Нет крыс - нет денег

- Слушай, малышонок, - сказал мне Лёня, отхлебнув немного пива из принесенной официанткой кружки. - У меня родилась замечательная идея. При правильном ее воплощении мы станем богаты. Мы озолотимся. Все это время идея буквально валялась у нас под ногами, а когда я ее подобрал, то понял: это не граненый самородок. Я не спал всю ночь, продумывая детали, и теперь готов поделиться с тобой своим планом. Ну вот смотри: у Яны есть крыса, вернее, крыса мужского пола, крысик, как она его называет. Достаточно купить ему подружку, и неплохой годовой доход нам обеспечен. Это хорошие деньги, малышонок.

- Ты собрался разводить крыс? – спросил я в некотором замешательстве от такого напора. Чего-чего, а фермерской жилки, я имею в виду, жилки скотозаводчика у Лёни до сих пор не наблюдалось. – Неужели на продажу?

- Не совсем. Да, для моего плана потребуется некоторое количество грамотных хвостатых исполнителей, но я вовсе не собираюсь ими торговать. Это было бы слишком просто. Банально до невозможности. Проведя аналитику рынка, ты убедишься, что на продаже крыс капитала не сколотишь. Это не тот продукт, который люди с руками оторвут.

- Тогда для чего тебе орава крыс? – спросил я, по-прежнему теряясь в догадках. -Только не говори, будто на убой. Я имею в виду, эта ниша конечно свободна, крысятины в магазинах сегодня почти не встретишь, но это было бы немножко слишком, тебе не кажется?

- Разумеется, кажется, - кивнул Лёня. – Я человек высоких моральных принципов. Однако я, видимо, не совсем правильно выразился. Я придумал, как зарабатывать деньги с помощью крыс.

- Да ну? – Я пропустил мимо ушей сомнительное высказывание насчет высоких моральных принципов. - И как же?

 Лёня улыбнулся улыбкой Джоконды, выдерживая паузу.

- Крысы, малышонок, - сказал он назидательно, - это неоцененные помощники человека. Человека разумного, способного к творческой мысли. Для многих и многих крысы - мерзкие переносчики чумы и холеры. Для немногих – неприхотливые в быту питомцы. Дальше этого фантазия человечества не пошла. Это прискорбно для человечества и замечательно для нас. Мой план прост и сложен одновременно. В нем нет вычурности, но я потратил уйму времени на его создание. Он как хорошо слаженный часовой механизм. И для его исполнения мне нужен приплод от нашего крысика. Мне необходима массовка, малышонок.

Откровенно говоря, я не понимал, к чему он ведет. Я вопросительно поднял брови.

- Одному Богу известно, как чертовски мне нужны деньги, - произнес Лёня с чувством. – И чем скорее, тем лучше. Ты ведь знаешь, что скоро у меня свадьба.

- И это не удерживает тебя от подобных авантюр?

- Напротив. Эти, как ты сказал, авантюры могут положить кирпичик в основание  моего семейного счастья.

Я скептически хмыкнул:

- При определенной доле везения. Но лучше скажи – ведь свадьба у тебя всего через пару недель – как за такой короткий срок ты раздобудешь уйму крыс? Я имею в виду, даже раздобыв, ты никак не сумеешь обучить их различным премудростям, если, конечно, ты собрался выступать с ними в цирке. Они не успеют пройти процесс социализации и стать полноценными членами крысиного общества. В лучшем случае они будут маленькими пищащими комочками, а в худшем – еще посапывать в материнской утробе.   
 
- Да, - согласился Лёня, – примерно так я и рассуждал. Понимаешь, мы могли бы обзавестись крысами хоть сию минуту, но это было бы весьма нерациональное вложение средств. Риски слишком велики. Ни один мало-мальски грамотный финансовый аналитик не одобрил бы такую сделку. – Лёня допил пиво и заказал еще. – Однако я слышу, как скрипят твои мозги, малышонок. Давай-ка по порядку, тогда ты полностью проникнешься моей идеей и оценишь ее по достоинству, – сказал он и неожиданно сменил тему:
- Как ты думаешь, кого больше всего на свете боятся женщины?

- Женщины? – поперхнулся я. – Какие женщины?

- Любые. Всякие женщины.

- Ты имеешь в виду, замужние женщины?

- Это не важно.

- Нет, еще как важно! Замужние больше всего боятся своих красивых подруг, если ты об этом, а незамужние…

- Любые женщины, - повторил Лёня. – Любые. Замужние женщины, незамужние, маленькие женщины, большие женщины, женщины всех возрастов и весовых категорий. Что приводит их в трепет и лишает способности думать здраво?

- Ну… - протянул я, чувствуя себя студентом, не подготовившемся к экзамену. -  Даже не знаю. Распродажи?

- Да какие распродажи, о чем ты, малышонок? Для человека твоих способностей и образования странно не провести параллели между темой нашего разговора и поставленным вопросом. Ответ прост и очевиден: крысы. Да-да, все они чертовски боятся крыс.

Я покачал головой, полон сомнений.

- Позволь с тобой не согласиться. Твои блестящие выкладки разбиваются одним-единственным аргументом. У Яны есть крыса. И она девушка. Я имею в виду, что девушка – Яна, а крыса как раз наоборот. Но тем не менее, ты не можешь отрицать, что твоё утверждение, будто весь слабый пол до икоты боится крыс, ложно априори.

- А я тебе отвечу, - с чувством сказал Лёня. – Я изучал их психологию, малышонок. Женщины для меня открытая книга. Я читаю их души свободно, как ты журнал «Мурзилка». Все очень просто. Да, у Яны действительно живет крысик. И она в нем души не чает. «Мой бедный маленький дурачок» - так она называла его при мне не раз и не два. Это было, естественно, до твоего появления на горизонте.

