Ценности, которые нас объединяют

Поиски системы ценностей, объединяющей нынешнюю генерацию россиян, и способных продуцировать национальную идею, до сих пор не дали значимых результатов. В середине 90-х годов поисками национальной идеи занималась целая комиссия при Президенте Б. Ельцине, и она постановила: нет никакой внятной национальной идеи. А ценности россиян в общем-то ничуть не выделяют нас из всей совокупности разнообразных наций и народов. Действительно, получше жить, приблизиться к мировым стандартам потребления, - разве это тянет на национальную идею? Кто ж этого не хочет? А вот всего остального вроде бы, если мы и хотим, то, скорее, на словах, чем на деле. Да, все мы сегодня патриоты, хотим гордиться своей страной, но при этом чем-либо жертвовать ради каких-то общих целей - не хотим категорически. Да и об "особом русском пути" вспоминаем лишь тогда, когда получаем от Запада очередную порцию "тумаков". Но на негативе - "просто мы не такие" особого пути не проложить. А вот позитивной системы ценностей, некоего "продуктивного" идеала, способного мобилизовать нас как нацию на великие свершения найти как-то не удается. Для большинства россиян таким идеалом, нравится это или не нравится, сегодня стало западное, да сегодня уже не только западное, но и глобальное потребительское общество. "Жить как на Западе, но работать как в России"? Но почему же, живя в России, мы не хотим работать как на Западе? Почему введение рыночных отношений и соответствующих материальных стимулов скорее не мобилизовало русских на труд, а наоборот - существенно примитивизировало социальные отношения, не собрало нацию в желании доказать, что и мы чего-то стоим на мировом рынке, а скорее привело к еще большей индивидуализации и социальному распаду? Значит, и вправду, мы все-таки не такие как на Западе?
Говоря о системе национальных ценностей современных россиян, следует различать историко-культурный контекст русской цивилизации и нынешнее состояние русского этноса (или по терминологии Л. Гумилева - российского суперэтноса, надэтнической общности, объединяемой общей культурой). Конечно, русские отличались и отличаются от других народов, но носят ли эти различия цивилизационный характер? На самом деле, глубинные цивилизационные различия вообще характерны для традиционных культур, тогда как современное массовое общество эти различия поглощает. И сегодняшняя Россия, общество стандартного образа жизни в стандартных городах, очень похожа на любое другое аналогичное.
Когда мы говорим об «особом русском пути», мы имеем ввиду претензии на цивилизационный универсализм. Традиционная русская культура, впрочем, как и многие другие традиционные культуры («великие культуры») обладали таким универсализмом. Это то, что Г. Гачев называет «национальным космосом». Сейчас в России нет никаких внятных претензий на цивилизационный универсализм. Даже русские националисты, призывающие сделать "Россию для русских", выступают за цивилизационное обособление. Большинство хочет "жить как на Западе", жить в благополучном потребительском обществе.
Русская традиция уже не определяет наше бытовое поведение. Русская цивилизация строилась на уникальной гармонии с окружающей средой, тем самым "русским космосом", источником великой национальной культуры. Исследователи отмечают неспособность современных великороссов конструктивно взаимодействовать с собственной исторической и ландшафтной средой, что говорит об очень глубоком цивилизационном кризисе. Это то, что Ф. Разумовский называет "кризисом беспочвенности". Мы - сегодняшние русские - несмотря на нашу тысячелетнюю историю - по сути очень молодой этнос, за нами как будто не стоит почва и традиции, и дело скорее в том, что культурная почва почти бесследно растворилась в процессе "великих переломов" ХХ века, разрушившего и смешавшего все традиционные уклады, и городские и крестьянские.
И идеология либерализма, индивидуальной гонки за успехом в потребительском мире - это не столько идеология, сколько образ жизни современного горожанина, жителя мегаполисов, индивидуализированного, даже атомизированного, лишенного социокультурных корней, национальной и государственной идентичности. До какого-то времени ему противостояла субкультура "советского традиционализма", сохранявшаяся в значительной части провинции, и представлявшая весьма своеобразный синтез советской и досоветской идентичностей. Однако носителей собственно исторической идентичности - идейных наследников Российского государства и православной культуры практически не осталось, это скорее идейная группировка в интеллигентской среде, чем какой-то социальный слой, ну максимум 3-4%. И потому распад советского государства привел не к реставрации традиции, а, наоборот, к ее еще большему выкорчевыванию. Сегодняшняя ценностная унификация - это унификация постсоветского образа жизни. Когда говорят о том, что нынешняя, "путинская" Россия состоит как бы из нескольких, совсем не похожих друг на друга Россий, это и верно, и неверно одновременно. Огромные социальные контрасты, ранее разрывавшие Россию, сегодня воспроизводятся практически в пределах каждого региона, каждого крупного города. Национальные противоречия и конфликты сегодня также характерны не только для отдельных "прифронтовых" регионов, но практически однотипно проявляются повсюду. Рост социального неравенства сопровождается перемалыванием локальных субкультур, но это, как ни странно, делает неравенство особенно нетерпимым. В сложно стратифицированном кастовом или сословном обществе социальные различия и привилегия как бы легитимизируются традицией, в постсоветском обществе такие традиции не сложились. Богатый, преуспевший человек - он такой же, "как и я", только ему больше повезло, это кажется несправедливостью. И задачей современной генерации политиков является формирование адекватных общественных институтов, которые были бы в состоянии компенсировать индивидуализм и беспочвенность.
