Память

Самую важную информацию благодаря ощущению и восприятию человек может сохранить, чтобы за тем её использовать в своей жизни. Для этого у человека есть способность запоминать и воспроизводить все то, что он узнает об окружающем мире. Это возможно потому, что у нас есть память.
Память - это способность человека сохранять свои знания и опыт и использовать их в своей жизни.
Конечно, не всё, что с нами пережито и сохранено в памяти нужно для обеспечения нормальной жизни человека.
Память очень важная способность. Без неё невозможно чему-то научиться. Ведь научиться - это значит не только узнать что-то новое, но и уметь это повторить. А для этого необходимо запомнить, сохранить то, что узнал. В Древней Греции существовала даже богиня памяти Мнемозина. Мнемозина по-гречески значит "воспоминание". Поэтому процессы памяти называют также мнемоническими процессами.
Запоминание, происходящее без всяких усилий, само собой, называется непроизвольным запоминанием.
Прежде всего, непроизвольно запоминается что-то важное, или интересное, или то, что понравилось человеку. Безразличное, не интересное в памяти обычно не сохраняется. важным и интересным для каждого человека может быть что-то своё. Поэтому различные люди, наблюдая одно и то же событие, могут запоминать его по-разному.
Но человек способен запоминать не только то, что для него интересно или производит яркое впечатление. Человек может управлять своей памятью,прилагать специальные усилия для запоминания. При этом он ставит перед собой цель что-то запомнить, выучить и старается это сделать. Такая память называется произвольной.
Запоминание, которое происходит с помощью специальных усилий, по желанию человека, называется запоминанием.
Когда человек рождается, он ещё не умеет управлять своей памятью. У маленького ребенка память непроизвольная. Но постепенно вместе с непроизвольным у человека появляется и произвольное запоминание. Если ставить перед собой специальные цели и задачи запоминать то, что нам необходимо запомнить, то мы превращаем запоминание в заучивание. А значит, память становится всё более произвольной. При этом можно использовать специальные средства заучивания. Они помогают запоминать лучше и быстрее.
Точное запоминание, заучивание тоже может быть разным. Ведь у нашей памяти есть одна существенная особенность. Мы лучше запоминаем то, что хорошо понимаем. Поэтому при заучивании любого материала каждому человеку необходимо в первую очередь понять смысл того, что он хочет запомнить.
Запоминание,которое основано на понимании материала, называется осмысленным запоминанием. Осмысленное запоминание позволяет нам передать суть того, что мы узнали ("своими словами", с пониманием того,о чём говорим).
Однако человек может запоминать что-то и без понимания. В этом случае он действует как машина и просто бездумно повторять заученный материал. В результате материал "впечатывается" в память. Такое запоминание называется механическим запоминанием, или зубрёжкой. В школе на уроках, в институте, университете, академии на лекциях нам многое приходится запоминать специально и даже заучивать наизусть.
Самый распространенный способ заучивания - это многократное повторение материала. Нам часто приходится слышать поговорку: "Повторение - мать учения" - она  как раз об этом способе запоминания. Но в учении очень важно именно осмысленное запоминание. Чтобы запоминание стало осмысленным, необходимо подумать над тем, что нужно запомнить. Для этого можно мысленно представить себе то, о чём идёт речь, проанализировать это.
Если нужно запомнить большой текст, следует разбить его на части, выделить главную мысль в каждой части, составить и записать план текста. План будет служить основой для запоминания материала и последующего изложения. Ведь мы запоминаем не просто для того, чтобы сохранить что-то в памяти, а чтобы вспомнить в нужный момент.
Часто человеку бывает сложно запомнить что-то специально, и нет возможности воспользоваться записями. Для облегчения запоминания люди придумали разные способы. Они называются приемами запоминания. или способами запоминания.
Удобные способы запоминания.
* 1. Приём рифмы. Любой человек лучше запоминает стихи, чем прозу.
* 2. Составление фраз. Чтобы лучше запомнить разрозненный материал, его можно объединить в одну общую фразу.
