Черты и резы царей Руса

«Черты и резы» царей Руса

Цикл "РУСЬ НЕ С 862 года..."

Черноризец Храбр в своем «Сказании о писменех»: «…Прежде убо слове;не не име;ху писменъ (вариант: книгъ), нъ чрътами и ре;зами чьте;ху и гатааху, погани суще…».
http://en.wikipedia.org/wiki/Pre-Christian_Slavic_writing Эти черты и резы связывают с рунами, огамическим письмом кельтов (http://en.wikipedia.org/wiki/Ogham ) и т.п. Но почему-то взгляд исследователей не падает на широко распространённую в древности клинопись. А она встречалась не только у семитских народов.

Индоевропейцы (хетты, персы и т.д.) тоже пользовались клинописью. Изначально клинопись выполнялась (и читалась) с 4 тыс. до н.э. справа налево, колонками, затем слева направо строками (начиная с 2400-2350 гг. до н. э. для рукописных текстов; со II тысячелетия до н. э. для монументальных надписей). Выходившие на земли южнее Кавказа полиэтничные скифы неизбежно знакомились с этой письменностью и, вероятно, умели её использовать. Отчасти такие знаки могли трансформироваться в руническое письмо. Из народов, пользовавшихся клинописью, известны и хурриты, которых сближают по языку с населением Дагестана и Чечни. Клинописные тексты составляли 29 – 26 веков назад и жители Урарту, а урартский язык сближают с хурритским (у которого есть сходство с языком расна – этрусков). .
http://en.wikipedia.org/wiki/Hurrian_language
http://de.wikipedia.org/wiki/Hurritische_Sprache
http://sv.wikipedia.org/wiki/Hurritiska

Вероятно, случайность. В имени Русы три клина напоминают «острогу» - символ царей античного Боспора, некоторых скифских правителей, а затем и князей Руси. http://www.proza.ru/2009/08/24/554 ; http://megamatrix.ru/simbol/trid/trident.htm и т.д.
Но имела трезубец и шумерская богиня Инанна - повелительница Араты. Обладал им в шумеро–аккадской мифологии и Ишкур (Адад) – бог грома, бури и ветра, сын бога неба Ану. Да и хеттский бог Тешуб, индийский Варуна. Можно встретить этот символ и у Будды. Понятно, что подобный знак известен и в Урарту. http://www.iatp.am/vahanyan/articles/trezubec.htm
ru.wikisource.org›wiki/Глава_2.3_Реконструкция

Даже всего в одном переводе урартского текста (см.: выше) есть любопытные созвучия. Се – сын. Капи – копить. Исти – есть… Это неизбежно напоминает и русскую речь, её диалекты. Но сопоставление уратского и русского – дело добросовестных и знающих специалистов, далёких от политических предвзятостей.

Версия о связях Руси с библейским Рошем достаточно устойчива http://traditio.ru/wiki/
http://ru.wikipedia.org/wiki/

Но есть и версии, что Рос (Рош) Иезекиля мог возникнуть как память о походах урартских царей Руса. http://rushanin.narod.ru/RUSS.html ;
http://traditio.ru/wiki/ Инициативные словено-русы
; http://www.bible-center.ru/book/isagogika/002/000/011 (версия А.Меня: Имена врагов народа Божия взяты пророком из преданий о воинственных царях и племенах севера (Гог — мидийский царь Гигес, Рош — царь Урарту Руса, Мешех и Фувал — племена Кавказа и Северной Месопотамии). )



Воин Урарту  http://scilib.narod.ru/Biology/Century/Century.htm1 Работа антрополога М.М.Герасимова
 
