Форма шляпки к шарику в механизме SINnx

В передачах типа SINnx, где зацепление осуществляется через шарики, на моих рисунках показаны шляпки, одетые на эти шарики хотя бы с одной их стороны.

Ради графической выразительности простоты технического решения я эти шляпки часто показывал в виде цилиндрических шайб со сферической лункой под эти шарики.
 
Но сам я не всегда подразумевал, что внешние поверхности шляп к шарикам должны иметь именно форму цилиндрической шайбы.

Куда более целесообразна иная внешняя форма шляпки под канавку ведущего звена: - в виде обрезка кольца с профилем этой канавки. Ведь канавка эта там имеет в плане форму окружности.

Такая прокладка между шариком и канавкой ведущего звена обеспечивает поверхностный (а не точечный или линейный) контакт ведущего звена с промежуточным звеном такого зацепления.

Это гарантирует больше надёжности гидродинамической смазки на масляном клине в этом контакте (ну и, конечно же, более прочный, более мощный, менее горячий контакт, - вследствие очень малого удельного давления на плёнку масляной смазки).
Столь же благоприятное условие гидродинамического скольжения обеспечено в сферической лунке под шарик.

Таким образом, со стороны ведомого звена никакой антифрикционной шляпки к шарику может и не понадобиться.

На ведомом валу так обеспечивается чистое качение шарика по канавке и, следовательно, вообще, значительно маньшие потери на трение во всём механизме.


Рецензии