Ненаписанная книга-3. Приключения особиста

Ненаписанная книга – 3. Приключения особиста.


    С 1977 по 1983 годы я учился заочно на истфаке Днепропетровского университета. Вместе со мною  училось  немало  военных, и в том числе – майор В.Б., замначальника особого отдепа одной из частей местного гарнизона. Умный, начитанный, дружелюбный – мы с ним быстро сдружились.  Общались довольно часто по телефону, а в начале  1981-го года я набрался нахальства и предложил ему  написать  приключенческую  повесть о советской контрразведке. И он согласился! 

 
До этого он  служил  в одной  из соцстран  Варшавского договора.  Возглавлял некую оперативную группу с правом  писать в  случае надобности через  голову начальства – прямо  имя  «Председателя Комитета».  Однажды он этим  правом  воспользовался,  после чего впал в немилость  у  начальства, потерял  шансы  сделать карьеру,  и дорабатывал  в нашем городе  последние годы перед  уходом на пенсию.  (Ему обещали дать подполковника  лишь  если согласится  уехать служить  на Север, но он отказался).  По его словам, совсем  уволить из органов  даже  самых  проштрафившихся  не торопились – в их системе каждый  слишком много знал…

   
   Тогда  писать о современных  особистах  подручно  было  лишь  самим  особистам.  Так что с таким  соавтором  я  получал  как бы  частичку зеленого света.  Сперва я предложил   пару сюжетов  побанальнее, но он отклонил  и  выдвинул свои наметки.  Сюжет  максимально документален,  близость к реалиям жизни,  дыхание  подлинности специфики службы…  Не шедевр,  но по тем временам, когда  о реальной  работе  чекистов  писали очень мало,    книга  получилась  бы   не  проходной  и не стыдной. 


    Но сперва  мы  общались слишком редко,  чтобы продолжить.  Потом  умер мой отец,  я сам  интеллектуально был  отброшен  на пару лет назад, и  приходил  в себя  какое-то время…  В общем,  книгу мы так и не  написали. 


   В 83-м, когда  уже  кончали  универ, майор  как-то  сообщил  мне, что наша  общая  знакомая Т., учившаяся в нашей  же группе, и которую  он же взял  к себе  на службу  пишмашинисткой,  разоблачена  как тайная диссидентка, «печатала  на  нашей  пишмашинке в служебноле время  антисоветские листовки, представляешь?!»,  но  ещё  не арестована,  «пусть  диплом  сперва  получит – не хочу портить ей всю последующую  жизнь…»  Меня  немножчко  удивила  «доброта»  особиста по отношению  к «врагу  народа».  Из  любопытства  позвонил  ей по телефону, прощупать настроение.  А она ведь  не  знала, что  я  уже  всё  знаю!   По голосу чувствовала: очень нервничает,  но  пытается  скрыть это от меня,  и вообще относится ко мне  с  симпатией. Я ведь  в универе  много  болтал  на разные темы,  и потенциальные диссиденты вполне могли счесть меня  своим симпатиком.  И это при том, что именно этим  же  майором-особистом я был привлечен  к  сексотничеству с  КГБ и  увлеченно стучал  на  сектантов.  М—да…  Про  Т. я  больше ничего не  слушал.  В то  время -  радовался  её  изобличению. А сейчас – очень стыжусь  себя  прошлого. Дешёвый  стукачёк – вот кем я был.  Но при этом важно надувал щёки,  считал себя  чуть ли не  святым… Тьфу!..


Рецензии