Эзотерика от братьев Стругацких

В этой заметке речь пойдёт не о забавной сказке Стругацких «Понедельник начинается в субботу» и даже не о романе «Пикник на обочине». Я хочу сказать несколько слов о возможно самом серьёзном, самом малоизвестном и самом последнем опубликованном романе братьев Стругацких «Град обреченный».

Роман был написан в 1972-м, а опубликован только в 1988-1989 годах. Причин тому много, но главная, на мой взгляд, в том, что роман – беспощадная сатира на СССР. Кроме того, в романе очень просто и доходчиво показано не только сходство коммунизма с фашизмом и жизни в СССР с адом, но и полная несостоятельность коммунистической идеологии. Именно как антикоммунистическое откровение восприняли его в далёком 1989-м и я, и мои друзья.

«Град обреченный» был опубликован под занавес коммунистического строя и, возможно, именно поэтому остался почти незамеченным читателями. Мне кажется, что настало время вернуться к нему именно теперь, когда антикоммунистическая линия романа больше не мешает восприятию всей его глубины. Я бы сказал, что будь в нём посильнее линия любви (или линия верхнего, светлого мира), «Град обреченный» мог бы соперничать с Булгаковским «Мастером и Маргаритой», в котором, кстати говоря, тоже описаны обряды инициации масонского толка.

Масонская сущность романа Стругацких – не моё открытие. В интернете есть прекрасная статья Екатерины Дайс «Масонский миф в романе братьев Стругацких “Град обреченный“». Мне же непонятно, сама ли культура ищет высокий смысл в масонских символах, или масонство черпает их из культуры (то есть, высокие символы, возможно, универсальны; надчеловечны). Я не специалист по масонским обрядам и представлениям и скажу только о том, что понял на основе своего собственного эзотерического опыта.

Действие романа происходит на том свете, причём большинство жителей города слабо догадывается о том, что они умерли. И это недопонимание, и устройство Города, и разговор на одном понятном всем языке, и возвращение на Землю – всё указывает на прекрасное понимание Стругацкими устройства той части потустороннего мира, которая известна у шаманов под названием «Нижний мир». Я не видел весь Нижний мир, но, по крайней мере, по направлению к Нижнему миру есть некая «перевалочная база» для недавно умерших. Там я бывал во сне много раз, когда надо было увидеться с покойными друзьями. В отличие от Верхнего мира, где царит Свет, и где всё поражает красотой, этот Город оставляет неприятное впечатление своей эклектичностью: как будто там нагромождены конкретные представления о прекрасном бесчисленного множества неискушённых (по сравнению с Богом) в искусстве людей. Существует, кстати говоря, одноименная с этим романом картина Николая Рериха (1914 г.), которая, вполне возможно, и послужила источником вдохновения для Стругацких. На картине, как и в романе, непонятно, ад ли это. Действительно, Нижний мир – не более ад, чем жизнь на Земле. Так что Град - не ад, хотя некоторым из тех, кто там окажется, именно так и представится (но большинство ничего особенного там не заметит).

В Нижнем мире люди живут в том же виде, в каком они жили и на земле, и ждут своего следующего рождения, находясь в привычных для себя условиях. Несколько раз видел я там и самого Сталина. Опять же, его место там, вероятно, обеспечено любовью миллионов, не представляющих без него жизни: он – часть их представления о прекрасном, как и красное с золотым. Кстати, упоминание Сталина в Граде встречается на каждом шагу.

В Граде существует таинственное Красное Здание. Может быть, оно и является символом секретности мест заседания масонов, но мне в Красном Здании видится просто коммунистическая иллюзия выхода в Верхний мир. Зашедшие туда люди, как правило, исчезают. Возможно, всем им Сталин предлагает сыграть в шахматы живыми людьми, как он предложил главному герою романа Андрею Воронину. Те, кто не отказывается, сами становятся фигурами, но уже на стороне Сталина. В целом, Красное Здание, конечно, большое, этапное испытание, которое с относительным успехом проходит главный герой, отказавшись от игры.

Свет в Граде, как и в Нижнем мире не настоящий. Его символ – искусственное солнце, которое неизвестно кто включает, как свет в тюрьме. Проблемы Града тоже искусственные и похожи больше на изысканное наказание с целью перевоспитания, чем на эксперимент, за который всё выдаётся. Люди в Граде просто вынуждены признать сумасбродность своих представлений, отрезвиться и решиться на следующий этап духовного развития. Не зря со временем Красное Здание приходит в упадок – оно не может жить без эмоциональной подпитки. Новым выходом начинает видеться мифический (но реальный) Хрустальный Дворец (рай), а его символом становится Стеклянный Дом. Путь через Хрустальный Дворец - дорога «на следующий уровень». Тут не важно, в Нижнем мире или у нас, на Земле – согласно принципу сответствия особой разницы нет.

