Безошибочные средства Мечты

Наши попытки реализации парадигмы «Мечты» в рамках проекта периодического издания.

Андрей Елькин, главный редактор журнала «Вестник Мечты».


Записки учителя и редактора периодического издания, в которых он не говорит ничего нового и в то же время посвящает Вас в тайны «Мечты»


Пусть все, кто ищет путь мира и счастья, найдут его.
Далай-лама Четырнадцатый.

Научить людей Мечте…. Может ли сегодня перед нами стоять более важная задача? В нашу эпоху, когда всё подчинено противоестественным правилам, заставляющим людей проживать свои жизни в суете и тревоге, гнаться за эфемерными ценностями, усердно навязываемыми нам машиной поглотившей всё системы, человек вынужден разве что учиться выживать, и мириться с невеселой реальностью, когда творческая самореализация оказывается доступной лишь немногим. Такая ситуация связана с тем, что вся парадигма современного политического и социального устройства преимущественно ориентирована на производство и потребление материальных благ, что само по себе является ее своего рода базисом, в то время, как культурные и даже духовные аспекты человеческой деятельности вынуждены отыгрывать роль едва заметной надстройки.

О материальном факторе, о потребительской мотивации современных людей уже сказано, казалось бы, всё. Прозвучит ли новое слово? Будет ли услышан социумом громкий оживляющий призыв: Люди, проснитесь! Осознайте свое естественное стремление к подлинной радости, к тому главному качеству, которое формирует стержень нашего счастья – того истинного счастья, которое лишено всякой фальши и самообмана! Дело даже не в том, что материальное противопоставляется духовному, а в том, что духовное с помощью изысканных и просчитанных до мелочей технологий и методик, трансмутируется в такую же материальную субстанцию, поданную, правда, уже под другим соусом.

Появление детско-юношеской общественной организации «Республика Мечта» и её печатного органа (журнала «Вестник Мечты») является следствием именно таких, незамутненных проявлениями "дивного лучшего мира" устремлений. Мы свято поверили в то, что возможен Новый Человек, который сможет подчинять любую свою деятельность созидательному творчеству, но даже не ради самой деятельности и её результата. А во имя сопутствующей настоящему творчеству Радости, без которой, как известно, не идентифицируется смысл и без которой ещё никто не достигал более-менее заметного успеха.  Наша задача: нейтрализовать пагубное влияние агрессивного социального вмешательства в сознание гражданина Мечты, к сожалению, готового впитать в себя преподносимые ему деструктивные ценности. Мы обязательно должны попытаться возродить царство истинной свободы духа и осмысленности бытия.

Выбор средств, способных научить Мечте - дело особой важности. Приведу лишь один пример того, что мы имеем. Уроки химии, физики, математики, и других школьных предметов, при том что они конечно (при правильной организации системы образования в целом) тоже необходимы, всё меньше воодушевляют многих наших учеников, не вызывают в них искреннего интереса и непринуждённого внимания. Конечно, выход найден – по мнению идеологов современной системы образования, он состоит во внедрении европейских стандартов и в необходимости внедрения профильного обучения с опорой на интерактивные технологии обучения. Выход теоретически безукоризненный, но на практике требующий полноценного понимания педагогической общественностью и всем обществом необходимости его внедрения и требующий колоссальных материальных и интеллектуальных ресурсов, которые опять же, ныне могут позволить себе только очень богатые страны.

Чтобы выразить наши идеи и ценности, и донести их до общества, в 2005 году мы начали издавать журнал - «Вестник Мечты», в котором пишем не только об экологии, окружающей среде, но и, может быть, впервые  об экологии души и внутреннего мира человека, устройстве его микрокосма. Так называемый «негативный человеческий фактор» может быть устранён при условии согласия, что на природу пагубно влияет ни просто «вынужденные» проявления антропогенного характера, а ущербно построенные и искусственно сформированные внутренние социально-психологические установки современных людей, через которые они и вносят свою дисгармонирующую лепту во внешний испытывающий очевидный экологический и социальный  кризис мир.

Редакционный коллектив журнала «Вестник Мечты» исходит из того, что современная школа до сих пор продолжает однобоко ориентировать свои цели преимущественно  на осознание лишь материального мира, а сам учебный процесс не получает должных темпов модернизации. Например, рассказывая школьникам о протонном числе атома или о квантовых числах, мы зачастую забываем, что эта «весёленькая» информация ныне должна ассоциироваться с Чернобылем, с Факусимой, с Хиросимой и Нагасаки. Зато наши ученики в учебнике по химии могут прочитать, что, оказывается (!) атомная энергетика безопасна (!) для окружающей среды.

Авторы Мечты признают, что наш мир оказался в условиях глобальных революционных перемен, которые до неузнаваемости и теперь уже  непрерывно и непредсказуемо изменяют окружающее информационное и социальное пространство. Они уверены, что никакая учебная информация, будь то  теория квантового дуализма или даже методика обратной матрицы не способны подменить священное право молодой личности на самореализацию, её право на творчество. Стоит признать, что нынешний человек уже не тот, что был ранее. Научно-технический прогресс может привлекать его с позиций всё того же материального обогащения, но на интуитивном уровне молодые люди сегодня стремятся к духовным достижениям, к внутреннему поиску, к разгадке главной тайны, по-прежнему остающейся скрытой от блуждающего в потёмках сознания.

Именно поэтому мы утверждаем, что роль и силу искусства, сегодня трудно переоценить. Литература, музыка, живопись – это те сферы, которые способны по-настоящему возродить в гражданине Мечты долгожданный смысл, подарить его самой живой внутренней части свободу и независимость. Именно поэтому множество эксклюзивных  публикаций «Вестника Мечты» посвящены современному и классическому искусству.