Так реальной особенностью современной России, в корне отличающей нас от Запада, является парадоксальное сочетание вполне модернизированных с точки зрения системы ценностей и квалификации с абсолютно архаичной, варварской системой отношений, отсутствия каких-либо институтов для такого взаимодействия. У нас ценностно все европейцы, и наши граждане, особенно продвинутые, европейцы с точки зрения ценностных ориентаций. Граница с Европой проходит не по этим параметрам, это проблема организации общества, которая у нас не складывается. Потому что в Европе поведение людей, их мотивация, ограничивается институтами и традициями, никто не может делать то, что он хочет. Наша страна индивидуалистического своеволия, в которой каждый делает, что может, пока не получит ответ силой. Сила - единственный аргумент, с которым люди считаются. Тогда они свой алгоритм меняют, но сдерживающих факторов европейской традиции не существует. Поэтому, когда наши люди попадают в европейскую среду, являются европейцами не худшими, добиваются там огромных успехов. А создать здесь свою Европу мы не в состоянии.
Анализируя особенности трудовой мотивации нынешней генерации русских, ряд исследователей, в том числе либеральных, например, утверждают о недейственности в России традиционных трудовых стимулов. Дескать, чем больше людям платят, тем они хуже работают. Тот же Ф. Разумовский полагает, что это связано с негативной ролью денег в русской мифологии. И вообще с отличием православной трудовой этики от протестантской. На вопрос, что же все-таки является «ядром» собственного «российского цивилизационного пути», часто отмечается, что «главной, системообразующей ценностью самобытной русской культуры сторонники «русского пути» провозглашают православную соборность, противопоставляя ее не только буржуазному индивидуализму и эгоизму, но и коммунистическим «коллективизму», «классовой солидарности», «общественности». Между тем для современной генерации россиян все эти характеристики могут быть отнесены лишь при изрядной работе воображения. Сравнительные социологические исследования показывают, что по уровню индивидуализации мы ушли далеко вперед по сравнению с европейцами. Да и анализ религиозной ментальности современных россиян заставляет предположить, что под «своим православным путем» имеется ввиду скорее форма, чем содержание. Ведь в интерпретации модернистской, хотя и антизападнической части общества то же православие уж очень далеко отстоит от традиционного для России его понимания. В современной России государство перестало быть экзистенциальной ценностью, превратившись в сугубо инструментальную. И в этом проявляется главный разрыв с «русской традицией». Наше посттрадиционное общество чрезвычайно бедно "коллективным бессознательным", выражающимся в продуктивной мифологии, и потому конфессиональные ценности являются скорее пассивным инструментом идентичности, нежели способны мотивировать наши социально значимые поступки. На наш взгляд, проблема низкой мотивации материальных факторов и вообще слабость продуктивных ценностей скорее состоит в несформированности социальной структуры в постреформенной России, ее нелегитимности, и вообще низкой легитимности нынешнего общественного порядка в целом. И, соответственно, ключевой задачей является построение нового легитимного порядка, а не искусственная протестантизация системы русских ценностей. Ценности развития по сути сформированы, но в силу отсутствия адекватных общественных механизмов и институтов носят декларативный, а не "продуктивный" характер.
С распадом советского строя, а на самом деле еще раньше, произошел и фактический этнический распад, утрата общенациональной субъектности. Догоняющая модернизация в качестве официальной идеологии 90-х годов сделало ситуацию еще более драматической, так в ее ходе «социально поощряемой» моделью поведения (в модернизационных сегментах общества) стала установка на крайнюю индивидуализацию жизненных алгоритмов, на «спасение с тонущего корабля» российской субъектности в одиночку. Однако неоконсервативная тенденция в российском обществе, наметившаяся с 1998-2000 гг., существенно изменила вектор общественного запроса и основные парадигмы массового сознания. Пережив глубокую «ломку», связанную с попытками форсированной модернизации по «догоняющему» типу, общество на уровне ценностей начало адаптировать перемены к своей социально-исторической «органике». Постепенно формируется ядро новой «партии порядка», которое при благоприятных условиях может стать «точкой роста» для новой субъектности, возможно даже нового этногенеза. Мы видим появление достаточно массового запроса на идеологию социального консерватизма. И это уже не только запрос маргинальных низов, но и частично средних слоев общества, начинающих осознавать, что "только вместе мы сила". Что индивидуальные стратегии и ценности могут дать только локальный вектор роста и мотивировать самые простые социальные и производственные организации. Но для реализации этого вектора нужны коренные изменения на социальном микроуровне, усложнение и упрочнение самой социальной ткани. Если общество - именно общество, а не политическая верхушка, не найдет в себе силы для подобной работы, тенденции либерального распада неизбежно снова возобладают.

