Графа против всех - 2006

К чему приведет снятие графы «против всех»?

На минувшей неделе Государственная Дума приняла давно обсуждавшееся решение об отмене на выборах графы «против всех». Мера явно неоднозначная, аргументация в ее пользу носит достаточно шаткий характер. Что это изменит по-существу? В чем «назревшая необходимость» еще одного ограничителя на путях волеизъявления граждан? Активность «партии власти» в продавливании отмены данной графы вызывает подозрения в определенном расчете, который направлен на дальнейшую монополизацию политической жизни страны. Справедливы ли подобные подозрения?
Как показала серия опросов, проведенная ВЦИОМ в мае-июне, хотя большая часть граждан никогда не голосовала и не намерена голосовать «против всех», отмена соответствующей графы не встречает однозначной поддержки общества. Более того, 51,8% опрошенных скорее не поддерживают отмену графы, а скорее поддерживают только 33,7%. За месяц, в течение которого было принято решение Госдумой, ситуация в общественном сознании практически не изменилась. Так в середине мая скорее поддерживали отмену графы 31,8%, а против и скорее против были 53,6%. Большинством противники отмены графы «против всех» располагают практически во всех социальных и политических группах, даже среди сторонников «партии власти» в лице «ЕР», соотношение 49,3% на 39,1% отнюдь не в пользу отмены злополучной графы. Среди сторонников В. Путина за отмену «против  всех» - 36,3%, среди противников – 22,9%.
Обществу отнюдь не ясен смысл и последствия данного нововведения, а ссылки на соответствующие законодательства в странах «развитой демократии» не кажутся уместными. Хотя бы потому, что в этих странах не часто происходит снятие с дистанции неугодных партий или кандидатов накануне выборов, причем партий, входящих в число фаворитов кампании. По мнению опрошенных россиян, отмена графы «против всех» будет иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Причем отрицательные последствия  представляются существенно более значимыми.  Среди таких негативных последствий опрошенные отмечают вероятное общее снижение явки граждан, отказ от участия в выборах (38,8%), искажение волеизъявления граждан (19,5%), рост числа недовольных, включая даже акции протеста (14,3%), повышение возможностей для фальсификаций результатов голосований (10,3%), еще большая монополизация позиций «Единой России» (4,4%).
Среди возможных позитивных последствий были отмечены такие как укрепление избирательной дисциплины граждан (23,2%), снижение возможностей для фальсификации результатов голосования (16,8%), усиление конкуренции между партиями, увеличение числа голосов, поданных за оппозиционные партии (15,7%), к укреплению многопартийной политической системы (6,1%). Как видно из этих данных, некоторые последствия, такие как влияние отмены графы на фальсификацию выборов, присутствуют и в том, и в том списке. А это означает, что последствия нового законодательства трудно предсказуемы.
На сегодняшний день при ответе на вопрос о гипотетических выборах в Государственную Думу, изъявляют намерение голосовать против всех 7,8% россиян, обладающих правом голоса. Как это показывает социологическая практика, реальное голосование «против всех» часто оказывается на 30-50% выше, чем это ловят опросы общественного мнения. А это означает, что реально на предстоящих выборах против всех могли бы проголосовать более 10% избирателей. Весомая цифра. В какой мере лишение их этой возможности нарушает их права и политическое волеизъявление?
Как показал опрос, примерно 22,5% россиян за последние десять-пятнадцать лет хотя бы раз голосовали «против всех». 82,5% из них делали это, согласно их собственной оценке, по причине недоверия ко всем кандидатам, отсутствию среди них достойных.  Наибольшее число тех, кто когда-либо голосовал «против всех» - среди нынешних сторонников ЛДПР – 33,4%. Голосовавших «против всех» больше среди лиц средних возрастов (от 35 до 50 лет), с высоким уровнем образования. И уже этот факт опровергает аргументы, что голосуют «против всех» люди малоинформированные и равнодушные к политике, которым сложно разобраться в длинных списках партий и кандидатов. По мнению 80,0% голосовавших против всех, голосуя подобных образом, они не добились каких-либо политических результатов, которыми были бы удовлетворены. Главный результат – вовсе не в конкретных политических результатах, они обратили внимание властей на свое неудовлетворение происходящим, не «взяли греха на душу», проголосовав за неизвестного или сомнительного кандидата.
