Критические заметки о марксизме-58

У нас на философском факультете МГУ где-то в начале 50-х годов прошлого века один аспирант защищал диссертацию, в которой доказывал, что стремление человечества к коммунизму – естественное стремление, что тенденция обобществить все и вся заложена в самой природе. Не помню, получил ли он степень кандидата философских наук, но помню, как мы спорили: одни соглашались, другие возражали. Хорошо, что здесь, на форуме журнала «Наука и жизнь» этот вопрос возник. Давайте его обсудим.

Инстинкт – это влечение, слепой, неразумный, природный акт. В основе всех осознанных стремлений лежит инстинкт. Есть инстинкты положительные и есть инстинкты им противоположные, то есть отрицательные, разрушительные. Это – инстинкт жизни и инстинкт смерти, любви и ненависти, любопытства и неприятия всякого знания (тупая вера в авторитет), красоты и уродства, веры и неверия. На основе природного влечения к удовлетворению чувства голода  возникает разумное стремление к его удовлетворению – путем трудовой деятельности. Но тут же рядом появляется, как тень, и другое природное влечение – удовлетворить чувство голода,  ничего не делая, за счет труда других индивидов или коллектива. В основе стремления к коммунизму лежит именно этот инстинкт.

Маркс использовал природное человеческое желание быть сытым, работая «от» и «до» (по способности), не напрягая себя, не отвечая за конечный результат, и положил его в основу своих сочинений. Да еще и прибавил, что в итоге каждый за труд должен получить по потребности. «Как это здорово!» – подумал измученный пролетарий. «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно!» - хором закричали ученики классика. В России их нашлось больше, чем где-либо, Россия славилась безумцами. Опыт был поставлен… Провал… А что ученики? Они говорят, что учение было искажено, и призывают  попробовать  еще раз.

Маркс использовал и инстинкт ненависти. Надо было доказать, что буржуазия – класс паразитов, эксплуататоров, и пора ей уходить с исторической сцены. Не пожалел бумаги и написал «Капитал», чтобы изобличить буржуазию. Обосновал необходимость уничтожения частной собственности, необходимость революции и диктатуры пролетариата. Истмат стал подобием библии.  Ненависть (инстинкт разрушения) у пролетариата и значительной части интеллигенции против буржуазии стала осознанной – они получили цельное учение. Иные российские политики прямо-таки взбесились:  после захвата власти для десятков миллионов непослушных и непокорных на огромной территории Российского государства они построили систему лагерей – ГУЛАГ, а общее пространство страны превратили в Большую зону, отгородившись от остального мира,  повесили «железный занавес». Навязчивая пропаганда коммунизма в СССР имела колоссальный  успех: простой люд полюбил бородатых вождей, а «яйцеголовые» от «единственно истинного» до такой степени отупели, что еще и сегодня, после крушения власти идолов, верят в возможность построения общества сытого и беззаботного брюха.

Инстинкт ненависти использовали и нацисты, только они избрали несколько иной объект – не вообще буржуазию, а только еврейскую буржуазию, а заодно и всех евреев, которые, по их мнению, являются разносчиками несправедливости. Пропаганда нацизма в Германии и в других странах также была успешной. Главный очаг нацизма – Германию – история «разгромила» физически, а главный очаг коммунизма – СССР – сам сгнил на корню, однако идеология того и другого жива, ее приверженцы там и сям снова сеют семена ненависти. А люди наивны и забывчивы, они уже забыли, сколько горя принесли миру марксистский и нацистский бред.  Суббота, 24 сентября 2011 г.    


Рецензии