Леонтий Бызов, в.н.с. Института комплексных социальных исследований РАН
Совет по национальной идеологии


Рецензии
пойди туда, не знаю куда. принеси то, не знаю что.

Целый институт комплексных исследования РАН.

Статья ваша хорошая. на реферат очень похожая.

вопрос 1. насколько лично вы заинтересованы в нахождении этой самой национальной идеи?

вопрос 2. готовы ли вы получить национальную идею? конечно же проверив и перепроверив.

но скорее всего принять вы ее не сможете, потому что это вопрос комплексный.

нац. идею надо формировать. она не может проявиться и быть принята обществом без поэтапного поднятия в нем уровня осознанности.

то есть без изменения парадигмы воспитания.

в общем, если хотите услышать чего вам в ваших исследованиях так не хватает - вот мой скайп ali_piter_group

стукните, если станет интересно.

Александр Цесаревский   24.09.2011 03:04     Заявить о нарушении
вот вам национальная идея. http://www.proza.ru/2011/09/23/1144

если примем ее - можем экспортировать.

просто поймите, что экономика базируется на отношениях между людьми.

словно язык, описывающий эти отношения.

вам не нравится описание? вам не нравится экономика?

так поменяйте отношения между людьми - исправится и экономика.

все исправится.

вопрос только как этого достичь.

прежде чем что либо предпринимать - следует вопрос изучить.

и только потом менять старое на новое.

изучить, какие отношения должны быть у людей между собой.

а пока мы еще даже не люди.

животные.

вот и надо воспитывать не специалиста. а человека.

одно, максимум два поколения - и наши дети сумеют своих детей научить жить иначе.

