Об особенностях плановой экономики

                Об особенностях плановой экономики.
                Я искал работу поближе к дому. Каждый день добираться до работы, расположенной в Подмосковье было утомительно. Марк Кнастер помогал мне в поисках новой работы. Так я пытался поступить в институт источников тока по его рекомендации. Он договорился обо мне с начальником отдела с забавной фамилией Чижик. Не пропустил меня начальник отдела кадров из за клейма пятого пункта.
Наконец мне удалось пройти по конкурсу в институт экономики цветной металлургии
Здесь мне пришлось познакомиться со всеми нелепостями плановой экономики
Меня послали в местную командировку на московский завод по обработке цветных металов давлением. Там американцы установили автоматическую линию по производству цинкового листа для клише газеты “Правда”. Надо было разобраться почему американцы срывают сроки пуска этой линии. ЦК партии был очень обеспокоено задержкой пуска этого объекта, поскольку качество снимков в газете “Правда”было  неудовлетворительным.
Я пришел в цех, где была смонтирована эта линия. Американец пожаловался мне на странные особенности русского человека. Дело в том, что согласно проекту цинковая лента должна быть промыта моющим средством и потом высушена, порезана на листы, а уже листы должны пройти контроль качества поверхности. В качестве моющего средства американцы использовали керосин в закрытой ванне, через которую проходила с определенной скоростью через узкие щели цинковая лента. Русский пожарник запретил мне использовать керосин в цехе из за oпасности пожара. Тогда я попросил залить в ванну спирт. Они мне принесли два стакана спирта. Больше не нашлось, а когда узнали, что мне нужно два ведра, то пояснили, что  рабочие будут лизать ленту или заменять спирт водой. Тогда я позвонил домой жене. Мне она посоветовала использовать стиральный порошок с водой, но мыльная вода плохо испаряется. Надо менять скорость движения ленты переделать всю установку Поговорите с пожарником. Ведь летают же у Вас самолеты на керосине.
Пожарник объяснил мне, что думал поставить на эту установку некурящих женщин да заметил, что к ним постоянно приходят курящие ребята.(Здесь половина рабочих просто болтаются по заводу без дела. Если кто нибудь заболеет или уволится, то замeны не найдешь. Все теперь инженеры.Да еще райком требует рабочих на овощную базу или в колхоз на уборку. Вот отдел кадров и старается.)
 Вышедшая из моечной ванны лента сушится от керосина. Пары его в воздухе. Недолго до беды пояснил пожарник.
Я предложил оснастить установку дополнительными вентиляторами и использовать керосин. Другого выхода мы не нашли.
Другая командировка была на Кировский завод цветных металлов. Год назад французская фирма продала заводу цех по производству проката. В течение года фирма должна была смонтировать этот цех и пустить его в эксплоатацию. Фирма забеспокоилась. Почему ее специалистов не приглашают на монтажные работы? Срок монтажа истекает! Авторитет фирмы страдает!
Я приехал в Киров и зашел к главному инженеру завода за объяснением ситуации. Он был крайне раздражен моим вопросом: “Как надо поехать в Париж, то посылают блатного чиновника! Вот он и наделал глупостей. У нас еще не было готово здание цеха, а фирма уже начала поставку оборудования. Мы его не приняли. Нет складских помещений. Вот поэтому транспортные организации и разбросали оборудование вдоль всей Волги. Ищи его зимой под снегом. Летом найдем. Ведь как у нас заведено? На конец года остались на балансе министерства деньги. Не потратишь их, так на следующий год сумму выделяемых денег срежут. Нужны ли дополнительные деньги никто не знает, но привыкли просить, требовать. Зайдите в цех. Там работает один французский прокатный стан. Он полностью автоматизирован, но у нас нет специалистов по электронике.
Я зашел в цех. Передо мной сверкал зеленой краской и полированным металлом прокатный стан. Вся панель управления и многочисленных приборов было закрыта фанерой. Рабочий использовал только кнопки пуска и остановки. Конечно, целый ряд параметров продукции не контролировалась: толщина ленты по длине, ее волнистость, качество поверхности и т.п.. Ничего, заказчик был рад и такой продукции ибо сам не имел претизионного оборудования.
Еще перестройка не начиналась, но понимание неэффективности системы планирования росло среди технической интеллигенции. Помню одно совещание с американской технической делегацией, которая осмотрела наши заводы по обработке цветных металлов давлением. Руководителя американской делегации спросили о его мнении о наших заводах и его рекомендациях нам. Он смутился. Потом попросил не oбижаться:”Купите у нас бульдозеры, господа!”


Рецензии