В сентябре 2011 года вышел 47 номер журнала. И в этом выпуске, как и в предыдущих мы по-прежнему провозглашаем, что всё в наших делах и помыслах должно быть преимущественно подчинено изучению красоты и добра нашего мира, освоению умения видеть и слышать голос подлинного совершенства. Возрождение истинной духовности, о котором так много нынче говорят, находится в непосредственной зависимости от сохранения всего, что может быть отнесено к планетарным ценностям.  И в то же время это возрождение зависит  от пересмотра догматических и устаревших образовательных ориентиров, когда образовательные программы больше  не будут "подгоняться" под конкретную политическую ситуацию, или служить вообще не тем целям, которым они призваны служить.

Материалы «Вестника Мечты» отвечают на самые главные вопросы. Что же делать? Как быть? Куда идти? При этом мы знаем, что истинному гражданину Мечты не следует говорить о необходимости беречь природу. Ему нужно воочию показать совершенство нашего мира, совершенство той самой природы, и сделать это так, чтобы единственным чувством, которое необратимо овладело бы им, была всепобеждающая любовь. Когда мы любим - мы бережём. Вместо того чтобы в очередной раз запевать что "мы наш, мы новый мир построим", мы говорим ему: начни переустройство мира с самого себя, беспокойся об экологии своей души - о своём собственном мировоззрении.

И мы говорим:

Впереди нас ждёт путешествие - путешествие в трепетный и интимный мир творца, ищущего главный смысл средствами без однозначных заявлений, «без (навязчивых) звуков» и «без (пошлых) слов».  Ведь точно так же, как человек проживает свою жизнь, начиная с «чистого листа»; а художник, искусно манипулируя цветовой гаммой, проживает свой поиск-созидание, начиная с чистого холста, насыщая его вначале только ему ведомым содержанием, которое со временем обязательно проявится, обнаружится и достигнет той отчётливой завершённости; вот точно также мы должны пытаться воспринять, как чудесную картину, свою жизнь и жизнь любого человека, возникающую тоже из пустоты, но в экспонируемом, законченном виде - как результат огромных собственных усилий, и результат достойный называться  волшебным для нас словом «БЕЗУПРЕЧНОСТЬ». Это и будет для всех нас путешествие вместе с «Вестником Мечты» в мир Мечты, в мир Искусства, в мир Творчества – в  мир Правды.


Спасибо Юрию Савранскому за помощь в написании статьи.


Рецензии
"...как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом чрез эту реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных предметах. ...как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян". (Н.В. Гоголь, Ваш земляк, кстати).
А химию, математику, физику - по боку! Не "воодушевляют" на мечтания...
Да, АЭС, действительно, самые экологически чистые (по сравнению с теми же ТЭС, загрязняющими атмосферу, ГЭС, загрязняющими и уродующими реки...), но на АЭС должны работать ЛЮДИ без "разрухи в головах" (читай - без "пустомечтаний"), с крепкими знаниями тех самых физики, математики, химии. Да же странно химику-биологу этого не знать...
Но попробую объяснить на пальцах. Существует проблема потепления климата земли, уменьшения озонового слоя в стратосфере, защищающего нас от губительного воздействия ультрафиолетовых лучей солнца. Эти процессы как раз и усугубляют тепловые электростанции, в то время как нормально работающая АЭС — экологически чистый объект, не выбрасывающий в атмосферу никаких вредных веществ. Немалую опасность могут таить в себе тепловые и гидроэлектростанции при возникновении чрезвычайных ситуаций. Вспомним хотя бы Саяно-Шушенскую ГЭС. После недавней аварии возникла реальнейшая опасность затопить огромную территорию. А вот альтернативные источники в балансе современной энергетики составляют пока доли процента.
Что касается творчества... Тот же Льюис Кэролл, кстати, был прекрасным МАТЕМАТИКОМ. Это ему ни чуть не помешало написать "Алису..." да и такие вот строчки "про Бармаглота" (в более знакомом Вам переводе):
"Присмеркло. Марвні зажужми
Плазвали у ріві
Та вусі сахи нишками
Кокшились, як снаві".
Или - "Був смажень, і швимкі яски
Спіралили в кружві,
І марамульки йшли в псашки,
Як трулі долові".
И неужели главная Мечта, судя по фото, это "Тойота"? "Королла" или "Камри"? ;):)

Дмитрий Анатольевич Овчинников   01.12.2011 15:09     Заявить о нарушении
Дмитрий Анатольевич, любите Вы дискутировать. Похвально.
Обратите внимание на иллюстрацию к этому материалу. Там словами Германа Гессе всё сказано.

Если кратко, то, трудно отрицать, что всё переплелось и запуталось. Желание видеть причинно-следственные связи, истоки и истинные последствия всех бед, стремление объяснить экологический кризис, не удовлетворяются в том качестве, которое можно было бы характеризовать как объективно правдивое. Вот видите, и у Вас получилась путаница - смесь поэзии, физики, химии, Гоголя, глобального потепления и математики. НО не стоит отчаиваться! Мы всё равно победим, и во всём разберемся!