* 3. Приём "мест". Этот прием позволяет запомнить список вещей, поместив каждую из них на своё место. Дни недели удобно записывать в виде странички дневника. Тогда какое-нибудь важное дело можно мысленно записать в этот "дневник" в нужное место.
* 4. Прием "группировки". Можно легко запомнить, какие предметы надо положить в портфель или сумку. Для этого нужно мысленно объединить их в несколько групп.
Использование этих и других приемов помогает запоминать важную информацию легко и прочно.
Всё то, что человек запоминает, сохраняется в его памяти. Но сохранение выделяют кратковременную память и долговременную память. Отличаются они друг от друга двумя основными свойствами.
 Первое это время хранения информации (как долго не забывается то, что мы запомнили).
Второе - это объем памяти (сколько, как много информации может сохраниться).
Кратковременная память.
Уже само её название говорит о том, что информация храниться недолго, а затем бесследно забывается. В кратковременной памяти сохраняется информация, которая необходима человеку на то время, пока он с ней работает. Поэтому кратковременную память называют также  рабочей памятью.
Объем кратковременной памяти ограничен. В ней сохраняется очень немного материала. Специальные опыты памяти показали, что объем кратковременной памяти примерно 7+ - 3 элементам.
Долговременная память начинает работать тогда, когда человек ставит перед собой цель запомнить что-то на долгий срок. Это особенно необходимо для сохранение таких знаний, которые могут пригодиться в будущем. Человек надолго запоминает то, что для него очень важно и интересною Мы так много помним потому, что объем долговременной памяти не ограничен. Чем больше мы повторяем тот материал, который запоминаем, тем дольше он храниться в нашей памяти.
Как мы вспоминаем, что забываем
Те предметы и явления, которые человек воспринимает, сохраняются в его памяти. А потом воспроизводятся в виде представлений.
Представление - это мысленный образ предмета. Он возникает у нас тогда,когда мы не воспринимаем самого предмета. На основе представлений воспроизводится, вспоминается то, что сохранилось в памяти. Представления помогают узнавать то, с чем ты уже встречался раньше. У каждого человека представления возникают с различной точностью и яркостью. У разных людей могут возникать разные образы. У каждого человека эти образы свои, особенные, неповторимые. Образы, которые возникают у одного человека, могут отличаться от тех образов, которые возникают у других ребят. Они зависят только от личного опыта человека. От того, что он сам видел, слышал, чувствовал, трогал, пробовал. Весь предшествующий опыт человека складывается, обобщается в представлении. Именно представления помогают нам сохранить знание о предмете на всю жизнь.
Память - это не только процессы запоминания и сохранения информации. это так же и процесс забывания. При забывании мы избавляемся от множества бесполезной информации и оставляется лишь важная,  существенная информация.
Однако незаконченные действия забываются медленнее и помнятся дольше, чем выполненные действия или любые дела.
Виды памяти
Память человека может быть очень разной. Она связана с различными сферами жизни человека,с его особенностями и способностями. Все мы умеем воспринимать, двигаться, думать, чувствовать. И во всех действиях в поступках память помогает нам сохранять умения, навыки, чувства, а не учиться каждый раз заново.
Различают два вида памяти: генетическую ( наследственную) и прижизненную. Наследственная память сохраняет информацию, которая не только определяет анатомическое и физиологическое построение организма в процессе развития, но и врожденные формы видового поведения (инстинкты).
Информация, хранящаяся в закодированном виде в молекулах ДНК, защищена достаточно надёжно от повреждения.
Прижизненная память - это хранилище информации, полученной с момента рождения до смерти. Выделяют её следующие виды: инбридинг (запечатление), а так же двигательную, эмоциональную, образную и символическую память.
* Импринтинг - вид памяти, наблюдаемый только в ранний период развития, сразу после рождения. Импринтинг заключается в одномоментном установлении очень устойчивой специфической связи человека или животного с конкретным объектом внешней среды. Эта связь сохраняется длительное время, что рассматривается как пример научения и долговременного запоминания с одного предъявления.