В заключение хочу сказать, что читать роман «Град обреченный» для мыслящего человека – сплошное удовольствие. Роман совсем не устарел и с политической точки зрения: не так уж и важно, как называется режим: коммунизм, фашизм, демократия... В романе масса прекрасных цитат, имеющих прямое отношение к тому, что сейчас происходит в мире политики. Например:

«- Они (прим. акции протеста) будут именно потому, что вы проводите вполне определенную политику! - И чем дальше, тем больше, потому что вы отнимаете у людей заботу о хлебе насущном и ничего не даете им взамен. Людям становится тошно и скучно. Поэтому будут самоубийства, наркомания, сексуальные революция, дурацкие бунты из-за выеденного яйца...
- Да что ты несешь! Ты подумай, что ты несешь, экспериментатор ты вшивый! … Искусственные недостатки предлагаешь создавать? Ты подумай, что у тебя получается!..
- Это не у меня получается. Это у тебя получается. А вот то, что вы взамен ничего не сможете дать, это факт. Великие стройки ваши - чушь. … Просто таково положение вещей. Такова судьба любого народника - рядится ли он в тогу технократа-благодетеля, или он тщится утвердить в народе некие идеалы, без которых, по его мнению, народ жить не может... Две стороны одного медяка - орел или решка. В итоге - либо голодный бунт, либо сытый бунт - выбирайте по вкусу. Вы выбрали сытый бунт».


Ещё несколько цитат из «Града обреченных»:

«Наставник пожал плечами.
- Каждый получает то, чего он заслуживает.
- То, чего он добивается, – пробормотал Андрей.
- Можно и так сказать. Если угодно, это одно и то же».

«Вот вы полагаете себя технократами и элитой. Демократ у вас – слово ругательное. Всяк сверчок да познает приличествующий ему шесток. Вы ужасно презираете широкую массу и ужасно гордитесь этим своим презрением. А на самом деле - вы настоящие, стопроцентные рабы этой массы! Все, что вы ни делаете, вы делаете для массы. Все, над чем вы ломаете голову, все это нужно в первую очередь именно массе. Вы живете для массы. Если бы масса исчезла, вы потеряли бы смысл жизни. Вы жалкие, убогие прикладники. И именно поэтому из вас никогда не получится маньяков. Ведь все, что нужно широкой массе, раздобыть сравнительно нетрудно. Поэтому все ваши задачи - это задачи заведомо разрешимые. Вы никогда не поймете людей, которые кончают с собой в знак протеста...».

«Красное Здание (прим. идеология коммунизма) - это бред взбудораженной совести».

«Да-да, несомненно, именно так вот и возникает ощущение свободы воли. Теперь я понимаю: это инерция. Просто инерция, молодой человек».

«Я, конечно, должен благодарить Бога за то, что он в предвечной мудрости и бесконечной доброте своей еще в прежнем существовании моем просветил меня и дал мне подготовиться. Я очень и очень многое узнаю здесь, и у меня сжимается сердце, когда я думаю о других, кто прибыл сюда и не понимает, не в силах понять, где они оказались. Мучительное непонимание сущего и, вдобавок, мучительные воспоминания о грехах своих. Возможно, это тоже великая мудрость Творца: вечное сознание грехов своих без осознания возмездия за них...».

«Просто вы - атеист, молодой человек, и не хотите себе признаться, что ошибались всю свою - пусть даже недолгую - жизнь. Вас учили ваши бестолковые и невежественные учителя, что впереди - ничто, пустота, гниение; что ни благодарности, ни возмездия за содеянное ждать не приходится. И вы принимали эти жалкие идеи, потому что они казались вам такими простыми, такими очевидными, а главным образом потому, что вы были совсем молоды, обладали прекрасным здоровьем тела, и смерть была для вас далекой абстракцией. Сотворивши зло, вы всегда надеялись уйти от наказания, потому что наказать вас могли только такие же люди, как вы. А если вам случалось сотворить добро, вы требовали от таких же, как вы, немедленной награды. Вы были смешны».

