Умерла Ия Саввина
Краткая биография.
Ия Саввина родилась 2 марта 1936 года в городе Воронеже, окончила факультет журналистики МГУ (1958).
Как актриса Саввина вышла из студенческого театра МГУ, где впервые сыграла в нашумевшем в 1957 году любительском спектакле «Такая любовь» по пьесе чешского писателя Павла Когоута. Именно там она встретилась с Роланом Антоновичем Быковым, который сыграл в её жизни большую роль и помог становлению, как профессиональной актрисы.
Когда в Доме Кино проходил памятный вечер в честь 70-летия Ролана Антоновича, которого уже в то время год как не было на этой земле, Ия Саввина была одной из немногих известных артистов, кто пришел на этот вечер. Её душевный рассказ о театре МГУ, о студенческих спектаклях, о юности, о зажигательном и увлекающем за собой Ролане, думаю, запомнился многим, кто там был.
В 1960-м у И. Е. Хейфица на «Ленфильме» Ия Саввина сыграла главную роль в экранизации чеховской «Дамы с собачкой».
С 1960-го — актриса МАДТ имени Моссовета;
с 1977 — МХАТ имени М. Горького (с 1989 — МХТ имени А. П. Чехова).
Большую известность принесла роль в фильме Эльдара Рязанова «Гараж» (1979), здесь Ия Саввина сыграла роль заместителя директора Лидии Владимировны Аникеевой.
Ия Савваина - автор ряда киноведческих очерков о творчестве Сергея Юрского, Михаила Ульянова, Нины Ургант, Фаины Раневской, о грузинских кинокомедиях и т. д.
В 1994 году режиссёр Андрей Кончаловский снял фильм «Курочка Ряба», что-то типа продолжения истории про Асю Клячину из фильма «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», в котором за 25 лет до того Саввина сыграла главную роль. Ия Саввина категорически отказалась играть в фильме, сочтя сценарий оскорбительным для нашего народа. В итоге роль Аси сыграла Инна Чурикова.
В июле 2011 года на 261-м километре дороги Ярославль-Владимир в результате автоаварии серьезно пострадала народная артистка СССР Ия Саввина…
27 августа 2011 года Ия Саввина умерла.
Не стало еще одной великой и неподражаемой актрисы. Умер человек, который действительно сделал советское кино. Народная артистка СССР.
Ия Саввина – последнее интервью:
О профессии и учителях:
Я закончила факультет журналистики. Диплом у меня журналистский, театрального образования нет. Был момент, могли выгнать за профнепригодность. Я в этом деле с сорок шестого года, если иметь в виду художественную самодеятельность и потом студенческий театр, и так далее. У меня не было театральной школы никакой, и встречались люди, которые меня учили. Общение с ними само учило. Начиная с Игоря Константиновича Липского, о котором никто никогда не вспомнит, актёра вахтанговского театра. Он был режиссером кружка художественной самодеятельности.
Такая умница, такая прелесть. Жаль, мы не очень долго с ним работали. Потом пришёл Быков «Такую любовь» ставить. Сказал своей жене тогда: «Всё хорошо, всё расходится, вот только героини нет. Ну, нет героини. Взял какую-то там беленькую девчонку маленькую». Тем не менее, у нас вроде всё складывалось, а когда мы вышли на сцену, меня не было слышно в первом ряду, даже при пустом зале. Тогда Ролан Антонович, человек необыкновенного дарования, фантазии невероятной сказал: «Иечка, нужен посыл, посыл в зрительный зал». Это осталось у меня на всю жизнь. Посыл этот стоит дорого при давлении девяносто на шестьдесят. Когда я уходила со сцены с Раскольниковым в «Соне Мармеладовой», было сто восемьдесят на сто двадцать. Вот чем оборачивался этот посыл.
На дне рождения Быкова появился один единственный и незаменимый Алексей Владимирович Баталов. Умница, человек который помогал мне так, как никто, уж не говоря о Хейфице. Хейфиц научил нас на всю жизнь беречь артиста, беречь его нервы. Мы начинаем репетировать, он говорит: «Всё, всё, всё, остальное на площадке». Интеллигентность, деликатность, внимание, юмор, когда нужно. Всё было необыкновенно.