Считается, что у человека импринтинг наблюдается до 6-месячного возраста (Понугаева А.Г.,1973), однако есть основания полагать, что этот период у ребенка намного продолжительнее.
Джон Боулби полагает, что искусственное отчуждение детей от матери как от человека теплого, ласкового и внимательного опасно, по крайней мере, до трех лет. Трех месяцев "лишения любви" (эмоциональная депривация) в этом временном интервале достаточно, чтобы в психике человека произошли изменения, которые в будущем уже нельзя полностью устранить (усиление агрессивности, аномалиям социального поведения). Взаимоотношения матери и младенца с биологической точки зрения следует рассматривать как систему привязанностей, включающую как эмоциональные, так и поведенческие реакции. Система привязанностей явно повышает шансы младенца на выживание, позволяя незрелому мозгу использовать зрелые функции родителей с целью организации собственных жизненных процессов. В первые 2-3 года жизни,когда так важны взаимоотношения с матерью,ребенок оперирует в основном процедурной памятью. Декларативная память появляется гораздо позже. Так, младенческая амнезия, приводящая к тому, что мы сохраняем лишь немногие детские воспоминания. 
* Память и наши органы чувств
Мы можем вспомнить как выглядят весенние цветы,шумит пролетающий в небе самолёт, какая на ощупь шерсть у кошки,как пахнут ниши любимые конфеты и какие они на вкус. В этом нам помогает образная память.
Образная память - это память на образы, которые возникают у человека при принятии окружающего мира.
Образная память связана с нашими органами чувств. в теми органами, с помощью которых мы воспринимаем окружающий мир. Пять органов чувств есть у человека. В соответствии с нашими органами чувств различают пять видов образной памяти: зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и осязательную.
Различные виды образной памяти развиты у каждого из нас неодинаково. У кого-то преобладает зрительная память, у другого слуховая, обонятельная, осязательная и др.
Помимо образной памяти, сохраняющей образы восприятия, есть и другие виды памяти.
Двигательная (или моторная) память позволяет запоминать различные движения. Она помогает вырабатывать навыки и привычки. Если бы не было этого вида памяти, то нам всякий раз приходилось бы заново учиться ходить, держать ложку, писать рукой. Именно двигательная память позволяет нам делать многие движения, не задумываясь о них.
Существует эмоциональная память. Мы помним наши чувства, эмоции, переживания.
У каждого человека есть ещё логическая, или смысловая память.
Логическая память позволяет нам запоминать наши мысли, размышления.
Символическая память - это память на абстрактный, отвлечённо-символический материал. Она подразделяется на словесную и логическую. Словесная память может способствовать трансформации зрительного образа. Правильный выбор слов при формулировании вопросов важен для точности ответа.
Словесная память формируется в онтогенезе вслед за образной памятью и достигает своего полного развития к 10-13 годам. В отличие от образной памяти,она характеризуется большей точностью воспроизведения. Особенности логической памяти проявляются в запоминании только смысла текста,т.е. происходит переработка текста в обобщенных понятиях. Логическая память самым тесным образом связана с мышлением человека.
***
М.  Япко в своей книге"Трансовая работа" пишет, что «На память может неблагоприятно воздействовать непреднамеренные или умышленные внушения искажающих воспоминания. Свидетели могут лгать или заполнять отсутствующие детали своей фантазией или информацией, полученной из наводящих вопросов собеседника. Когда это происходит, люди сами могут быть абсолютно убеждены в точности воспоминаний, которые в действительности являются недостоверными. Психиатр и эксперт Герберт Шпигель назвал это «синдром честного лжеца», поскольку люди искажали события ненамеренно.
Воспоминания могут быть достоверными или недостоверными. Этот конфликт – псевдоконфликт, он возникает из-за необходимости выбора «или-или». Вся человеческая память в некотором смысле является искаженной, поскольку память  - это внутреннее воспроизведение события, но не само событие. Процесс переживания какого-либо события и его воспоминания впоследствии регулируются несколькими факторами. Они включают в себя: значимость того, что важно запомнить, настроение, качество внешнего или внутреннего фокусирования, ожидания, прошлый опыт подобных ситуаций и многие другие факторы, которые следует приниматьво внимание.