- Теперь так она называет меня. – Я слегка смутился и покраснел, выдавая столь интимные подробности.

- Ну, разумеется, - кивнул Лёня. – Теперь ты для нее единственный маленький дурачок. И не только потому, что крысик с тех пор очень возмужал. Не в этом дело. - Лёня странно на меня посмотрел, как будто с какой-то жалостью и, мотнув головой, продолжил: - Однако мы слегка отклонились от курса. Ваши отношения пускай останутся между вами. Я могу только пожелать вам счастья и всяческого благополучия. Ну так вот, - говорил он, - у Яны, конечно, живет крысик, что позволяет сделать вывод, будто она его не боится. Так?

- Так, - согласился я. – Иначе вряд ли она терпела бы такое соседство. Я имею в виду, она и в комнату побоялась бы зайти. Ночевала бы где-нибудь в коридоре и все такое прочее.

- А теперь представь ситуацию: допустим, возвращается Яна домой поздним вечером, и ей под ноги бросается крыса. Или же, будучи на отдыхе где-нибудь в Египте, зайдя в ресторан перекусить на сон грядущий и поднимая крышку блюда, натыкается на копошащееся среди кустарников шпината серое существо. Как она поступит?

После короткого размышления я сообщил, что мы, к счастью, в такие ситуации не попадали, а если когда-нибудь попадем, то я и сам затруднюсь сказать, как поступлю. Лёня ответил с горячей убежденностью:

- Она подпрыгнет. И завизжит. Да-да, подпрыгнет и завизжит, - повторил он, потому как я опять удивленно вскинул брови. – А еще огреет несчастное создание сумкой – если дело будет на улице – или крышкой от блюда – если в ресторане. Шок будет настолько силен, что под его воздействием забудутся годы любви и ласки к крысику. Это закон природы, малышонок. Пускай Яна взрастила десяток крыс, но одна случайная – и на место нежности придет волна отвращения и испуга, а реакция будет однозначной и уже описанной мною выше.

Лёня закончил и посмотрел на меня с видом академика, доказавшего особо трудную теорему.

Знаете, возможно в его словах и была доля истины. Эффект неожиданности еще никто не отменял. Взять хотя бы мой недавний курьез с Яной: с каждым днем она становится мне роднее и ближе, но я едва не поседел до кончиков волос, когда в задумчивости пробрел на кухню и увидел там стройную фигурку моей второй половинки, смотрящую в окошко. Я был настолько погружен в мысли, что напрочь позабыл о своей очаровательной гостье, и хриплый крик, вырвавшийся из моего горла, был хриплым криком человека, увидавшего привидение и ничьим иным.

  - Хорошо, - сказал я, поразмыслив, - может быть, ты и прав. Но все равно, знаешь ли. Я не понимаю хода твоей затеи.

- Все очень просто, - ответил Лёня. – Ты под видом курьера приносишь даме большущую корзину цветов. Ну, то есть это она думает, что это корзина цветов. На самом же деле между ромашками и всякими гладиолусами тщательно замаскированы крысы. Целый букет крыс. Поверь, ни одна женщина не откажется от роскошных цветов, даже если знает, что ей никто их не отправлял. Улучив момент, ты вынимаешь наших диверсантов из корзины и обращаешь на них внимание хозяйки. После визгов и, возможно, обмороков, говоришь, что у парадной видел машину борцов с грызунами. Тут появляюсь я и отлавливаю крыс. Вот и все. Все довольны, все счастливы. Мы получаем честно заработанные деньги, хозяйка – избавленную от паразитов квартиру и корзину цветов в качестве моральной компенсации, а крысы – двойное угощение по возврату на базу.
   
Я слушал его, раскрыв рот. Но вовсе не потому, что находил план гениальным и беспроигрышным на все сто. В голове отчаянной бабочкой билась мысль, что придурок вновь предлагает идею, идущую вразрез с нормами Уголовного кодекса.
 
- Я не могу рисковать, чтобы столь грандиозное предприятие пошло под откос из-за нерадивости сотрудников, - продолжал Лёня, тактично не замечая моей отвисшей челюсти. - Нам нужны проверенные кадры. Янин крыс с честью выдержал не одно испытание, он вне всяких сомнений калач тертый и не растеряется от воплей испуганной домохозяйки. Он ощерится, победно распустит усы и пойдет гордым шагом завоевателя, загоняя дрожащую женщину все выше на шкаф. Его потомки будут столь же отважны - я в этом уверен. Нужно лишь сохранить талант в последующих поколениях. Поэтому вечером мы отправимся по магазинам и подберем нашему крысику достойную подругу. Он будет только рад внести посильную лепту в успех нашей концессии. Но прежде, - сказал Лёня, закурив и переведя дух, - прежде необходимо заиметь стартовый капитал. Как у тебя сегодня с наличностью?

Взгляд, которым придурок на меня посмотрел, был знаком мне до боли, до ломоты в скулах.
 
- Нет, - решительно произнес я, для убедительности хлопнув ладонью по столу. – Я в этом деле не участвую. И не оказываю никакой помощи. У меня на носу помолвка – или как это там называется – и каждая копейка на счету. Так что нет, нет и нет.

Лёня посмотрел с изумлением и тряхнул головой.

- Прости, на секунду мне послышалось, будто ты пас.

- Тебе не послышалось, - успокоил я его. – Я действительно пас. Такой решительный «пас» может быть только однажды в жизни – ну или в тысячелетие. Считай тебе повезло на него нарваться. Это как увидеть комету Галлеи, если позволишь такое сравнение. Так что не спеши покупать слуховой аппарат – со слухом у тебя порядок.
 