это не требует много времени.

но решение должны принять мы.

и в этом - наша ответственность.

Александр Цесаревский   24.09.2011 03:14   Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Александр, за интерес к моим материалам. Это не реферат, конечно, а тезисы к моему докладу на Совете по национальной идеологии. Уже прошло больше пяти лет, но основные мысли можно повторить и сегодня.
Я уверен, что национальная идея необходима, потому что без нее объединить людей невозможно. Но ее нельзя предложить "от ума", она должна родиться в недрах самого общества, в первую очередь, молодых поколений, которым жить и поднимать страну. Старые идеи, типа великой державы, уже сегодня не работают. Я и сейчас занимаюсь исследованиями этой проблемы.
Успехов, Л.Б.

Леонтий Бызов   26.09.2011 13:40   Заявить о нарушении
я сам уже 8 лет занимаюсь вопросом национальной идеи. занимаюсь не один, практически. есть ошеломляющие результаты.

Вы правы. идея не может прийти из ума. по причине того, что наш ум по сути вторичен и обрабатывает наши ощущения. наши чувства.

у нас уже несколько лет наши дети находятся в созданных нами условиях воспитания интегральности в человеке.

Я с удовольствием готов поделиться с вами материалами. сейчас на основе их готовится книга.

суть состоит в том, что наш мир намного сложнее устроен, нежели мы знаем о нем.

и это устройство воздействует на нас с целью приведения нас в соответствие ему так сказать.

то есть мы эволюционируем.

Парадигма жизни, где каждый живет для себя проявляет нам себя в отрицательном виде и вынуждает от себя отказаться.

Все наши проблемы в различных областях происходят именно для того, чтобы показать: жить ради себя - плохо.

то есть даже если дать каждому члену общества то, что он хочет. Даже если обеспечить каждого богатством - этим мы не наполним человека. А напротив! Мы опустошим его стремления и от пустоты желаний человек зачахнет.

Это происходит согласно законов природы, частью которых мы являемся.

Вот привести нас в состояние ощущения и понимания этих законов - только такое состояние может быть для человека наградой в своем развитии.

И тогда экономические вопросы регуляции уходят как бы на второй план. Они необходимы, но в мере обеспечения своих жизненных потребностей.

Первым и главным фактором общество признает развитие индивида на благо общества. Ради отдачи обществу.

Ведь отдавая мы не ограничены как бы размером своих карманов.

Отдавая человек получает возможность отдавать.

Получение, отдача - это конечно условности. Но в нашем понимании они не более, чем психологическая проблема которая решается обычной рекламой.

В общем цель - достижение каждым совершенства и самореализации.

Это примут все, так как это стремление находится в нашей природе и оно является самым верхним на шкале ценностей любого здравомыслящего.
теперь - как достичь?

Прежде всего не надо ничего достигать и предпринимать что-либо.

Сперва следует создать институт или поручить разработку такого задания имеющемуся институту.

Сперва следует собрать знания и опыт во всех областях цивилизации о том процессе, что мы с вами обсуждаем.

И мы увидим, что ни одна методика включая религии разных типов не имеют понятия ни о самом процессе в целом, ни о том как им управлять.

И все потому, что целью их создания этот вопрос не являлся.

Однако есть некая наука, которая ничего кроме этого вопроса не изучает.

Она занимается исследованием - что есть наша жизнь и в чем ее цель.

Согласно этой науки человек - это желание, которому кажется, что оно находится в этом теле и ощущает некую часть мироздания.

Это желание ощущает в мере своего соответствия тому полю сил, которое мы общепринято называем Природа.

Природа имеет в своей основе единый закон, который проявляет себя к нам с одним единственно доказанным свойством - относительно нас это дающая сила.

Мы все - сила получающая.

Цель нашей жизни так сказать, приведение себя в подобие этой силе, уравновешиванию с ней, слиянию и уподоблению.

То есть достижение максимальной гармонии.