С уважением, Андрей Елькин

ПС. О моей фотографии (с Тойотой) на главной странице читайте здесь:
http://www.proza.ru/2010/06/14/561

Андрей Елькин   01.12.2011 20:32   Заявить о нарушении
Уважаемый Андрей!
Не обязательно ехать в Японию, чтобы увидеть реализацию экологических программ производственными предприятиями - это сейчас есть и у нас. 25 тыс. $ на зоопарк - замечательно. Но, как биолог, разве Вы положительно относитесь к содержанию животных в неволе (в том же зоопарке), где у живых существ нарушаются многие естественные экологические связи?? Это я к тому, что наш мир МНОГОМЕРЕН. Поэтому нет никакой мнимой "путаницы" - все взаимосвязано. Нельзя смотреть на мир узко! Вроде того: "...рассказывая школьникам о протонном числе атома или о квантовых числах, мы зачастую забываем, что эта «весёленькая» информация ныне должна ассоциироваться с Чернобылем, с Факусимой, с Хиросимой и Нагасаки". Неужели ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО с этим она должна ассоциироваться?? У Г. Гессе ключевое слово - "МЫСЛИТЬ", но не "мечтать". Кстати, и Ф. Ницше сказал неплохо: "Этот паук, медленно ползущий при лунном свете, и сам этот лунный свет, и ты, и я, стоящие в воротах и шепотом говорящие о вечном, - не случалось ли всем нам сойтись вместе когда-то в прошлом? И не встретимся ли мы снова на этом долгом, волнующем пути, не будем ли мы вечно встречаться?"

Дмитрий Анатольевич Овчинников   02.12.2011 09:29   Заявить о нарушении
Совершенно верно - МЫСЛИТЬ! Но, задумайтесь! Что лежит в основе и что является побудительным мотивом ни просто человеческой склонности к мышлению, а даже, в конечном счете, существенным фактором развития социального мышления? Мотивация, хотим мы этого или нет, наиболее прочно связана с нашими естественными устремлениями. Лучшие из них мы называем словом "Мечта". Что касается идеологии "Мечты", то в это слово я вкладываю менее традиционный смысл. Поэтому дискуссии на эту тему должны строиться на иной или более широкой понятийной платформе.

Дмитрий Анатольевич, как я рад, что Вы находите возможность уделить внимание моей странице на Прозе! Я бы и сам старался больше читать. На этом замечательном сайте столько прекрасных авторов. Жаль, что со временем у меня проблема.

Удачи и всего самого-самого доброго!

С уважением

Андрей Елькин   02.12.2011 09:50   Заявить о нарушении
Времени настолько мало, что вряд ли смогу гарантировать обстоятельные ответы в этой ленте.

Андрей Елькин   02.12.2011 10:04   Заявить о нарушении
Слово "мечта" заимствовано из старославянского языка
(мьчьтъ) со значением "видение, призрак".
Родственно русскому слову "мигать".
Т.е. изначально обозначало нечто трудноуловимое,
призрачное.
Толковый словарь Ожегова дает два значения слова «мечта»: 1) нечто, созданное воображением, мысленно представляемое; 2) предмет желаний, стремлений. Мечта во втором значении ближе к таким понятиям, как «цель», «стремление», «надежда». Но если цель подразумевает конкретную последовательность действий, то мечта — это то, что еще не стало целью.
В трактате Джеймса Адамса «Эпос Америки», датированном 1931 годом, Адамс пишет: «Американская мечта — это мечта о стране, где жизнь каждого человека будет лучше, богаче, полнее, где у каждого будет возможность получить то, чего он заслуживает».
На первый взгляд, всё красиво и хорошо, да и на второй тоже. В Америку как в страну новых возможностей стремились люди из разных уголков земного шара. Реализовать себя здесь, на бескрайних просторах Нового Света, мог каждый желающий. Часто подчёркивают, что американская мечта базируется на свободе личности и свободном предпринимательстве. Кто-то добивался своей мечты талантами и трудом, кто-то — хитростью и обманом... Американская мечта давно распространилась за пределы Соединенных Штатов. Но, так или иначе, она не мыслится в отрыве от материальных благ, признания, известности.
Сегодня имена людей, достигших этого «американского» идеала, звучат отовсюду. Мы слышим о них, когда они на пике известности; газеты и ток-шоу «продают» нам один и тот же незамысловатый сюжет: головокружительный успех, удача и богатство — благодаря упорному труду и фортуне. Однако количество самоубийств и случаев наркотической передозировки на этом Олимпе просто потрясает. «Льстит гибельная мечта человекам на всем пути земной жизни; изменяет им в конце жизни, предает их действительности, оставляет ни с чем», — словно о них, о тех, кто карабкается на Олимп славы и богатства, пишет святитель Игнатий (Брянчанинов).

Дмитрий Анатольевич Овчинников   02.12.2011 11:32   Заявить о нарушении
Я считаю, что отличительной особенностью нашей "Мечты", помимо всего прочего, в силу её содержательного наполнения является её готовность стать достойной целью. Именно осознание Духа в себе и во внешнем мире, его единства и энергетической состоятельности не позволит гражданину Мечты продвигаться к облагороженному образу неприглядными путями. Эти одновременно трудные и увлекательные дороги никто не рискнет назвать гибельными. Ведь вся наша деятельность осуществляется под знаменами личностного самосовершенствования, исключающего интересы материального плана.

Если говорить в глобальном смысле, то, что поделаешь, мы живем в мире денег, которые выполняют свои функции: всё измерять, и успех, и удачу, и богатство, и прочее. Наверняка лучшие умы человечества уже моделировали внеденежное социальное устройство 21 века. Что бы было: хаос или истинный прогресс человечества? Об этом стоит подумать.

Что касается "Американской мечты", хорошая она или плохая, но она работает. Работает, не смотря на то, что имеет, как и всё в нашем мире, свои отрицательные стороны. Наша задача видеть недостатки, но замечать их стараться сначала в себе. Такие недостатки всегда ближе, доступнее для объективного суждения, а значит - их легче устранить. И вот, когда этих изъянов станет меньше, чем у других, у нас появится и время и моральное право для критики в адрес внешнего, безусловно, небезразличного для нас мира.

