В. Перов. Птицелов

    В 1870 году Василия Григорьевича постиг жестокий удар: от эпидемии умерли жена и двое старших детей, остался один младший сын. Смириться с этим было невозможно. Боль утраты лишала Перова сил, он терял веру в жизнь! Спасали только друзья и редкие светлые воспоминания.

Писать картины-протесты он больше не мог: измученное сердце просило пощады.  Перов обратился к повседневной жизни маленького человека, к его простым заботам и радостям. То один, то с художником Прянишниковым он бродил по московским окрестностям, стараясь утишить больные нервы, и как-то по осени заметил в лесу старика. Он лежал на траве, тихонько насвистывая в дудочку, приманивая щегла; рядом со стариком сидел мальчик.

Ловля птиц на Руси велась исстари. Ловили под осень, зиму держали дома, кормили и наслаждались пением, а на Благовещение  выпускали. Этот трогательный обычай описан в стихотворении Пушкина:
 
                В чужбине свято наблюдаю
                Родной обычай старины:
                На волю птичку выпускаю
                При светлом празднике весны.

Василий Григорьевич начал картину «Птицелов». Ему ли не знать того душевного трепета, когда сидишь в засаде и ждешь, что в западёнку угодит доверчивая пичуга! Сколько он переловил их под Арзамасом, ежась  в прохладе раннего утра,  слушая  еще робкие  лесные звуки! А когда восходящее солнце эти пичуги встречали пением, то и ловить не хотелось, а только бы слушать и слушать. Божьи создания, как они радовали!

Душевно, бесхитростно написал Перов «Птицелова». Пейзаж на картине выполнил Алексей Кондратьевич Саврасов.

«Много ли наших картин можно сравнить с нынешним «Птицеловом»? –– восхищался Владимир Васильевич Стасов. –– Ведь это будто точь-в-точь отрывок из лучшего и талантливейшего, что есть в охотничьих очерках Тургенева!»

За картины «Странник» и «Птицелов» Василий  Григорьевич получил звание профессора, и вскоре начал преподавать в Московском Училище  живописи, ваяния и зодчества. Наставлял учеников: «Чтобы быть вполне художником, нужно быть творцом; а чтобы быть творцом, нужно воспитать ум и сердце, воспитать не изучением казенных натурщиков, а неусыпной наблюдательностью. Нужно так настроить чувствительность воспринимать впечатления, чтобы ни один предмет не пронесся мимо вас, не отразившись в вас, как в чистом, правильном зеркале».


Рецензии
Я так далека от живописи, но Вы, Нина, так просто и доступно рассказываете, что мне показалось, что я и не так далека...
Спасибо.

Ксения Лайт   25.09.2011 17:02     Заявить о нарушении
Да тут все жизненно, Ксения. Поэтому и воспринимается легко.
Я сегодня закончила работу о картинах Перова "Сельский крестный ход на Пасхе", "Птицелов", и о картинах Васильева "Заря в Петербурге", "Вид на Волге", "Заброшенная мельница". Сейчас внесла их на свою страницу, но долго не могла выстроить последовательность -- всё куда-то "упрыгивали" не туда.
Васильев -- потрясающий художник! Действительно "гадательный", как выразился о нем Крамской.

Нина Бойко   25.09.2011 17:30   Заявить о нарушении
Сегодня вечерком обязательно все прочту.

Ксения Лайт   25.09.2011 17:44   Заявить о нарушении