 
С.В. Трусов, активно работающий по обобщению источников, в статье  «О царе Урарту Русе и скифах» суммировал ряд полезных фактов.  И утверждает вывод: «Могли ли имена царей Урарту, Руса I, Руса II и др., стать «прародителями» этнонима «русы»? Ответ однозначен. Конечно, нет.»
Прародителями ононима и этнонима они, вероятнее всего, не стали. Но вот близкими по гаплогруппам индоевропейцам вполне могли быть. И не обязательно протогерманцами, что утверждает Трусов. Вот его версия.
«Напомню, что государство Урарту существовало с 9 по 6 век до н.э. на Армянском нагорье. Сейчас его территория находится в пределах Ирана, Армении, Турции и Азербайджана. Историки выяснили, что население Урарту было полиэтничным. Но они не могут до сих пор установить к какому этносу принадлежало доминирующее племя, объединившее под своим началом народы Урарту. На основании всех имеющихся данных можно предположить, что частью населения Урарту были хурриты, жившие в Передней Азии с древности, а также мушки и другие племена, мигрировавшие сюда с запада в 13-12 веках до н.э.  С последним можно согласиться так как религиозным центром Урарту был город Мусасир, возникший в указанное время к востоку от озера Ван. Данное название легко поддается толкованию как Мушка Сар (царство мушков). Известно, что до образования собственно государства Урарту Мусасир был городом-государством. Поэтому его название вполне обосновано. Вообще о том, что частью населения Урарту были индоевропейцы можно судить по многочисленным топонимам. Здесь и библейский вариант названия данного государства (Арарат) и имена Царей (Арама, Аргишти, Эримен), указывающие на то, что в фундаменте государственности Урарту стояли арии. Также легко поддаются индоевропейским этимологиям местные топонимы. В частности, урартцы называли озеро Ван Арсене, что можно истолковать, как море ариев. Известно, что доминирующий вклад в формирование армянской нации внесли индоевропейцы, на языке которых говорят современные армяне. Данные индоевропейцы не были индоарийцами, они были протогерманцами (============= это стоит согласовать с индоевропеистикой: П.З.). Поэтому данный вклад определяется тем, что носителями гаплогруппы R1bявляются 32,4 % современных армян. По терминологии булгарского летописца сеида Гали предками современных армян являются тормэны. Сам этноним «армяне», также хорошо толкуется на основе протогерманских языков, где ар – арии, а мэн – человек. Я уже предполагал, что слово «мэн» является тормэнским заимствованием у имэнцев, которым тормэны служили на протяжении нескольких тысяч лет. В результате этого они вполне могли себя осознавать не только индоевропейцами (ариями), но и имэнцами (мэнами). С историей древнего мира, изложенной сеидом Гали (см. статью «История индоевропейских народов по сведениям древнебулгарских летописей»), полностью сопрягается и время появления урартских племён на Армянском нагорье. Он пишет, что тормэнские племена, служившие имэнцам, после разгрома имэнской Трои бежали в сторону своей старой родины (Туркмении). Как известно, Троя погибла в 13-12 веках до н.э. В это же время отмечено и появление урартских племён на нагорье.
Всё это хорошо, но при чём здесь имя Руса, которое я считаю индоарийским? В небольшом списке урартских царей, кстати, отмечено сразу четыре правителя с таким именем.
А вот при чём. У меня есть основания полагать, что в составе урартских народов присутствовали не только индоевропейцы-тормэны («эрбины» у А.А.Клёсова; П.З.; носители гаплогруппы R1b), но и индоарийцы (носители гаплогруппы R1a). На эту мысль наталкивает древняя история того самого скифского племени, которое после долгих скитаний по Азии, вернулось в Восточную Европу и в 7 веке до н.э. выгнала из Причерноморья доминирующих там киммерийцев (тоже в немалой степени R1a: П.З.)  . Часть киммерийцев, как мы помним, убежала в Закавказье. Скифы, согласно древним авторам, последовали за ними и в течении ряда лет терзали всю Переднюю Азию, Ближний Восток и Египет. Вот что пишет Геродот: «В течение двадцати восьми лет скифы властвовали над Азией, и за это время они, преисполненные наглости и презрения, все опустошили. Ибо, кроме того, что они с каждого взимали дань, которую налагали на всех, они еще, объезжая страну, грабили у всех то, чем каждый владел»(1). Кстати, Геродот запечатлел  здесь чисто индоарийские обычаи скифов. В гораздо более поздние времена, данные обычаи сохранились у наследников индоарийцев галлов и славян. В частности, все жители Древней Руси обязаны были платить князю дань. Но кроме этого он объезжал все земли, где его были обязаны содержать и кормить. При этом, если гостям (князю и его дружине) что-нибудь нравилось, хозяин бесприкословно должен был эту вещь отдать. Данный процесс, который Геродот назвал грабежом, на Руси назывался полюдье. Но вернёмся к отрывку. Геродот утверждает, что скифы в Закавказье и Передней Азии грабили всех подряд. Но это не совсем так. Мы знаем только о разграблении скифами Ассирии и Мидии. Об их походах в Палестину и Египет. Но в это же время Урарту, которое в закавказском походе скифов стояло первым на их пути, не только не пострадало, но и значительно в это время усилилось. Я предполагаю, что скифы двинулись в Закавказье по просьбе урартцев. Почему?
