Работа с детьми и подростками ЭНУ-группы

   В современной школе наблюдается прогрессирующий рост численности особой группы детей и подростков, которых в психолого-педагогической науке принято называть эмоционально неуравновешенными (ЭНУ), страдающих, в отличие от своих эмоционально уравновешенных (ЭУ) сверстников, различными расстройствами эмоционально-волевой сферы, повышенным уровнем тревожности, агрессивностью. Дети и подростки ЭНУ-группы, опять же в сравнении с детьми и подростками ЭУ-группы, отличаются наименьшим уровнем адаптивности, слабыми успехами в учении, неудовлетворённостью собой. Кроме того, такие школьники, согласно результатам проводившихся нами в течение последних пяти-шести лет социометрических исследований (на базе ряда муниципальных средних общеобразовательных школ г. Шахты Ростовской области), принадлежат к числу отвергаемых, аутсайдеров и характеризуются остро выраженным негативным отношением к окружающему миру и людям.
   Исследования в школах свидетельствуют о том, что почти в каждом классе имеются 3-4 ученика с той или иной степенью эмоциональной неуравновешенности. Выявление детей и подростков ЭНУ-группы проводится, прежде всего, учителями начальных классов (на I ступени обучения) и учителями-предметниками (на II и III ступенях обучения) на основе их повседневных наблюдений во время уроков, а также классными руководителями – во внеурочное время.  Характерная тенденция: если 2-3 года назад эмоционально неуравновешенных учеников приходилось по два-три человека на каждый класс, то сегодня налицо рост ЭНУ-школьников в 0,7-0,75 раза; при сохранении этой тенденции можно прогнозировать ещё через 2-3 года увеличение эмоционально неуравновешенных до 4-5 учеников в каждом классе, то есть в 0,75-0,8 раза. Подобная тенденция достаточно опасна, поскольку если нынешние трое-четверо ЭНУ-учеников составляют в каждом стандартном классе-комплекте из двадцати пяти учащихся 12-16 %, то прогнозируемые четверо-пятеро ЭНУ-учеников будут в ближайшем будущем составлять  16-20 %, то есть одну пятую ученического коллектива. В таком классе уже не сможет полноценно, качественно работать учитель, не имеющий специальной (коррекционно-педагогической) подготовки. Кстати, и сегодня учителю и классному руководителю чрезвычайно трудно работать с имеющимися в классе ЭНУ-учениками без навыков коррекционно-педагогической работы.
   Всю работу с эмоционально неуравновешенными детьми и подростками можно условно разбить на три этапа: диагностический, селекционный, коррекционный. Диагностический и селекционный этапы тесно взаимосвязаны, потому что сначала исследуется весь ученический контингент, а затем на основе проведённой диагностики осуществляется отбор учащихся в ЭНУ-группу для последующей специальной (коррекционно-педагогической) работы. Все остальные учащиеся, в ЭНУ-группу не вошедшие, педагогической коррекции не подвергаются. 
   В рамках оптимальной организации работы с эмоционально неуравновешенными школьниками наиболее целесообразными  и эффективными нам представляются такие методы.

   На диагностическом этапе – тестирование детей и подростков с целью определения и изучения их эмоционального интеллекта (EQ).
   Необходимо отметить, что EQ, или коэффициент эмоционального интеллекта, был разработан в начале 90-х годов XX века психологом Даниэлем Големаном, который выпустил книгу «Эмоциональный интеллект», сразу же ставшую бестселлером в США и Западной Европе. В этой научной монографии объяснялось, почему люди с одинаковым уровнем IQ (обычного интеллекта) достигают совершенно разных высот в жизни. Автор практически доказал, что EQ – это тоже ум, но другого качества. В частности, можно плохо знать историю и литературу, не уметь решать простейшие логические задачки, но при этом считаться умным. Почему? Потому что способность понимать эмоции и чувства других людей, а главное, правильно на них реагировать – также не менее важно в жизни.
   Коэффициент эмоционального развития выполняет двойную функцию: во-первых, знание своего EQ помогает человеку лучше понять себя и, возможно, причины собственных успехов и неудач; во-вторых, знание  EQ того или иного школьника помогает педагогу составить более полную и точную характеристику своих подопечных, своевременно диагностировать у них эмоциональную неуравновешенность и выработать на основе диагностики оптимальные, наиболее эффективные и результативные, приёмы и техники педагогической коррекции личностного развития эмоционально неуравновешенных детей и подростков.
   Мы полагаем, что для получения наиболее полной картины эмоционального состояния детей и подростков, помимо тестирования их эмоционального интеллекта, на диагностическом этапе целесообразно также провести анкетирование и среди родителей школьников – во избежание возможных ошибок и погрешностей на селекционном этапе в процессе распределения учащихся по EQ-группам.

   На селекционном этапе  – дифференциация учащихся по трём основным EQ-группам: 1) «эмоционально уравновешенные» /учащиеся с очень высоким уровнем EQ/; 2) «предрасположенные к проявлениям эмоциональной неуравновешенности» /учащиеся со средним, или нормальным, уровнем EQ/; 3) «эмоционально неуравновешенные» /учащиеся с низким уровнем EQ/.
   
   На коррекционном этапе очень важны, по нашему мнению, различные правила и законы, общественные договоры и соглашения, декларации и  манифесты, заповеди и другие регулирующие акты этикетно-коммуникативного и этико-психологического характера, составленные по предложениям самих школьников, всесторонне ими обсуждённые и подавляющим большинством голосов принятые на ученических конференциях.
   На коррекционном этапе, помимо декларационной компоненты, очень важна также деятельностная составляющая: тренинги, развивающие игры, практические упражнения и другие формы педагогической коррекции эмоционально неуравновешенных детей и подростков.

   Последовательная реализация описанных выше этапов работы с детьми и подростками ЭНУ-группы позволяет, как показывает накопленный нами многолетний опыт практической социализации эмоционально неуравновешенных индивидов, оперативно диагностировать отклонения и нарушения в эмоциональной сфере и своевременно осуществлять  педагогическую коррекцию выявленных симптомов и признаков эмоциональной неуравновешенности школьников.      


Рецензии
Очень хороший, добротный материал. Проблема как никогда актуальна. Спасибо Вам за обращение к ней. С уважением, Андрей Ворожейкин.

Андрей Ворожейкин   30.09.2011 16:52     Заявить о нарушении
БОЛЬШОЕ СПАСИБО, ДОРОГОЙ АНДРЕЙ БОРИСОВИЧ, ВАША ВЫСОЧАЙШАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ДАННЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ /ПРИКЛАДНЫХ/ "НАРАБОТОК" КО МНОГОМУ ОБЯЗЫВАЕТ. ПРЕЖДЕ ВСЕГО, НАДЛЕЖИТ БОЛЕЕ ТЩАТЕЛЬНО РАЗРАБОТАТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ /НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ/ ОСНОВУ. НЕОБХОДИМО ТАКЖЕ РАСШИРИТЬ АПРОБАЦИОННЫЙ АРЕАЛ ПРИМЕНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДАННОЙ МЕТОДИКИ.
ПУСТЬ ГОСПОДЬ НИКОГДА НЕ ОТВЕРЗНЕТ ОТ ВАС БОЖЕСТВЕННОГО ПРЕСВЕТЛОГО ЛИКА СВОЕГО.

Георгий Георгиевич Ларин   18.03.2022 03:57   Заявить о нарушении