Голосование «против всех» – это одна из немногих ранее доступных форм выражения протеста, пусть и недостаточно действенная, способ выразить властям свое отношение. По мнению 47,3% опрошенных россиян, голосование «против всех» связано, в первую очередь, с возможностью выразить недоверие всем кандидатам или партиям, выражением протеста против отсутствия  реального выбора (30,3%), демонстрацией недовольства действиями властей или всей социально-политической ситуацией в целом (29,6%). Это все вполне разумные мотивы, на которые избиратель имеет моральное право. Гораздо меньше тех, кто объясняет голосование «против всех» негативными причинами, капризами. Так, по мнению 9,8% россиян, это способ самовыражения людей, всегда и всем недовольных, 9,1% полагают, что это следствие неинформированности, нежелания некоторых избирателей внимательно отнестись к тому, что им предлагают на выборах, для 4,1% это форма гражданского протеста, неповиновения властям,  а 3,1% считают, что голосование «против всех» - это форма «черного пиара», за которой стоит желание некоторых политических сил сорвать или испортить выборы.
Конечно, голосование «против всех» является далеко не единственным и не самым эффективным способом выражения своего недовольства. На вопрос, как бы Вы посоветовали поступить на выборах тем, кто недоволен существующим положением дел, лишь 16,4% посоветовали проголосовать в графе «против всех». Самое большое число опрошенных – 29,5% - считают наиболее эффективной формой протеста, напротив, голосование за партию находящуюся у власти, так как именно от ее усилий зависит решение проблемы. Подобная мотивация наблюдается и в политической практике последних лет, когда та же «Единая Россия» регулярно собирает голоса не только тех, кто доволен тем, как идут дела в стране, но и протестные голоса - как справа, так и слева. 18,8% советуют недовольным вообще не участвовать в выборах, остаться дома. Только 16,1% полагает, что лучшим способом выражения недовольства является голосование за оппозиционную политическую партию или оппозиционного кандидата. И, наконец, 2,3% опрошенных посоветовали бы недовольным прийти на выборы, но при этом испортить (порвать, выбросить) избирательный бюллетень. Как видно из этих данных, политическая и избирательная практика даже после отмены графы «против всех» оставляет избирателю достаточно широкий спектр возможных действий. Однако этот спектр возможностей существенно отличается от аналогичного спектра в странах развитой демократии, где наиболее естественной формой выражения протеста против действий властей является голосование за оппозицию. В реалиях сегодняшней России оппозиции как значимого политического фактора нет. Та, которая представлена в Думе, является скорее ее «местоблюстителем», занимает место, чтобы на него не сел кто-то еще. Конечно, в таком плачевном положении оппозиции виноваты не только власти, без всякой нужды «выстригающие политический газон»,  но и само общество, которое всего – и плохого, и хорошего – продолжает ждать только от властей, но ни в коей мере от самого себя.
Куда же реально денутся голоса «против всех», которых уже не будет на следующих парламентских выборах? 53,4% тех, кто сегодня хотел бы проголосовать против всех, вероятнее всего, не примут участия в предстоящих выборах. Возможно, эта цифра еще вырастет за счет тех 16,1%, кто пока затрудняется предсказать свое возможное поведение на будущих выборах. Небольшую электоральную прибавку получат наиболее крупные действующие партии – примерно на 0,5-1% может вырасти число голосов, поданных за «Единую Россию» и ЛДПР. На положении оппозиционных партий отмена графы «против всех» вообще вряд ли скажется.
Во многом другая логика у выборов Президента РФ. Общество придает этим выборам гораздо большее значение и лучше разбирается в составе кандидатов, их человеческих и политических качествах. Поэтому число намеренных голосовать «против всех» на этих выборах вдвое меньше, чем на парламентских – сегодня такое намерение высказывают 3,8% избирателей. Поэтому отмена графы может уменьшить общую явку на 2-2,5% , но вряд ли как-то скажется на расстановке основных кандидатов на высшую должность.
Но наиболее непредсказуемыми остаются выборы в региональные Законодательные собрания. Как показывает опыт выборов 12 марта, когда эти выборы впервые проводились в один день и по партийным спискам, во многих регионах избиратели пока еще совсем не готовы сделать осмысленный выбор в пользу той или иной партии, Мало кто знает, что представляет из себя партия на региональном уровне, особенно если это партия в первую очередь ассоциируется с громкими общефедеральными знаменитостями типа В. Жириновского. Решение за кого голосовать, часто принималось уже на избирательном участке, в лучшем случае за день-два до выборов. Отсюда слабая прогнозируемость подобных выборов, большое число неявившихся на избирательные участки или голосующих «против всех». На выборах такого типа графа «против всех» отражает именно эту реальность – и растерянность избирателя,  и неготовность политических партий к реальному соперничеству за их голоса. Отмена графы «против всех» в регионах может внести существенные коррективы в результаты голосования, значительно изменить расстановку политических сил.


Рецензии