Литературственность 27. 09. 11
Дело было холодной мартовской весной, когда всё еще завалено снегом, но в воздухе уже витает запах оттепели. Я возвращался с учебы домой, и мне вдруг необычайно сильно захотелось пройтись пару-тройку лишних кварталов, подышать свежим воздухом – аудитории еще отапливались, а солнце нещадно пекло, будто пытаясь нагреть и без того закипающие головы.
Дело вроде обычное, наушники, мысли в сторону, музыку погромче – и вперед, направо, налево... Без разницы, хожу я обычно неразборчиво, куда глаза глядят, но в этот раз решил пройтись по своим любимым местам.
С детства люблю скверы. За что – не знаю, но могу бесконечно ходить взад-вперед или сидеть на лавочке, наблюдая за происходящим вокруг. Так я и познакомился с Ним. Странный парень в клетчатой кепке и шарфе, с отсутствующим взглядом и поразительно детской улыбкой. Он подошел как бы ниоткуда, и спросил:
- Вы стихи пишете?
Я, честно говоря, сначала хотел сказать, что, мол, да, но… Не знаю. Не сказал.
- Нет, а в чем дело?
Он смущенно засопел, улыбнулся, а потом спросил:
- А читаете много?
- Да, а с какой целью интересуетесь?
Он сел на скамейку рядом, достал планшет и, улыбнувшись, добавил:
- Соц. опрос. Проверяем литературственность населения.
- Что, простите?
- Литературственность, - повторил он. – Я так начитанность и культурность вместе называю.
- Ясно. – ответил я – И как успехи?
И он рассказал мне, что за три дня, которые он опрашивает людей (зачем и для чего, он так и не объяснил) стало понятно, что анекдоты про нынешнюю безграмотность совсем не анекдоты даже, а реальные истории по большей своей части. Школьники не знают элементарных произведений классики, элементарных правил разговора…
Перечислять можно до бесконечности. Но, я о другом.
Я подумал о будущем. Дети-дошкольники сейчас очень восприимчивы и легки в обучение. Мой племянник, в свои четыре года вовсю орудует отцовским айфоном и слушает только качественную музыку. И через некоторое время, прогуливаясь с ним по тому же скверу, я вспомнил про тот случай, и видимо, не просто так. Кирилл (племянник) вдруг остановился, посмотрел по сторонам, потом повернулся ко мне, и спросил:
- А правда, что у нас люди безграмотные?
Вопрос неожиданный, как удар под дых. Я не знал, что ответить. И пока я молчал, он сделал для себя выводы, и спросил вдогонку:
- А как быть не безграмотным? А то я не хочу…
Я улыбнулся, вспомнив парня в клетчатой кепке с отсутствующим взглядом.
- Читай, Кирюш, - ответил я, - Тогда всё у тебя получится.
Несмотря на какую-то напыщенность этих слов, прозвучали они убедительно, и вопросов больше не было. Самое главное, что спустя год я приехал в гости к родным и был приятно удивлен количеством книг в комнате моего племянника. Полвечера он сидел и показывал, сколько он уже прочитал, и перечитывал мне отрывки, которые ему больше всего нравились. - Пять лет… - подумал я. – Уже в пять лет.
Я с тех пор я для себя уяснил крепко: хочешь что-то изменить – начни с себя. Начал? Получается? Помоги другому. И, неважно, сколько ему лет.
Свидетельство о публикации №211092601487
Спасибо Вам за рассказ, большое спасибо :-) .
Фьора Бельтрами 14.07.2013 23:01 Заявить о нарушении