***
Дэвид Шэффер в своей книге "Дети и подростки: психология развития" отмечает, что с увеличением базы знаний детей расширяется объем памяти. Знание -сила, и чем больше ребенок знает по определенной теме, тем больше лн сможет усвоить и запомнить. Обстоятельные общие знания могут привести к повышению эффективности памяти, так как чем лучше информация закрепляется у ребенка в голове, тем легче её активизировать и осознать. (Bjorklund,1987; Kee,1994). Обычно старшие дети знают о многих темах больше, чем младшие, и поэтому затрачивают меньше умственных усилий на активизацию своих знаний, что оставляет им больше умственного пространства для выполнения кодирования, классификации и других когнитивных операций с новым материалом[3,c.416-417].
Четыре главных фактора, способствующих развитию научения и памяти.
1. Ёмкость рабочей памяти - у старших детей способность обработки информации выше, чем у младших, особенно в том, что они обрабатывают данные быстрее (и более эффективно) оставляя больше пространства своей ограниченной рабочей памяти для хранения информации и для других когнитивных процессов.
2. Стратегии памяти - старшие дети применяют более эффективные стратегии памяти для кодирования, хранения и извлечения информации.
3. Метапамять - старшие дети больше знают о процессах памяти, и более развитая метапамять позволяет им выбирать наиболее подходящие стратегии для стоящей перед ними задачи, а затем внимательно контролировать её выполнение.
4. База знаний - старшие дети вообще знают больше, и расширенная база знаний повышает их способность усваивать и запоминать информацию.
Следует отметить, что эти четыре аспекта взаимодействуют между собой, а не развиваются независимо. Например, автоматизация определённых процессов может предоставить ребёнку достаточную ёмкость рабочей памяти, чтобы он мог применять эффективные стратегии, на выполнение которых требовалось слишком много умственных усилий в раннем детстве[3,c.418-419].

 

Литература:
1. Психология. /А.Д.Андреева, Е.Е.Данилова, И.В.Дубровина и др. М.: МОДЭК, 2004.
2. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология.М.:ГЭОТАР-МЕД, 2002.
3. Шэффер Д. Дети и подростки: психология развития. СПб, Питер, 2003.
+++
Виды памяти
Виды памяти можно разделить по 3-м основным критериям:
По характеру психической активности в деятельности память делят на: — двигательную — эмоциональную — образную — словесно-логическую
По продолжительности закрепления и сохранения материала выделяется: — мгновенная (сенсорная) — кратковременная — долговременная — оперативная
По характеру целей деятельности делят на: — произвольную — непроизвольную.

По длительности сохранения образов память человека делят на мгновенную (сенсорную), кратковременную, оперативную и долговременную память. Наконец, в зависимости от целей исследования подразделяют память генетическую (биологическую), эпизодическую, реконструктивную, репродуктивную, ассоциативную, автобиографическую
Генетическая (биологическая) память - это память на биологические события огромного эволюционного периода человека как вида.

Память - это способ существования психики во времени, удержание прошлого, то есть того, чего уже нет в настоящем. Поэтому память - необходимое условие единства человеческой психики, нашей психологической идентичности.
Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Следует отметить, что память занимает особое место среди психических познавательных процессов. ... Таким образом, память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. ... Существование ассоциаций связано с тем, что предметы и явления действительно запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом (по выражению Сеченова, «группами или рядами»). Воспроизведение одних влечет за собой воспроизведение других, что обусловливается реальными объективными связями предметов и явлений.
