Батаен

В начале мая папа привёл вороного жеребца трёхлетку.
-Наш Батаен,-сказал он передавая мне повод.
Высокий,шея дугой,густая, длинная,как смоль   грива.
Конь глянул  на меня,задрал голову и стал водить из одной
в другую сторону,вырывал из моих рук повод.
-Тпру,-сказал папа,погладил рукой  его шею  и успокоил коня.
Папа привязал уздечку к ограде сада.
Я нарвал травы,подхожу,протягиваю  конь хватает губищами и
хрумкает.
-Ты смотри какой красавец,- сказала мама.
-Понравился,-улыбается папа?
-Да,очень,чей это?
-Наш.
-Ты мне ничего о нём не говорил.
-Сам не ожидал.
-С неба упал?
-За столом расскажу.
-Обед готов ,пришла пригласить .
Папа с детства любил  лошадей и мечтал купить красивого коня,
много работал,чтобы осуществить мечту.
В сенокосную пору косил траву на лугу, в роще , обкашивал
лесные поляны.Заготавливал сена  несколько стогов,весной продавал.  В дальних от города деревнях,поздней осенью и зимой скупал ,что можно быстро продать в городе.  Папа пацаном начал работать.               
Сторожем в церкви был старик,из бывших солдат,он же звонарь,конюх
и кучер у священника .
Когда  старик  в 1917 году помер, 12-ти летний мальчик ,будущий мой папа ,стал звонарём в церкви ,конюхом и кучером у  батюшки Михаила.
Во времена НЭПа, родственник бабушки Тани-Сергей Данилыч
Романов пригласил  молодого человека конюхом в его конюшню.
А когда старший конюх перешёл к другому хозяину
 Сергей Данилыч назначил  старшим конюхом папу. 
 Когда у Романова дела пошли на спад он не платил папе деньги.
 НЭП канул в лету.
Об этом  за обедом   папа напомнил маме.
-Вера Алексеевна пригласила к больному мужу,он подсказал ей,где
меня найти
-Да ладно, подсказал ,она и сама знала,где тебя найти,уж я то видела её завидущие глазищи.
-Не выдумывай.
-Рассказывай,давай.
-Пришли,Сергей Данилыч лежит в постели,поздоровались .
-Пришло время расплатится с тобой, не хочу отдавать вороного
  в чужие руки.
-Он закашлялся,машет рукой,мол, иди смотри.
Вера Алексеевна из конюшни  на луг вывела   красавца.
Я увидел и был сражён наповал,отродясь ничего подобного не видел.
Когда вернулся к Сергею Данилычу,он в большом зале восседал в кресле.
-Что скажешь?
-То и скажу,хороша Маша ,но не наша,нет у меня таких денег.
-Я ещё ничего тебе не говорил.
-Не слепой,догадываюсь.
-Коль не слепой,то и не глухой,вот моя цена,20 тысяч,плюс, помнишь
мой должок .
-Помню,но у меня нет 20-ти тысяч.
-Хорошо,отдашь  половину и через месяц вторую половину,как видишь
сижу на бобах,а тут  ещё лечиться надо.
-Так Батаен стал моим.
-Где ты возьмёшь десять тысяч?
-Есть у меня один человечек, я с ним договорился под небольшие
проценты, через год расплачусь.
 Сельчане  приходили поглядеть на нашего Батаена,папа выводил коня  на лужайку и привязывал к ограде сада.Накашивал свежей травы, а я угощал коняшку морковкой. Видит несу морковку,трясёт головой,мол,
неси быстрей. Не редко  тихонечко ржал и трёс головой,посылал за лакомством. Позволял  с телеги садится на него.Однажды я отвязал его от ограды и повел по дороге к роще.Папа водил его пастись на луга. Веду за повод, он стал мотать головой и заржал,просит отпустить и я отпустил повод.Батаен понёсся ,грива развевается словно парус.
К моему удивлению остановился на поляне,куда водил  папа.