1.Соперниками Урарту были ассирийцы и союзные им киммерийцы. Скифы в первую очередь разгромили и тех и других.
2.Хорошо известно, что киммерийцы ушли в Закавказье вдоль берега Черного моря. Скифы же отправились в 28-летний поход в Закавказье по хорошо известному им пути вдоль берега Каспийского моря. Они никак не могли пройти мимо Урарту. Если бы это был обыкновенный грабительский поход северных кочевников в богатые земледельческие страны, Урарту пострадала бы первой. Вообще, если вдуматься, скифский поход не было простым преследованием убегавших киммерийцев, как это принято считать. Посудите сами, скифы и киммерийцы шли совершенно разными дорогами. Поэтому предлог для похода в Закавказье заключался вовсе не в простом «добивании  изгнанного противника»? Ведь для «добивания» надо было непрерывно «висеть на хвосте» противника. А между тем, все исторические данные говорят о том, что переселение киммерийцев в Переднюю Азию и поход скифов в Закавказье имели между собой некий существенный разрыв во времени. Киммерийцы появились в Передней Азии в 714 году до нашей эры (в этом году урартцы потерпели от них поражение), а известные скифские походы были совершены сорока годами позже. Ничего себе преследование!?
3.Скифы, по свидетельству булгарских и древнегреческих летописцев, перед тем как вернуться в Восточную Европу долгое время жили на Араксе, который берет свои истоки на территории Урарту. Можно предположить, что после ухода скифов на север, часть данного племени осталась в Закавказье. И каким-то образом династическая верхушка Урарту была связана со скифами. Возможно, что государством Урарту при царях по имени Руса как раз и правили те самые оставшиеся на Араксе скифы. В истории народов есть множество примеров, когда племя делилось попалам, и даже живя далеко друг от друга, на протяжении долгих веков поддерживала связь между этими половинами. Например, согласно «Саги об Инглингах» конунг Свейгдир, пятый правитель скандинавов, если начинать считать с Одина, «побывал в Стране Турок  … и встретил там много родичей, и эта его поездка продолжалась пять лет»(2). Скандинавия от родины германцев (Туркмении) за много тысяч км. Тем не менее, даже на таком расстоянии древние народы поддерживали контакты. Поэтому нет ничего необычного для древней истории в том, что родственники из Закавказья обратились к своим кровным северным родственникам за помощью. Тем более, что скифы в то время усилились, став доминирующим племенем в восточноевропейских степях. Благодаря этому они могли направить в поход мощную армию, составленную из воинов подвластных им племён.
Поэтому, если исходить из логики событий и имеющихся у нас летописных и археологических материалов,  ход событий можно реконструировать примерно следующим  образом. Сначала ассирийцы наняли киммерийцев для борьбы с родственниками скифов (урартцами), оставшимися в Закавказье после ухода основной части этого народа на север. А уже потом, когда «родственники» попросили о помощи, скифы  совершили свой беспримерный поход. Эти мои предположения подтверждаются многими данными. Известно, что первое письменное известие о киммерийцах в Закавказье датировано 714 годом до н.э.. В этот год киммерийцы вторглись в Урарту с территории Мана(3), государства, завоеванного незадолго до этого Ассирией. Это событие зафиксированно ассирийскими текстами, которые  рассказывают о разгроме киммерийцами армии царя Урарту Руса I. Можно даже назвать имя человека, который нанял киммерийцев для борьбы с Урарту. Это ассирийский царь Саргон II. Археологи нашли множество клинописных записок с донесениями о положении в Урарту, которые собирал Саргон II накануне этих событий. Сразу  после битвы Руса I с киммерийцами Саргон напал на Урарту. Поняв, что война проиграна, Руса I покончил жизнь самоубийством. В результате войны Урарту потеряла значительную часть своих территорий. От полной потери самостоятельности царство Урарту спасли дворцовые перевороты в Ассирии и восстание в подвластной ассирийцам Мидии. В дальнейшем в Передней Азии появились скифы. Ассирия потеряла Мидию, Ману и многие другие территории. Урарту же наоборот не только вернула утерянные территории, но и значительно расширила свои владения на западе. Поэтому я уверен, что скифов позвали какие-то их родственники из Урарту. Кто это был? Не знаю. Может, все жители Урарту были родственниками скифов. А может, скифской была только династическая верхушка. В любом случае, можно констатировать тот факт, что Урарту и скифы были союзниками. Скифы прибыли в Переднюю Азию через Азербайджан и вступили в войну с киммерийцами и Ассирией. Произошло это тогда, когда на престол Урарту заступил внук Русы I, Руса II. Мы не имеем на руках достоверных летописных свидетельств о союзе Урарту со скифами, но знаем точно (из летописных и археологических источников), что во времена правления Руса II, в Урарту возникло множество городов. Между тем, если бы скифы были противниками Урарту, это государство пало бы первым. Поэтому археологи зафиксировали бы не постройку новых городов, а разрушение старых. Еще раз подчеркну, что за то время, пока скифы терзали все государства этого региона, территория Урарту значительно увеличилась. Или это не информация для размышления?

