Про ложь и собак

Про ложь и собак*

Чем больше я узнаю людей,
тем больше мне нравятся собаки.
Генрих Гейне

Она лежит на моей кровати, примостив голову на сложенные накрест передние лапы, и смотрит на меня такими невообразимо умными глазами, словно понимает куда больше меня самого. Впрочем, почему я говорю «словно»? Если задуматься, то собаки во многие разы умнее любого человека, каким бы начитанным и просвещённым он ни был, потому что они знают не философские трактаты или произведения литераторов-классиков, а самую суть окружающей их бренной жизни. Сегодня на занятии преподаватель по философии говорил о том, что человек – это единственное живое существо, которое способно создавать понятия и осмысливать мир, а потому без человека мир смысла не имеет. Но, увы, я не могу с ним согласиться в последнем, заглядывая сейчас в глубокие карие глаза своей овчарки и размышляя о том, какой бы чистой и светлой была наша Земля, не будь на ней таких испорченных и жестоких обитателей, как люди.

Человеческий разум на самом деле до ужаса бесполезная вещь, и чем далее он развивается, тем меньше в нём смысла. Если я о чём и жалею, то не столько о том, что я вообще родился на этот свет, сколько о том, что я родился разумным и мыслящим, потому что, чем больше я узнаю окружающих меня людей, тем меньше мне хочется узнавать о них что-то ещё. Человек – это единственное существо на нашей планете, которое способно совершенно не понимать себе подобных, что, к сожалению или к счастью, относится и ко мне самому. И это всё по той лишь простой причине, что только люди способны на обман. Видели ли вы когда-нибудь, чтобы собаки лгали? Вот встретятся две на улице, обнюхают друг друга, повиляют хвостами, даже и поиграют, а, разойдясь в разные стороны, каждая по своему делу, оборачиваются в след и рычат. Конечно, такое попросту невозможно. Зато сколько таких людей, что улыбаются в лицо и злословят за спиной! Включая меня. Противно.

Если подумать, я лишь затем и завёл собаку, чтобы рядом со мной всегда был настоящий друг, с которым я смогу быть честным во всём и которому я смогу бесконечно отдавать всю свою любовь и заботу, чего никогда не получится с другим человеком. Даже если взять тех моих знакомых двуногих, коих в обыкновении называют лучшими друзьями, - и с ними невозможно всегда и во всём быть искренним. Человеческий разум настолько грязен и тухл, что в нём порой зарождаются такие дрянные мысли, какие не стоят того, чтобы быть произнесёнными вслух, особенно в тех случаях, когда это касается близких нам людей. Всякому доводилось в минуты злости думать о причинителях дурного своего настроения различные гадости, и большинство из нас предпочитает помалкивать о них по той или иной причине. Кому-то стыдно, кому-то невыгодно, а многие и в самом деле боятся обидеть. Вот и получается, что мы лжём, лжём, лжём, и будем лгать до тех самых пор, пока в морге не повесят нам на ногу бирку.

Моя собака – единственное живое существо, которому я могу не лгать. Конечно, скажете вы, ведь она не понимает ни слова. Но много ли значат все эти хвалёные слова? Всё ли можно ими выразить? Человеческая душа содержит в себе множество чувств, и у каждого, у абсолютно каждого чувства существуют мириады граней, и даже если и попытаешься описать всё то, что происходит в твоей груди, всякий услышавший поймёт это совершенно по-своему. Слово, невинное и пустое для одного, может оскорбить или разозлить другого. И все эти сотни, тысячи, миллионы слов, оказывается, не способны донести до окружающих что-то настолько важное, как чувство. Собаке же вовсе не нужно понимать слова. Не задумываясь о смысле сказанного, она всё своё внимание, всю свою чуткость обращает на самого меня. На мою интонацию, на мои жесты, дыхание – на всё то, в чём так неуловимо для обычных людей ощущаются эмоции, самая суть меня, как существа, у которого помимо мозга есть ещё и сердце.

Моя собака – единственное живое существо, рядом с которым я могу не притворяться. Ей доступна та мудрость, какой я не встречал ни у одного человека, мудрость, позволяющая принимать меня тем, кто я есть, с моими достоинствами и недостатками, и не осуждать меня за них. Даже если я буду не в настроении и обругаю её не по делу, она простит меня, просто за то, что я всегда готов приласкать её, что я глажу её при каждом удобном случае и ласково целую в мокрый чёрный нос. Потому что она понимает, что в сравнении с тем, сколько любви и нежности я постоянно ей отдаю, мои срывы слишком малого стоят. А люди? Могут ли люди так бескорыстно любить? Не раз я, подавленный жаркой ссорой, истощённый ею, с искренним чувством прижимал к себе любимую свою женщину, целовал её с тем только, чтобы почувствовать рядом её тепло и наполнить им свою выжженную очередным скандалом душу. И всякий раз в обмен на это я получал пощёчину и горькие слова о том, что я обращаюсь с ней, как с дешёвкой. После я перестал так делать, но, отмалчиваясь и не подходя близко, я уже был совершенно неискренен с ней. Научился я и больше молчать, когда всё чаще, казалось бы, глупые и невинные фразы обижали её, потому что она воображала в них смысл, который я и не думал вкладывать. Я молчал и притворялся, жертвуя самым ценным, что у меня есть, – моими чувствами, – ей в угоду, и со временем понял, что ложь – это не только то, на что способны лишь люди, но и то, что единственное они могут полюбить в себе подобных. И меня любили до тех пор, пока я лгал и притворялся, а в итоге бросили за мою честность, которую я не смог удержать в себе.

Собака – единственное существо, которое, несмотря ни на что, способно мне верить. Верит, когда я зол, верит, когда я ласков, верит потому, что её ум совершенно не изгажен отбросами псевдорациональности, которая свойственна человеку. Я не из тех, кто способен долго держать злость на людей, и каких бы трудностей и непониманий не возникало бы между мной и окружающими, я склонен быстро забывать и прощать их. Но отчего-то, почти всегда я, забывший былое и относящийся к человеку со всей душой, в ответ натыкаюсь на глухую стену, которую тот выстроил между нами из железобетонных блоков злопамятности. И, если была некогда ссора, даже давным-давно, то мою искренность и попытки снова начать общаться принимают за ложь и попытку «подмазаться».

Люди – это единственные существа на планете, которые обладают разумом. И в то же время единственные в своём роде, кто так безнадёжно неразумен. Глядя на весь этот мир, прогнивший до основания, завравшийся, развращённый и испорченный, я понимаю, что единственное, что я способен сделать для своего счастья – это застрелиться. И, пожалуй, я давно бы уже это сделал, если бы не одно маленькое обстоятельство с глубокими умными глазами, единственный смысл всей моей жизни – моя собака.

23.09.2011

*По жанру произведение являет собой, в сущности, очерк,однако, к сожалению, в списке отсутствует подобный раздел.


Рецензии
Люди рациональны и расчетливы. Собака призвана служить, ей нужен хозяин.А человек желает быть свободным.

Светлана Тен   23.09.2011 21:45     Заявить о нарушении
Я боюсь, Вы неправильно поняли суть очерка. Он отнюдь не в свободе. Он в искренности. Бывают и люди, которым нужен хозяин, бывают и собаки, которые прекрасно без хозяев обходятся. И это не влияет на способность человека лгать.

Сергей Капралов   24.09.2011 01:26   Заявить о нарушении