Ф. Васильев. Заброшенная мельница
Павел Михайлович много сил приложил, чтобы облегчить участь художника. Помогали Васильеву и Крамской, и Шишкин. Но болезнь уже победила его.
–– Два последние письма, которые я от него имел, такого беспорядочного тона и содержания… Такая горячка, лихорадочная разбросанность, такое страшное порывание куда-то уйти, что-то сделать и от чего-то освободиться, что теперь с ним нужно только осторожно обходить всякие вопросы и дожидаться, когда он закрое глаза, –– с глубокой печалью сообщал Крамской Шишкину.
К осени Васильев уже едва мог сойти с трех ступенек. Скончался он 29 сентября 1873 года.
От крымских лет у него остались не только картины, но более полутора сотен рисунков и несколько замечательных сепий. Достигнуто это было ценой настоящего жизненного подвига. Когда мать привезла наследие сына в Петербург, оно поразило всех. «Милый мальчик, мы и не знали, что ты носил в себе! –– был потрясен Крамской. –– Сколько же сделано! Это же страх один!»
Было решено устроить посмертную выставку Федора Васильева.
Она состоялась в начале 1874 года и стала небывалым явлением в художественной жизни Петербурга. Всё, вплоть до последнего наброска, было распродано еще до открытия выставки. Зрители увидели в работах художника не просто феноменальное явление искусства, а что-то глубоко всех затронувшее и самостоятельно выраженное. Павел Михайлович Третьяков купил сразу восемнадцать картин (а затем годами терпеливо ждал, чтобы откупить еще что-нибудь у наследников Васильева). Два альбома приобрела императрица Мария Александровна, и еще два –– библиотека Академии художеств.
Среди произведений, исполненных Васильевым в Крыму, особняком стояла не до конца завершенная картина «Заброшенная мельница». Какая-то тайна окружала ее, поскольку ни в одном из писем Федор Александрович не упомянул о ее создании. А между тем подготовительный материал для картины был обширен. В нем оказался отраженным весьма необычный ход творческой мысли художника: что-то тревожное, словно вызванное памятью из «предыдущей жизни».
Эта картина –– тончайшее движение природы, почти приближенное к человеческим чувствам –– одно из самых высоких свершений Федора Александровича.
Всего 23 года жизни, всего 5 лет творчества отвела ему судьба. Лишь исключительная талантливость позволила в такой короткий срок создать выдающиеся произведения. Но сколько открытий, сколько не созданных шедевров потеряло со смертью Васильева русское искусство!
Свидетельство о публикации №211092500940
З*агадочное в чем-то полотно.
НА*писано в течение трех лет.
ЗаБ*ытое строение давно
ПодР*анком выглядит. Такой сюжет
ДавнО* известен..Жизнь почти ушла.
На крыШ*е дряхлой аист свил гнездо.
Уже не вЕ*ртит колесо вода,
Никто не Н*ёс сюда зерно давно.
Как будто Н*е было здесь никогда
Людей ,таскА*ющих мешки с мукой,
Детей, смотрЯ*щих как идут дела.
М*ир здешний сузился, пришел застой.
ДЕ*ревья подпирают облака,
БоЛ*ьшие кроны топят солнца свет.
ДенЬ* только начался, ни ветерка.
ПоН*ыне здесь хозяев просто нет.
ИсторИ*я, быть может, и проста.
Сердца Ц*епляет всё же сей сюжет.
ПейзажА* грусть исходит от холста.
P.S.Своей души оставил мэтр след.
Борис Ханин 03.02.2016 17:12 Заявить о нарушении
Нина Бойко 03.02.2016 18:56 Заявить о нарушении