Андрей Николаевич Москвин — это гений операторского искусства. Для меня после Москвина главный человек на съёмочной площадке это оператор, а не режиссер. Пусть не обижаются режиссёры. Москвин умел вовремя поднять настроение человеку как никто. Когда ничего не получалось, когда у меня всё из рук валилось, он говорил: «Стоп, пошли». Он водил меня в свою операторскую обитель и заваривал свой москвинский необыкновенный чай, и мы с ним вместе его пили.
Это всё Быков. Я ничего не умела тогда практически. Он вылепил Лиду Матесову. Кончаловский говорит: «Если бы не Ия, не было бы Аси» (имеется в виду фильм «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», режиссер Андрей Кончаловский — прим. ред.). А я говорю: «Если бы не Кончаловский, не было бы фильма, не было бы Аси». Так и с Быковым получилось. Впервые услышала я сценарий от Быкова. Это, пожалуй, лет 5 до того было, как Кончаловский стал снимать. Быков сказал: «Вот тебе надо сыграть эту роль и можешь больше ничего не играть». Потом никак не мог подобрать Кончаловский артистку. Тогда пришёл в картотеку, где фотокарточки все. Рассматривает фотокарточки, и ему говорят: «Попробуйте Саввину». — «Саввину, даму с собачкой? Вы что, с ума сошли?». И потом говорит: «Вот это лицо мне нужно. Такая беленькая косточка». Все хохотали: «Посмотрите, что там написано на обратной стороне». Тогда он пригласил меня поговорить и решил проверить, есть ли хоть капля мозгов или нет. Он сказал, что хочет снимать не артистов, что поедет и будет искать, и что, он хочет, чтобы героиня была не актриса. «Если я не найду, Вы согласитесь потом попробоваться?». — Я говорю: «Конечно. Я Вам от всей души желаю, чтобы Вы нашли». — «И Вы не обидитесь?». — «А почему мне обижаться, у Вас есть своё видение, замечательно». Им очень трудно было найти, чтобы была и хромая, и беременная, и ещё сюжет весь тащила бы на себе. Ему было очень трудно найти, и он обратился ко мне. Я пришла, он привёз мужиков и баб, как мы их называем, которых он отобрал, и заставил с ними разговаривать. На другой день я ему сказала, уходя: «Пробоваться не буду, сниматься не буду». — «Ты с ума сошла, почему?». — «Я не могу, я не могу с ними работать. Я уже вся в коросте актёрской какой-то, а это живые люди. Я никак не смонтируюсь с ними». — «Нет, нет, нет, я пробую Вас». Он просто насильно приехал к 9 утра. Я жила тогда на Фрунзенской набережной. Взял меня за шиворот, посадил в машину и привёз на площадку, и мы попробовались. Это было трудно очень. Не знаю, получилось или не получилось, но я старалась. Ни в коем случае нельзя было подражать им. Надо было их ощутить, вобрать в себя, потому что когда человек кому-нибудь начинает подражать, это дохлый номер. Это уже провал, это уже не правда. Я ни в коем случае им не подражала, этим замечательным людям, а пыталась впитать. Может быть, мне помогло то, что я всё-таки деревенская. Родилась я в Воронеже, а школу заканчивала в 100 километрах, и все мои родственники по маме (отцовских я не знаю), все крестьяне с Верхнего Мамона, с Дона. Может не я, а гены сработали за меня. Это наслаждение было работать.
Я получила письмо с очень хорошими словами о «Даме с собачкой» после фильма. Когда увидела подпись «Раневская», я не поверила сдвоим глазам, просто обомлела. Мы не были знакомы. Она нашла адрес и нашла возможность, и желание появилось у неё написать мне о «Даме с собачкой». Вот такой это был человек. Увиделись мы впервые у Анисимовой-Вульф, у нашего режиссёра. Она дружила с её матерью. Когда репетировали «Странную миссис Сэвидж», мы познакомились и подружились.
