Сплин

      «Молодость прекрасна» и с этим утверждением, давно ставшим банальностью, согласны все. Трудно описать всю полноту восприятия мира,  который мы впитываем в годы нашей молодости. Почти через полвека я пытаюсь вспомнить события тех лет. Знаю, прекрасно знаю, что интересных событий было множество. Деление на интересные и не очень,  условно конечно. Я это для себя придумал, чтобы в голове легче уместить хоть часть происходившего. Но даже и этот ограниченный, самый яркий ряд событий и переживаний меркнет перед ощущением глубокой пустоты и одиночества, в которые погрузился я, проводив своих друзей в армию. Что бы не говорили о молодости, умудренные жизнью люди, на мой взгляд, она немыслима без дружбы со своими сверстниками. На языке опять банальность: «Дружба, это святое». Спорить нет смысла, потому что верно. Но, я меньше всего хочу говорить о святости дружбы. Я о дружеских чувствах, которые испытывал в тот период только я, именно я и никто другой. Костя и Ренат жили новой жизнью и им было не до сантиментов. И это в порядке вещей, закономерно. Им некогда подумать о нашей дружбе, нужно втягиваться в новый жизненный уклад. Я же остался в один в хорошо знакомом месте, где все напоминало о моих друзьях. Рухнул весь мой мир, рассыпался устоявшийся распорядок жизни. Теперь я понял, по настоящему понял, что дружба имеет очень большое, решающее значение для нас именно в годы детства и юности. Она делает молодого человека сильнее, именно она дарит нам самые яркие события, украшает годы юности. В зрелые годы, когда центр жизни смещается в семейный круг, повседневные заботы начинают пригибать нас. Иногда бывает даже так, что весь мир ограничен лишь борьбой за существование и мы, забываем в этой суете о друзьях. Надеясь на себя, забываем и то, что в трудную минуту именно друг несколькими словами может вернуть тебе душевное равновесие, именно друг может оказать тебе необходимую поддержку. А после, опомнившись от суетных хлопот, вдруг  начинаем все отчетливее ощущать пустоту и собственное одиночество, несмотря на то, что нас со всех сторон окружают домочадцы. Подобное состояние проявляется не часто, но бывает. Может быть, это просто грусть об ушедшей молодости, может ностальгические воспоминания о минувшем, не знаю, но иногда, как говорится, находит. В такие минуты, лучшее лекарство: друг! Отвечаю, проверено на себе.  Причем иногда, даже не требуется его видеть и говорить с ним, достаточно просто отрешиться  и мысленно обсудить с ним проблему, поговорить за жизнь, так сказать на телепатическом уровне и незаметно начинает спадать напряжение, стрессовая ситуация потихоньку рассасывается и ты уже вновь в боевом строю. Я не мистик, но в подобное, магическое воздействие дружбы верю.  Сейчас, в наше время, когда человека раздели до гола, разложили по косточкам, на составляющие части, выявили все его основные и второстепенные инстинкты и пустили их на продажу оптом и в розницу, воспоминания о дружбе в молодости согревают мою душу, скрашивают одиночество преклонных лет. Очень красиво о дружбе, сказал таджикский поэт Насир Хисроу: «Лишь те то и друзья, не на словах – на деле, кто наши кандалы и на себя б надели». Конечно, такое самопожертвование в нынешней реальной жизни не требуется и, сказанное всего лишь красивая восточная аллегория. Гораздо чаще нам бывает достаточно, хотя бы осознавать, что у тебя есть друг. Взаимовыручка и взаимная дружеская поддержка, вещь необходимая и мы ее получаем в полной мере, прежде всего от них. Практичный В. Г. Белинский сказал о дружбе проще, но гораздо точнее: «Кто скажет правду обо мне, если не друг, а слышать о себе правду от другого – необходимо». Сколько раз друзья поправляли меня, когда меня «заносило», оказывая тем самым неоценимую услугу. Человеку со стороны сделать такое трудно, а часто и невозможно, мы ведь не очень любим чужие нотации, а от друга можно и стерпеть, можно и послушать.
       Не хочу идеализировать нашу юношескую дружбу, может быть, это был своеобразный союз ровесников, скрепленный общностью интересов, гармоничным сочетанием наших характеров, не знаю, но одно можно утверждать точно: мне было комфортно вместе с ними. Надеюсь и им тоже. Сказать, что я никогда не дружил ранее, нельзя, достаточно вспомнить детство. В деревне наша мальчишеская компания делилась на две половины. В одной части лидером был я, другую возглавлял, мой наиболее близкий дружок, Володя Бомонин. Мы иногда были дружны, как говорится: не разлей вода, а чаще дрались по каким-то мальчишеским причинам. Хорошо помню всех ребят, прежде всего, как друзей детства, но расстался я с ними без сожаления, не испытывая ни каких сердечных переживаний. Детская дружба все-таки имеет другой характер. Мы иногда путаем детскую привязанность ребенка, с дружбой между подростками, в то время как она больше похожа на любовь к матери или отцу. В нашей деревенской компании, разница в возрасте между мальчиками была в два – три года, в детском возрасте это существенная величина. Коротков Саша, например, на три года был младше меня и отличался особой привязанностью ко мне. Казалось он готов на любой, самый безрассудный поступок, ради меня. Он терпеливо сносил насмешки других ребят и оставался самым преданным моим товарищем в любой ситуации. Можно назвать это дружбой? Думаю, нет, я для него был просто старший товарищ, некоторого рода образец, пример для подражания.  Кончилось детство, с ним ушли и детские привязанности, бывших мальчишек-друзей жизнь разбросала по разным судьбам и в наших душах остались, в лучшем случае, воспоминания о нашей детской дружбе. Но нет той, иной раз, до боли щемящей, сиюминутной потребности в общении с другом, в общении, бальзам, которого лечит твою  истерзанную душу. Такое лечение может дать только друг.