- Ладно, - сказал Лёня и опять сменил тему: – Ты ведь, кажется, собирался сделать Яне предложение?

- Я и сейчас собираюсь, - пожал я плечами. -  Не в том смысле, что я все еще собираюсь, нет, я уже готов к этому морально, да и во всех прочих отношениях тоже. Я уже купил кольцо и весь вечер  припадал на колено, будто танцор ансамбля казачьих плясок. Хотя это произойдет при условии, если я увижу ее в ближайшие несколько лет. Она сейчас буквально живет на работе…

- Да, слышал, Настя что-то говорила об этом. Тогда позволь коснуться финансового аспекта вашей будущей совместной жизни. Жениться, имея за плечами лишь голый оклад -  неразумно. Так же неразумно отказываться от пятидесяти процентов прибыли нашей компании. Я хотел бы видеть тебя соучредителем, малышонок.

- Да, но послушай! – воскликнул я. - То, что ты придумал – это ведь хулиганство какое-то! Причем циничное! Наводнить дом ни в чем не повинной женщины крысами!

- Хулиганство? Отнюдь. Вот если бы мы просто подкинули крыс и ушли со спокойной душой – это было бы действительно немного безнравственно. Но мы-то крыс отловим. Это работа, малышонок, которая, естественно, должна быть оплачена. – У Лёни заблестели глаза. - В дальнейшем мы расширимся. Поставим дело на поток. У нас будет такая оборотка, что естественные монополисты признают в нас равных, а некоторые – с почтением снимут шляпы. Это будет скоро, очень скоро, мой друг. А пока мы управимся и одной крысой. Я вот подумал: неплохо было бы позаимствовать у Яны крысика…

- Когда ты говоришь «позаимствовать», ты имеешь в виду… - слабым голосом проговорил я.

- Да, - кивнул Лёня. – Ты понял меня совершенно правильно. И более того, - он полез в плечевую сумочку, - более того, я это уже сделал.

И к нашей скромной компании присоединилось серое и хвостатое существо, в котором я без промедления опознал старого доброго крысика.

- Мамочки! – взвизгнула проходившая мимо официантка. – Крыса!..

- Вот видишь - женщины панически боятся крыс, - на бегу сообщил Лёня и припустил еще быстрее.

Возможно, сейчас вы удивленно подняли брови и в недоумении хотите спросить: а не повредился ли рассказчик в уме? Только что мы сидели в непринужденной обстановке в кафе, а спустя абзац уже несемся во весь опор. Да, подобное предположение в высшей степени справедливо. Но позвольте объяснить.

Между истошным криком официантки, последовавшей за ним истерией у представительниц женского рода, бывших в заведении, и чьим-то воплем отчаяния «забирайте свою крысу и катитесь!» минуло не больше трех ударов сердца, а мы с Лёней, переглянувшись, не заставили себя упрашивать лишний раз.

Обстановка в кафе способствовала нашему скорому уходу. Она стала нервной. Напряженной, я бы сказал. Вряд ли можно назвать располагающей атмосферу, когда дамы, от мала до велика, повскакивали с мест и в панике глядят себе под ноги, а некоторые даже забрались на стулья и изготовились кидаться оттуда туфлями до последнего.

Держа крысика как пистолет и тыча им в повизгивающих официанток, Лёня заявил, что мы и сами не можем больше находиться в столь шовинистки настроенном заведении. Подобные настроения не делают вам честь, сказал он. Мы живем в эпоху толерантности, а это каменный век какой-то.

- И имейте в виду, - добавил он напоследок, - Вы сейчас потеряли лучшего своего клиента. Двух лучших клиентов. – И оба лучших клиента, - я имею в виду Лёню и крысика, - не расплатившись по счету, выскочили из кафе. Я рванул следом за ними.   

***

- Здравствуйте, - сказал я, отчаянно улыбаясь. – Вам прислали цветы. Распишитесь, пожалуйста.

Я протянул опешившей даме почтенного возраста квитанцию, с растерянным лицом она ее подмахнула и, поправив съехавшие очки, вопросительно уставилась на подарок.

- Давайте я занесу цветы в квартиру, они тяжелые,  - предложил я.

 - Давайте, - кивнула дама и распахнула дверь. – А это всё от кого?..

- Отправитель пожелал остаться неизвестным, - произнес я заученную фразу. – Он сказал, что вы все сами поймете.

- Он? Вы хотите сказать, их прислал мужчина? Что-то я ничего не понимаю.

Я пожал плечами и, поставив корзину на пол небольшой комнатки, сказал:

- К сожалению, я не располагаю этой информацией. Мое дело маленькое, знаете ли. Туда корзину, сюда корзину, ну и все такое прочее.

- Да-да, конечно... Но все равно. Любопытно. Такой букет. До дня рождения еще далеко, а восьмое марта уже было…

- Может быть, проводы на пенсию? – предположил я.

Дама фыркнула и поправила волосы:

- Нет, что вы, я еще поработаю. – Она была настолько заинтригована, что пропустила мимо ушей мое не совсем тактичное напоминание о возрасте. – Очень любопытно,  – повторила дама. - Весьма.

Я чуть виновато улыбнулся:

- Я могу позвонить в офис, но не уверен, что мне назовут отправителя. Да, кстати, - сказал я вдруг с озабоченностью, - вы ведь закрыли входную дверь?

- Да, - не слишком уверенно кивнула дама. – Или нет? Пойду посмотрю.

Озабоченность, прозвучавшая в моем голосе, была неподдельной. Откровенно говоря, мне не было никакого дела до входных дверей, потому как крысик устал находиться в цветочном оазисе и теперь настойчиво рвался на волю, а я прилагал титанические усилия в попытке его присмирить.