 
Рис.1. Территория Урарту в 9-7 веке до н.э.
Теперь вновь вернёмся к информации Геродота о том, что скифы долгое время жили на Араксе. Геродот пишет, что это было за тысячу лет до похода персидского царя Дария I в Скифию. Другими словами, Геродот фиксирует скифов на Араксе в 15 веке до н.э. После этого, по словам древнегреческого историка скифы попали в зависимость от массагетов. Данное событие можно связать с захватом территории проживания данных скифов бежавшими от греков тормэнами, среди которых в частности были мушки. Разгром Трои произошёл в 13-12 веке до н.э. И только вырвавшись из этой зависимости скифы мигрировали на север. Поэтому вырваться из зависимости от тормэнов могли и те племена, которые создали Урарту. Напомню, первые известия о них датированы всё тем же 13 веком до н.э. Другими словами, скифы могли уйти с берегов Аракса не только на север, но и на Армянское нагорье, где со временем стали консолидирующим племенем при формировании урартского государства. Так могло имя царей Урарту быть индоарийским? Несомненно могло. Могло оно быть не только потому, что скифы стали консолидирующим племенем. Но и потому, что урартские цари женились на женщинах из скифских племён,  оставшихся в Закавказье. Их дети могли получить имя по национальности матери. Ведь одним из этнонимов данных скифов был этноним «руссы». Об этом свидетельствует булгарский летописец 13 века Гази-Барадж (4).
А  теперь зададимся ещё одним вопросом. Могли ли имена царей Урарту, Руса I, Руса II и др., стать «прародителями» этнонима «русы»? Ответ однозначен. Конечно, нет. И дело здесь вовсе не в том, что современные русские живут от Урарту далеко на севере. Дело в том, что данные цари не были эпическими героями. Они не совершили грандиозных завоеваний, не были основателями государств, под их предводительством народы не переселялись на новое место. Поэтому их имена не стали эпонимами. Скорее всего, их имена имеют прямое отношение к этнониму «русы», но только в том смысле, что имена свои они получили по той же самой причине, что и русский народ. Они, как и предки русов, почитали некоего эпического героя древности, носившего имя Рус. А Рус этот, судя по распространению данного этнонима жил либо в Бактрии сразу после переселения индоарийцев в середине 4 тысячелетия до н.э. на юг. Возможно даже, что вождь по имени Рус и вывел данных индоарийцев в столь грандиозный поход. Либо данный Рус жил ещё в эпоху проживания индоарийцев на их исторической прародине в Среднем Поволжье. По его имени индоарийские племена получили дополнительный этноним – руссы, зафиксированный на огромных территориях от Каталонии (русконы) до Бактрии (Рустем). От Северо-Восточной Руси и до Урарту.
 Примечание: при цитировании ссылка на сайт и автора обязательна.
Литература: 1. Геродот, I, 106
2. Сага об Инглингах//Снорри Стурлусон. Круг Земной. — М.: Наука, 1980.,
 гл. XII. 3. Umberto Cozzoli I CimmeriRomeItaly: ArtiGraficheCittadiCastello (Roma)
4. Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г.  С. 13

