Главная площадь

И вновь я вспоминаю свое детство, свой сказочный городок Слободской на берегу реки Вятки. Недавно я увидела старые фотографии главной площади города, которые были сделаны в юбилей 1812 года. Праздник, кругом российские флаги, площадь запружена народом. Хорошо просматривается часовня, но на фото у колокольни нет арки внутри, как сейчас. Она заложена кирпичом.
 
А мы в детстве, когда пробегали через арку часовни, всегда радостно кричали, чтобы эхо услышало нас…. И так же радостно эхо  нам отвечало. Иногда мне хочется сделать это и сейчас, но… статус большой и взрослой тетушки сильно мне мешает. Что люди-то скажут?!! Оглянусь вокруг, посмотрю, вроде бы и нет никого…. И скромно прохожу дальше.
Почему-то мне помниться, что на главной площади раньше росли яблони….  У меня даже сохранилась детская фотография, где я стою в светлом ситцевом платье со своей двоюродной сестрой Надей на фоне цветущих яблонь. Белыми цветами усыпано все вокруг, в руках я держу букет желтых кувшинок, они еще в народе называются балаболками...  Как мы с сестрой оказались на площади в этот погожий майский денек, я не помню. Возможно, что мы  зашли в краеведческий музей, в котором работал мой папа, а он вышел к нам с фотоаппаратом, так и появилась эта фотография.

В музее прошло мое детство, к отцу я прибегала часто, долго ходила по прохладным залам, рассматривала различные экспонаты, часами стояла у фарфоровых статуэток. Мне больше всего нравились  «дерущиеся мальчики» и бабушка, сидящая на скамейке, которая толкла что-то в ступке. С интересом я рассматривала большие расписные вазы из китайского фарфора, пузатые самовары с медалями на боках, шкатулки из капа, потемневшие от времени древние монеты со стертыми силуэтами царей...

Еще я помню, что в отделе природы в музее была экспозиция с чучелами трех бурых медведей, она освещалась лампочкой, выключатель которой был очень высоко, и я громко кричала папе через весь зал: «Папа, включи медведей!». Почему-то все смеялись….   

Через арку часовни на главной площади, дорога наша в детстве бежала дальше на пляж, туда, где речка Спировка впадает в Вятку.  Купались мы, конечно, без разрешения родителей, да и многое другое в ту пору мы делали без их разрешения. В светлые летние вечера с подружками бродили по старому кладбищу, читали надписи на могилах. С увлечением памятники рассматривали…

Бегали в Заречный парк, часто бывали в детском парке. Он был гораздо светлее, чем сейчас, наверное, тогда деревья были моложе... Платных развлечений в те годы в детском парке не было, я помню качели и «гигантские шаги». Еще,  мне кажется, что в парке была карусель. Из детского парка легко можно было попасть на набережную, по лестнице спуститься под новый мост, когда-то там бил ключик с чистейшей ледяной водой.
На нашей улице детей водилось немало, мы были уже вторым поколением, и наших старших сестер не всегда радовала перспектива присматривать за нами. Поэтому у нас, младших, была своя компания подружек. Родители постоянно находились на работе, и мы были предоставлены сами себе.

Зимой катались с горок,  домой приходили затемно, все мокрые от снега и голодные. У меня был коричневый спортивный костюм с начесом, к вечеру он становился, как броня, весь забитый льдом и снегом. Валенки тоже были покрыты снежной наледью. В нашем старинном доме, который был построен во времена Александра I, еще до войны с Наполеоном,  сохранилась старинная красавица-печь, которая выходила в наши комнаты парадной стороной, а отапливалась со стороны соседей. Рядом была поставлена уже в советские годы маленькая печка, которая, собственно, и обогревала наши комнаты. Вся моя «снежная амуниция»  аккуратно помещалась между этими двумя печками, и к утру благополучно высыхала. И я вновь была готова к походу в снежный городок, который под Новый год обустраивался на старой площади. Устанавливались деревянные горки, самые разные – большие и маленькие, для взрослых и детей. Новогодняя елка ставилась ближе к кинотеатру «Космос», на ней развешивались большие самодельные игрушки из картона и гирлянды из лампочек, раскрашенных разноцветной гуашью.
 
 Елочка была огорожена невысокой оградой, за которой устанавливались разные игрушки больших размеров  – зайцы, белки, медведи, гуси... Возле елочки ребятню ждал ледяной Дед Мороз, вся одежда которого искрилась на солнышке в ясный морозный день. Вечером гирлянды на елке загорались, и вся слободская детвора собиралась на площади.
 
А летом мы играли в другие игры. Жмурки, прятки, скакалки, мячик... И я помню эти неизменные слова детской считалки – «Раз, два, три, четыре, пять – я иду искать! Кто не спрятался – я не виноват!»... На моей родной улице Большевиков были деревянные дощатые тротуары. Мелом мы расчерчивали на  тротуарах «классики»... А в дождь через улицу невозможно было перейти, грязь непролазная. По улице Гоголя возле нашего дома всегда что-то копали... Весной по мостовой здорово было пускать бумажные кораблики, они плыли в сторону Пятой школы! Домой мы возвращались насквозь мокрые.

Улица, на которой жила моя бабушка,  была застроена двухэтажными частными домами, в каждом из которых жили несколько семей в одном дворе.
 
  Нередко дом называли по фамилии первого владельца, потомки которого обычно доживали в стесненных условиях в одной - двух комнатках  старого дома.  В «трегубовском» доме, который стоял рядом с домом бабушки, жила моя лучшая подруга Нина. Я часто бывала у них в гостях, мне все было интересно в этом старинном доме. Я рассматривала хрупкую посуду, салфетки, шкатулочки, самовар необычайной   красоты. Эта семья  в 30-е годы была зажиточной, как рассказывала мне бабушка, а в годы моего детства у них были  две комнаты-клетушки, разгороженные фанерой.

Во дворе этого дома для нас был отведен небольшой закуток под старым тополем, место было отгорожено заборчиком, стоял столик, врытый в землю, и пара скамеечек. Наш любимый уголок, где мы мастерили куклам платья из листьев тополя, старых лоскутков и другого подручного материала, рассказывали друг другу страшные истории, обсуждали животрепещущие вопросы повседневной нашей детской жизни.

Один из соседей моей подружки был охотником. Как-то раз он привез домой маленького медвежонка. Все дети сбежались посмотреть на него.  Медвежонок передавался из рук в руки,  такой крохотный тепленький комочек…. Когда мне дали его подержать, он начал сосать мой палец…. Потом медвежонок подрос, хозяева держали его во дворе, в большой клетке с железной решеткой. Иногда владелец животного выпускал его на прогулку. Помню, как я оказалась в этом дворе наедине с подросшим медвежонком. Храброй я никогда не была, поэтому из двух зол  решила выбрать меньшее. Я убежала от медвежонка и стала карабкаться по  лестнице, ведущей на крышу двухэтажного дома. Для медведя, возможно, это была только игра... А мне было страшно. К счастью, подоспел хозяин и отогнал медвежонка.  Дальнейшую судьбу зверя не помню, вряд ли она сложилась удачно.

..Бабушкин дом  с черемухой в палисаднике давно снесли, осталась только старая фотография.  Двухэтажный маленький домик и деревянный тротуар вдоль дороги. А еще есть фотографии наших молодых родителей в палисаднике бабушкиного дома. Снимки были сделаны в майские дни, цвела черемуха…. Родители улыбаются нам, молодые и красивые. Это было так давно, кажется, что не в этой жизни…


Рецензии