Мадам хозяйка ушла в прихожую, и я с аккуратной торопливостью молодого отца, меняющего пеленки, выпустил разбушевавшегося крыса.

Оказавшись на полу в незнакомой обстановке, крысик чихнул. То ли от негодования, то ли от презрения, то ли у него была на цветы аллергия. Повертев мордочкой по сторонам, он деловито затрусил к кожаному дивану.
 
- Простите, - сказал я возвратившейся женщине, - вы держите крысу?

- Крысу? – переспросила она, опешив от столь резкой перемены разговора.

- Да, крысу, - подтвердил я. – Животное из отряда грызунов, род крысы, вид обыкновенная крыса или пасюк. Хотя сказать по правде та крыса, которую я только что видел, вовсе не обыкновенная. Я имею в виду, габаритами она явно перещеголяла своих обычных товарок. Видать, корм ей задают приличный. Живет на широкую ногу. Такая большая серо-коричневая крыса с наглой мордочкой. Вы ее знаете?

Если бы дама сказала «ах, крыса! Ну да, ну да, есть тут одна. Машка» - я понял бы, что дело табак. Тогда весь наш блестящий план пошел бы прахом, а букет, купленный на мои кровные деньги, остался бы радовать глаз мадам хозяйки совершенно безвозмездно. Но она сказала другое, слегка изменившись в лице:

- Вы… вы видели крысу? Здесь?..

- Да. Вон там, - я указал на диван, изучением которого занимался наш хвостатый сообщник.

Женщина взвизгнула и попыталась спрятаться за моей спиной.

- Молодой человек! Прошу вас, прогоните ее!.. Я их ужасно боюсь!..
 
- Прогнать? – переспросил я, тоже отодвигаясь от дивана. – Что вы, я их сам до смерти боюсь, знаете ли. С самого детства. Дело в том, что когда мне было четыре года…

- Мне кажется, сейчас не самое лучшее время для детских воспоминаний! – с истеричными нотками воскликнула дама.

- Вы думаете? Что же, как хотите. Просто у меня есть немало забавных историй…

- Оставьте их при себе!..

- Хорошо, - произнес я с холодным достоинством. – Тогда вернемся к крысам. Да-да, к крысам, - повторил я, потому как мадам опять вздрогнула. – Как вам известно, это маленькие создания из серой шкурки, облезлого хвоста и остренькой мордочки. Притом весьма и весьма наглой. Такая разбойничья мордочка, знаете ли. А зубки у них…

- Прекратите!.. Лучше сделайте что-нибудь!..

Но за меня все сделал крысик. Привлеченный громкой речью, он вылез из-под дивана и, переваливаясь с бока на бок, пошел на нас с неторопливостью римского сенатора.

У меня не хватает слов описать последовавшую за этим реакцию. Я имею в виду, реакцию женщины. Если бы здесь был шкаф высотой метров пять, она вспорхнула бы на него легкой бабочкой. Если бы на пути к спасению стояла кирпичная стена, я бы стене не позавидовал. Эта дама с ястребиным носом и исполненными ледяного достоинства глазами могла запросто свалить быка одним только взглядом, но спасовала перед нашим милым крысиком.

Я отдал должное выбору Лёни. Лучшего исполнителя днем с огнем не сыскать.

Проводив несколько удивленным взором воздушные пируэты мадам хозяйки, крысик остановился и вопросительно уставился на меня, словно требуя объяснений. Я пожал плечами, извиняясь одновременно перед своим будущим родственником.

В самом деле, какие объяснения я мог ему дать? Раскрывать Лёнин план я не хотел, ведь нас могла подслушать наша очаровательная домохозяйка. Крысика приходилось использовать «втёмную», что конечно грозило сказаться на успехе нашего предприятия. Но пока он действовал безошибочно. Он был точен, грамотен и последователен в решениях.

Вконец потерявшая голову дама выпрыгнула в коридор, вытащила меня за рукав следом и захлопнула дверь комнаты.

- Ну что вы стоите? – накинулась она на меня. – Сделайте хоть что-нибудь!..

- Например? Я могу станцевать или спеть песню. Не уверен, что вам понравится, но тем не менее. Хотите?

- Будьте же мужчиной!.. Идите и выкиньте эту крысу!

- Э, нет, знаете ли, - сказал я, качая головой. – Я вам не крысолов. И даже не дрессировщик. С дикими животными отношения у меня не складываются. Помню, однажды меня до полусмерти напугала лягушка, квакнув над самым ухом, когда я… э-э-э, лежал на травке и загорал. – Я замялся, потому как не собирался посвящать мадам хозяйку в нелицеприятные подробности того, под воздействием чего я оказался лежащим на траве. – Я постоянно попадаю в переделки с животными. Они меня кусают, царапают и всячески унижают. Это угнетает, знаете ли, и вовсе не прибавляет очков в их пользу. Я хочу сказать, вряд ли они рассчитывают, что после всего этого я проникнусь к ним симпатией.
 
- И что? Мы так и будем торчать в коридоре? Позвоните хотя бы в компанию по уничтожению грызунов!

Удивительно, но все складывалось для меня самым чудесным образом. Я имею в виду, хорошо, что мадам хозяйка так быстро пришла к такому решению.

- Я бы с удовольствием позвонил, - ответил я, маскируя ликование, - но, боюсь, среди моих знакомых нет охотников за грызунами. А телефоны специализированных компаний я, разумеется, не знаю. Хотя, - добавил я, пропустив мимо ушей какое-то замечание о способностях современной молодежи, - если не ошибаюсь, у вашей парадной как раз стояла такая машина. Я имею в виду, борцов с вредителями. Нет, не ОБХСС, их, по-моему, давно упразднили, а уничтожителей крыс, мышей и всякой прочей нечисти.