Это, понятное дело не может быть принято сейчас и потому даже не претендует на всеобщее обсуждение.

Однако то, на что мы способны сейчас - разработать подход к пониманию: а чего же мы на самом деле хотим?

И вот тут главное видится в отрытости, искренности отношений между нами всеми.

все знают, что у нас не так. И все ждут лидера который придет и исправит нашу жизнь.

Большего обмана быть не может.

Наш этап развития уже в том, чтобы каждый член общества стал таким лидером на отрезке называемым моя жизнь по отношению ко всему остальному человечеству.

Только тогда каждый получит уверенность, что некто другой на своем так сказать посту не подведет его, не будет его эксплуатировать в своих интересах.

Этого воспитания у нас нет и именно это воспитание мы должны дать.

Только так мы сможем начать соответствовать Природе и тем самым увидим, что даже наш маленький шаг в этом направлении снимает огромную массу проблем с наших плеч.

А через одно-два поколения, наши дети воспитанные так дадут толчок развития всей цивилизации.

Я прекрасно понимаю, что мои слова могут казаться несбыточной утопией. Однако наши достижения и примеры воспитания доказывают обратное: дети сплочены, они вместе помогают друг другу учиться.
Ощущение общности не позволяет совершать поступки против членов общества.

Общая нацеленность - благо всех это мое благо.

Мы прошли немалый путь и сами не до конца верили в успех. Но результаты доказали нам правильность этого пути.
Вашу работу я конечно не знаю. Но мне представляется, что любая предложенная модель идеи как таковой имеет свое объяснение.

Так вот, сравнивая цели данных объяснений проградуируйте их для себя согласно масштаба общей полезности.

Дать нац. идею - на сегодня преследовать чьи то определенные интересы.

Президент может предлагать идею не только для того, чтобы всем стало лучше.

Только идея, отвечающая интересам каждого на планете может быть одобрена и принята всеми.

А наш общий интерес - ощущать себя хорошо.

Природа своим воздействием показывает нам, что хорошо мы сможем себя ощущать лишь тогда, когда научимся жить между собой открыто и в соответствии с ней.

То есть идею мы должны взять из природы. А не из своего разума.

Какой же самый яркий пример нам Природа показывает?

Да тело человека!

Все клетки соединяются между собой в особом порядке взаимодействия, когда каждая клетка потребляет от других. Но только в мере необходимого для осуществления жизнедеятельности организма в целом.

Любая мера сверх этого приводит к дисбалансу и смерти организма.

Конечно же это аналогия. Но очень показательная. Мы взаимодействуем между собой но наше взаимодействие, построенное на получении наслаждения за счет другого исчерпало свои лимиты.

Дальнейшее наше такое продвижение не потребует разработки нац. идеи, а потребует разработки способов выживания.

Так как Природа, это в первую очередь жесткий закон - она вынудит нас измениться так, как удобно ей. Относительно нас она - это Высшее управление.

То есть она нами управляет, а мы ею - нет.

но она это построила для того, чтобы дать каждому индивиду возможность достичь этого высокого уровня.

В наше время, когда не у всех на сегодня есть миска риса невозможно говорить о таких понятиях с массами. Но для понимания направления развития это необходимо обсуждать со специалистами чтобы исключить вероятность ошибок.

Поэтому предложение о том, что нашу экономику необходимо перевести на другие рельсы возможно озвучить не сверху вертикали власти а с самых широких слоев горизонтали.

Для этого стоит собирать так называемые круглые столы для обсуждения.

Я не думаю, что мы с вами например не могли бы пригласить нескольких специалистов из различных областей от крестьянки и рабочего до ученых и практиков хозяйственников для обсуждения за таким круглым столом сути проблем, настроения в обществе и понимания правильности предлагаемого мной подхода.

я практик. на практике сразу видны все огрехи.

Созреете, милости прошу. Можно попробовать поставить такой эксперимент.

Александр Цесаревский   26.09.2011 14:36   Заявить о нарушении