Читаю и пишу со словарем

В школе мы учили английский язык 5 лет и потом  с гордостью писали в анкетах «Читаю и пишу со словарем». Можно знать и не знать иностранный язык, но  «Читаю и пишу со словарем» это от лукавого, чтобы погладить по самолюбию, ведь  пять лет  в школе и в институте со словарем...
А потом можно просто взять словарь и ... промучившись  целый рабочий день, поручить перевод специалисту.

Наша учительница Ольга Абрамовна совсем не походила на чопорную англичанку, скорее на цыганку. Короткая стрижка, вьющиеся черные волосы, точеная фигурка. Весь класс слышал приближающееся цоканье высоких каблучков по коридору и вставал в приветствии.  Ее мама слыла хорошей портнихой в городе и, конечно, самый писк модных блузок и платьев был в первую очередь на Ольге Абрамовне. Брюки как вид женской одежды не признавались принципиально. В свои 42 года учительница была не замужем и иногда на время  «подворовывала» чужих мужей. До нас доходили только неясные слухи об очередном обсуждении ее поведения на педсовете. Она не чувствовала себя виноватой (после войны мужчин на всех не хватает) и гордо несла свою кудрявую головку, подрагивая высокой грудью при каждом шаге.

Ольга Абрамовна строго следила за правильным произношением буквосочетания th. Прижимала язык к зубам и протяжно цедила: «Зээээ». Не забывала поправлять каждого, а мы смеялись и хором мычали: «Зээээээээ!»
Про буквосочетание sh она не знала. Это издержки заочного образования без отрыва от производства и отсутствия в то время аудиосредств. Патефон стоял в учительской и его не разрешали приносить в класс. Да и зачем? Пластинок с уроками английского языка не было. 

Магнитофон заморского происхождения с иностранными песнями был только у Коськи Волкова. Его мама была главным бухгалтером огромного завода, на котором работало все население города. Ну, не все, так половина. Он первым заметил ошибки в произношении Ольги Абрамовны. Не всегда как пишется, так и слышится. Существует транскрипция и куча правил произношения. Но мы ему не поверили. Ольга Абрамовна была авторитетом.

Как то зимой Ольга Абрамовна жестоко простудилась и взяла больничный недели на три. Заменяла ее Раиса Израилевна. Мы ее невзлюбили. Мало того, что она заплевала  всех, сидящих на первых партах, а иногда доплевывалась и до вторых, она еще постоянно ругала за наше произношение. Конечно, плевалась она не взаправду, просто у нее были «двойные» губы как бы вывернутые наизнанку. В уголках постоянно копилась белая слюна в виде пены. Темнолицая с огромными черными пронзительными глазищами (как на иконах). Черные волосы гладко-гладко прилизаны и собраны в низкий пучочек как у балерин. Змеиная головка на длинной жилистой шее. Сразу под темной тонкой линией  редких усиков имелись нормальные вишневые губы, а из-под них вывернутая розовая бесстыжая мокрая плоть вторых губ. Брррр! Пока молчит – картинка, а как заговорит, хочется отвернуться. (Сейчас вспоминаю и удивляюсь, как много значит внешность учителя!!!)

Отличники нахватали двоек и троек, родители пошли к директору жаловаться. Так как рассудить кто прав, а кто не прав в произношении английских слов было некому, то инцидент замяли. Матери Волкова мягко попеняли за враждебные голоса с правильным произношением в магнитофоне ее сыночка.
О том, что права была Раиса Израилевна,  вся школа узнала позже, когда с треском провалилась на экзамене  в институте имени Мориса Тореза (сейчас «Дружбы Народов») дочка директора школы Ирочка.

Ирочка – милая светленькая девушка очень высокого роста. Зал смеялся невольному каламбуру директора школы на выпускном вечере, когда он сказал: «Ну,  вот и получила аттестат моя МАЛЫШКА». Малышка вместе с аттестатом благодаря самоотверженному бескорыстному репетиторству преподавателей получила золотую медаль. Окрыленная безмерными похвалами учителей, полетела в столицу поступать в институт. И такой оглушительный облом! Конечно, папочка подсуетился и чтобы год не пропадал,  пристроил ее в местный вуз на инъяз. Туда, где когда то училась Ольга Абрамовна. Больше попыток  покорить столицу не было.  Долгие годы она преподавала английский язык в Высшем летном училище. Интересно,  эти пилоты  понимали диспетчеров  за границей?

В институте меня постоянно поправляли при чтении: не «финансиал таймэз», а «файнэншл таймс».  Зачет по переводу финансовой статьи я сдала легко – купила один и тот же номер газеты «Financial Times» на русском и английском языке, выбрала статью подходящего объема (надо было 10 тысяч знаков) и вызубрила перевод. Главное правильно попасть, когда спрашивают вразбивку по предложениям. Экзамен я бы не сдала.

На днях получила электронную весточку от своей выпускницы-отличницы Лилии. После отдыха в молодежном лагере «Океан» во Владивостоке прошлым летом она решила поступать в Шанхайский международный университет в Китае. И поступила! В группе только два студента говорят на русском языке. Язык общения английский. Казалось бы, какие могут быть трудности  в общении у отличницы, которая усердно изучала язык 8 лет? Трудности есть. Все приходится начинать сначала. Учит и английский и китайский.

У меня вопрос – так изменилось ли хоть что-нибудь в методике преподавания иностранного языка в стране?
Реформы образования продолжаются...


Рецензии
Методика изменилась. И не только по английскому или какому-то другому иностранному языку. Методика изменилась вообще. Она стала другой.
Что такое - ЕГЭ? Это ориентация на тестовую систему обучения. Сейчас главное не рассказать то, что ты прочитал, выучил, а поставить галочку в правильном квадратике напртив соответствующих вариантов - "а", "б" или "в". Дает ли это какие-то знания? Может быть. Не берусь об этом судить, не специалист в педагогике. Но вот внятно изложить свою мысль, донести её до собеседника так, чтобы он понял, о чем это ему пытаются рассказать - вот этого многие молодые люди не могут. Не умеют. Просто потому, что этому в школе их не учат.
Как-то я попробовал высказать свои мысли по поводу современной системы образования. Если будет желание и интерес, то посмотреть, что у меня получилось, можно вот здесь - http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-54026/

Константин Кучер   07.04.2014 10:18     Заявить о нарушении
Преподаю с 1971 года.Плохо стало с абстрактным мышлением и логикой.Дети разучились учиться, плохо формулируют свои мысли.

Калмыкова Татьяна Викторовна   08.04.2014 03:48   Заявить о нарушении
Да, то что плохо формулируют - это верно. Очень хорошо это видно. Редко кто из молодых ребят может внятно сформулировать свою мысль.

Константин Кучер   08.04.2014 08:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.