Андрей Елькин   03.12.2011 13:52   Заявить о нарушении
Эпиграф: "Бальзаминов. Вот вы меня, маменька, всегда останавливаете! Никогда не дадите помечтать. Что ж такое! Я этим никому вреда не делаю. Коли нельзя жениться на обеих, я бы хоть помечтал по крайней мере, а вы меня расстроили.
Бальзаминова. Ну мечтай, бог с тобой!
Бальзаминов . В мечтах я себя представляю, маменька, что я высокого роста, полный и брюнет. Вот, маменька, выхожу я из саду, жандарм кричит: "Коляску Бальзаминову!" А я будто, маменька, генерал..." (А.Н. Островский).
Хотя Вы вчера и ознакомились с предложенным мной материалом "Попытка к бегству..." по гипер-ссылке, но, видимо, недостаточно внимательно. Поэтому выделю его основные мысли цитатно-тезисно.
- «Литература дала крылья, дала имя великой человеческой Мечте о справедливом и разумном, свободном и счастливом устройстве жизни на земле». Такое счастливое, не обусловленное внешними обстоятельствами, необходимостью добывать «в поте лица хлеб свой» бытиё получает название Золотого века.
- «Создали прежде всего поколенье людей золотое / …жили те люди как боги, со спокойной и ясной душою, горя не зная, не зная трудов…» (Гесиод).
- «Снова нам век наступил золотой: без труда и усилий / начали снова вкушать дар мы Деметры святой…» (Антипатр).
- «Там же есть озеро ен добре велико, исполнено вина двойнова… Да тут же близко пруд мёду… Да близко ж того целое болото пива… Там бо того много, а всё самородно. Вся там пей и еж в свою волю. И спи довольно и прохлаждайся довольно… Тамошняя музыка за сто миль слышать» (народные представления о Золотом веке или Золотой стране).
- ...слово «виртуальный» в переводе с латыни означает не более как «возможный». Виртуальное – это то, что может или должно существовать при определённых условиях. И представление о счастье, «которого не может не быть», всё больше соскальзывает в сферу виртуального. Писатель Сергей Лукьяненко: «Я не отрицаю полезных сторон виртуальной реальности, но слишком уж много тут опасностей. Это, прежде всего, отрыв от действительности, когда для человека единственно значимым становятся ценности виртуального мира, а реальная жизнь с её проблемами, обязанностями, ответственностью воспринимается как скучный фон, как досадная необходимость, сродни отправлению физиологических нужд».
- «Психологическое чувство реальности, присущее каждому и позволяющее отличить настоящее от воображаемого, постепенно размывается и притупляется. Иными словами, реалистическое восприятие действительности незаметно подменяется иллюзорным. Метафора вытесняет реальность».
Иными словами - отвлекает от действительности и труда!
А в заключении подчеркну, что в принципе любую самую пустейшую и примитивнейшую "мечту" при желании можно заключить в очень привлекательную и красивую оболочку: подробные инструкции по этому поводу - у Юрия Полякова в "Козленке в молоке" и у Виктора Пелевина в "Generation P".

Дмитрий Анатольевич Овчинников   03.12.2011 16:06   Заявить о нарушении
Дмитрий Анатольевич, нам нужно научиться - в своих суждениях быть краткими, лаконичными. Это не значит, что кто-то, нагромоздив кучу цитат и выразив свою позицию многословно, не прав. Это просто, на мой взгляд, тоже большая проблема современности, я бы сказал: симптомы опасной болезни, из-за которой не наступает ясность в умах народа. И всё вроде бы верно, и всё равно продолжается блуждание в сумерках коварного обмана. Все любят повторять: "краткость - сестра таланта", но при этом интеллигенция, призванная развенчать нагромождения лжи, продолжает оставаться понятной только самой себе. Должна быть какая-то мыслительная дисциплина или, может быть, ещё что-то, что пробудило бы наше чувство ответственности и заставило его работать в унисон с истинными духовными потребностями человека. Вы согласны?

Лишать человека Мечты или нет? Мой ответ – НЕТ!

Андрей Елькин   03.12.2011 17:32   Заявить о нарушении
Краткость – сестра таланта? Или признак незнания?
"Стараюсь быть кратким - делаюсь непонятным" (Гораций).
"Чрезмерная краткость речи иной раз превращает ее в загадку" (Б. Паскаль).
И наконец оригинал: "Краткость - сестра таланта. Если бы мне прожить еще сорок лет и все эти сорок лет читать, читать и читать, и учиться писать талантливо, то есть коротко, я выпалил бы во всех вас из такой большой пушки, что задрожали бы небеса"(А. Чехов).
Мое мнение - иногда кратность становится не сестрой таланта, а родственником скудной информации.
Ну а на счет интеллигенции, надеюсь, Вы не преверженец ее ленинского определания? ;)
На счет мечтаний: повторю реплику персонажа пьесы А.Н. Островского Бальзаминовой: "Ну мечтай, бог с тобой!" :)))

Дмитрий Анатольевич Овчинников   03.12.2011 18:05   Заявить о нарушении
Согласен и с тем, что наша склонность слышать больше себя, чем кого-либо, тоже не способствует движению вперед. Ваше "Ну мечтай, бог с тобой!" мне не интересно, так как о "мечте" в общепризнанном смысле в моих текстах не идет речь, и обсуждать эту волнующую Вас тему я готов только из уважения к Вам.

Обратили Вы внимание или нет, но Выше черным по белому написано:

"в это слово я вкладываю менее традиционный смысл. Поэтому дискуссии на эту тему должны строиться на иной или более широкой понятийной платформе."

Поэтому хочу повторно подчеркнуть: нет у нас никаких мечтаний, а есть ЦЕЛЬ, освещающая дорогу и радостная.