Один забавный эпизод помню. Мы уезжали куда-то на гастроли или на концерты, я уже не помню. Тогда с продуктами было неважно, особенно с кофе. Нашего советского растворимого кофе было достать невозможно, а Фаине Георгиевне подкидывали из ресторана архитекторов. И она говорит: «Обязательно завтра заезжайте, я вам дам кофе. Мне привезут кофе, потому что я заядлая кофейница, а кофе нет». — «Нет, нет». Мы продолжаем разговаривать, и вдруг она помрачнела, а я уже собиралась уходить. Думаю: «Что такое?». Может быть, плохо себя почувствовала. На другой день звонок: «Хоть Вы меня и очень обидели, но за кофе Вы все равно приезжайте». Я тогда водила машину, и я бросаюсь, приезжаю. «Фаина Георгиевна, как я Вас обидела, что я сказала?». — «Вы назвали меня дурой». — «В страшном сне мне не приснится, чтобы Вам такое сказать». Вы знаете, когда напрягаешься, то вдруг выскакивает что-то, вспоминаешь. Я вспомнила и стала смеяться. Она говорит: «Вы ещё смеетесь?». Я говорю: «Фаина Георгиевна, я не помню, что Вы сказали, а я ответила, я не такая дура, как выгляжу». Она пропустила и получилось: «Я не такая дура как Вы». Вы можете себе представить, что после этого она позвонила и сказала приезжать за кофе, если она такое вдруг услышала! — «Я не только старая маразматичка, но ещё и глухая. Сколько же дней теперь я буду обзванивать всех знакомых, которым я на Вас нажаловалась?».
Подружились мы, когда стали вместе работать. Я её часто навещала, она звонила: «Вы как спите, девочка?». Я говорю: «Плохо, Фаина Георгиевна». — «А я считаю до 16 миллиардов, и так как со счетом у меня было всегда плохо, я считаю так: один миллиард, два миллиарда…»
Вера Петровна Марецкая говорила: «Все хорошо, но понимаешь, Иечка, ты играешь воскрешение Лазаря. Ты сминаешь, а нужно подать это, подать». Я всю ночь не спала, думала над всем этим. Потом пришла в театр, нашла её, разрыдалась и попросила прощения, потому что поняла, что она права. Подать от души что-то совершенно не значит, что это наигрыш. Это же всё равно тот же посыл, о котором я забыла после работы с Быковым. Эти люди тоже мои учителя, я их никогда не забуду. Не говоря уже о Фаине Георгиевне Раневской. Она сказала так: «Сниматься в плохих фильмах, девочка моя, это все равно что плевать в вечность. Я делала это всю жизнь, и что? Деньги прожиты, а позор тянется». Потом она сказала ещё великую вещь, которой я следую по возможности почти всегда. «Артист имеет право не играть, — говорила она, — если он сломал себе голову или ноги, всё остальное не важно. Он должен быть на сцене».
Театр Моссовета… Завадского не стало, и пригласил меня к себе Олег Николаевич Ефремов. И пошла я не в театр, а к Ефремову, потому что это не просто талантливый человек, это человек — строитель. Все знают, что он сделал из «Современника» и потом надорвался, поднимая МХАТ. Очень многое сделал и во МХАТе. Как-то после репетиции одного спектакля, где у меня была функциональная роль, сцена с Невинным Славочкой, он всех отпустил. Меня оставил и говорит: «Что, стыдно произносить текст?». Я говорю: «Стыдно». Он захохотал и говорит: «Дура, чем хуже текст, тем наглее надо его произносить». Как ни странно, на другой день попыталась это сделать, и сцена стала получаться.
Ефремов — человек такой мощи внутренней, что он мог бы быть и директором завода, и членом правительства, и даже президентом, если бы стезя у него была в этом направления, по мощи своего внутреннего дарования, характера».
Богатырёв говорил: «Да не люблю я играть, не люблю репетировать». Для него это была жизнь, и он расходовал всё на полную катушку. И вот сердце не выдержало, разорвалось, как разорвалось оно у Николая Дмитриевича Мордвинова.
Мой муж называл его «Ийкин гастрольный муж». Мы были дружны. Мы завтракали вместе, обедали вместе, ужинали вместе, телевизор, ничего не понимая, в той же Японии смотрели вместе. Ему доставляло наслаждение сказать людям что-нибудь хорошее. Он с раннего утра садился к телевизору и если кого-то видел, тут же звонил. Ему хотелось сказать приятное обязательно.