Версия есть версия – одна из многих. Но появление Урарту явно было в определённой степени своеобразным наследием Хеттии так и Митанни, отражавшим усиление в этих местах носителей гаплогрупп R1a и R1b, их разновидностей. 

http://ru.wikipedia.org/wiki/:Urartu_735_715-ru.svg




Руса I (Руса, сын Сардури) — царь Урарту, время правления 735 — 714 гг. до н.э. Руса I пытался вернуть Урарту величие, которое утратил его отец, Сардури II, но, в конце концов, потерпел серьёзное поражение от ассирийского царя Саргона II и покончил жизнь самоубийством. По данным позднеантичных римских историков, ассирийский царь Нин ещё в 2054 г. до н.э. прекратил 1500-летнее господство скифов в Азии. И вскоре молодые скифские цари Плин и Сколопит, затем Сагил и Панасагор попытались это господство восстановить. Многие скифы погибли. А их жены сформировали царство амазонок.
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://en.wikipedia.org/wiki/Rusa_I
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/en/9/95/Tushpa.jpg
Из летописи Саргона II, который покорял Урарту:
… услышав, Руса поник на землю, разодрал свои одежды, опустил свои руки, сорвал свою головную повязку, распустил свои волосы, прижал обе руки к сердцу, повалился на брюхо; его сердце остановилось, его печень горела, в устах его были горестные вопли. Во всём Урарту до пределов его я распространил рыдания, плач на вечные времена я устроил в Наири. … … Руса, правитель Уруатри, услыхал, что Мусасир разрушен, его бог Халди увезён, то собственной рукой, железным кинжалом своего пояса лишил себя жизни.
Есть подобные аналоги и в истории Скифии и округи. Примерно так завершалась жизнь Митридата Евпатора. http://en.wikipedia.org/wiki/Mithridates_VI_of_Pontus
Руса II (Руса, сын Аргишти) — царь государства Урарту, период правления ок. 685—639 гг. до н. э.
Правил государством Урарту в период его упадка. Крупные поражения от Ассирии прошлых лет, потеря Мусасира и западных областей сильно ослабили Урарту. Отец Русы II, Аргишти II, после трагических неудач своего отца, Русы I, вынужден был уступить Ассирии часть урартских территорий и, возможно, платить подати. Кроме этого сохранялась опасность нападений скифов и киммерийцев с северо-востока Урарту, в Закавказье.
Однако, через четыре года после вхождения Русы II на престол, в 681 году до н. э., положение Урарту улучшилось. Новый виток гражданской войны в Ассирии резко ослабил эту страну. Мидия (её союзниками нередко была Скифия: П.З.), которая в этот период входила в состав Ассирии, резко активизировала борьбу за независимость. В 680 году до н. э. правитель Ассирии, Синаххериб, был убит, а его убийцы сбежали в область Шуприа в Урарту. Запись об этом событии сохранилась у Моисея Хоренского[1], в ассирийских архивах и в Библии (в Четвёртой книге Царств и в Книге пророка Исайи):
… возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии. И когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего, Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо него.
http://ru.wikipedia.org/wiki/
Руса II построил крупные города Бастам, Аянис, Тейшебаини и другие. Многие постройки носили храмовый и торжественный характер, однако Тейшебаини был явно построен для дополнительной защиты от набегов киммерийцев.
Руса III (Руса, сын Эримена) — царь государства Урарту периода его упадка, годы правления ок. 605—595 гг. до н. э. (см. его надпись выше)
Во время его правления  Урарту переживало закат своей государственности. В течение последних десятилетий Урартские цари постепенно утрачивали контроль над центром страны, и столица Урарту смещалась из города Тушпа, расположенного на берегу озера Ван, в город Тейшебаини, расположенный в Закавказье. Однако незадолго до начала правления Русы III, в 609 году до н. э., произошло важное внешнеполитическое событие: южный сосед и вечный соперник Урарту, Ассирия, под натиском мидян и вавилонян перестала существовать. Урарты, таким образом, снова почувствовали себя хозяевами в центре страны и на южных границах, однако ненадолго, так как вокруг Урарту начало смыкаться кольцо новых врагов.
Руса III, воодушевленный падением Ассирии, по-видимому, сконцентрировался на хозяйственной деятельности. Осталось несколько надписей Русы III о строительстве новых зернохранилищ в Тушпе, Эребуни и Аргиштихинили.
Вероятно, что Урарту, которое со времён Сардури III фактически являлось вассальным государством по отношению к Ассирии, после 609 года до н. э. сразу стало вассальным по отношению к Мидии. Однако, вероятно, что урартские города в Закавказье пользовались независимостью еще какое-то непродолжительное время, и столица Урарту фактически переместилась в Тейшебаини.
http://ru.wikipedia.org/wiki/
Руса IV (Руса, сын Русы) — последний царь государства Урарту, свидетель гибели последнего оплота урартской государственности — крепости Тейшебаини в Закавказье. Период правления ок. 595—585 гг. до н. э.
О последнем периоде государства Урарту сохранилось лишь небольшое число обрывочных сведений. О существовании Русы IV учёным стало известно после внимательного изучения глиняной буллы, опечатывающей одно из зернохранилищ крепости Тейшебаини. Археологам сразу стало ясно, что булла была сорвана в момент последнего штурма крепости, на ней также сразу удалось прочитать отчество последнего урартского царя «сын Русы», однако имя царя «Руса» удалось прочитать лишь почти десятилетие спустя в 1960 году[1].
Печать на глиняной булле с упоминанием Русы IV
Булла была обнаружена в 1952 при раскопках крепости Тейшебаини на холме Кармир-Блур

 
Глиняная булла скрепляла концы верёвки, пропускаемой в петли двери, которая закрывала зернохранилище, и таким образом опечатывала зернохранилище. Для невозможности подделки буллы на ней ставилась подпись смотрителя и прокатывалась его цилиндрическая печать. На фотографии видны подписи и след цилиндрической печати.
Таким образом, выяснилось, что последним урартским царём был Руса IV, сын Русы III, который возглавлял остатки некогда могущественного урартского государства. Во время правления Русы IV урарты окончательно утратили влияние в центре страны, в районе озера Ван и продолжали сдавать позиции в Закавказье. Город Аргиштихинили был утерян в бою, а город Эребуни оставлен без боя, а его ценности перевезены в Тейшебаини[2][3]. Однако вскоре, около 585 года до н. э., и Тейшебаини будет сожжена, а вместе с этой крепостью государство Урарту погибнет.
http://ru.wikipedia.org/wiki/ http://ru.wikipedia.org/wiki/Урартский текст
http://annals.xlegio.ru/urartu/ukn/264.htm

Текстов с упоминанием имени царя Руса десятки.
В духе прославляющих себя надписей оставили свои письмена разные цари Урарту.

