Теннесси Уильямс. Мемуары

Книга состоит условно из двух частей (первая половина – о личной жизни драматурга и его любовных похождениях; вторая – о творчестве и терзаниях), как признается сам автор, написана в виде «потока свободных ассоциаций» и является «катарсисом пуританского чувства вины». Писатель прошел сквозь тяжелое детство, юность и, в принципе, большую часть времени вплоть до зрелости, пребывал в сложном  материальном положении (полагаю, что с возрастом сложность жизни возросла, несмотря на выправившееся финансовое состояние). Вел исключительно богемный образ жизни. В интервью журналу «Плейбой» говорил: «Я живу, как цыган, я - кочевник». В 50-60-х гг. плотно подсел на наркотики, переживал множество срывов, пребывал в глубокой семилетней депрессии после смерти его любовника Фрэнка Мерло, с которым его связывала нить близких отношений длиною в 14 лет. Имел проблемы со здоровьем, но, несмотря на них и его сомнительный образ бытия, ему удалось прожить удивительно долго (71 год), но при этом умереть нелепо, поперхнувшись колпачком от лекарства, которым он обыкновенно лечил свой насморк (но это, забегая вперед). Был гомосексуалистом, не скрывающим сей пикантный факт (до этого имел неоднократный опыт близости с женщинами, с которыми потом ему не везло), о чем в ироничной форме ведет повествование в своих «Мемуарах», причем довольно подробно и расширенно. Томас Ланир Уильямс (настоящее имя автора) был редкостной сволочью (а вы прочитайте от начала до конца его «вещицу», как он называл свои мемуары, тогда поймете, почему я так высказался…) и водил тесную дружбу с Гором Видалом (американский писатель и драматург; близкий друг Т.У.) [здесь и далее пояснения личности в круглых скобках носят исключительно информационный характер и не имеют цели обидеть читателя тем, что он и так знаком с данными людьми и их творчеством], Франсуазой Саган (французская писательница), как с безвременно ушедшей женой режиссера Элиа Казана – Молли Казан, так и с ним самим (естественно, ведь Казан ставил его пьесы). Жизнь сталкивала с Ирвином Шоу (выдающийся американский писатель, драматург), Энди Уорхолом (художник, предтеча направления «поп-арт» в искусстве), Джексоном Поллоком (известный американский художник), Марлоном Брандо (актер театра и кино, играл в пьесах Уильямса), Фиделем Кастро (лидер кубинской революции), Вивьен Ли (актриса; на мой взгляд, недостаточно убедительная для своих ролей), Эрнестом Хэмингуеем (американский писатель), о котором тепло отзывался (впоследствии имел дружеские отношения с его женой Полин Пфейфер), Евгением Евтушенко (известный русский поэт, встреча с которым прошла не совсем «гладко»), Артуром Миллером (одним из мужей Мэрилин Монро), которого сейчас признают наравне с Уильямсом одним из самых выдающихся драматургов 20 века, Франком Дзефирелли (известный итальянский режиссер, поставивший, например, «Ромео и Джульетта»), Федерико Феллини (итальянский кинорежиссер), Кэтрин Хэпберн (американская актриса театра и кино), Жаном Маре (актер), Жаном Кокто (французский писатель, художник), Жан-Поль Сартром (французский писатель и философ), Элизабет Тейлор (американская киноактриса). Множество дружеских шалостей связывало Теннесси и (американского писателя) Трумэна Капоте. Список известностей, живших и творивших в одно время с Теннесси и знакомых с ним можно пополнять до бесконечности: Джон Стейнбек (американский писатель, создавший «О мышах и людях»), Торнтон Уайльдер (американский романист и драматург), Сергей Дягилев (известный российский театральный и художественный деятель), Уильям Сароян (американский писатель), Билли Холидей (американская чернокожая блюзово-джазовая певица), Кристофер Ишервуд (английский писатель и драматург; друг Теннесси Уильямса), Сомерсет Моэм (английский писатель и драматург), Лоуренс Оливье (английский актер), Уильям Фолкнер (американский писатель), Гарольд Пинтер (английский писатель и драматург), Пол Ньюмэн (известный актер театра и кино, а также режиссер и продюсер), Анна Маньяни (актриса), а ведь в книге упоминается в общей сложности свыше трехсот важных в жизни Т.У. персон! Книга написана о тех вещах и тем языком, который не может не вызвать восхищения и понимания как глубины личности писателя (хотя ближе к пожилому возрасту он «скатился» на барбитураты и спиртное, «подкреплявшие и стимулирующие» его творческо-трудовую деятельность), так и его мастерства. Идолами своими он называет писателей Дэвида Герберта Лоуренса, Джейн Боулз, Чехова, Пруста, Карсон Маккалерс, Эрнеста Хемингуэйя, Флэннери О’Коннор, поэтов Харта Крейна и Артюра Рембо (некоторые из этих людей попали в перечень из его ранее упоминавшегося интервью с журналом «Плейбой»). Т.У. меньше всего на свете хотел бы, чтобы его жалели, но именно такое чувство порой он вызывает, когда описывает (ближе к середине «Мемуаров» и далее) свою жизнь, творчество, любовные похождения (а их было в изобилии). Книга-откровение, которая помогает глубже проникнуть в сущность писателя. Кому-то он покажется человеком отвратительным, несмотря на весь свой талант, кому-то жалким, кому-то пошлым стариком с чрезмерным либидо и пагубным пристрастием к спиртному и наркотикам, а кому-то гениальным человеком своего времени (мой собирательный образ Теннесси Уильямса включает в себя от каждой из перечисленных позиций понемногу), но, смею вас заверить, что она вас не разочарует…

Теннесси Уильямс,  из интервью с журналом «Плейбой»:
«Лицемерие нельзя назвать маской, которую надевают по какому-то случаю, просто бывает необходимо вести себя иначе, чем тебе подсказывает инстинкт»


Рецензии