Андрей Елькин   03.12.2011 18:25   Заявить о нарушении
Это не моя реплика, а классика А.Н. Островского :)
Вы также невнимательно прочли материал "Попытка к бегству...", а также мою компиляцию по нему, иначе поняли бы, что я в понятие "мечта" также вкладываю более широкий смысл - пусть и Цель, но виртуальная, воображаемая, когда "реальная жизнь с её проблемами, обязанностями, ответственностью воспринимается как скучный фон, как досадная необходимость, сродни отправлению физиологических нужд» и далее -«Психологическое чувство реальности, присущее каждому и позволяющее отличить настоящее от воображаемого, постепенно размывается и притупляется. Иными словами, реалистическое восприятие действительности незаметно подменяется иллюзорным. Метафора вытесняет реальность». Чисто по-человечески это называется "запудривание мозгов" и отвлечение от "трудов праведных" :) Всего и делов-то...

Дмитрий Анатольевич Овчинников   03.12.2011 19:15   Заявить о нарушении
И совсем последнее - диогеновский фонарь вам в руки и вперед :)

Дмитрий Анатольевич Овчинников   03.12.2011 19:41   Заявить о нарушении
"Скучный фон" и "досадная необходимость" всегда были в жизни людей. Всё это возникает и портит внутренний мир человека не потому, что появляются и существуют некие виртуальные ориентиры и источники. Скорее наоборот, имеющие место пустоты требуют заполнения и обуславливают возникновение востребованного фетиш-продукта. Происходит подмена настоящей Цели-Мечты её суррогатными аналогами, восприняв которые, человек ощущает иллюзорную полноту осмысленности своего бытия. Он вроде бы знает - чего хочет и что нужно делать. Как бы там ни было, рано или поздно, человек обнаруживает, что энергетическое тело заполнено вовсе не живительным материалом. И вроде всё есть, но нет главного - нет чувства единства с миром, возникает ощущение печали и разобщенности.

Поэтому мы провозглашаем как Цель - энергетическую безупречность гражданина Мечты. Фактически это совокупность всего противоположного тому негативному, о чем Вы писали.

Андрей Елькин   03.12.2011 20:00   Заявить о нарушении
Последняя моя реплика по поводу Д. Синопского оказалась очень верна. Ведь "гражданин Мечты" очень смахивает на "гражданин мира" :) Кстати, во всех этих "энергетических" рассуждениях прослеживаются еще и признаки сектантства (по А.Л. Дворкину), а это уже совсем печально.

Дмитрий Анатольевич Овчинников   03.12.2011 20:09   Заявить о нарушении
Если призыв к поиску творческой платформы в любой своей деятельности, стремление к бесконфликтному восприятию действительности и накоплению позитивной энергетики, побуждающей молодого человека к вдохновляющему личностному росту - это секта. То пусть будет - хоть секта, хоть любое другое слово, которое Вам захочется использовать в виде ярлыка.

Успехов Вам и пусть Ваши надежды оправдаются! Дмитрий Анатольевич

Андрей Елькин   03.12.2011 20:29   Заявить о нарушении
Из тезисов выступления (были дружно поддержаны участниками) на Международной конференции по педагогике: «… В последние годы среди российской (но думаю, что это проблема не только России) молодежи много инфантов, совершенно не готовых к трудностям современной жизни. Кто виноват? В первую очередь – родители, которые очень заняты своими делами, и им некогда воспитывать детей. Но и определенная доля вины лежит на псевдопедагогах (так называемых «мечтателях»), которые вместо подготовки к жизни методично вкладывают в ребячьи головы несбыточные, иллюзорные цели. Их заслуга, может быть, лишь в «отвлечении детей от отрицательного влияния улицы». Но и это спорно… Ведь зачастую эти псевдопедагоги увлечены только самим процессом, а не его результатом. В итоге после окончания школы их воспитанники оказываются просто брошенными в бушующий океан реальной трудной жизни, и выплыть без заранее сформированных соответствующих навыков им бывает очень и очень трудно…
А иногда «инфантильное воспитание» дает сбой и в ходе самого процесса… Результат – увеличение в России количества детских суицидов по самым ничтожным поводам! Страшно, когда 13-летняя девочка бросается с 12-го этажа из-за несчастной любви, «предусмотрительно» оставив на память родителям свои «фенечки»… Просто ужасно… Псевдопедагоги-«мечтатели» не формируют детский характер, не учат противостоять простейшим житейским трудностям, они лишь заключают неокрепшую душу ребенка в хрупкую паутину (пытаясь отгородить от реального мира) своих иллюзорных целей, которая разрушается при малейшем соприкосновении с реальной жизнью.
Конечно, каждой эпохе – свои поступки. Но в годы Великой Отечественной войны подростки заменяли своих родителей у станков на заводах, в поле при сельхозработах, даже на поле боя – «сыны полка»… Это отнюдь не образцы воспитания, но так было… Это лишь примеры максимальной сформированности характера ребенка и его готовности к трудностям жизни…»

Дмитрий Анатольевич Овчинников   13.06.2012 14:14   Заявить о нарушении
Только сегодня опубликовал новость, касающуюся темы социализации трудных подростков. Американский опыт в ходе профессионального визита в США ныне изучает координатор проектов "Республики Мечта" и заместитель директора школы Мечты Ирина Викторовна Старова. Нам приятно осознавать, что многие наши программы по своим формам и эффективности совпадают с американскими.