Конь умное животное ,к нему надо привыкнуть и понимать его.
Мой сосед Шурик Денисов обещал,что его отец купит коня лучше.
-Да где же  он купит,лучше нашего нигде нет.
Шурка стоял рядом,когда я кормил Батаена морковкой ,хвалился:
"Сегодня пойду в ночное." У них здоровенный ленивый мерин.
-Я тоже пойду,папа обещал.
Денисов рассказывал : "Ночью падают звёзды/конечно же метеориты/,
 на рассвете кукарекают масловские петухи. "
-Я и без ночного  слышал как петухи поют,наш такой голосистый.
Я ждал,когда будет наша очередь ,стеречь   табун.
Такой день настал.Во время обеда папа сказал:»Сегодня  в ночное.»
Я пулей вылетел из-за стола и к Шурке хвалится,а его дома не оказа
лось.
Вернулся домой и лёг ,чтобы ночью не спать.
Как назло не мог уснуть,ворочался на полатях с боку на бок,мечтал
о ночном.
Папа опаздывает,вон,на ходиках уже вечер.
Папа пришёл  мы сели ужинать. После ужина папа говорит;»Иди отвязывай Батаена,возьми на ограде путы и шагай на луг.
Веду  коня:»Эх,жалко,Шурка не видит.»
Папа принёс телогрейку,авоську с едой,в бутылке воду.
Положил  всё  на горке,подошёл к нам.Мы пришли первыми,на лугу никого.Папа спутал  Батаена,снял уздечку , ладонью шлепнул по боку,конь скакнул несколько раз и стал хрумкать траву.
Мы  по берегу реки стали собирать прутики,дощечьки,их прибивает  течением к берегу.
Масловские стали приводить коней,издали поздороваются,с папой,
спутают передние ноги,снимут уздечку,махнут нам рукой и уходят.
Сосед дядя Володя пришёл,спутал коня,снял уздечку и  подошёл к папе,
они поздоровались ,он ко мне:»Александр Пелагеич,костёр разведёшь,
смотри речку не спали .»
Бабушка зовёт его :»Насмешник.» Он  всех переиначивает.
Тётю Тоню зовёт :»Антонина Татьяновна.» Дедушку :»Маёзав.»
Шурку Денисова  :»Дед Шура».
Я несколько раз заворачивал коней,куда  скачут, на лугу сочная трава.
 Пытался подойти к жеребятам,ни один не подпускает, красивые
маленькие коняшки,брыкаются!
Перепелки советуют  спать  пора,спать пора.
 Вечереет,папа развёл костёр.  На речке квакают лягушки,на мельнице
 шумит платина.
Папа  расстелил телогрейку ,укладывается отдыхать.
-Смотри за лошадьми в оба ,не ленись,в случае чего буди немедленно!
-Не беспокойся,отдыхай.
Сижу сгребаю палочкой  дощечки к огню,костёр потрескивает , пучки искр улетают высоко и где то там гаснут.Метеориты ,как стрелы .  Всё чаще
Бегаю,заворачиваю скакунов,куда их тянет,на лугу хорошая трава.
Скоро рассвет,устал, решил прилечь рядом с папой отдохнуть немного,
спать не буду, отдохну и всё.
-Вставай,давай,-будит папа,-где лошади?
 Над рекой и по лугу стелеться туман.Зябко.
Не видно лошадей,туман скрывает их.
За селом, в роще  стоит табор,дядя Лёня,сосед  наш говорил папе:» Не
случайно они остановились,сопрут твоего коня.»
Папа говорил маме:» В таборе вечерами поют и пляшут,масловские
 мужики ходят смотреть.»
-Цыганки   днём гадают,  Полина Денисова оставила на терраске  сушить белье,утром глянула,даже верёвку срезали,- рассказала мама.
Бегу изо всех сил, всё равно не догоняю папу.
За рощей нашли табун,Батаена нет.
Папа дал мне кнут:»Гони на луг,там наверно уже паника.»
