Ненаписанные книги-2. Сексот охранки
В 1977-м году поступил заочно на исторический факультет университета, и временно стало не до литературных прожектов… На первых двух курсах учеба отнимала все время и силы. Но к третьему курсу немного освоился, и возникло желание написать исторический роман. Творить в одиночку ввиду пока ещё малых познаний о прошлом не решался (всё та же проблема с поиском компетентных соавторов!), но на третьем курсе в 1979 году полагалось выбрать себе научного руководителя будущей дипломной, и своим научруком я выбрал доцента Владимира Владимировича Крутикова.
Это был супер! Сорок с чем-то лет, щупленький, очкастый, но как сильно отличался он от множества других доцентов истфака… Ведь что такое типичный советский историк? Это идеологический танк, созданный не для установления истины, а для защиты нашей идеологии от вражеских наскоков, для чего обязан знать марксизм-ленинизм и везде выжигать им как напалмом любое инакомыслие. Знать ещё и саму историю при этом вовсе не обязательно. Вот почему наш типичный историк часами готов был рассуждать о явлениях, событиях и процессах прошлого с единственно правильных классовых позиций, но был несведущ касаемо конкретных фактов и людей… Этим он в корне отличался от западных или же наших дореволюционных историков, которые прошлое изучали именно на уровне людей, фактов и множестве прочего вещественного…
Крутиков был яркий образец именно такого, вещественного знания истории! Огромное количество сведений о прошлом вмещалось в его голове! И он так ярко умел рассказать об этом! Первое время общения с ним он раздражал меня своей требовательностью, но потом я просто влюбился в его эрудицию, и он был приятно удивлен, когда, не взирая на наши перебранки до этого на лекциях, я попросил его стать моим научным руководителем.
Быстро выяснилось, что Крутиков тоже втихую литераторствует, и в частности – хочет написать роман о неком большевике, изобличённом в середине 20-х годов как агенте царской охранки. Я с энтузиазмом присоединился к этой идее, предложив писать роман не в две книги (дореволюционный период и непосредственно 20-е годы), а в три, прибавив сюда ещё и события 1919-го года в захваченном деникинцами Харькове, где наш герой должен был быть одним из руководителей большевисткого подполья, а его давний куратор из охранки уже в звании полковника руководил белогвардейской контрразведкой. Написать эту часть романа я и вызвался!
Сказано – сделано. Чтобы не отвлекаться писанием романа от дипломной, я выбрал темой дипломной такую: «Большевисткое подполье в Харькове в период деникинщины, 1919 год». Это облегчило изучение литературы: пришлось заказать по межбиблиотечному абонементу множество исторических журналов позднее выпавших из поля зрения наших историков. Кое-что из романа я даже успел написать вчерне… Ничего особо интересного, Всё – в духе «Адьютанта его Превосходительства». Благородные красные, верящий им трудящийся народ под временной оккупацией белыми, подлые и жестокие белые… Но с учетом огромных знаний моего соавтора мы могли рассказать о прошлом немало познавательного, ещё и на экранизацию протянуло бы!
Наш герой у меня занимал в подполье должность Председателя Ревкома (выше его был только секретарь большевисткого обкома) – юркий, авантюрный, многоличный! Этакий живчик-провокатор. Придумать образ дальше просто не успел.
Ещё интересная личность - агент ЧК, внедрённый под видом белого офицера в деникинскую контрразведку. Перед этим в одном из наших фильмов увидел, как разоблачили нашего разведчика, поскольку он, изображая врага, отказался расстреливать наших пленных. Так вот, в моём тексте планировалось, что именно этому самому изображающему белого чекисту поручили расстрелять из пулемета группу пленённых красноармейцев, и он с каменным лицом расстрелял их всех, а они, падая под пулями, пели «Интернационал»! Круто!..
Далее предполагалось, что однажды чекиста разоблачили, и два сослуживца вошли в его кабинет для арестовывания его. Хотели застать его врасплох и наброситься внезапно, чтобы взять живым. Но он заметил, что у одного из них расстегнута кобура – и всё понял. Встал из-за стола, улыбаясь, что-то начал им говорить – и внезапно ножом заколол обоих. У него был шанс затем спастись, спешно покинув контрразведку, но вместо этого он быстро двинул к кабинету полковника, начальника контрразведки, чтобы убить его напоследок. Однако там наткнулся на отпор охраны, был загнан в угол и застрелился, боясь попасть в руки врагов живым. Перед кончиной пел Интернационал, как и расстрелянные некогда им красноармейцы.
Что касаемо полковника, то он был у меня умён и гнил. Однажды белый генерал уличил его в каких-то жульничествах, и объявил: «Как честный человек Вы обязаны застрелиться, иначе я приму меры…» «Да-да, конечно…» - сказал, и покинул кабинет. Генерал стал ждать. Через полчаса раздался хлопок, напоминающий выстрел. «Полковник такой-то застрелился!» - с пониманием сообщил генерал своему гостю. Но через пять минут оказалось, что в соседней комнате по какому-то поводу раскупорили шампанское. «А как же полковник такой-то?» - изумился генерал. «Сразу после разговора с Вами покинул здание!2 – сообщил адъютант. То есть не застрелился, а просто сбежал. Хитрован!
В общем, напишись этот роман – и он на фоне тех лет смотрелся бы неплохо, хотя с «Тихим доном» рядом и не ночевал бы. Но – не сложилось.
Через год Крутиков неожиданно перевелся в пединститут в Кировограде, оставив мне научруком вместо себя своего воспитанника доцента Мирончука, совершенно бесцветного. Обещал переписываться со мною, продолжая сочинять роман вместе, но так больше и не писал. Без него, разумеется, роман о гражданской войне я не потянул… И полновесной темы для дипломной не хватило! Сказали: «Какое отношение имеет харьковское подполье к нашему городу? Переименуй: «участие днепропетровцев в харьковском подполье»… Ну и переменовал. А само «участие» было хиленьким – не потянуло на хорошую дипломную – поставили лишь четыре. В итоге не дали диплом с отличием. Исчез призрачный шанс поступить в аспирантуру. Фигово получилось…
Крутиков так и не ответил после ни на одно из моих писем. Идея с романом заглохла. Через пару лет в журнале «Молодая гвардия» я увидел текст, который по некоторым предположениям мог быть опубликованным под псевдонимом опусом Крутикова об сексоте охранки. Бледный материал, почти без всякого фактажа о прошлом. Я был просто в шоке. И это всё, на что он оказался способным?
Кстати, название роману я тогда ещё придумал такое: Необходимость. Тогда оно мне казалось удачным, а сейчас вижу – неинтересно и тускло.
И всё равно жалею о несбывшемся замысле. Я мог стать преуспевающим писателем исторического плана. Увы…
Свидетельство о публикации №211092200145
Капитан Крю 10.01.2017 21:35 Заявить о нарушении