В круге времени часть 9

***
 Римские авгуры несколько дней пребывали в крайней растерянности. Во время ауспиций молнии появлялись только справа от наблюдателя. Это был необычайно дурной знак. Ауспиции отменили, назначили новые, наблюдателя поменяли и порекомендовали «слегка прикрыть» правый глаз – и… все повторилось. И снова назначили новые – и… снова повторилось. И так продолжалось несколько раз. Войны не было, откуда ждать угрозы было непонятно. А истолковать знаки иначе ни один из авгуров не мог.
Ауспиции ко времени заката республики уже устоялись, как общепризнанный способ узнать волеизъявление богов. Всего их было пять классов. При этом они подразделялись на такие,  в которых люди испрашивали мнение божества, и на такие (а они были наиважнейшими), в которых бог по собственному желанию выражал свою волю, что сейчас и происходило. К наиболее почитаемому классу относились ауспиции небесные – они включали наблюдения за природными явлениями, молниями и грозами.
Далеко не все граждане доверяли гаданию. Даже Цицерон, сам будучи избранным авгуром, как-то проговорился: «Удивительно, как могут два предсказателя воздержаться от смеха, глядя друг другу в глаза». И такое замечание было вполне справедливо.
Каждый гражданин мог привести множество забавных историй, связанных с ауспициями.
Так однажды командующий римским войском, улучив благоприятный момент, собирался напасть на противника. Солдаты, как и сам консул, были воодушевлены желанием сражаться. Авгур, тоже разделявший настроение войска, соврал и объявил консулу, что результаты ауспиций благоприятны. Но перед самым началом боя вдруг ложь выяснилась… Полководец «поспешил прислушаться» к истинному мнению богов и заявил: «Это его дело, если жрец солгал, он будет за это наказан, что до меня, то мне объявлено, что ауспиции благоприятны, и я считаю их такими». Сражение было начато и выиграно, но жрец во время боя был убит. И шептались, что не вражеским мечом. Или всем был забавен эпизод, случившийся накануне решающего морского сражения с карфагенянами. Когда священные куры не стали клевать зерно, предрекая поражение, начальник флота просто приказал выбросить их за борт, сказав: «Не хотят есть – пускай напьются», и дал сигнал к началу боя. И оказался прав. Веселых случаев приводить можно еще много.
Но не до смеха было авгурам в этот раз. Нужно было выяснить, чем вызвано беспокойство самого Юпитера, а сомнений в том, что это именно он метал молнии, ни у кого не было. Причина лежала на поверхности. Никто в пантеоне римских богов, кроме Юпитера, вообще не обладал ни правом, ни способностями метать молнии. А знающего истолкователя предзнаменований пришлось поискать…
Для начала всем коллегиям жрецов и авгуров – а столь грозные предзнаменования объединили всех служителей культа – было предложено безусловно и окончательно подтвердить дурные знаки другими видами ауспиций.
Сперва, попробовали понять божественную волю, проследив за направлением полета птиц. Птицы, хоть и были обучены, не полетели вообще. Ауспиции повторили, птиц поменяли. С тем же результатом. Знаки подтверждались. После настала очередь клевать зерно священным курам. Кур три дня поморили голодом, после чего их высокому вниманию предложили отборную пшеницу, ячмень и пшено. Ни одного зернышка склевано не было. Кур еще подержали без корма. На этот раз к клеткам были круглосуточно приставлены наблюдатели, следящие за тем, не пытается ли кто-то из достопочтенных граждан подкорректировать божью волю. Таковых обнаружено не было. А куры, хоть и вели себя странно, так ни одного зерна и не склевали. Ауспиции объявили законченными, волю богов установленной, после чего в загородке начался ажиотаж – священных кур по растерянности после завершения гаданий не убрали, и теперь они, словно безумные, носились среди корма и проглатывали храмовые злаки едва не пригоршнями. Знаки снова подтверждались.
Теперь следовало выяснить, кто совершил преступление перед верховным небожителем. Увы, но как ни искали, среди служителей культа толкователей не нашлось. Будущие политики и полководцы, временно пребывающие в духовном сане, рассчитывали только на свои силы, и напрочь не собирались постигать тонкости жреческого ремесла. Пришлось в строжайшей тайне привлечь к работе постоянно проживающего в столице метрополии парфянского мага, наиболее популярного и отличающегося высокой точностью предсказаний. И это было правильным решением. После довольно продолжительного ожидания, наконец, у авгуров появился первый результат. Войдя в состояние транса, в полузабытьи чародей выдал четверостишье:

«Ищите в храме у горы
Богиню с карими глазами.
Коснувшийся ее руки - 
Он провинился перед вами…»

Но, как его ни тормошили, больше не добились ни слова. Поэтический опыт перса большой ясности не добавил, но хотя бы указал направление поисков.
И, надо отдать должное римским и греческим учителям, с логикой их ученики, а ныне благородные жрецы были на «ты». Поэтому они пошли путем единственно верным для людей умных, но плохо разбирающихся в предмете. Посовещавшись, решили поиски продолжать, но предварительно обработать максимальное число провидцев, чтобы отбросить взаимно неподтвержденные версии, а из разрозненных высказываний, повторяющихся хотя бы два раза, сложить некое подобие мозаики. На это ушел месяц. Работа была проделана титаническая, но привела к положительному результату, при этом картина получилась более, чем четкая.
И вскоре в Помпеи в храм Юпитера помчался гонец с неотложными распоряжениями, а дуумвирам и в городской совет была послана табличка, в которой духовные коллегии убедительно просили их не мешать отправлению священного правосудия.


Рецензии