Саша

I

Сашенька с детства  радовал свою маму примерным поведением.  Он был поздним ребёнком и Вероника Сергеевна воспитывала Сашу одна, поэтому вся материнская любовь изливалась только на него.  Саша не бунтовал против этого, всегда слушался и было видно, что его такая жизнь полностью устраивает. Вероника Сергеевна была верующей женщиной и с детства приучила сына ходить с ней на службы. Он покорно отстаивал их, крестился и кланялся когда надо, пил святую водичку с просфоркой по утрам, ходил на исповеди и регулярно причащался.
В школе Саша учился на тройки, в классе ни с кем не дружил, но и не конфликтовал. Одноклассники не смеялись над ним, но и не воспринимали  как личность. В общем, он был сер  и незаметен.

В 12м классе Вероника Сергеевна устроила его петь на клирос. Петь так петь, Саша не возражал. Голос у него был неплохой, пел он нормально, поэтому через год уже получал небольшое вознаграждение за свой труд. Этих денег, конечно, не хватило если  бы Саша жил один или если бы у него была семья, однако жил он вместе со своей мамой и, по всей видимости, оба они не представляли другого варианта.

Никакой личной жизни у Александра небыло. И не потому, что он был некрасив. Даже наоборот, его лицо было привлекательным как и все лица с правильными пропорциями. Однако из-за его отчуждённости девушки просто не воспринимали Сашу как мужчину. Кроме этого, у него была способность оставаться незаметным даже на чаепитиях хора, в узком кругу лиц, на которые собирались все певчие несколько раз в неделю после спевок и воскресной Литургии. Так что он не получал никаких отдельных знаков внимания кроме дежурных улыбок и слов приветствия от своих коллег противоположного пола.

Благодаря таким особенностям характера он имел репутацию человека тихого, мягкого, доброго и «немного блаженного». До одного случая, который поставил крест на всей его спокойной жизни.

II

Почти каждый день к церкви приходила нищая. Она была больна: церебральный паралич (?) скрутил и иссушил тело так, что нищая едва передвигалась. Говорила она тихо и нужно было прислушиваться, чтобы разобрать слова.
За многие годы прихожане к ней привыкли, подводили детей, которые кидали ей копеечку, учась не проходить мимо нуждающихся. Она приходила к храму так давно, что многие ребята, которые когда-то подходили с родителями, уже сами подводили к ней своих детей. Саша тоже вырос у неё на глазах.

В тот вечер настоятель храма отец Виктор, после вечерней службы, решил навести порядок на  полке в левом приделе храма и нашёл книгу, которую считал безвозвратно пропавшей. Это был третий том Библии 1909 года с подробным толкованием всего текста. Эта случайность и сыграла роковую роль в судьбе Саши. Отец Виктор зачитался.

Толкование было настолько подробным и интересным, что, когда отец Виктор поднял глаза на часы, он понял, что задержался на сорок минут дольше обычного. Он быстро встал, бережно положил книгу на полку, улыбнулся ей как милому другу, переоделся и вышел из алтаря. Подходя к входной двери, он уже взялся за ручку, чтобы открыть её и тут остановился как громом поражённый. За дверью было слышно как парень из его хора (а это был его голос, отец Виктор его узнал сразу) матерился на кого-то, требуя деньги. Всё шоковое состояние отца Виктора длилось ещё с минуту, за которую он услышал столько отборной матерной брани, сколько не слышал за последние лет десять.

Резко рванув на себя дверь, батюшка увидел Александра, сжимающего плечо больной нищей,   которая в ужасе, трасущимися руками, доставала политиэленой кулёчек с монетками из своей сумки.
Но это не было самое страшное, что увидел отец Виктор. Самым страшным было лицо Саши.   Это было лицо, как потом говорил батюшка, изверга. Морального чудовища. В Сашиных глазах было столько злобы и жестокости, сколько небыло у закоренелых преступников в тюрьме, которую отец Виктор окормлял.
 - Саша, что ты делаешь? - отец Виктор взял себя в руки, голос его звучал спокойно, несмотря на испуг, охвативший его.

И тут с Сашей произошла метаморфоза. За доли секунды, которые протекли с того момента, когда он смотрел на нищую до того момента, когда он посмотрел на батюшку, его лицо полностью преобразилось. Он опять был похож на того Сашу, которого батюшка знал всю жизнь. От такой резкой перемены у отца Виктора закружилась голова и он пару раз моргнул на всякий случай, чтобы удостовериться, что ему это не привиделось. Нет, на него смотрел тихоня Саша и застенчиво улыбался. Только его рука, по инерции, до белых костяшек, сжимала плечо нищей.

III

На следующий день Александр был исключен из хора. Отец Виктор расспросил нищую, которая, запинаясь, рассказала, что Саша несколько лет периодически забирал у неё деньги.
Для всех знающих его эта новость была как гром среди ясного неба. Никто никогда не мог предположить, что Саша способен на такое.

Про дальнейшую его жизнь известно мало, поскольку и он, и Вероника Сергеевна прекратили посещать церковь. Ходили слухи, что они переехали в другой город, где Вероника Сергеевна вскоре скончалась. Что стало с Сашей после смерти матери никто не знает.


Рецензии
Сильный рассказ.О нем и его герое можно говорить много.Но мне хотелось бы сказать об авторе.Когда я прочитала про старика,решила,что автор переборщил,почувст
вовала фальшь.Решила прочитать что -нибудь другое. И не ошиблась.Так раскрыть лицемерие,так передать ужас священника не каждый сможет.И в целом мировоззрение этих двоих как два полюса.Восхищена!
Но есть маленькая претензия. Вы заходили на мою страницу,прочитали "Возмездие".
Не понравилось? Ничего страшного.Подскажите что и где.Я только спасибо скажу.
Человек работает за просто так,чтобы людям было приятно.За это надо благодарит
Я не о себе,а о правилах Прозы.Вам желаю всего наилучшего.Вы хорошо пишете,а будете писать еще лучше.Вы еще молодой.Удачи.Вэлком на мою страницу.
С уважением Анна

Анна Куликова-Адонкина   25.02.2016 14:05     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.