«- ...Солдаты всегда трусливы. Я ни разу в жизни не видел храбрых солдат. Да и с какой стати им быть храбрыми?
- Ну, - улыбнулся Андрей, - если бы впереди нас ожидали всего-навсего танки противника...
- Танки! - сказал полковник. - Танки - другое дело. Но вот я прекрасно помню случай, когда рота парашютистов отказалась вступить в деревню, где жил известный на всю округу колдун».

«…отсутствие суда внутреннего закономерно и, я бы сказал, фатально восполняется наличием суда внешнего, например, военно-полевого...».

«…даже неверующему младенцу ясно, что бог - это хороший человек, а дьявол, наоборот, плохой. Но ведь это же, господа, козлиный бред! Что мы про них на самом деле знаем? Что бог взял хаос в свои руки и организовал его, в то время как дьявол, наоборот, ежедневно и ежечасно норовит эту организацию, эту структуру разрушить, вернуть к хаосу. Верно ведь? Но, с другой стороны, вся история учит нас, что человек, как отдельная личность, стремится именно к хаосу. Он хочет быть сам по себе. Он хочет делать только то, что ему делать хочется. Он постоянно галдит, что от природы свободен. … Вы понимаете, надеюсь, к чему я клоню? Ведь чем, спрошу я вас, занимались на протяжении всей истории самые лютые тираны? Они же как раз стремились указанный хаос, присущий человеку, эту самую хаотическую аморфную хнойпекомымренность надлежащим образом упорядочить, организовать, оформить, выстроить - желательно, в одну колонну, - нацелить в одну точку и вообще уконтрапупить. Или, говоря проще, упупить. И, между прочим, это им, как правило, удавалось! Хотя, правда, лишь на небольшое время и лишь ценой большой крови... Так теперь я вас спрашиваю: кто же на самом деле хороший человек? Тот, кто стремится реализовать хаос – он же свобода, равенство и братство - или тот, кто стремится эту хнойпекомымренность (читай: социальную энтропию!) понизить до минимума? Кто? Вот то-то и оно!».

«- ...Но вы могли бы погибнуть, так и не перейдя этого важного рубежа...
- Что же это за рубеж, интересно? - произнес Андрей, усмехаясь. Он повернулся к Наставнику лицом. - Идеи уже были - всякая там возня вокруг общественного блага и прочая муть для молокососов... Карьеру я уже делал, хватит, спасибо, посидел в начальниках... Так что же еще может со мной случиться?
- Понимание! - сказал Наставник, чуть повысив голос.
- Что - понимание? Понимание чего?
- Понимание, - повторил Наставник. - Вот чего у вас еще никогда не было - понимания!
- Понимания этого вашего у меня теперь вот сколько! - Андрей постукал себя ребром ладони по кадыку. - ... Никому я не нужен, и никто никому не нужен. Есть я, нет меня, сражаюсь я, лежу на диване - никакой разницы. Ничего нельзя изменить, ничего нельзя исправить. ... Все идет само по себе, а я здесь ни при чем. ... Вы мне лучше скажите, что я с этим пониманием должен делать?
- Именно, - сказал он. - Это и есть последний рубеж: что делать с пониманием? Как с ним жить? Жить-то ведь все равно надо!
- Жить надо, когда понимания нет! - с тихой яростью сказал Андрей. - А с пониманием надо умирать! И если бы я не был таким трусом... если бы не вопила так во мне проклятая протоплазма, я бы знал, что делать. Я бы веревку выбрал - покрепче...
- Ну, начнем с того, что вы не трус, - сказал он. – И веревкой вы не воспользовались вовсе не потому, что вам страшно... Где-то в подсознании, и не так уж глубоко, уверяю вас, сидит в вас надежда - более того, уверенность, - что можно жить и с пониманием. И неплохо жить. Интересно. … В вас только что вбили понимание, и вам от него тошно, вы не знаете, на кой оно вам ляд, вы хотите без него...».

«Возьми, например, мифы! Как известно, дураков - подавляющее большинство, а это значит, что всякому интересному событию свидетелем был, как правило, именно дурак. Зрю: миф есть описание действительного события в восприятии дурака и в обработке поэта».

«Нормальный человек, как до Хрустального Дворца дойдет, так там на всю жизнь и останется. Видел я их там - нормальных людей... Хари от задницы не отличишь...».

