145. Фигура обрамления
Сам роман –многотемное и объёмное повествование со сложным, вылепленным, действительно, из богатого личного опыта общественно-политическим и глубоко лирическим содержанием, с тонкой и сложной философией (кстати, и автор, и его герой учились на философском факультете).
Почему же мне вздумалось начать обзор с последних страниц номера? – Потому что с ними во многом перекликается сюжет, центральный образ и даже проблематика открывающей номер маленькой повести (или большого рассказа?) Анны Соловей «Йорик». Так – по имени шута, с черепом которого общается Шекспиров Гамлет, называет себя центральный персонаж этого произведения – юноша, почти ещё подросток, заболевший опасно, как считалось – смертельно. Ему тоже грозит телесное разрушение, а затем и смерть, потому все мысли этого героя во многом перекликаются с мыслями и чувствами Виктора Новикова героя романа Б. Плолякова. Вот так известный и частый в литературе композиционный приём «обрамления» (когда начало и финал в чём-то однотипны) нашёл применение в структуре журнального выпуска.
Правда, в повести (может, потому, что её автор – женщина?) герой в результате удачной и рискованной операции остаётся жить.
Впрочем, ведь и каждая человеческая жизнь обрамлена, с одной стороны, рождением, а с другой – неизбежной смертью. Эти «подробности» человеческого существования, по существу, составляют основу всех литературных сюжетов и порождают размышления о смысле жизни, неотъемлемые от любой литературы и любой философии.
Осмысление бытия, а во многом и его абсурдности – предмет поэтических циклов Павла Лукаша и Марины Бородицкой. Стихам первого посвящены два эссе частых авторов журнала: поэта Петра Межурицкого и помощника редактора – прозаика и эссеиста Михаила Юдсона. Оба сходятся в высокой оценке творчества Лукаша, и в самом деле интересного своей ироничностью, парадоксальностью, современной версификационной техникой и, не в последнем счёте, высокой образностью. Стихам Марины Бородицкой повезло меньше: о них нет в журнале отзыва, но, я бы сказал, они его заслужили: эти очень «женские» по чувству стихи вместе с тем «по-мужски» содержательны.
Ещё один стихотворный цикл, под неординарным заголовком «Гойески», принадлежит к нередкому уже и в прошлом, и в позапрошлом веке новому «синкретизму» – сотрудничеству двух или нескольких искусств: изобразительного, словесного, музыкального… Вспомним сюиту Мусоргского «Картинки с выставки», отразившую впечатления от рисунков и картин архитектора Гартмана, «Сонеты к картинкам», созданные Борисом Чичибабиным по рисункам актёра, барда и художника Леонид Пугачёва, который эти стихи положил на музыку и исполнял в разных аудиториях… Примерно в одно время с Чичибабиным, но вполне независимо от него свой цикл стихов (фактически, тоже сонетов с оригинальной строфикой, размером и рифмовкой и написал Александр Бродский по фантасмагорическим картинкам Франсиско Гойя – часть их, с воспроизведением репродукций рисунков великого испанца, опубликована в «22».
Пожалуй, к «гвоздевым» в номере следует отнести сочинение Михаила Зелингера «Cognac во мне», представленное журналом почему-то как «алкогольный триллер», тогда как, по-моему, это весьма изящное, информативное эссе о коньяке.. Как дальний родственник великого дирижёра Натана Григорьевича Рахлина (степень родства мне не известна – знаю, что он был «двоюродный дедушка», но кому – не ведаю) могу сообщить: сохранилось предание, что под конец жизни, живя в Казани, он не одну бутылку этого благородного, элитарного напитка распил с моим двоюродным дядей, тамошним профессором-кардиологом Леопольдом Рахлиным. Коньяк, свидетельствует Зелингер, «пьют только с друзьями»! Любители данного вида спорта могут почерпнуть из этого очерка ещё массу полезныцх сведений.
В обрамлении серебристых «корочек» журнальной обложки – ряд других интересных статей, среди которых интересующиеся политикой найдут материалы о корнях современного терроризма («Каин сегодняшний» Александра Мелихова, «Каин ХХI»).
Свидетельство о публикации №211092200122