Вот ссылка: http://rm.pp.net.ua/news/2012-06-13-512

Андрей Елькин   13.06.2012 14:21   Заявить о нарушении
Имеющий уши, да услышит... Я имел в виду подготовку в школе по социальной адаптации ОБЫЧНЫХ детей к ТРУДНОСТЯМ взрослой жизни. Трудные подростки с девиантным поведением - отдельная песня и методы работы с ними специфические, в том числе с упором на трудовое воспитание (еще со времен А. Макаренко). Позвольте мне дать Вам на прощание один совет (как у А.П. Чехова в "Вишневом саду" Трофимов Лопахину): не делайте из Амарики культа! (ну здесь еще немного и от О. Бендера) Отвыкните от этой уже привычки - делать из Америки культ ;)

Дмитрий Анатольевич Овчинников   13.06.2012 14:49   Заявить о нарушении
Дмитрий Анатольевич, с какой ноги Вы сегодня встали? Если у Вас что-то не получается, это не значит, что у всех тоже всё сыпется из рук. Я ведь не спорю с Вами. Я лишь подчеркнул, что общественно-полезный труд и практическая компонента по-прежнему остаются эффективной формой воспитательной работы. Причем, независимо от того, где это применяется, в Америке, в Украине или в России. Если сидеть, погрязнув в негативных эмоциях, и постоянно жаловаться, что всё плохо, то так оно и будет. Нужно действовать, и верить в себя, в то дело, которому служишь. И всё обязательно наладится. Кроме того, очень важно быть оптимистом. Пессимизм - не наш путь. Пессимисты постоянно ищут врагов, то ли в "Мечте", то ли ещё где, но не там, где находятся наши истинные проблемы.

Мне легко писать всё это с дружескими чувствами, так как предположительная критика в наш адрес выглядит не убедительно. Мы не только пишем и говорим, но и действуем. Поэтому практические результаты нашей работы с одной стороны - убеждают в правильности выбранных путей, а с другой - стимулируют к объективному видению проблем и к стремлению не останавливаться на достигнутом.

Что касается поставленного Вами вопроса в глобальном плане, я с Вами полностью согласен. В масштабах Государств и политики в сфере образования нужно срочно что-то делать. В России правильно понимают ситуацию. Необходима новая концепция "Мечты" в системе образования. И об этом не скажешь в двух словах.

С дружеским приветствием, Андрей Вячеславович

Андрей Елькин   13.06.2012 15:23   Заявить о нарушении
Да ладно, Андрей, встал с той ноги, что и всегда, - это мое обычное состояние - критическая оценка и принцип: ни чего не принимать на веру (почти как тургеневский Базаров, хотя я и не негилист, и не писсимист - аппелировать к литературным образам тоже привычка, хотя и физик-математик по профилю). Просто почаще приезжайте в Россию в плане обмена педагогическим опытом - и по духу, и территориально ближе, чем США ;)

Дмитрий Анатольевич Овчинников   13.06.2012 15:43   Заявить о нарушении
По моим наблюдениям обменные программы между Украиной и Россией касаются лишь ученых. При этом сама педагогическая наука в её нынешнем состоянии больше связана с теориями и далека от практики. С другой стороны, всё больше используются новые информационные технологии. Интересный опыт международного фестиваля "Москва - Запорожье", в рамках которого состоялись вебинары и совместные конкурсные просмотры.

Андрей Елькин   14.06.2012 15:47   Заявить о нарушении
Андрей, у меня к Вам назрел вполне конкретный вопрос. Я полагаю, Ваша педагогическая программа под "кодовым" названием "Мечта" действует уже несколько лет. Если это так, то многие учащиеся - ее участники - уже стали выпускниками школы. Так вот, проводили ли Вы отслеживание и анализ, кто из них в каких учебных заведениях продолжил свое образование, успешно ли обучается, или вообще (если это большой временной интервал), в каких сферах они работают, успешно ли трудятся? Вот этот анализ и показал бы реальные результаты Вашей педагогической работы по системе "Мечта".
С уважением,

Дмитрий Анатольевич Овчинников   15.06.2012 13:59   Заявить о нарушении
Это было бы странным и неестественным, если бы учителя не отслеживали дальнейшую судьбу своих воспитанников. Среди наших выпускников, как и в любой школе, множество реализовавших себя личностей, молодых людей, получивших высшее и среднее специальное образование. Важно отметить, что и нынешние ученики не огорчают нас. На сегодняшний день в школе нет ни одного учащегося, который бы состоял на учете в службе по делам несовершеннолетних. Только один ученик состоит на внутришкольном контроле. Говорить о процентных показателях мне всегда было скучно. «Мечта», как идеология, создавалась не для того, чтобы гражданин детской Республики соизмерял свои успехи с карьерным ростом или с достижениями в области присвоения каких-либо научных титулов. Кем бы ни стал в будущем гражданин Мечты, ученым или рабочим, врачом или артистом, его главная задача - ощутить уверенность в самореализации своего потенциала. Программа Мечты учит человека быть энергетически состоятельным и в то же время кротким. Она учит его распознавать истинные ценности на нашей планете Земля, и всегда быть верным этим непреходящим ценностям.
Вам не хуже меня известно, что человек может владеть мизерными материальными ценностями, обладать самой малостью, самым необходимым, и при этом быть по-настоящему счастливым. И наоборот, многие люди, достигнув высокого материального и социального положения, находятся в состоянии непрекращающегося стресса, разочарования и психологического дискомфорта. Они подкармливают своё эго и чувство личной значительности предметами роскоши, какими-то доступными им привилегиями, и никак не могут понять: почему гармония в душе и в восприятии окружающего мира ощущается лишь иногда и быстро проходит.
У нас хорошая цель. Но она далека от мечтательности в традиционном смысле этого слова. Не смотря на условия окружающего мира (например, средства массовой информации и/или манипуляции), которые от нас не зависят, я считаю, что облагороженный образ гражданина Мечты достижим. Но для этого человек должен верить, в то, что он делает. И он должен знать: зачем ему это нужно.