«…храм строится еще и из поступков. Если угодно, храм поступками цементируется, держится ими, стоит на них. С поступков все началось. Сначала поступок, потом - легенда, а уже только потом - все остальное. Натурально, имеется в виду поступок необыкновенный, не лезущий в рамки, необъяснимый, если угодно. Вот ведь с чего храм-то начинался - с нетривиального поступка!.. Улисс (прим. лат. Одиссей) не рвался в герои. Он просто был героем - натура у него была такая, не мог он иначе. ...ему тошно было сидеть царьком в занюханной своей Итаке».

«До сих же пор все попытки изменить это положение, сделать человеческое поле ровным, всех поставить на один уровень, чтобы было все правильно и справедливо, все эти попытки кончались уничтожением храма, чтобы не возвышался, да отрубанием торчащих над общим уровнем голов. И все. И над выровненным полем быстро-быстро, как раковая опухоль, начинала расти зловонная пирамида новой политической элиты, еще более омерзительной, чем старая... А других путей, знаешь ли, пока не придумано. Конечно, все эти эксцессы хода истории не меняли и храма полностью уничтожить не могли, но светлых голов было порублено предостаточно».

«...всякая элита, владеющая судьбами и жизнями других людей, - это гнусно, ... А элита в себе, элита для себя самой - кому она мешает? Она раздражает – до бешенства, до неистовства! - это другое дело, но ведь раздражать - это одна из ее функций... А полное равенство - это же болото, застой. Спасибо надо сказать матушке-природе, что такого быть не может - полного равенства... … Я ведь и говорю-то об этом только с тобой и только теперь, потому что мне жалко стало тебя - вижу, что созрел человек, сжег все, чему поклонялся, а чему теперь поклоняться - не знает. А ты ведь без поклонения не можешь, ты это с молоком матери всосал - необходимость поклонения чему-нибудь или кому-нибудь. Тебе же навсегда вдолбили в голову, что ежели нет идеи, за которую стоит умереть, то тогда и жить не стоит вовсе. А ведь такие, как ты, добравшись до окончательного понимания, на страшные вещи способны. Либо он пустит себе пулю в лоб, либо подлецом сверхъестественным сделается - убежденным подлецом, принципиальным, бескорыстным подлецом, понимаешь?.. Либо и того хуже: начнет мстить миру за то, что мир таков, каков он есть в действительности, а не согласуется с каким-нибудь там предначертанным идеалом... А идея храма, между прочим, хороша еще и тем, что умирать за нее просто-таки противопоказано. За нее жить надо. Каждый день жить, изо всех сил и на всю катушку...».

(Обсуждение и текст, включающий ссылки, смотрите здесь: http://val000.livejournal.com/213007.html)


Рецензии
Несмотря на то, что после того, как в "перестройку" Борис Натонович в одном из интервью сказал, что коммунизм - то же самое, что фашизм, Стругацкие перестали для меня существовать, я до сих пор на вопрос: "Кто ваш любимый писатель!", отвечаю: "Братья Стругацкие".

Вот одна из моих статей на эту тему:

Были ли Ефремов и ранние Стругацкие скрытыми антикоммунистами.

«Слушайте нас из коммунистического далека!»
(Роберт Рождественский: «Письмо в тридцатый век»)

В 1992 году я встретился и разговорился с Арнольдом Локшиным, американским онкохимиком, коммунистом по убеждению, эмигрировавшим в СССР незадолго до «перестройки», и, как и другие сторонники СССР того времени, попавшие из огня да в полымя. И вот он меня тогда спросил: «Что сделало Вас коммунистом?». Я ответил: «Ранние произведения братьев Стругацких».

Товарищи (в основном сталинистских взглядов), которым я позже об этом рассказал, возмутились: «Как? Не «Как закалялась сталь», не «Повесть о настоящем человеке»?». Я говорю: «Вот так. Хотя эти произведения я тоже читал, но коммунистическое мировоззрение у меня сложилось именно под влиянием крылатой советской фантастики 60-х годов». Потом я от них услышал: «Ну, что же, к коммунизму разными путями приходят».

А те мои знакомые, которые придерживаются антикоммунистических взглядов, говорят обо мне: «Начитался фантастики и поверил в утопию».

Недавно в ходе полемики на «Прозе.ру» один из моих мировоззренческих противников написал мне, что ленинизму и большевизму нет места в Мире будущего Ефремова и Стругацких, потому что эти авторы в своих романах о будущем ни разу не упомянули марксизм-ленинизм, и, кроме того, там нет ни одного памятника Ленину.