Да и появившийся в этих краях южнее царь киммерийцев в 7 веке до н.э. тоже не гнушался именоваться «царем вселенной» ( 657 год. И.Н.Медведская. О скифском вторжении в Палестину http://annals.xlegio.ru/blacksea/skif_pal.htm) ,  как позже и цари Боспора. http://ru.wikipedia.org/wiki/Боспор

Так как русские летописи указывают на «нарцев еже суть словен» со времен Вавилонской башни, всякие созвучия недалеко от Вавилона останавливают взгляд. Корни ононимов нередко индоевропейские. Фараон Сенусерт почти 38 веков назад проводит акцию против Скифии. А через век Египет с севера атакую гигсосы царя Хиана (Киана), основав у низовий Нила свою столицу Аварис (созвучную северному мудрецу Абарису). Была Наири или не была одной из опорных баз северян – кто теперь докажет. Но зачем, если место подданными «царя вселенной» давно освоено, камни для строительства явно для новых крепостей таскать. Все давно должно быть заготовлено.
Ишпуни, сын Сардури, хвастает новым строительством.
http://annals.xlegio.ru/urartu/ukn/004.htm
И этот дом он построил. И этот. И крепость. А до него такого (?) величественного (?) ничего не было (здесь) воздвигнуто.3)
http://annals.xlegio.ru/urartu/ukn/017.htm
Затем пошли жертвоприношения богу Халди тысяч голов скота – быков, овец, коз.
Явно далеко не всё сам бог съел. Немало и жителям Урарту, их войскам доставалось при жетвоприношениях.
Допускают, что  урартский Халди (Алди)  в хурритской мифологии – идущей с 3 тыс. до н.э. - Халалу (Алалу). И при ритуалах « козленок пусть будет зарезан богу Халди, овца - богу Тейшеба, овца - богу Шивини».
http://www.vaymohk.com/index.php?name=pages&op=view&id=59
Чечены и ингуши признаются далекими потомками хурритов.
http://forum.souz.co.il/viewtopic.php?t=80977
http://kitap.net.ru/gallyamov/flexkch.html и др.

Вероятнее всего, хурриты были полиэтничными выходцами из округи Северного Кавказа, но языком межнационального общения был именно хурритский.

Далее «цари царей» воюют с соседями, утверждают свою силу в большой округе.
Города Урарту наполняются тупыми скифскими стрелами – они одно время считались деньгами.  http://www.museum.com.ua/expo/premonet_ru.html

Табличка времен Русы II об основании города бога Халди
Обнаружена в конце XIX века на камне в селе Адыльджеваз (северо-западное побережье озера Ван). Надпись плохо сохранилась. Перевод надписи: … город бога Халди страны Зиукуни Руса, сын Аргишти, построил; Руса, сын Аргишти, говорит: Я угнал женщин из вражеской страны … народ стран Мушкини, Хате, Халиту ... этой крепости, а также городам, которые окружают эту крепость … к этой крепости я присоединил. … Руса, сын Аргишти, говорит: Бог Халди даровал мне … Для бога Халди я эти могучие деяния совершил. Величием бога Халди Руса, сын Аргишти, царь могущественный, царь великий, царь страны Бианили, царь стран, правитель Тушпа-города[2].


Пиотровский Б.Б. Ванское царство (Урарту) / Орбели И.А.. — Москва: Издательство Восточной литературы, 1959. — 286 с. — 3500 экз.
Меликишвили Г.А. Урартские клинообразные надписи. — Москва: Издательство АН СССР, 1960.
Zimansky P. Ecology and Empire: The Structure of the Urartian State. — Chicago: The Oriental Institute of the University of Chicago, 1985. — (Studies in ancient oriental civilizations). —Арутюнян Н.В. Биайнили — Урарту. Военно-политическая история и вопросы топонимики.. — Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006. — 368 с. — 1000 экз.
; Мовсес Хоренаци История Армении, Айастан, Ереван, 1990 ISBN 5-540-01084-1 (Электронная версия)
; Перевод Г. А. Меликишвили из книги: Меликишвили Г.А. Урартские клинообразные надписи, Издательство АН СССР, Москва, 1960
; Перевод Н. В. Арутюняна из книги: Арутюнян Н.В. Новые урартские надписи, Издательство АН Армянской ССР, Ереван, 1966


Наличие 4-царей с именем Руса в Урарту отчасти могло способствовать закреплению за северянами образа библейского князя Роса (Роша) ?!  Автор текстов о Гоге и Магоге, князе Роша - Иезекии;ль (ивр. ;;;;;;;;;;;, Й’хезкэль, «Господь укрепит»; ок. 622 Иудея – ок. 571 г.) — один из «великих пророков» жил в последний период существования Урарту сравнительно недалеко от этого государства, в Вавилоне. С первым караваном пленных в 597 году до н. э. Иезекииль был уведён в Вавилонию и жил в посёлке Тель-Авив у реки Ховар близ Ниппура, одного из религиозных центров Вавилонии. Здесь, у реки Ховар, пророку были явлены от Бога несколько видений, с которых в 592 году до н. э. началось его пророческое служение. В это время Иезекиилю было около 30 лет. Дом пророка в Тель-Авиве, как и дома многих священников в плену, стал местом, где собирались изгнанные иудеи (именно из таких домов собраний в эпоху плена и родилась синагога). К приходившим к нему людям обращал пророк свои пламенные проповеди. Автор ветхозаветной книги Иезекииля; из-за объёма (48 глав) и значимости которой относится к так называемым «великим пророкам». А его упоминания грозного Роша (Роса) надолго оказались связанными с северянами. И по мере христианизации Скифия превращалась в Росию.

http://www.krotov.info/history/00/eger/vsem_018.htm
http://www.hayreniq.ru/history/806-gosudarstvo-urartu.html
http://nauka.bible.com.ua/vs-istor/vi4-04.htm
http://armeniya.do.am/news/2009-04-17-18
http://www.russika.ru/termin.asp?ter=1909
http://myths.kulichki.ru/enc/item/f00/s29/a002936.shtml
http://www.bibliotekar.ru/rusKiev/18.htm
http://roussie.boom.ru/title-russ.html и др.