***

Память
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/pamyat

Память - способность запоминать, сохранять и в нужный момент доставать (воспроизводить) нужную информацию. При более широком понимании к памяти относят и процессы забывания. Если бы мы не забывали ненужную нам информацию, хотя бы помнили все подряд ценники разложенных на полках многочисленных товаров во всех магазинах, в которые мы заходили, то скоро серьезно затруднились бы в быстром вспоминании того, что нам нужно. Кроме этого, воспоминания бывают больными, тяжелыми - и хорошая память в этом случае та, которая от них быстро освобождается.
У памяти нет внутреннего источника развития, она (по сегодняшним представлениям) формируется как бы извне. Память формируется постепенно, вначале как животная память, в связи с созреванием нейронных связей и миелинизацией оболочек нейронов: ребенок с первых дней уже отличает маму от всех остальных, с 8 месяцев узнают близких, с года помнят где шкаф с игрушками и что "нельзя". При этом, что происходило в нашей жизни у нас до трех лет - обычно не помнит никто, у нас тогда не было той специальной памяти, чтобы это запечатлеть. Эта специальная память, которую можно назвать собственно человеческой памятью, формируется позже, с развитием речи, начиная где-то с трех лет: ребенок уже может рассказывать, что с ним было, и теперь может фиксировать свои впечатления.
Прошлое неизменяемо, однако память о нем может меняться. Взгляд человека на свое прошлое всегда субъективен и неполон. Мы помним то, что выбрали помнить, и забываем — что выбрали забыть. О своей памяти люди говорят чаще, чем о своем уме, и жалобы на плохую память более распространены, чем жалобы на плохую сообразительность или нехватку разума.
Один из самых популярных запросов к психологам – хочу улучшить свою память. Это возможно, но вначале нужно разобраться: для чего и какая память вам нужна.
Соломон Шерешевский, герой книги А.Р. Лурии «Маленькая книжка о большой памяти», обладал феноменальной, поистине безграничной памятью. Он был способен запоминать любое количество хоть осмысленной, хоть бессмысленной информации, его было несложно без труда в любых подробностях описать события двадцатилетней давности – так вот, такая память ему скорее мешала. Успешным и счастливым человеком было назвать его трудно: он был средней руки журналистом, потом известнейшим мнемонистом, но ушел работать в таксисты и многие годы искал способы, как что-то – забывать…
Действительно, память бывает разной, и полезна память не всякая и не всегда. Для многих людей актуальный запрос - как избавиться от тяжелых и ненужных воспоминаний.
Произнося фразу “У меня плохая память” люди часто подразумевают совершенно разные вещи. Для одних это невозможность запомнить номера телефонов, для других - лица людей. Некоторые борются с рассеянностью - постоянно забывают ключи и документы, пропускают назначенные встречи и т.д. А есть люди для которых хорошая память - это возможность быстро выучить большой объем информации к экзамену. Разобравшись, что именно вам нужно, вы сумеете сэкономить много сил и времени.
Видов памяти столько, что у вас не хватит памяти все это запомнить. Различают память зрительную и моторную, долговременную и кратковременную, позитивную и негативную, внутреннюю и внешнюю, индивидуальную и память рода, память прошлого и память будущего... Интересно, что один из самых важных видов памяти, который называется «собственный личный опыт» - регулярно забывают…
Как управлять своей памятью? Запоминать именно то, что нужно и забывать ненужное или плохое - как? Можно ли укреплять и развивать свою память, как?
Изменение памяти в процессе человеческой жизни
Материал У памяти нет внутреннего источника развития, она (по сегодняшним представлениям) формируется как бы извне. Память формируется постепенно, вначале как животная память, в связи с созреванием нейронных связей и миелинизацией оболочек нейронов: ребенок с первых дней уже отличает маму от всех остальных, с 8 месяцев узнают близких, с года помнят где шкаф с игрушками и что "нельзя". При этом, что происходило в нашей жизни у нас до трех лет - обычно не помнит никто, у нас тогда не было той специальной памяти, чтобы это запечатлеть. Эта специальная память, которую можно назвать собственно человеческой памятью, формируется позже, с развитием речи, начиная где-то с трех лет: ребенок уже может рассказывать, что с ним было, и теперь может фиксировать свои впечатления.