Поскольку произведения Ефремова и ранних Стругацких играли в моей жизни особую роль, для меня это было как удар под дых. Я растерялся, не нашел что ответить, и прекратил разговор.

А потом подумал: а ничего это не доказывает.

Если бы я писал фантастику о коммунистическом будущем, я бы и сам не стал в ней говорить советскими лозунгами и ставить памятники Ленину и Марксу на каждом углу.

И вот почему.

Во-первых, уже к 60-м годам между руководством Страны и большей частью населения устоялось определённое отчуждение. Это проявлялось, в частности, в том, что в терминах официоза разговаривали только газеты и другие СМИ, а также партийные должностные лица на собраниях и в официальной обстановке. Остальные в повседневной жизни старались избегать громких фраз. Даже те, кто придерживался коммунистических взглядов и был согласен с теми или иными положениями официальной идеологии, предпочитали выражать те же мысли своими словами, избегая официозных формулировок. Если человек говорил фразами из последней газетной передовицы, его считали (не без основания) либо наивным дурачком, либо фанатиком, либо демагогом, делающим партийную карьеру. Поэтому если бы Ефремов и Стругацкие в своих романах о коммунистическом будущем выражались словами из советского официоза, их бы никто читать не стал, и мы бы их сейчас даже не вспомнили.

Во-вторых, надо учитывать, что Ефремов, и особенно, Стругацкие со временем пересматривали свои собственные взгляды и жизненные ценности. Ефремов просто не дожил, и мы не знаем, как он повел бы себя в «перестройку», но братья Стругацкие начала 60-х и братья Стругацкие конца 80-х – это совершенно разные люди. У Лема есть рассказ из серии «Звездные дневники Ийона Тихого», где корабль главного героя попадает в «гравитационный вихрь» и происходит смещение времени. И он встречается сперва с собой-завтрашним, а на следующий день с собой-вчерашним. Сначала он получает в морду от себя-завтрашнего, а затем с большим удовольствием бьет в морду себе-вчерашнему.

Вот, мне кажется, что что-то подобное произошло бы, если бы братья Стругацкие времен «перестройки» встретились с братьями Стругацкими из начала 60-х…

О ранних произведениях братьев Стругацких можно судить только по оригиналам первых изданий их произведений в первой редакции. Потому что в более поздних изданиях этих произведений сами авторы, пересмотрев свои взгляды, безжалостно изымали или заменяли на «нейтральные» все слова и фразы, в которых читатель мог бы увидеть хотя бы тень коммунистичности. А позднее, во второй части повести «Экспедиция в преисподнюю», вообще дают читателю понять, что весь их «Мир полдня» - всего лишь выдуманная ими весёлая сказка вроде «Бременских музыкантов», и тот дурак, кто принял это всерьез.

Но мы-то говорим не о поздних, а о ранних произведениях Стругацких. Книги были изданы, до сих пор хранятся в личных библиотеках, и никаких развенчающих замечаний автора («Да не верьте нам, это мы придумали просто чтобы вас дурачить») не содержат. И воспитали и еще воспитают не одно поколение коммунистов будущего, куда лучше, чем все идеологические отделы ЦК КПСС вместе взятые.

А марксизм-ленинизм у ранних Стругацких есть. Только называется он в ХХII веке иначе: «базисная теория». И в том времени эта теория не отброшена, ею, например, руководствуется Институт Экспериментальной Истории и прогрессоры из «Комкона-2». Да, она не всегда срабатывает и подвергается критике, но для научной теории (а марксизм – это научная теория) это нормально: любая научная теория – это модель, вынужденно упрощённая, а потому верная только в своих доверительных границах, а за пределами этих границ может работать, а может и не работать, а потому нуждается в дополнении и развитии, а то и в замене. Ленинская фраза: «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно» имела полемические цели, противоречит духу марксизма, и я считаю её неудачной: любая научная теория должна подвергаться сомнениям, и на каждом этапе вновь и вновь доказывать свою верность. Критикуют Стругацкие примитивные представления о коммунизме того времени как обществе всеобщего изобилия, в духе «гуляш-коммунизма»: «Будете шляться от хрустальной закусочной до алмазной распивочной». Но герои Стругацких рассуждают, а, главное, живут вполне в духе коммунистических ценностей: бескорыстные ученые-подвижники. И от самоназвания: «марксисты-коммунисты» они не отказываются. В «Стажёрах» «недобитый» буржуй говорит Юрковскому: «Вы, марксисты, победили фашизм, колониализм, милитаризм, но сейчас перед вами мещанин, маленький жадный хозяйчик, и я вам не завидую».