Андрей Елькин   15.06.2012 15:15   Заявить о нарушении
Естественно важны не обладание большими материальными благами и высоким социальным положением, а успешная социальная адаптация и сформированная СУБЪЕКТНОСТЬ.

Дмитрий Анатольевич Овчинников   15.06.2012 19:49   Заявить о нарушении
Если честно, то покоробила формулировка: "Программа Мечты учит человека быть энергетически состоятельным и в то же время кротким". Энергия - понятие физическое, а в человеке важно психологическое начало. Когда упор делается на энергетическое начало в человеке, то обычно это всегда сводится к неким сверхестественным явлениям, а образование все-таки должно быть основано на секуляризме. Также нет ничего хорошего в кроткости. Вспоминается известная комедия А. Островского: "... для успешного и стройного течения дел, подчиненный должен быть робок и постоянно трепетен". Просто для подчинения - этого, возможно, и достаточно, но для творческого развития личности учащийся должен быть позитивно активен (прежде всего, субъектом любых видов деятельности).
С уважением,

Дмитрий Анатольевич Овчинников   16.06.2012 13:13   Заявить о нарушении
Всё, что не познано в человеке может расцениваться как сверхъестественное. При этом значение энергии сегодня вряд ли кто решится принижать. Процессы познания и самосовершенствования особенно нуждаются в энергии. И, когда мы думаем об эффективности этих процессов, мы всегда пытаемся обнаружить незадействованный энергетический потенциал, выяснить местоположение и доступность этих источников. Ограничиваться лишь тем, что имеется у человека ныне (в условиях современного мира), значит - топтаться на месте. Под «кротостью», я понимаю адекватную оценку своих возможностей и достижений. Мы уже как-то говорили с Вами о концепции непрерывного образования. Я думаю, что серьёзным препятствием для воплощения идеи непрерывного образования является снижение объективной самооценки людей с возрастом. Часто бывает так, что, получив диплом или даже просто аттестат, устроившись на работу, молодой человек убеждает себя, что возможный для него потолок роста достигнут. С этого момента его развитие как бы останавливается, хотя сам он не дает себе отчета в этом своеобразном умирании.
«Кротость» и «энергетическая состоятельность» - два основных источника непрерывного развития гражданина Мечты.

Андрей Елькин   17.06.2012 11:30   Заявить о нарушении
Странно, ведь кротость вовсе не способствует развития человека и его стремлению к продолжению образования, для этого нужна активность.
С полгода назад оппонировал на защите кандидатского диссера по педагогике на тему «Формирование у учащихся готовности к самооценке учебных достижений в условиях стандартизации российского образования». И хотя Вы не любите педагогическую теорию, немного вспомню и кратко процитирую свое выступление там: "В соответствии с «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и общими положениями Стандарта образования содержание планируемых результатов должно позволять осуществлять оценку «предметных, метапредметных и личностных результатов образования в ходе разнообразных процедур». Следует уделить внимание именно третьей составляющей - личностному компоненту учебных достижений учащегося, который может быть проявлен (приобретен) только при условии занятия ребенком субъектной позиции на уроке, а также необходимо принять в качестве этого компонента учебное поведение как реальный предмет самооценивания учащимся в процессе учения. Включение этого компонента в структуру результата образования выявило необходимость оценить личностные приращения, сформировавшиеся у ребенка в процессе учения. Очевидно, что согласно парадигме системно-деятельностного подхода такое оценивание не может осуществляться без участия ребёнка как субъекта деятельности учения. Не случайно в Концепции и Стандарте воспитание обучающихся должно обеспечить их «готовность и способность к самооценке, пониманию смысла своей жизни».
Диссертантом разработаны педагогические условия формирования готовности учащихся к самооценке личностного компонента учебных достижений в образовательном процессе: рассмотрение самооценки как необходимого компонента оценивания учебных достижений, учебного поведения учащихся в качестве предмета самооценки; представление о готовности учащихся к самооценке на уроке как о совокупности когнитивного, мотивационного и практического компонентов; создание дидактической ситуации, оставляющей учащемуся пространство для осуществления самооценки своих учебных достижений.
Автор диссертации убедительно доказывает необходимость данных педагогических условий и наглядно показывает, что у учащихся в рамках когнитивного компонента готовности к самооценке в учебном процессе формируются основы представлений о самоконтроле и самооценке, их роли в становлении личности; формирование мотивационной составляющей осуществляется благодаря внедрению системы заданий, оставляющих место для самооценки учащихся в процессе урока, что выражается в проявлении у учащихся самоинтереса к собственным личностным достижениям в учебной деятельности; практический компонент готовности к самооценке формируется при выполнении коллективно-творческих заданий, а также благодаря систематическому использованию «когнитивных карт».
Говоря о теоретической значимости исследования, следует отметить, что его результаты и выводы дополняют теорию воспитывающего обучения в части теоретико-технологических основ оценивания учебных достижений учащихся.
Также четко продемонстрирована связь темы исследования с рядом важных педагогических понятий (применимо к учащимся) таким, как «личность», «опыт», «субъектная позиция», «субъектное позиционирование», «самоконтроль» и др.
Выполненное исследование имеет практическую значимость, заключающуюся в возможности использования его результатов и выводов в учебном процессе общеобразовательной школы, а также при разработке диагностических карт, моделей мониторинга образовательного процесса, уточнении аттестационных требований к учащимся и педагогам.
Кроме того, формирование у учащихся общеобразовательных учреждений готовности к самооценке учебных достижений имеет большое значение для их дальнейшего профессионального самоопределения и становления устойчивых профориентационных мотивов". Ну и т.д.
Так что в России педагогическая сторона самооценки исследуется и внедряется.
С уважением,

Дмитрий Анатольевич Овчинников   17.06.2012 16:02   Заявить о нарушении
Это всё очень интересно. Хорошо, что в России наука не стоит на месте. Что касается "кротости", то у меня речь идет об обоснованной кротости (об адекватной самооценке), которая не предусматривает или не предполагает пассивности личности. Я считаю, что активность учащегося не должна ограничиваться таким достижением как отличная оценка учителя или, тем более, высокая самооценка. Но неадекватная (завышенная) самооценка может способствовать снижению уровня активной позиции личности в процессе обучения. "Кротость" и "активность личности" - не взаимоисключающие друг друга качества.

