О пятой заповеди и не только о ней...

      «Сначала аз да буки, а потом все науки», – это любому школьнику известно. С азов, с простейших истин начинается всякая наука. Математика – с четырёх действий арифметики, словесность – с  тридцати  трёх букв алфавита ( аз-буки).  А с чего начинается этика, юриспруденция, правоведение, обществознание, педагогика, психология  – вообще все науки, связанные с поведением человека? Законов,  регулирующих поведение в  обществе, такое превеликое множество,  что  их даже невозможно перечислить с ходу. А  ведь в старой,  ещё дореволюционной  школе был предмет, который  значительно упрощал «школярам» усвоение правил поведения, сводя  всю сложность предписывающих и запрещающих нравственных    установок к  десяти заповедям Закона Божьего.
      Многие нынешние  школьники затрудняются перечислить десять заповедей Нагорной проповеди Христа, которые стали основой  любой системы нравственности. Но одну заповедь (пятую) почти все указывают  безошибочно: «Почитай отца своего и мать  свою». За исполнение  этой  заповеди человеку обещано долголетие на земле – настолько важна эта моральная установка.
      С улыбкой вспоминаем, как любят «ворчать» на молодёжь  старики,  как  требования «отцов» в штыки  воспринимаются «детьми». И особенно  это касается нашего времени, когда зачастую дух демократических свобод перерождается в дух вседозволенности и отсутствия элементарного уважения к старшим.
      Вхождение маленького человека в огромный мир взрослых совершается именно через  это – «почитай отца и  мать». В святоотеческих наставлениях мы находим постоянное  напоминание о пятой заповеди. Святитель Тихон Задонский пишет: «Родителей своих – отца и матерь – почитай по Бозе, и  берегись их в чём оскорбить; что велят, слушай с любовью и покорением, разве бы что противу закона повелевали Божия, чего не допусти, Боже; тогда и не должно слушать, но единого Бога».
        Вся классическая  русская литература, основанная на Православии, напоминает детям о необходимости неукоснительного соблюдения пятой заповеди.  В знаменитых пушкинских «Повестях Ивана Петровича Белкина» есть изумительное произведение, которое с неослабевающим  интересом читают  все поколения школьников. «Станционный смотритель» – та повесть, которая  должна быть непременно прочитана ( и неоднократно перечитана!) в  тесном семейном кругу,  родителями  и детьми – вместе! Вместе прочитать – и  вместе осмыслить!
      Мудрый Пушкин не  давал никаких  нравоучительных  сентенций, он  просто и  доходчиво рассказал историю  девушки, бросившей своего отца ради счастья с возлюбленным. Отец не смог перенести горя – потери  любимой дочери, спился и  умер. А дочь, ставшая богатой барыней, с запоздалым раскаянием пришла к отцу, но нашла  лишь могилу, на которой плакала  безутешно,  ибо  знала,  что  слов прощения от отца она уже не услышит.
     Конечно,  на уроке литературы,  при изучении этого произведения, учитель обязательно скажет  детям о пятой заповеди, подробно  рассмотрит включённую Пушкиным в повествование евангельскую историю о  блудном сыне, напомнит  детям о  любви к родителям. Но  всё же  уроки – это  мероприятие  в какой-то  мере  официальное, и гораздо задушевнее будет звучать беседа о пятой заповеди в семейном  кругу, в  те тихие и уютные семейные вечера, когда родители и  дети собираются вместе за книгой.
     Понимаю,  что семейное чтение в наше время – это почти  утопия,  и  всё-таки!  И  всё-таки  хочется,  чтобы  родители не упускали уникальной  возможности  через совместное чтение достучаться до сердца  сына или  дочери.
     Из «Цветника духовного» выписываю  рассуждение святителя Димитрия Ростовского: «Юного отрока  можно уподобить  доске, приготовленной для  изображения картины: что  живописец  изобразит, – доброе  или худое, святое  или грешное, ангела или  беса, – то и останется на ней. Так и  дитя: какое родители  дадут ему первоначальное воспитание, – к каким нравам: Богоугодным  или  Богоненавистным, к  ангельским  или бесовским приучат его, – с такими оно и  будет жить». Вот ведь в  чём опасность для  родителей: нерадение о детях грозит не  только наказанием в вечности, от которой неверующие люди просто отмахиваются,  но  ещё и утратой надежд на счастливую и обеспеченную старость. Ибо невозможно отрицать и  оспаривать очевидное: «Дети, забытые родителями во время воспитания, взаимно забывают их  после воспитания». (Свят. Филарет Митрополит Московский).
        Позвольте, скажут мне,  речь ведь шла о пятой заповеди, о  том,  что именно дети  должны почитать родителей, а не наоборот.  Но разве в пятой заповеди говорится о почитании  тех  родителей,  которые  устранились от воспитания своих  детей?
        Поражаемся неизмеримостью нашего долга перед родителями, давшими нам  жизнь, воспитание,  образование,  материальное наследство и  духовное наследие – и платим им  любовью и  благодарностью, понимая,  что проблема «отцы и дети» решается только одним  способом: «вечное примирение  и жизнь  бесконечная».
        Кстати, замечательно  будет,  если родители на вопрос сына или  дочери о  десяти заповедях Христа смогут назвать не  одну  только  пятую  заповедь.


Рецензии
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.