- Вы еще здесь? Пока вы болтали, можно было несколько раз за ними сбегать.

- Понял, - кивнул я и пошел за Лёней.



- В доме эпидемия, - авторитетно заявил Лёня, когда мы поднялись в квартиру. – Эпидемия грызунов. Они везде и всюду. От них нет спасения. Можете считать это концом света или карой небесной, но это правда. Мои расценки – тысяча рублей за одну крысу. Ну и конечно потребуется санобработка квартиры.

- Хорошо, - согласилась мадам хозяйка. – Только, ради Бога, избавьтесь от них.

- Сделаем, - сказал Лёня и с видом рыцаря, отправляющегося на схватку с драконом, распахнул дверь в комнату.

- Первая, - объявил Лёня, хватая крысика поперек туловища. Он положил его в сумку и скрылся за косяком.

- Вторая, - донеслось из комнаты, и на наше обозрение был представлен все тот же крысик. – Да у вас здесь семейство. Целый выводок.
 
- А вот и третья, - отрапортовал Лёня, в третий раз укладывая крысика в сумку.

Я мельком глянул на мадам хозяйку и чуть не вскрикнул: на ее лице оформлялось ехидное выражение, а взгляд холодных глаз буравил спину ничего не подозревающего придурка.

- Молодой человек, - произнесла она четким и громким голосом с отзвуками приближающейся грозы. – Молодой человек, - сказала она звенящей медью, - вам не кажется, что вы показываете мне одну и ту же крысу? Вы принимаете меня за идиотку?!

Лёня замер в полусогнутом положении, словно пораженный радикулитом. Медленно, очень медленно он разогнулся и, обернувшись, глянул на нас. В его глазах стояло виноватое выражение заигравшегося щеночка.

Знаете, я не допустил даже мысли его упрекнуть. Со стороны могло показаться, будто он хорош только на словах, а когда доходит до дела, вся его бестолковость расцветает пышным цветом. Это, разумеется, так и есть, но в данном случае попенять Лёню слабостью у меня не поворачивается язык. В мадам хозяйке было что-то такое, что напрочь подавляло волю к сопротивлению и желание вступать с ней в полемику.

 Справедливости ради отмечу, что Лёня попытался выдавить слабую попытку возмущения:

- Простите?.. – пролепетал он тихим шепотом. – Как вы?.. Почему вы так решили?..

- Молодой человек! – звучным фортиссимо сказала дама. – Я не привыкла жаловаться на наблюдательность! Я прекрасно вижу, что вы суете мне то же самое животное! Вы просто хотите получить побольше денег, искусственно увеличивая количество крыс! Но вы не на ту напали! Слышите? Нет крыс – нет денег! Вот он, думаю, подтвердит мою правоту!

   И она сверкнула глазами в мою сторону.

- Как свидетель данного происшествия, можете ли вы подтвердить, что имело место своего рода мошенничество, обман с корыстной целью? – проговорила дама сухим, казенным голосом, странно напомнив мне Яну в период наших первых встреч.

- Я? – хрипло повторил я, оттягивая воротник и шаркнув ногой. – Я… ну, как вам сказать… С одной стороны, конечно, да, я имею в виду, представленные здесь крысы действительно чем-то похожи, а с другой… С другой я не стал бы утверждать это с уверенностью на сто процентов. Я хочу сказать,  и среди людей попадаются похожие экземпляры, братья-близнецы, двойняшки и все такое прочее. Мир тесен, как говорится. Вполне могло такое случиться, что три очень похожие крысы оказались в одно и то же время в одной комнате. Неисповедимы пути Господни, знаете ли.

- Перестаньте балагурить! – оборвала меня мадам хозяйка. - Не утруждайте следствие собственными умозаключениями – оно и без вас сделает выводы. Потрудитесь отвечать по существу вопроса.

По существу вопроса я ответить ничего не успел, так как в дверь позвонили, и мадам хозяйка пошла открывать.
   
- Лидия Вениаминовна, вы просили зайти, - раздался девичий голосок, а у меня ёкнуло сердце. Этот голос я не спутаю ни с чьим другим. Потому как принадлежал он моей очаровательной помощнице судьи.

- Да, Яночка, здравствуй. – Мадам хозяйка не спешила впускать гостью в квартиру. – Обожди здесь, - сказала она, ушла в другую комнату и вернулась оттуда с картонной папкой, на которой чернели типографские буквы: «Дело».

- Лидия Вениаминовна!.. – воскликнула за дверью моя любимая. – Я искала эти документы!.. Их давно пора сдавать в канцелярию!

- Ну-ну-ну, милочка, не бурчи. Я хотела просмотреть их еще раз на досуге, в более комфортной обстановке. У тебя еще уйма времени. Езжай в суд и сдавай на здоровье.

- Сейчас? – выдохнула Яна. – Но, Лидия Вениаминовна, уже вечер!

- Яночка! – укорила дама мою будущую невесту. - Ты ведь не хуже меня знаешь, что дела должны находиться в суде. Отвези и можешь отдыхать. – Улыбка, которую изобразила мадам домохозяйка, должна была быть теплой и располагающей, но она не получилась ни первой, ни второй.

За дверью воцарилось молчание, и я испугался, не хлопнулась ли моя родная в обморок от обиды. Наконец я услышал ее робкий голос:

- Лидия Вениаминовна, может это потерпит до завтра? Понимаете, я не видела своего… э-э-э… жениха уже три дня. Я очень по нему соскучилась.