Ушёл Филатов, и прекратили эту передачу «Чтобы помнили». Наоборот, в память о нем нужно было бы продолжать эту передачу. Одну из первых посвятить Лене Филатову. А кто же о нем сделает что-то, о человеке, который был так болен и при этом хотел помнить тех, кто ушёл. Тогда я очень много говорила о Юре Богатырёве. Когда мы снимались с ним в «Открытой книге», он играл моего мужа и был вегетарианцем. Он по действию должен залезть в кастрюлю с борщом, доставать оттуда кость с мясом и есть. Он говорит: «Вы мне дайте яблочко, я яблочко сюда положу». Я говорю: «Я тебе дам яблочко, а то не видно, яблочко ты жуешь или кость гложешь». После этого он пристрастился к мясу и всю жизнь упрекал меня, что я нарушила его вегетарианский образ жизни. Какой же он был замечательный, Юрочка.
Любовь Петровна Орлова при вселенской славе вселенской скромности человек. Она спасла мне горло. Сначала был узелок, потом образовалась папиллома. Когда она услышала, как я разговариваю, тут же позвонила, поехала сама к министру здравоохранения и устроила меня к лучшему специалисту не только в Москве, но вообще у нас, а может быть и за рубежом. Был такой Павел Антонович Демидов в 4-ом управлении. Она спасла мне голос. Ведь все же видели, все слышали, как я разговариваю, но никому в голову не пришло. Вот это Любовь Петровна. Казалось бы, чему она меня научила? Она научила, не уча, тому, как люди должны быть внимательны друг к другу, как надо по возможности помогать тем, кто нуждается в помощи. Это тоже имеет отношение к искусству. Мое глубочайшее убеждение, что злой человек не может быть хорошим артистом.
Награды.
народная артистка РСФСР (1976).
народная артистка СССР (1990).
орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (22 июня 2006 года) — за большой вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность.
орден Дружбы (14 февраля 1996 года) — за большой личный вклад в развитие отечественного искусства.
Государственная премия СССР (1983 год) — за исполнение роли Натальи Ильиничны в фильме «Частная жизнь» (1982 год).
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1990) — за исполнение заглавной роли в фильме «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (1966).
Лауреат театральной премии «Хрустальная Турандот».
Номинант на премию «Золотой орёл» 2007 года (лучшая женская роль второго плана в фильме «Слушая тишину»).
Театр.
Роли.
Студенческий театр МГУ
«Машенька» (1955)
«Такая любовь» Павла Когоута (1958)
«Как пришить старушку»
Театр имени Моссовета
«Нора» Г. Ибсена (1960) — Нора
«Ленинградский проспект» И. В. Штока — Маша
«Совесть» Д. Павлова — Валя
«Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика (1965) — Фэрри
«Петербургские сновидения» по Ф. М. Достоевскому — Софья Семёновна Мармеладова
«Аплодисменты» А. П. Штейна (1967) — Гусарова
«Поезда расходятся» И. Г. Ольшанского и Н. И. Рудневой — Люся
«Поющие пески» А. П. Штейна — Марютка
«Возможны варианты» В. З. Азерникова — Галина Аркадьевна
«Турбаза» Э. С. Радзинского — Саша Душечкина
«День приезда — день отъезда» В. К. Черных — Ольга
«Дом на песке» Р. Ибрагимбекова — Сестра Эльдара
МХАТ
«Чайка» А. П. Чехова — Полина Андреевна
«Дядя Ваня» А. П. Чехова — Войницкая
«Серебряная свадьба» А. Н. Мишарина — Калерия Федоровна
«Дачники» М. Горького — Марина Львовна
«Утиная охота» А. В. Вампилова — Валерия
«Обратная связь» А. И. Гельмана — Вязникова
«Так победим» М. Ф. Шатрова — Варвара Михайловна
«Эльдорадо» А. Н. Соколовой — Она
«Перламутровая Зинаида» М. М. Рощина — Лиззи
Радиоспектакли