       Мне очень повезло, много хороших людей повстречал я в жизни. Именно люди, причем зачастую даже не так уж и важно хорошие или плохие они, дают нам то, что мы называем жизненным опытом. Есть даже правило: умный человек учится на чужих ошибках, а глупый на своих. Конечно, плохой человек, едва ли сможет научить чему- то хорошему, но как говорится: отрицательный ответ, тоже ответ. Пример плохого человека может предостеречь от опасных ошибок, которые мы в юности легко можем совершить. Но неизмеримо больше дают нам люди хорошие. С юности в памяти звучат слова Антуана де Сент Экзюпери из его книги « Земля людей»: « Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения». Я глубоко благодарен судьбе, что в самом прекрасном возрасте она подарила мне таких замечательных друзей. Хомо сапиенс существо общественное, поэтому ничего удивительного в том, что разлука с близкими людьми повергает нас в меланхолию, мы скучаем, прежде всего, по общению с ними. Вот и теперь, оставшись без своих друзей, ушедших в армию, я оказался в своеобразном вакууме, не зная, куда девать себя. \Привычный круг общения разрушился.
        Но молодость не может долго скучать, утешение я нашел в общежитии, в котором жил. Городской каток и танцульки во дворце культуры заменил красный уголок общежития, с телевизором и своими танцами, а главное своими девочками, за которыми не нужно далеко ходить и которые куда, как проще, в общении, чем городские воображалы. В эту зиму у меня образовался, пожалуй, впервые, настоящий роман с девушкой, из нашего общежития. Звали ее классически: Маша. Каким образом она попала к нам из Белоруссии одна, без подруг и  близких, я не знаю, но фактом остается то, что она работала на нашем комбинате и в Зеленодольске у нее ни кого не было. Наш роман бурно развивался, мы виделись каждый день, проводили много времени наедине, но так и не перешли в наших отношениях моральную черту, оставаясь девственниками. Как я понимаю сейчас, милая Маша, была для меня скорее игрушкой, которая помогла мне освоить своеобразный «курс молодого бойца». Я начал привыкать к легкости отношений, когда ни кто и ни кому, ничем не обязан.  Ялтинский посев начал давать всходы. У меня стала развиваться привычка, к легкому флирту сразу на несколько фронтов. Параллельно я встречался с городскими девушками, считая, что Маша ни куда не денется. И Маша, как верная Пенелопа, преданно ждала меня, когда я вечером вернусь со свидания в городе и приду к ней. Но я не собирался жениться, поэтому не форсировал любовные интрижки ни на каком фронте, предпочитая свободу.
       Той же зимой у меня появились новые товарищи, Юра Зарипов и Марс Юматов. Были они на два года младше, не плохие ребята, кстати, тоже городские. Мы вместе работали в одном цеху. Но наши отношения не получили той теплоты, что была с моими, ушедшими в армию друзьями. Мы общались друг с другом, помню, даже новый год встречали вместе во дворце культуры. Была тогда такая мода, в кинофильме « Карнавальная ночь», это хорошо показано.
      Но все это не могло рассеять мою хандру, а перед весной она еще и усилилась, я был по прежнему, одинок. Ничто не мило, даже Маша не заполняет образовавшуюся пустоту. Хочется изменить обстановку, уехать куда нибудь. Мятежное состояние души не дает мне покоя, и не понятно: то ли я хочу найти своих друзей, то ли от себя убежать. Обеспокоенная мама видит, что со мной, что то не так и приглашает каких то своих старых знакомых для разговора со мной. Приходят два солидных дяди, долго беседуют со мной, рассказывают, что мне не уезжать надо неизвестно куда, а хорошо работать на заводе и поступать учится на инженера по специальности деревообработка. Вон, рядом в Марийке, в Йошкар – Оле, есть соответствующий институт. И, наконец, я не имею права оставлять на произвол судьбы родную мать. Еле выдержал я этот напор, и понял, что моя дорогая мамочка еще тот боец, так просто никуда от себя не отпустит. Несмотря на все мое упрямство, против мамы я пойти не мог. Получить ее согласие, во что бы то ни стало, мне было необходимо, другого пути не было. И тут меня посетила гениальная мысль: А моя Надежда Евграфовна? Она же мне почти вторая мама. Против нее кто пойдет? Даже моя родная мама не выдержит. Авторитет милой тетушки сработал, разрешение поехать в Ялту я получил, мама не смогла возразить. Я получил свободу, а вместе с ней и возможность избавиться от своей хандры. Без сожаления простился со своим заводом, общежитием, молодыми друзьями. Осталась милая Маша. Она очень расстроилась, что я уезжаю, как мог, успокоил ее. А провожала на поезд меня, все таки другая, городская девушка Лида, с которой я встречался несколько зимних месяцев, параллельно с Машей. Весна была в самом разгаре, настроение приподнятое, поэтому в поезд сел, как в спасительную карету, которая должна вывезти меня к новым рубежам, к новой жизни. Прощай, Юность!


Рецензии