- Яночка! – фыркнула дама. – Не будь такой дурой! Сколько раз я твердила тебе, что работа сейчас – превыше всего! Запомни, сначала карьера, а потом уже все остальное. Если твой жених – человек умный, он и сам это знает. А если он ничтожество, которому нужны от жизни лишь мимолетные удовольствия и наплевать, что будет завтра – не позволяй ломать твою судьбу. Ты умна, исполнительна и аккуратна, ты на пути к блестящему будущему. А женихов себе еще с десяток найдешь. Уж поверь мне. Так что не будь дурочкой, Яна, и отправляйся в суд.

Сами понимаете, этого я стерпеть уже не мог. Представив, что эта дама день ото дня распространяет среди моей Яночки подобное вольнодумство, мне захотелось взвыть от досады и возмущения. Что я и сделал:

- Эй! Послушайте! Перестаньте тут агитировать! Эти ваши разговоры пагубно действуют на девичью психику! От них сплошной разлад в семье и отношениях, знаете ли!

Мадам хозяйка недовольно воззрилась на меня поверх очков.

- Молодой человек, не лезьте не в свое дело. Если бы я нуждалась в вашем мнении, я бы им поинтересовалась. Правда я не могу представить ситуацию, когда бы я озаботилась мнением… э-э-э… курьера и отнеслась бы к нему как значимому.
 
- Эй!.. – воскликнул я, горя негодованием. – Послушайте!.. Лидия Веми… тьфу ты!.. Вениаминовна! Я попросил бы вас не хамить! То обстоятельство, что вы женщина, притом женщина преклонного возраста, еще не дает вам права хамить напропалую. Я хочу сказать…

Но я ничего не успел сказать. За меня все сказала дама – хоть и другими словами.

- Ах, ты!.. Щенок!.. – взвилась она, утратив разом надменность и покровительственный тон. - Да я таких как ты!.. Голыми руками!.. На лесоповал!.. Будешь мне тут!..

Для меня осталось тайной за семью печатями, что именно мне тут делать предстояло по ее любезному разрешению, потому как ход развития событий не предполагал дальнейшую дискуссию на этот счет.
 
Боюсь показаться излишне самодовольным, но все же скажу, что Яна опознала меня по голосу. Мой глас вопиющего в пустыне не остался не услышанным. Она влетела в квартиру и, как и все правильные девушки, разом поставила меня в положение, еще более глупое, чем то, в котором я доселе пребывал:

- Вадик?.. Ты что здесь делаешь?!

Вот что меня всегда восхищало в ней, так это умение формулировать мысли и тему в самом начале разговора. Она обошлась без лишних предисловий и приветствий, опустила беседу о погоде, обмен новостями и прочую ерунду, а тотчас взяла быка за рога.

Мадам хозяйка, видя, как стремительно меняется цвет моей физиономии и последняя приобретает весьма растерянное выражение, сочла нужным вмешаться. Но, увы, не на моей стороне.

- Вадик? – переспросила она, смерив меня презрительным взглядом. – Так вы знакомы?

- Знакомы? – отозвалась Яна. – Еще как! Он мой… друг.

Дама разразилась кудахтающим смехом:

- Это и есть твой жених? Яночка, глупенькая моя, это его ты так желаешь видеть? Он ведь курьер! У тебя впереди карьера, а он… Он так и будет до пенсии цветы разносить!

- Курьер? Цветы? – еще больше изумилась ничего не понимающая помощница судьи. – Кто, Вадик – курьер? Но он же юрист…

Следя за логикой их диалога, я понял, что пришел, видимо, мой черед вставить реплику. А глядя на недоумевающую Яну, понял также, что этой репликой я должен буду предоставить исчерпывающие объяснения. Кинув взгляд на Лёню, украдкой снимающего происходящее на камеру мобильного телефона, и попутно озадачившись мыслью, за каким ладаном ему это, собственно говоря, надо, я набрал в грудь побольше воздуха, но не успел вымолвить ни слова, потому как на сцену вышел его величество крысик.

 Легким галопом он подбежал к Яне, причем сделал это настолько стремительно и незаметно, что показалось, будто он материализовался из ничего.
 
Моя любимая и ее строгая начальница повторили сценку с подпрыгиванием и визгом. Но так как у мадам хозяйки уже был подобный опыт, я имею в виду, кульбиты она исполняла уже не в первый раз за сегодня, а в руках она по-прежнему сжимала толстую папку с бумагами, она привнесла в номер новый цирковой элемент.

«Дело» стремительным движением было брошено в крысика, к чему последний отнесся весьма прохладно. Он не оценил это новшество по достоинству. Он отскочил в сторону и скрылся в неизвестном направлении.

Мадам хозяйка и почетная воспитательница крыс, то есть Яна, в это время тоже покинули поле боя, умчавшись в комнату и вооружившись кто чем смог. Моя милая судорожно стискивала сумочку, подняв ее над головой, а престарелая судья подошла к вопросу милитаризации гораздо ответственней. В ее руках я заприметил простое, но эффективное средство, одинаково подходящее для обороны и нападения – швабру.

- Скотина!.. Зачем ты ее выпустил?! – потрясая шваброй, визгливо поинтересовалась судья, хотя я не уверен, что слово «поинтересовалась» в полной мере может отразить гамму чувств и эмоций, вложенных в эту короткую фразу.

Если не ошибаюсь, вопрос адресовался Лёне.

Он выразительно повел бровью, давая понять, что не привык к подобным обращениям. Он выпрямился во весь свой внушительный рост и блеснул глазами.

И только сейчас Яна обратила на него внимание.

- Лёня? – воскликнула она. – А ты здесь откуда?!

На короткое мгновение воцарилось молчание, нарушенное подозрительно спокойным голосом судьи:

- Я погляжу, Яночка, у тебя разнообразный круг знакомых. Сначала курьер, теперь этот долговязый тип, охотник на грызунов… Будь аккуратней в связях.