1981 — «Чайка» (А. П. Чехов) — Полина Андреевна (режиссёр — О. Н. Ефремов)
Фильмография
1960 — Дама с собачкой — Анна Сергеевна
1960 — Кроткая — Кроткая
1962 — Грешница — Ксения
1964 — Ленинградский проспект (фильм-спектакль) — Маша
1964 — Чайка (фильм-спектакль) — Нина Заречная
1965 — Звонят, откройте дверь — мать Гены
1966 — В городе С. — дама с собачкой
1967 — Анна Каренина — Долли
1967 — История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж («Асино счастье») — Ася Клячина
1967 — В прекрасном и яростном мире — Режиссёр
1967 — Маляр (киножурнал «Фитиль», по рассказу Н. Тэффи) — Хозяйка квартиры
1968 — Трембита — Василина (озвучание)
1968 — Служили два товарища — Саша
1969 — Сюжет для небольшого рассказа — Мария Павловна Чехова
1969 — Улица ангела (фильм-спектакль)
1971 — Красный дипломат. Страницы жизни Леонида Красина — Вера Комиссаржевская
1971 — Месяц август — Соня
1972 — Красно солнышко — Анюта, мама Вени
1972 — Доктор Жуков, на выезд! ТВ — Шестопал
1972 — Золото, золото — сердце народное (фильм-спектакль)
1973 — Каждый день доктора Калинниковой — Калинникова
1973 — Облака — Мария
1973 — Последний подвиг Камо — Софья, жена Камо
1973 — Следствие ведут знатоки. Побег — Майя Петровна Багрова
1973 — Звёздный час (фильм-спектакль) — Крупская, Надежда Константиновна
1974 — Романс о влюблённых — Мария, мать Татьяны
1975 — Венька — охотник за шпионами
1975 — Дневник директора школы — завуч Валентина Федоровна
1975 — Маяковский смеётся — Зоя Берёзкина
1976 — Спроси себя — судья Градова
1976 — Эти непослушные сыновья
1976 — Мы — мужчины (фильм-спектакль) — Женщина, давняя подруга учителя
1977 — Марка страны Гонделупы — мама Пети
1977 — Нос — проститутка с Невского
1977 — Смятение чувств — Нина Дмитриевна, мама Нади
1978 — Чужая — Вера Дмитриевна
1978 — День приезда — день отъезда (фильм-спектакль) — психолог Бурцева Ольга Петровна
1979 — Открытая книга — Татьяна Петровна Власенкова
1979 — Гараж — зам. директора Лидия Владимировна Аникеева
1979 — Дачники — {фильм-спектакль) врач Мария Львовна
1980 — Узнай меня
1980 — Три года — Нина Фёдоровна Лаптева, сестра Алексея
1981 — Наше призвание — Маргарита Анатольевна Радыгина
1982 — Слёзы капали — Ирина Васина, жена Павла Ивановича Васина
1982 — Частная жизнь — Наталья Ильинична, жена Абрикосова
1983 — Героини пьес Александра Островского (фильм-спектакль) — сценарист
1984 — Продлись, продлись, очарованье — Анна Константиновна Шарыгина
1986 — Я — вожатый форпоста — Маргарита Анатольевна Радыгина, заведующая школой
1986 — Театр И. С. Тургенева (фильм-спектакль) — сценарист
1987 — Запомните меня такой — Лидия Сергеевна, бывшая жена Киреева
1991 — Сюжет для двух рассказов — мать
1993 — Троцкий — Наталья Седова, жена Троцкого
1998 — Чехов и К° — Наталья Владимировна
2000 — Два товарища — бабушка Валеры
2002 — Рождественские грёзы (фильм-спектакль) — Софья Ивановна
2003 — Здравствуй, столица!
2003 — Постельные сцены — Мать Славы
2003 — Список влюблённых
2004 — Место под солнцем — бабушка Оли
2005 — Сквозная линия (фильм-спектакль) — Анна Вениаминовна
2006 — Слушая тишину — Маргарита Алексеевна Алтаева, композитор и преподаватель консерватории
2006 — Ты меня слышишь? — Бабка Артемьевна
Светлая память!
(По материалам из открытых источников)
Статья была подготовлена для журнала "НЖ" №8 август 2011г.
Фото - источник - Яндекс-фото.
Свидетельство о публикации №211092501379
Спасибо Вам!
С уважением Галина
Галина Савинкина 05.11.2011 02:18 Заявить о нарушении
С уважением,
Игорь Лебедевъ 05.11.2011 12:08 Заявить о нарушении