Призрак коммунизма

                Коммунизма призрак по Европе рыскал,
                уходил и вновь маячил в отдаленьи.
                В.В. Маяковский

 

    В старом журнале "Вокруг света"  обнаружили статью о диких  племенах  Индии с интересными описаниями и фотографиями. Статья заинтересовала всех, и прежде всего потому, что в ней речь шла о племени, которое жило неподалеку от нас. Естественно, появились желающие увидеть их. Но для воплощения требовалось содействие кого-нибудь из власть предержащих, поскольку племя находятся в заповеднике под охраной властей штата. Для того, чтобы попасть на территорию заповедника, нужно их разрешение.

    Решить проблему удалось с помощью Генерального директора завода, а точнее, его жены. Помогло еще то, что сын Медицинского инспектора, надзиравшего за этим уникальным поселением и отвечавшего за его сохранение, инженером на нашем заводе. Он, по поручению Генерального директора, и договорился с отцом о посещении нами заповедника. Он даже вызвался нас сопровождать.

    Это была большая удача, поскольку Инспектор хорошо знал не только территорию заповедника и его население, но и местные наречия, обычаи и нравы. К тому же он был охотником, и в тех случаях,  когда возникала угроза  жизням его подопечных от крупных хищников, чаще всего тигров или  рысей, устраивал на них охоту. Поэтому стены его бунгало[2], к  которому нас доставили на заводском автобусе, были украшены их головами и шкурами. Также на стенах бунгало было много больших фотографий хозяина с убитыми им зверьми.

    Поскольку автомобильное движение по заповеднику было запрещено, то от бунгало мы отправились на своих двоих. Сначала мы двигались среди  полей, на которых шла уборка зерновых.

    Крестьяне складывали сжатые ими снопы прямо на дороге, колотили по ним длинными гибкими палками, но нам по ним проходить не возбранялось, а даже совсем наоборот, приветствовалось.  Мне однажды довелось видеть, подобное и на дороге  с достаточно интенсивным движением транспорта. Тогда для обмолота использовался проезжавший по снопам транспорт, а крестьяне только наблюдали и подправляли.             Затем тропа свернула в горы и стала такой узкой, что встречные были вынуждены останавливаться и, прижавшись к обочине, пропускать нас. Так навстречу нам попался возвращавшийся с промысла охотник с  луком и стрелами, к поясу которого была приторочена полевая мышь.

    Двигались мы гуськом.  Впереди шел проводник,  следом за ним мы вперемежку  мужчины и женщины, затем носильщики с нашей поклажей,  замыкал цепочку сын  проводника. Отец и сын были вооружены.                После полутора часовой ходьбы мы спустились в долину, и подошли к селению, от которого начиналась заповедная зона. На околице нас встретили почти полностью обнаженные воины с луками и стрелами, которые при нашем приближении  стали принимать  картинные позы,  натягивать луки, будто собирались стрелять, строить свирепые выражения лиц.

    После того, как мы их сфотографировали, они потребовали  с нас бакшиш[3], для которого  у  каждого на груди имелся специальный мешочек.  Стало ясно, что такие посещения для них дело обычное, а дикость – в некотором роде, их профессия.

    Дальше нас в деревню не пропустили, и проводнику пришлось идти и договорится. Вскоре он вернулся и сказал, что мы можем войти в деревню и все осмотреть, только ничего не трогать и в хижины не входить, даже не заглядывать.

    Деревня  выглядела опрятно:  глинобитные  хижины  с соломенными крышами,  огороженные плетнями из прутьев дворы. Во дворах были поросята, козы, голые дети и обнаженные по пояс женщины. Если дети были совершенно голые, то женщины были местами прикрыты. На шеях у  них от плеч до  подбородков были кольца из какого-то светлого металла,  на груди до живота и даже ниже - украшения из бус, на бедрах коротенькие  юбочки с карманами для бакшиша. Говорят, что если у такой женщины убрать с шеи эти кольца, то она не сможет удерживать голову. Многие из них,  даже совсем  девочки, были с явными признаками  беременности, так что племени вымирание не грозит.

    Мы разглядывали их, они – нас, но при появлении в руках некоторых из нас фотоаппаратов,  все скрылись в хижинах. Принцип был такой: "Сначала деньги, потом съемка". И только после того, как мы собрали нужную сумму, и проводник оплатил желаемую нами услугу, из хижин вышло все их население: дети, женщины, даже древние старухи выбрались.

    Затем мы пошли к следующей деревне, но там нам опять не повезло. Оказалось, что мы пришли не в ту деревню. Из этой мужчины тоже ушли на свадьбу. На посещение еще одной деревни у нас, к сожалению, не осталось времени. Пора было возвращаться, если мы не хотели заночевать в джунглях. Жаль, конечно. И вдруг кто-то сказал негромко:

    - Глядите, никак наш. Товарищ.

    - Откуда у тебя здесь могут быть товарищи.

    - Я товарищ, не в смысле тех, с кем на троих соображают. А в  идейном смысле.

    - Да ты что, обалдел.

    - Сам такой. Разве не видишь, вон призрак коммунизма сидит.

    И правда. С порога хижины, стоявшей поодаль, в тени развесистого дерева, сидел грузный мрачный мужичина с высокомерной миной на лице. Наше появление его совсем не заинтересовало. Никаких эмоций. Это притом, что его соплеменники с готовностью отрабатывали полученную с нас плату – позировали, строили рожи. Но и это было не столь важно. А вот то, что над ним с привязанной к ветке палки свисало выгоревшее красноватое полотнище со звездой и серпом и молотом.

    - Не иначе как партком,- высказал кто-то догадку.

    - Жаль нашего Кузьмы нет. Расхворался он после вчерашнего, не смог поехать. Поговорили бы, обменялись опытом работы с массами, сообразили на двоих.

    - Красаве'ц! Не чета нашему Кузь-Кузю.

    - Вот он, оказывается, какой, призрак коммунизма вблизи. К восьмидесятому году Никита обещался, что мы будем жить при коммунизме. Вот тогда и рассмотрим как следует.

 
[1] "Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма". К.Маркс, Ф.Энгельс. «Манифеста Коммунистической партии», первая фраза.

[2] одноэтажный дом часто с плоской крышей и обширной верандой

[3] слово, вошедшее в употребление из турецкого или арабского языков, означает подарок и даже  взятку.


Рецензии