Если бы какие цари в античности носили имена Герман или Англ, а то и Франк – это вызывало бы справедливый интерес у ученых соответствующих народов ?! Вполне. И он бы был понятен и оправдан. Любопытно, почему русские исследователи крайне мало интересуются этими Русами (пусть даже это не след этнонима, а какой-то иной ононим).
Чеченское же (бывшее хурритское) орси – до сих пор «русские».

Если цари Русы в своих именах имели цветовой оттенок, то есть и такая версия.




http://www.proza.ru/2009/08/26/913 Станг Х. НАИМЕНОВАНИЕ РУСИ (герульская версия)  Суммировал эту линию Рос-Рус с первых веков нашей эры, правда – упорно её прилаживая её к одним эрулам-гелурам, а не к полиэтничному населению Руси (христианизируемой Скифии). Но за саму линию Х. Стангу низкий поклон.


(Рос-Рус 9) 1.4.2. Мифологические материалы по-новому освещаются с этих позиций. Доказывается, что упоминание картографами маленького острова в Керченском заливе под названиями Росиа, Росса, Рубра, Рубеа, объясняется пребыванием там русских русых, а также, что название Rhosphodusa представляет собой сочетание факта пребывания русских / Рос с классическим именем Сподуса у Плиния.

1.4.3. Еще у Епифания (394 г. н.э.) в перечне северных народностей идет речь о готах, данах, финнах и пр., причем самыми северными оказываются германцы и амазонки. Германцев при этом он трактует как обособленных от готов и как-то связанных с амазонками. Кто они? У Иордана мужчины амазонок определяются как обитатели болот у Азовского моря. То, что именно "русые" были в тесном соприкосновении с амазонками, - высказано не классическими авторами, а восточными, как будет рассматриваться далее. Официальная История эрулов не сохранилась, существовала она или нет. Но мы располагаем "Гетикой" ("Историей готов") Иордана и соответствующей "Историей лангобардов" Павла Диакона, и в предыстории обеих народностей наличествуют амазонки, чем и готы, и лангобарды, видимо, очень гордились.

(Рос-Рус 10) 1.4.4. Достопримечательным считается упоминание автором III или IV в. Псевдо-Агатемером Волги под названием "Рос". Предлагается истолкование его на основе готского слова "raus", т.е. "камыш, тростник" болот, что соответствует условиям волжской Дельты.

(Рос-Рус 11) 1.4.5. В "Этимологиях" испано-готского епископа Исидора соседями амазонок являются так наз. "белые", отождествляемые с народом Албании (Albani). Далее следует непосредственное упоминание о гуннах и о нашествии диких племен на Ближний Восток через укрепления, построенные против них Александром Македонским. Из контекста явствует, что речь идет как о мифических Гог и Магог, так и об отождествленных с ними эрулах и гуннах. Видимо, Исидор знал о предании, согласно которому соседи амазонок определяются как "русые, белокурые", а для того, чтобы показаться более ученым, он делает заключение о том, что имеются в виду классические албаны, некогда обитатели Северного Кавказа.

1.4.6. Очерчивается "скифский Ахиллес". Еще в Илиаде Ахиллес описывается непохожим на типичного грека: волосами он белокур, его любовница красновата, в то время как ахейцы волосами светлы, а берущаяся за его потрясающие золотые волосы богиня Афина Паллада голубоглаза. Выражение "волосы Ахиллеса", согласно поэту Марциалу, обозначает золотисто-красные белокурые волосы. Ахиллес обладает "огромным телом". Он "шагом быстрым герой", "ногами прилежный", наслаждается он ссорами, войной и шумом сражений. Воинов исключительной силы и мужества называли "Ахиллес". По Плинию Старшему, изваяния нагих мужчин, вооруженных только копьем, также называли ахиллесовыми.

Этот Ахиллес очень отвечал вкусу и потребностям эрулов, и поэтому у них глубоко укоренился его образ. Еще один его признак - особая туника, видимо, красного цвета. Примером внешнего "ахиллесова" облика по византийским представлениям служит конная статуя императора Юстиниана - без оружия, брони и защиты. Образцы указанного памятника известны у германцев, в диссертации приводится пример в виде одного из золотых брактеатов. Особенно показателен адрес этого "скифского" Ахиллеса: он был Понтархом, т.е. владыкой Черного моря, по которому плавали эрульские отряды. Отношения его с амазонками, которых считали "стремящимися к совокуплению с окрестными народностями", безусловно, вызывали особый интерес у эрулов - молодых, яростных, и пожалуй, страстных мужчин, в какой-то мере испытывавших в своих походах отсутствие женщин.