Биологические основы памяти
Вспоминает человек, а запоминают - нейроны. Как они работают? Можно ли влиять лекарствами на лучшее запоминание? Можно ли с помощью лекарств забывать ненужное?
Свойства, закономерности и законы памяти
Материал Свойства памяти
• Точность
• Объём
• Скорость процессов запоминания
• Скорость процессов воспроизведения
• Скорость процессов забывания
Закономерности памяти
Память имеет ограниченный объём. Успешность воспроизведения большого объёма материала зависит от характера распределения повторений во времени. Имеет место такая закономерность, как кривая забывания.
Закон памяти Практические приёмы реализации
Закон интереса Интересное запоминается легче.
Закон осмысления Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.
Закон установки Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.
Закон действия Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.
Закон контекста При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.
Закон торможения При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой.
Закон оптимальной длины ряда Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.
Закон края Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.
Закон повторения Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.
Закон незавершённости Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.


Рецензии
СИНДРОМ КОРСАКОВА -
основным симптомом данного заболевания является неспособность больного человека к запоминанию и воспроизведению новой информации (фиксационная амнезия). Все, что было до болезни, хорошо сохранилось в памяти. Сознание человека не фиксирует события, которые происходили с его участием совсем недавно или происходят в данный момент. Клинически это проявляется так:
больной плохо ориентируется в пространстве, если он попадает в новое для себя место. Находясь в больнице, человек не способен найти нужную ему палату или свою койку, но дома таких проблем не возникает. Это связано с тем, что долговременная память работает относительно нормально. Переезды на новое место или простая перестановка мебели могут стать для больного тяжелейшим стрессом, способным дать толчок к стремительному прогрессированию заболевания;
дезориентировка во времени. Если у человека диагностировали корсаковский синдром, то скорее всего он не сможет правильно назвать сегодняшнее число, месяц и год. Он просто не понимает, где он находится и что с ним происходит;
в разговоре больной упоминает события, которые никогда с ним не происходили (конфабуляции). Рассказы пациента могут носить фантастический характер, от него можно услышать, то вчера он сражался с чудовищами в другой вселенной или плавал на подводной лодке. Окружающие считают это выдумкой или откровенной ложью, но сам пациент не догадывается о том, что говорит неправду;
события, когда-либо имевшие место в жизни человека, смещаются во временном пространстве (псевдореминисценции). Таким образом происходит непроизвольное заполнение провалов в памяти. Рассказы человека носят вполне обыденный характер, он может сказать, что вчера ходил в театр на новую постановку или ездил за город. Но на самом деле, эти события произошли намного раньше;
замещение пробелов в памяти событиями из кинофильмов или книг. Больной обладает некой информацией, но он не знает, когда и как ее получил. Например, он может заученное когда-то стихотворение выдать за свое произведение. С течением времени чужие мысли больной человек воспринимает как свои собственные.
затруднена концентрация внимания, снижена сила воли.
Часто синдром Корсакова сопровождается ретроградной или антероградной амнезией. Эмоциональное состояние больного неустойчиво. Вялость, безразличие и апатия сменяется благодушием и эйфорией.
У человека возможна избирательная репродукция, так называемая навязчивость воспоминаний.Для человека подверженного навязчивым воспоминаниям характерны следующие состояния: тревоги. страха. ... Воспоминания - это возможности для освобождения старых, невыявленных чувств : страха, боли и одиночества. Возможность эмоционального отреагирования прорабатывает прошлый опыт беспомощности и безнадежности вашего внутреннего ребенка. Здоровая скорбь может превратить ваши слезы в заботу и любовь к себе , а гнев в мощную самозащиту. 10. Практикуйте безопасные взаимоотношения и создайте свою сеть поддержки. Не позволяйте стыду изолировать Вас . Чувство стыда, которое вы испытываете, не означает, что вы совершили или совершаете постыдные поступки.

Гадаев Алексей Вениаминович   10.05.2022 15:31     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.