Нужно не бояться говорить детям правду: «Чем больше вы будете знать, тем больше будете убеждаться, что ваши собственные знания в сравнении с накопленной в этом мире информацией ничтожно малы и, что предел познания отсутствует». Идеальная формула «кротости» человека – это, когда он говорит: «Я знаю, что я ничего не знаю», но при этом его тяга к знаниям растет день ото дня.

Андрей Елькин   17.06.2012 16:42   Заявить о нарушении
Да кто ж с Сократом спорит? ;)))
Я понял, что тут дело в терминологии, но термин "кротость" мне не кажется удачным (этому термину уже несколько веков, сейчас редко употребляется, он синонимичен христианскому смирению, но, повторюсь, по моему чисто субъективному мнению, в школьном образовании должен преобладать секуляризм).
Что касается завышенной и заниженной самооценки... Я ведь не только хвалил диссертанта на той защите ;) Но у меня были и замечания (обратите внимание на первое из них):
"По содержанию диссертации имеются следующие замечания и предложения:
1. Не обозначены педагогические пути «нивелирования» своеобразных «экстремумов» («критических точек») процесса формирования у учащихся готовности к самооценке учебных достижений, а именно – завышенной и заниженной самооценок.
2. Недостаточно четко отражена связь понятий «самооценка» и «рефлексия».
3. Для повышения репрезентативности объема выборки необходимо было расширить экспериментальную базу, включив в нее большее количество общеобразовательных учреждений различных видов.
Кроме того, возникает вопрос: каковы возможности применения результатов проведенного исследования в условиях подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме Единого государственного экзамена?"
С уважением,


Дмитрий Анатольевич Овчинников   17.06.2012 18:45   Заявить о нарушении
Вот и получается, что современная русскоязычная наука продолжает теоретический традиционализм. А Вам известно, что в развитых странах западного мира диссертации ничего не стоят? Там даже не доплачивают в зарплате за подобные научные достижения. Главное - практическая эффективность. Какая польза от деятельности ученого - вот что на первом месте. Вы можете с помощью научных инструментов доказать целесообразность своих экспериментов и умозаключений, но, если всё это не работает в масштабе общества (не приносит пользу), то грош цена Вашим стараниям. Вот такая жестокая реальность....

Отправляю статью - почему высшее образование в штатах считается лучшим в мире.

Андрей Елькин   18.05.2013 21:31   Заявить о нарушении
Во-первых, здравствуйте, Андрей!
Педагоги у учащихся все же воспитывают культуру и дожны быть культурны сами... ;)
Где же Вы спали почти целый год после нашего общения и вдруг проснулись?? ;)))
Ну, не со всем я согласен...
Например, во многих странах Запада, особенно англоязычных, в соответствии с Международной стандартной классификацией образования российская степень кандидата наук приравнивается к степени ДОКТОРА философии (наверное слышали про Ph.D - "пи-эйч-ди"), а в США и Канаде это степень является высшей и эквивалента нашему доктору наук там просто нет. Это о чем-то говорит... По крайней мере, об уровне признания российских диссертационных исследований.
О практической значимости исследований. Да, безусловно, она долна быть, но зачастую она является долгосрочной и неявной. Заниматься разработкой педагогической науки в чистом виде и педагогической практикой - две большие разницы. Связующим звеном между ними стоят частные методики. Ведь в чистом виде педагогическая наука сродни философии. Скажите, какой практический сиюминутный явный выход может быть от исследований в области философии? От умозаключений Сократа, Платона, Канта, Соловьева, Бердяева, Хайдеггера, Тойнби, Лакатоса?.. Я не смогу ответить... Но, тем не менее, философия везде аксиоматично признается НАУКОЙ, имеющей ценность.
И последнее. Вам, Андрей, импонирует американская система во всем, а мне - европейская, более культурная и цивилизованная, на мой взгляд. Это уж дело вкуса... ;)
Всего доброго!
С уважением,

Дмитрий Анатольевич Овчинников   18.05.2013 22:26   Заявить о нарушении
"Педагоги у учащихся все же воспитывают культуру и дожны быть культурны сами... ;)"

В этом изречении присутствует одновременно и надменность и чувство некоторой неуверенности в себе, и в то же время, желание найти повод для упрека, выглядит в виде некоей психологической субстанции, определяющей желание личности неуверенного в себе человека показать, что он верит в то, во что уже трудно верить.

Я утрирую?

Андрей Елькин   19.05.2013 00:54   Заявить о нарушении
По сути поднятого вопроса у Вас - ноль.
А делать выводы о личности, цепляющейся за сопутствующие фразы, я не собираюсь.
Неитересно как-то с Вами... Мечтайте дальше на здоровье. Но без меня. Я лучше результатов "Евровидения" дождусь ;)
Прощайте.

Дмитрий Анатольевич Овчинников   19.05.2013 01:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.