Несколько человек ждали своих коней.Сосед дядя Володя шутит:
«Говорил тебе не спи,не слушаешь старших,товарищ АП.»
Дальше всех был Батаен.
-Понял свою ошибку,-спросил папа?
-Больше не повториться,-ответил я.
Коней разобрали, идём домой,я веду Батаена. Жаворонки  высоко летают.
-Слышишь,радуются,  Батаена нашли,-шутить папа.
Уже несколько раз падал с Батаена,но ни разу не было больно.
Пришло время седлать Батаена .
Новое,красивое седло,папа накидывает на Батаена,он брыкается и сбрасивает седло , сердито ржет,встаёт на дыбы,машет передними ногами, буйствует!
Папа угощает коня морковкой, кусочком сахара и вновь пытается
оседлать,но опять  ничего не получается. Через несколько дней папа добился своего и ездил форсил подскакивая в седле.
Я тоже сел в седло,мне не понравилось ездить в седле,скользко
Однажды, в жаркий день,папа подозвал меня и сказал,чтобы я искупал коня.Он  подсадил меня,я сел,ухватился за гриву,папа шлёпнул Батаена ладонью и конь зашагал по знакомой дороге к реке.Миновали часовню,лужайку,рядом крутая гора,дергаю за гриву ,тпру,Батаен,тпру,
кричу,он побежал.Через два или три шага под гору я слетел с коня.
 Встаю,оглядываюсь,увидел его,он стоит смотрит на меня,хочу подойти к нему.Батаен пробежал мимо ,остановился возле реки и  ждёт.
Проведать бабушку приехал Сергей Данилыч,он  советовал не запрягать
Батаена. Можешь заработать на нём хорошие деньги,на  вырученные
от продажи Батаена купишь десять хороших лошадей.
Батаена все угощали,кто горстью овса,кто морковкой,кто кусочком сахара,все вместе  чистили,холили,он ажь блестел.Поили колодезной
но не холодной водой.
Ежедневно,утром папа выводил Батаена на луг и на длинном поводе
давал пробежку.
В тот день сидели с папой  на лугу,рядом пасся Батаен.
К нам подошел папин друг Бухман,наш однофамилец Виктор Морозов
и стал рассказывать папе о бегах неподалёку от города.
Это что же дикий ипподром,-спросил папа?
-Какая тебе разница  можно хорошо заработать .
-Если думаешь,клюну на приманку,ошибаешься,-ответил папа.
Через несколько дней Бухман заявился к нам под вечер с бутылкой.
-Хозяйка,накрывай на стол,разговор будет длинный,-заявил он.
-Разговора не будет,убери свою бутылку,давай иди домой,-посоветовал
папа.
-Один хороший человек сказал мне,что твой коняка в Ростове или в Москве стоит бешеных денег.
-Я и без твоего хорошего человека знаю,Сергей Данилыч предупредил:
«Захочешь похвалиться,начнут приставать продать,не продашь украдут.»
На другой день  Бухман снова пришёл и показал пачку денег.
-Специально для тебя страховые и ещё получишь столько же только за участие.Ставки выросли до 80 тысяч.Первый   получит 40 тысяч,
второму 25 ,третьему 15 тысяч.
-Чувствую добром дело не кончится,заманивают тебя,останешься без
Батаена,-предупреждает мама.
Сёстры и я захныкали,жалко нашего коняшку,мы его любим,хотим
разжалобить папу.
Рано утром Бухман заехал за папой,передал страховые,папа положил деньги на терраске ,мама до них не дотронулась.
Бухман  и папа поехали на бега.Бухман тоже на коне и в седле.
Бабушка  положила деньги в сени на подоконник.
Весь день  с нетерпением ждали возвращения папы.Выходили смотреть,пока не стемнело. Поздно вечером сели ужинать,но сложили
руки на столе  положили головы на руки – сиротки чутко прислушивались к каждому шороху.