- Нет-нет, Лидия Вениаминовна, - затараторила Яна. - Лёня – это наш общий друг. Но я никогда не слышала, чтобы он занимался… как вы сказали? Охотой на грызунов?

- Так-так, - произнесла мадам хозяйка довольно зловеще. – Значит, ты утверждаешь, что все вы тут друг друга знаете? Тогда скажи на милость, что за представление они сегодня устроили? Сначала этот – указала она на меня, - притащил мне корзину цветов, якобы от поклонника, потом вдруг у меня обнаружилась крыса, и по странному совпадению под окнами дома стояла машина борцов с грызунами. Я не верю в такие случайности. Можешь ничего не отвечать, Яночка. Я все и так поняла. Налицо мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору. – Судья повела подбородком, окатив нас с Лёней взглядом, будто ведром холодной воды. - И получите вы за такое художество, господа мои… А это еще что там происходит?!

По столь неожиданной концовке обличительной речи я понял -  что-то пошло не так.  Я имею в виду, речь как-то неожиданно скомкалась. В ней все было более-менее хорошо и логично: вступление, развитие, кульминация. А вот финал подкачал. Можно было подумать, что дама соединила два совершенно разных спича в один, причем сделала это на редкость топорно и неуклюже - концовка никак не вязалась с общей канвой повествования.

 Пока я обдумывал внезапно посетившие меня мысли, остальные посмотрели в сторону, куда стремился пронзительный взор судьи.

- Да ведь это же крысик!.. – воскликнула Яна, приглядываясь.

- Еще один твой знакомый? – сухо осведомилась мадам хозяйка. – И что же он, позвольте спросить, делает?

- По-моему, он грызет, - подал я голос, тоже приглядевшись. – И грызет не что иное, как ваши документы. Вы очень неосмотрительно оставили их на полу. Он обожает похрустеть бумагой, знаете ли.

Легкой серной Яна подскочила к питомцу и вырвала «Дело» из его цепких лапок. Увы, но краешек папки был уже основательно сточен.

- Что же вы натворили, негодники?.. – тяжело дыша, вопросила мадам квартирная хозяйка. – Что вы наделали, ироды рода человеческого?! Вы все под суд пойдете! Все трое!..

- Прошу прощения, - сказал я, произведя быстрый подсчет негодников и иродов, находящихся в комнате. – Не ставя под сомнение ваши математические способности, я хотел бы уточнить: «все трое» - это собственно кто? Я вижу здесь только одного негодника – я имею в виду крысика, - и двух иродов рода человеческого – я говорю о себе и Лёне.  Однако поспешу вас разочаровать - крысик, боюсь, неподсуден. Не в том дело, что он – высокопоставленная шишка из числа разъезжающих с мигалками по встречке, просто он, как бы объяснить, существо… э-э-э… обладающее юридическим иммунитетом в силу своего происхождения. Нет, он, конечно, не наследный принц датский, но, согласитесь, наблюдать крыса в зале суда обвиняемым по делу о мошенничестве так же странно, как его королевское высочество за чисткой картошки. Я хочу сказать… - Я запнулся, потому что мои размышления увели меня в такие дебри, в которых я и сам слабо разбирался.
 
- Я вызываю милицию!..

- А вот это не в ваших интересах, – услышал я Лёнин неторопливый голос. – Вещдоками по этому делу будут не только крысик и корзина цветов, но и подпорченные документы. Документы, которые вы не имели права выносить из здания суда. Вам это надо?

Мадам домохозяйка уставилась на него с изумлением.

- Я зафиксировал на видео попытку покушения на убийство нашего хвостатого друга, – продолжал Лёня. - Следователи, а потом и судейская коллегия с любопытством посмотрят запись и приобщат ее к материалам дела, а также вашей личной характеристике. Как вы думаете, долго ли вы будете занимать должность судьи районного суда Санкт-Петербурга?

Мадам хозяйка открыла было рот, но передумала.

- Кроме того, - привел Лёня еще один аргумент из понятной ему одному логической цепочки, - все присутствующие дадут свидетельские показания. И вы предстанете человеком, по моральным качествам не достойным занимать столь ответственную позицию в системе правосудия.

- Это верно, - кивнул я. – Я имею в  виду, нравственный облик судьи – это то, за что курирующие органы борются не покладая рук и днем, и ночью. Их хлебом не корми, дай кого-нибудь покурировать.

Откровенно говоря, я действовал наобум. Мне казалось, я несу откровенную чушь, а Лёня – и того хуже. Но мадам хозяйка вдруг присмирела, голос ее утратил присущую силу и власть над моим растерянным разумом.

- Знаю, - произнесла она довольно тихо. –  Я поняла. Это шантаж. Вы затеяли опасную игру, господа. Чего же вы хотите? Денег?
 
- Денег? – откликнулся Лёня задумчиво. – Деньги – это, конечно, хорошо…

- Да вы с ума сошли!.. – воскликнула молчавшая до поры Яна. – Ребята, вы отдаете себе отчет, что творите?!

 - Не нервничай, Яночка, - проговорила судья иронично. – Ребятки немного заигрались. Они явно не понимают, какие последствия их ждут. Ну и пусть. Молодо-зелено, как говорится. Только учтите, господа, - тюрьма еще никому не шла на пользу.

Я посмотрел на замолкшего Лёню, на Яну, чьи щеки пылали румянцем, и сказал:

- Ладно. Мы все поняли. Мы уходим. Будем считать, что ничего не было. Приносим глубочайшие извинения и все такое прочее. Желаю успехов в труде и счастья в личной жизни. – Я направился к выходу и, обернувшись, небрежно обронил: – Знаете, я начинаю склоняться ко мнению, что неплохо было бы оставить крысика здесь. На вольное пастбище, так сказать.

