Глава 3. Бой железных птиц

 
      Заполярье.  Июнь 43-го. Лапландия.   
      Над голубыми тундрами, с сияющим в небе солнцем,  отсвечивая плоскостями, барражируют  два немецких  «мессершмита».
      Не так давно они взлетели  с  аэродрома  в Финляндии  и ведут в воздухе «свободную охоту». После Сталинграда в небе Суоми  довольно часто стали появляться русские самолеты и наносить удары по  финским военно-морским базам.
      В головном  истребителе, как всегда невозмутимый, командир авиаэскадрильи майор    Рихард Шульц.  Он воюет давно и успешно.  В ведомом -  лейтенант  Отто  фон Вернер, это его пятый боевой вылет.
      На очередном вираже, взмыв высоко в небо, майор замечает на горизонте черную точку. Через секунду она увеличивается и обретает контуры самолета.
      - Внимание, Отто,  вижу цель, идем на сближение!
      Мессеры набирают скорость и, зайдя со стороны солнца,  со звоном ввинчиваются в голубое пространство.
      Однако на самолете, а это идущий на предельной высоте бомбардировщик, их  своевременно замечают, он резко меняет курс и пытается уйти в сторону моря. Но скорости  машин несопоставимы,  и через несколько минут в небе над тундрой завязывается  бой.
      - Осторожно, Отто, не горячись, - цедит в лорингофон  майор, - это новый бомбардировщик  русских, постараемся взять его в клещи и посадить на наш аэродром.
      - Слушаюсь, герр майор, - доносится в ответ,   и бой продолжается.
      Но исполнить свой план  честолюбивому майору не удается. Во время очередной атаки, его  напарника  срезает меткая очередь одного из пулеметов бомбардировщика.
      Волоча за собой густой шлейф дыма, истребитель входит в штопор и с воем врезается в сопку. За  несколько секунд до этого из него выбрасывается летчик. Однако времени на полное раскрытие парашюта у него не хватает, и пилот  камнем падает вниз.
      Русский самолет тоже поврежден, из-под  капота  правого двигателя, вырываются багровые языки пламени, а  верхний турельный  пулемет умолкает.
      Оставшийся мессер, почти в упор начинает расстреливать теряющий ход и маневренность  бомбардировщик.
      Теперь  Рихард Шульц, ждет самого главного, когда из подбитой машины начнут выбрасываться  русские летчики.  Их так забавно убивать под куполом парашюта, что он не раз проделывал в небе   Испании и Франции.
      Но из самолета так никто и не выпрыгнул. Он дотянул до низкой гряды сопок и   рухнул  в тундру.
      - Упрямые «иваны», - цедит   сквозь зубы майор, и   его истребитель, заложив  над местом  гибели   бомбардировщика последний вираж, тает в  небе…

 
      Старый лопарь Ярви, со склона  поросшей ягелем сопки, возвышающейся на берегу обширного, с многочисленными заливами озера,   внимательно наблюдал за смертельным боем железных птиц в поднебесье.
      Раньше такого в этих местах не случалось. Но времена изменились. В тундре стали появляться злые люди, которые обижали его племя и угоняли оленьи стада, а в небе над ней, вот такие птицы, убивающие друг друга.
      Из-за них и зверя стало меньше и рыбы.  Словом, плохие люди.
      А на ту  большую железную птицу, что последней с воем упала за дальнюю сопку, надо обязательно взглянуть. Прошлой зимой он уже находил одну такую, однако поменьше. И совершенно целую, с мертвым человеком  внутри.
      У него он взял  необычную кожаную шапку и  блестящую  сумку на длинном ремешке. А еще красивый  черный  амулет с шеи, в виде креста.  И все отвез в финское село, старосте. Год назад тот приезжал со злыми людьми  в стойбище  и приказал   лопарям сообщать ему о всех  чужих людях в тундре - живых и мертвых. И обещал награду -муку, спирт и табак.
      Не обманул. Очень обрадовался  амулету и сумке, дал мешочек муки, бутылку спирта и пачку табаку. А затем  заставил показать то место злым людям, которые увезли мертвого человека и сожгли железную птицу.
      Ярви выбивает о  темную ладонь давно  погасшую трубку, поправляет висящее за плечами старое ружье  и садится на  ездового оленя.
      Через пару часов он на месте падения самолета.
      Загадочная  железная птица лежит в неглубокой низине меж сопок. От удара о землю у нее отвалилось одно из крыльев и лопнуло брюхо.
      Старик привязывает оленя к низкорослой березке и опасливо приближается к самолету. В нескольких шагах от машины останавливается,   внимательно ее рассматривает и, чуть наклонившись вперед, чутко прислушивается. В ответ звенящая тишина.
      Ярви бесшумно снимает с плеч ружье, кладет его на землю и  осторожно заглядывает в огромную дыру в корпусе, образовавшуюся на месте сорванной  обшивки.  Затем, поколебавшись  и  что-то пробормотав, забирается через нее в самолет.
      Его взгляду предстают многочисленные, не подающие признаков жизни, тела мужчин в одинаковой   одежде. Она не такая, какую он видел у злых людей. Стараясь не шуметь, лопарь мягко ступает пьексами  по искореженному металлу и трогает  каждого.  Мертвы. Все одиннадцать.
      Затем его внимание привлекают   судорожно сжатые в    руках  у некоторых, короткие ружья. Они с необычно толстыми, дырчатыми  стволами  и   круглыми магазинными коробками. Примерно такие, старик видел у финнов, когда те приезжали отбирать оленей  и перестреляли  часть стада. Страшное оружие, выпускающее целый рой пуль.
      Он бережно вынимает из одной мертвой руки такое ружье, поглаживает его и вешает себе за плечи. 
      Внезапно в пробоину   проникает яркий  луч катящегося к горизонту солнца  и в нескольких местах под ногами Ярве, вспыхивают веселые блики. Он нагибается и поднимает   небольшой, матово отсвечивающий слиток. На нем клеймо -  восходящее солнце в обрамлении венка из колосистых трав и непонятные знаки. Лоб старика покрывается испариной - это золото, таинственный   металл белых. Он много слышал о нем   и даже видел у  шамана несколько золотых монет с изображением бородатого человека.   
      Тот уверял, что за них  можно купить большое  стадо оленей. Шаману   можно верить, ему обо всем рассказывают духи. А сколько монет получится из этого слитка? И из всех тех, которые сияют на полу?  Да ведь это все оленьи стада в Лапландии!
      Но золото Ярве не нужно. Он отнесет слиток старосте  и получит за него награду - муку, спирт и табак. А вот короткое ружье спрячет, пригодится для охоты. И еще возьмет   в подарок внуку  вон то зеленое яйцо в зарубках, что валяется у пробоины.
      Старик наклоняется и поднимает   гранату «Ф-1».
      - Красивое яйцо, вот только какая-то железка сбоку, надо оторвать.
      Он тянет за чеку, та отскакивает и спустя мгновение, в самолете раздается оглушительный взрыв.


Рецензии
Да, Ярве, за глупость приходится отдать жизнь. Р.Р.

Роман Рассветов   07.08.2023 15:23     Заявить о нарушении
Скорее незнание.
Он был тундровик.

Реймен   08.08.2023 20:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 30 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.