или нет, но уже следующий фильм, где актёр сыграл одну из главных ролей, принёс ему всесоюзную славу. Речь идет, конечно же, о легендарной киноленте «Мы из джаза» (1983 г.) Кстати, работу в ней актёр до сих пор считает самой любимой своей ролью. После «Джаза» были ещё десятки картин, среди которых стоит отметить «Жестокий романс», «Зимний вечер в Гаграх», «Где находится нофелет?», «Ширли-Мырли», «Новый Одеон», «Личная жизнь королевы», «Мастер и Маргарита», «Палата № 6».
В общем, надо признать, что именно «Джаз» положил начало полосе удач Панкратова-Чёрного: после выхода этой картины ему начало поступать огромное количество предложений о съёмках, причём практически ни от одного он не отказывался, порой принимая участие сразу в нескольких фильмах. Не верите? Посмотрите его фильмографию с 1984 по 2009 годы. Каждый из них отмечен как минимум одной его киноролью.

КАКИМ МЫ ЕГО НЕ ЗНАЕМ
С давних пор за Александром Панкратовым-Чёрным закрепилась репутация отменного сердцееда. Его поклонники и особенно поклонницы свято уверены: при таких-то ролях и таком кипучем обаянии актёр просто обязан быть записным донжуаном, меняющим жён и любовниц, как перчатки. Тем не менее это далеко не так: он был женат всего трижды, и с третьей супругой, подарившей ему сына Владимира, живёт душа в душу почти тридцать лет.
А ещё он с юношества пишет замечательные лирические стихи, которые охотно печатают крупные литературные журналы и газеты. Некоторые из них позднее были выпущены отдельными сборниками, за что, кстати, Панкратова-Чёрного приняли в Союз писателей России. А не так давно цикл его стихотворений был опубликован в британском «Королевском журнале», главным редактором которого является королева Великобритании Елизавета II.


Рецензии