Частной собственности на средства производства в Мире Стругацких нет. Горбовский говорит: «Лет 50 назад, когда еще оставались всевозможные частные фирмы, дольше всех продержалась фирма, производящая матрацы».

В Мире Стругацких в 21-м веке всемирного коммунизма еще нет. Есть страны, границы, есть частная собственность. И СССР существует. Только называется он ССКР. Союз Советских Коммунистических Республик. Это, кстати, типично для советской фантастики начала 60-х годов.

В общем, нет у ранних Стругацких «бойкота» коммунистических терминов, и их ранние произведения не просто выдержаны в коммунистическом духе, а, повторяю, сделали и сделают еще для коммунистического воспитания больше, чем все идеологические отделы ЦК КПСС вместе взятые.

Но, повторяю, надо смотреть только оригинальные, не скорректированные позже издания Стругацких первой половины 60-х годов. В более поздних изданиях те же произведения были подвергнуты цензуре самими авторами.

У Ефремова другая ситуация. Действие его романов происходит в далёком будущем. Причем Ефремов дает понять читателю, что Эре Мирового Воссоединения предшествовала целая череда войн, революций, контрреволюций, периодов реакции и мракобесия, массовых психозов, затем новые революции и новые контрреволюции. Видимо Ефремов уже тогда понимал всю глубину перерождения советского государства, и предвидел неизбежность контрреволюционного антикоммунистического переворота 1991 года. И, видимо, понимал, что Великая Октябрьская социалистическая революция и Советский Союз – лишь очередной шаг, всего лишь один из многих этапов, одна из многочисленных попыток Человечества преодолеть Инферно, и, по-видимому, далеко не последняя.

И вряд ли после всего этого к 30-му веку сохранилось так уж много символов советской эпохи. Мы сами воочию видели, как при каждой новой смене власти и государственной идеологии символы прежней идеологии громятся и уничтожаются иногда со свистом и улюлюканьем, а иногда и втихую, под покровом ночи. Сколько памятников Ленину было свергнуто на бывшем постсоветском пространстве после 1991 года? Сколько музеев, библиотек и архивов перелопачено (или сожжено, как на Профсоюзной»)? Сколько учебников истории переписано (сперва в соросовском, а затем в державно-патриотическом направлении)? Так что символов советской эпохи к 30-му веку осталось, скорее всего, немного, и в повседневной жизни люди эпох ЭВК и ЭВР с ними, скорее всего, сталкиваются редко.

Но о советском прошлом и о марксистском наследии люди далёкого коммунистического будущего помнят, и опыт и роль Советского Союза и России оценивают отнюдь не негативно. И Ефремов верил, что именно наша страна станет лидером продвижения всего человечества к коммунизму.

В «Часе быка» Фай Родис говорит: «Именно Россия сумела пройти по лезвию бритвы между капитализмом и муравьиным лже-социализмом». Так что верил Ефремов именно в нашу страну, а не в какой-то там шведский или американский «социализм». И Маркс у него упоминается. 1-2 раза, в ряду других мыслителей, но для людей, для которых наша история - далёкое прошлое, это нормально. И за язык его никто не тянул, если он «славу КПСС» под давлением не вставил, то он, если бы захотел, и Маркса не стал бы упоминать.

То, что «Час быка», а также «Обитаемый остров» и «Улитка на склоне» - карикатура на советскую действительность… Да, карикатура. Но не только на советскую. И на западную, и на китайскую. Великие писатели ставили себе задачу шире, чем только посмеяться над советской действительностью и показать, насколько она не соответствует провозглашенным коммунистическим идеалам.

Они, когда писали свои великие книги, были умнее своих читателей и цензоров.

А иногда и умнее себя будущих…

Да, и, кстати…

Великая советская фантастика 60-х годов имеет такой мощный потенциал воспитания читателей в коммунистическом духе, что, вполне возможно, при дальнейшей фашизации современной капиталистической системы, что в России, что на Западе, что на Востоке, вполне может в скором будущем быть запрещена как «экстремистская литература»…

(СВ 2021)

Сергей Столбун   25.12.2024 19:03     Заявить о нарушении
Без Мира Идей картина мироздания, безусловно, проще, но карикатурнее.

Валерий Аллин   25.12.2024 21:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.