Работа с детьми и подростками ЭНУ-группы
Исследования в школах свидетельствуют о том, что почти в каждом классе имеются 3-4 ученика с той или иной степенью эмоциональной неуравновешенности. Выявление детей и подростков ЭНУ-группы проводится, прежде всего, учителями начальных классов (на I ступени обучения) и учителями-предметниками (на II и III ступенях обучения) на основе их повседневных наблюдений во время уроков, а также классными руководителями – во внеурочное время. Характерная тенденция: если 2-3 года назад эмоционально неуравновешенных учеников приходилось по два-три человека на каждый класс, то сегодня налицо рост ЭНУ-школьников в 0,7-0,75 раза; при сохранении этой тенденции можно прогнозировать ещё через 2-3 года увеличение эмоционально неуравновешенных до 4-5 учеников в каждом классе, то есть в 0,75-0,8 раза. Подобная тенденция достаточно опасна, поскольку если нынешние трое-четверо ЭНУ-учеников составляют в каждом стандартном классе-комплекте из двадцати пяти учащихся 12-16 %, то прогнозируемые четверо-пятеро ЭНУ-учеников будут в ближайшем будущем составлять 16-20 %, то есть одну пятую ученического коллектива. В таком классе уже не сможет полноценно, качественно работать учитель, не имеющий специальной (коррекционно-педагогической) подготовки. Кстати, и сегодня учителю и классному руководителю чрезвычайно трудно работать с имеющимися в классе ЭНУ-учениками без навыков коррекционно-педагогической работы.
Всю работу с эмоционально неуравновешенными детьми и подростками можно условно разбить на три этапа: диагностический, селекционный, коррекционный. Диагностический и селекционный этапы тесно взаимосвязаны, потому что сначала исследуется весь ученический контингент, а затем на основе проведённой диагностики осуществляется отбор учащихся в ЭНУ-группу для последующей специальной (коррекционно-педагогической) работы. Все остальные учащиеся, в ЭНУ-группу не вошедшие, педагогической коррекции не подвергаются.
В рамках оптимальной организации работы с эмоционально неуравновешенными школьниками наиболее целесообразными и эффективными нам представляются такие методы.
На диагностическом этапе – тестирование детей и подростков с целью определения и изучения их эмоционального интеллекта (EQ).
Необходимо отметить, что EQ, или коэффициент эмоционального интеллекта, был разработан в начале 90-х годов XX века психологом Даниэлем Големаном, который выпустил книгу «Эмоциональный интеллект», сразу же ставшую бестселлером в США и Западной Европе. В этой научной монографии объяснялось, почему люди с одинаковым уровнем IQ (обычного интеллекта) достигают совершенно разных высот в жизни. Автор практически доказал, что EQ – это тоже ум, но другого качества. В частности, можно плохо знать историю и литературу, не уметь решать простейшие логические задачки, но при этом считаться умным. Почему? Потому что способность понимать эмоции и чувства других людей, а главное, правильно на них реагировать – также не менее важно в жизни.
Коэффициент эмоционального развития выполняет двойную функцию: во-первых, знание своего EQ помогает человеку лучше понять себя и, возможно, причины собственных успехов и неудач; во-вторых, знание EQ того или иного школьника помогает педагогу составить более полную и точную характеристику своих подопечных, своевременно диагностировать у них эмоциональную неуравновешенность и выработать на основе диагностики оптимальные, наиболее эффективные и результативные, приёмы и техники педагогической коррекции личностного развития эмоционально неуравновешенных детей и подростков.
Мы полагаем, что для получения наиболее полной картины эмоционального состояния детей и подростков, помимо тестирования их эмоционального интеллекта, на диагностическом этапе целесообразно также провести анкетирование и среди родителей школьников – во избежание возможных ошибок и погрешностей на селекционном этапе в процессе распределения учащихся по EQ-группам.
На селекционном этапе – дифференциация учащихся по трём основным EQ-группам: 1) «эмоционально уравновешенные» /учащиеся с очень высоким уровнем EQ/; 2) «предрасположенные к проявлениям эмоциональной неуравновешенности» /учащиеся со средним, или нормальным, уровнем EQ/; 3) «эмоционально неуравновешенные» /учащиеся с низким уровнем EQ/.
На коррекционном этапе очень важны, по нашему мнению, различные правила и законы, общественные договоры и соглашения, декларации и манифесты, заповеди и другие регулирующие акты этикетно-коммуникативного и этико-психологического характера, составленные по предложениям самих школьников, всесторонне ими обсуждённые и подавляющим большинством голосов принятые на ученических конференциях.
На коррекционном этапе, помимо декларационной компоненты, очень важна также деятельностная составляющая: тренинги, развивающие игры, практические упражнения и другие формы педагогической коррекции эмоционально неуравновешенных детей и подростков.
Последовательная реализация описанных выше этапов работы с детьми и подростками ЭНУ-группы позволяет, как показывает накопленный нами многолетний опыт практической социализации эмоционально неуравновешенных индивидов, оперативно диагностировать отклонения и нарушения в эмоциональной сфере и своевременно осуществлять педагогическую коррекцию выявленных симптомов и признаков эмоциональной неуравновешенности школьников.
Свидетельство о публикации №211092601165
Андрей Ворожейкин 30.09.2011 16:52 Заявить о нарушении
ПУСТЬ ГОСПОДЬ НИКОГДА НЕ ОТВЕРЗНЕТ ОТ ВАС БОЖЕСТВЕННОГО ПРЕСВЕТЛОГО ЛИКА СВОЕГО.
Георгий Георгиевич Ларин 18.03.2022 03:57 Заявить о нарушении