Папа вернулся весь в крови,одежда порвана,мама стала проводить мед.процедуры и  переодевать папу,бабушка,сестры и я выбежали на улицу,
Батаена на обычном месте не оказалось,мы заспешили  домой.
Папа рассказывал,мы затаив дыхание слушали.
Нашим наездником был  парнишка лет 16-ти,сын  устроителя бегов.
Этот, мужчина лет 50-ти, успокоил меня:» Олежка,чертёнок,во
всей округе не сыщешь умней и ловчей его.Твой Батаен будет первым,
лучше его нет,поверь мне.
-Папа,где наш Батаен,- закричал я,бабушка аж вздрогнула.
Папа встал,подошел ко мне,гладит по голове и говорит:» Дистанция
три круга по 700 метров .Батаен легко бежал впереди всех,
недалеко до финиша,я это хорошо видел,парнишка придержал
нашего коня,победитель на полкорпуса опередил Батаена. Я возразил
что забег надо отменить,Появились мужики,затеяли драку,я оказался
в средине,со всех сторон на меня полетели кулаки. Думаю,в это время увели Батаена,Дикие бега никто никому ничего не докажет.
 Мужчина переиграл меня.
-Не бывший ли конюх Сергея Данилыча,-спросила мама?
-Он и есть,я не знал проходимца,только слышал о нём.
-А Бухман почему не заступился,-сказала мама?
-Его тоже чуть не убили,он требовал отменить забег.
-Деньги,25 тысяч   передал мне   так называемый арбитр,другие участники заголосили и этим помогли мне.
-Деньгами соблазнили тебя,-сердится мама.
-Знал бы где упасть соломки бы подстелил.
В воскресенье папа с другом поехали на конский базар за конём.
-Чтобы,как Батаен,- напутствовала мама.
-Мы тоже все хотим Батаена,-крикнул я , хозяин стеганул коня и
телега загромыхала по мостовой.
Папа заявился домой под утро.
Мы всю ночь не спали,ждали папу с конём.
Бухман рассказывал бабушке.
-Почти в Мяснове они догнали меня,приехали мы на базар,цыгане
продают,лошадей много но выбора нет. Есть двухлетки  на бойню.Пошли завтракать,один знакомый пообещал:"Будут сегодня лошади,но попозже." Придём позже. Расположились в одной столовой  на рынке.
-А лошадь то где,на какой приехали?
-Привязали к столбу,попросили знакомого присмотреть,пообещали
отблагодарить.
После обеда пришли на рынок, видим очень хорошего жеребца,но
не приглянулся он Алексею,масть не та,серый какой-то,похож  на
здорового кобеля.
Сели на телегу,курим,собрались ехать домой.Тут к нам подвели
вороную кобылу з-х летку,породистая,на месте не стоит гарцует.
Купили,обмыли это дело,бывший хозяин чуть не плачет:"Ни за что
бы не продал,деньги позарез нужны."
 Бывший хозяин привязал  к телеге вороную и мы
распевая песни поехали в своё село.Не заезжая домой кобылу
на луг,в ночное.
Да,а на другой день папа пошел за кобылой,чтобы привести домой
и хвалиться.Кличка лошади Лавелка.
Папа пришел на луг, ищет  красавицу кобылу,спрашивает :"Где моя
 Лавелка?"  Ему показали:"Вон твоя Лавелка."Облезлая старуха кожа и кости." Как было дело,разобралась мама.
-Папе показали прекрасную кобылу,а когда они добавили,якобы
обмыли покупку,им привязали к телеге сюрприз.
Бухман потом говорил:"Ручаюсь, её ночью подменили."
-Тут много чего могло случиться,-сказала мама.
Папа не успокоился,стал умней,купил две серые в яблоках кобылы-
Ласточка и Парашютистка,они нам сразу понравились.В селе
 расквартировали воинскую часть.  Через сельсовет лошадей  у папы
отобрали,верховые командирам понадобились.


Рецензии