Судью перекосило:

- Ну уж нет!.. Забирайте с собой!

Я с сожалением покачал головой:

- Ему у вас понравилось. У него не так много доступных развлечений, а здесь столько всего не исследованного, так много еще не сгрызенного. Я не в силах лишать животное такого удовольствия. Это было бы слишком жестоко. Пойдемте, друзья. Крысеныш будет здесь как сыр в масле, я в этом уверен.

 - Стойте!

- Нет, ну разве он не прелесть? – умилился я, взяв крысика в руку. – Посмотрите внимательно, - протянул я его мадам хозяйке. – Можете погладить или посадить на плечо. Не бойтесь.
   
Крысик протестующе запищал.

- Уберите эту пакость! – взвизгнула судья, загораживаясь шваброй. – Довольно надо мной издеваться! Говорите, чего хотите и катитесь отсюда!..

Лёня кашлянул, привлекая внимание.

- Лидия Вениаминовна, - сказал он миролюбивым тоном, - то, что нам нужно, вы можете дать легко и непринужденно, безо всякого для себя ущерба. Наш интерес лежит не в сфере финансов, иначе говоря, денег от вас нам не надо. Единственное, о чем мы хотели вас попросить…

- Очень удобно просить, тыча в женщину крысой… - фыркнула судья. Мне показалось, она немного успокоилась после заявления о некоммерческой цели нашего предприятия (что для меня самого стало своего рода открытием) и внимательно слушала Лёнин баюкающий голос.

- И все же, Лидия Вениаминовна, именно попросить, - продолжал Лёня. – Не нагружайте, пожалуйста, Яну работой с утра до ночи. Мы, ее друзья, и Вадим, разумеется, будем рады проводить с ней куда больше времени, нежели проводим сейчас. Согласитесь, всем иногда нужно отдыхать. И кроме того, совсем скоро у меня свадьба, а Яна просто должна на ней присутствовать. Надеюсь, вы сможете дать ей небольшой отпуск - хотя бы на пару дней. А пока привлеките еще кого-нибудь и распределите обязанности между ними.  Я имею в виду, привлеките на работу. – И Лёня очаровательно улыбнулся.

Мадам хозяйка задумалась.

- Крысик будет очень рад остаться под сенью вашего гостеприимного дома, - напомнил я.

- Ну хорошо! – воскликнула наконец судья. – Я согласна. Сделаю, что смогу.

- Лидия Вениаминовна! – улыбнулась Яна лучезарно. – Вы действительно это сделаете?

- Я постараюсь.

- Спасибо! И простите за то, что они тут устроили. Я… для меня это такой же шок, как и для вас.

- Ничего, главное, все устроилось, - холодно произнесла судья. – Я могу рассчитывать, что все произошедшее останется между нами?
- Разумеется, Лидия Вениаминовна, - заверил Лёня. – Иначе и быть не может.

- Тогда мы, пожалуй, пойдем, - сказала Яна. Она строго посмотрела на нас и промолвила:
 - А с вами мы поговорим дома.

Мадам хозяйка робко подала голос, высказывая собственные чаяния и вне всяких сомнений садистские наклонности:

- Яночка, можно, я их напоследок хоть шваброй огрею?
 
- В этом нет необходимости, Лидия Вениаминовна. Они ответят у меня по всей строгости.

- Ну, хорошо, - вздохнула дама. – Тогда ступай отдыхать. И правда, совсем я тебя заездила. Возьми завтра выходной.

- Спасибо, Лидия Вениаминовна. До свидания.

    


- Как-то странно все получилось, - пробормотал я, почесывая затылок. Мы приехали к Яне и, пока она прихорашивалась, присели с Лёней на кухне перекурить. – Чудно, я бы сказал. Удивительное совпадение!

Лёня мягко улыбнулся, а в глазах сверкнули лукавые огоньки.

- Ну-ка, - нахмурился я. – Ты знал, к кому мы идем? Узнать адрес судьи практически невозможно. Кто дал тебе эту наводку?

Лёня поморщился.

- Ты выражаешься как вор-рецидивист. А ведь ты интеллигентный человек с высшим образованием.

- Ха! – сказал я. – Общаясь с тобой, а вернее впутываясь во всякого рода авантюры, я кем только ни побывал. И – позволь напомнить – маску вора мне уже пришлось примерить однажды по твоей милости. Потому не удивляйся, если мой лексикон обогатился несколькими профессиональными терминами. Так кто подсказал адресок?

- Я не хотел бы называть информатора.

- Ну а все-таки?

- Настя, - ответил Лёня. – Это была Настя.

От удивления я выронил сигарету.

- Настя? Ты хочешь сказать, твоя Настя? Она благословила тебя на этот подвиг?
 
- Именно. Вообще вся эта затея принадлежит ей. На прощание она поцеловала меня в щечку и пожелала удачи. Но нам не понадобилась удача, малышонок. Мы разыграли эту партию с изяществом гения. Крысик был на высоте. Ну и ты тоже не оплошал. Так что теперь у тебя будет уйма времени сделать Яне предложение. Действуй, малышонок, действуй без оглядки и колебаний.

Я посмотрел на него с озабоченностью. У меня были для этого весьма веские причины. Лёня и сам по себе авантюрист, а если прибавить к нему Настю с ее, как оказалось, очень интересными затеями, то получается совсем уж опасная семейка. Дав зарок никогда не сидеть с их будущими детьми, я зажег новую сигарету.   


Рецензии
Действительно хорошо написано,понравилось

Алена Савченко   05.01.2013 19:29     Заявить о нарушении
Спасибо, Алена! Очень приятно! Творческих успехов Вам!

Алексей Сергеев   05.01.2013 19:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.