Традиции об Ахиллесе связаны, по крайней мере, с шестью местностями Причерноморья, представлявшими высочайший интерес для эрулов.

(1) Поселение по имени Ахиллей, на восточном берегу Киммерийского Боспора, через который воды Азовского моря вливаются в Черное. Жителей его, согласно Птолемею, звали "ахиллеотисы, ахиллитесы".

(2) Расположенное напротив поселение, на западном, крымском берегу того же пролива - Мирмекион (Мирмекий). Его считали местом рождения Ахиллеса. Узкий пролив между двумя поселениями Ахиллей и Мирмекион представлял собой единственный выход для эрулов - "элуров", проживавших в "болоте" Меотиды.

(3) Остров Левка, букв. "Белый", главенствует надо всеми доступами к устью р. Дуная, которое без этого острова было бы труднодоступно для моряков по причине весьма низкого положения устья. Звали его и Островом Благословенных. Там, по некоторым преданиям имелась так наз. Беговая Дорожка (дромос) Ахиллеса, Ахиллов Бег, причем это название чаще применялось к следующему месту.

(4) Это - растянутый песчаный полуостров, расположенный к северо-западу от Крымского п-ова, с которым он и связан, пронизывающий море по направлению к устью Днепра. Он крайне выгоден для господства надо всеми морскими движениями по Черному морю, а также в качестве базы для морских нашествий. Известен он и под указанным названием, Ахиллов Бег (дромос).

(5) Остров Березань, в устье Днепровского Лимана, напротив предыдущего полуострова, звали островом Ахиллеса. Как там, так и в городе Ольвия, выше к Днепру, установился своеобразный "культ личности" Ахиллеса. Античная надпись на камне, посвященная Ахиллесу Понтарху, восхваляет тамошнего чиновника за то, что он устроил беговое соревнование (дромос) для юношей в честь Ахиллеса.

(6) Мыс, находящийся непосредственно к востоку от устья Днепра, турки прошлого века звали Кинбурн, Килбурн, а первый слог данного названия - сокращение имени Ахиллеса. Согласно Страбону, этот мыс представляет собой "голое место", с "посвященным Ахиллесу кустарником".

За исключением острова Белого (Левки) в устье Дуная, все остальные местности принадлежат району Тавроскифии. Даже на острове Белом есть указание о том направлении, ибо святилище Ахиллеса на нем - обращено к Меотийскому болоту, т.е. расположено у восточного берега и с входом туда, по направлению к герою. На этом острове имели место кровавые обычаи, которые впоследствии приписывали тавроскифам, в виде жертвоприношений и сожжения людей. Ряд авторов настаивает на том, что именно здесь был похоронен Ахиллес, в то время как другие, наоборот, заявляют, что это имело место на острове Березань.

Подтверждение для четырех из вышеупомянутых мест темы бега в связи с Ахиллесом уместно учесть и в связи с эрулами и их особым бегом, которым они гордились и хвалились, и чем они и были знамениты профессионально. Видимо, эрулам нравилось слыть бегунами, подобными голубоглазому, русому, морскому, тавроскифскому Ахиллесу. Еще поэт Ликофрон назвал его "королем скифов". Существовала традиция о том, что он "покорил двенадцать городов по морскому пути и одиннадцать на суше", что отлично увязывается с кругозором деятельности эрулов.

Ахиллесу свойственна особая ожесточенность, отмеченная с первых строк "Илиады". "Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына…" совпадает с "ожесточением" военачальников эрулов, т.е. Одина, и быть может, и служил вдохновением и источником его. Привлекательно для членов военного сообщества было бессмертие Ахиллеса и его соратников, днем сражающихся до смерти, а ночью празднующих и пьянствующих, что совершенно соответствует картине воинственного рая скандинавов, Вальхаллы Одина.

(Рос-Рус 12) 1.4.7. Этим отнюдь не исчерпывается народное, популярное (т.е. негосударственное) наследие, соотносимое с эрулами. Обратимся к малоисследованному пока очерку Псевдо-Этика из Истрии (около 770 г.), в котором изобилуют скудные сведения и названия. Среди них описываются так наз. Меопароти. Это название напоминает об "Этимологиях" Исидора, где читается: "Миопаро - очень маленькое "паро"… Германские разбойники такими пользуются на побережье океана или в болотах ради (их) быстроты";. Повествуется, как они губят чужие корабли, пробивая их борта из-под воды, ср. др. ск. Raufari от глагола raufa "проделывать дырку". Говорят, пираты даже живут под водой - явное преувеличение, вызванное, по-видимому, тем, что разбойники умеют исчезать внезапно среди камыша, как будто бы без следов. Свой вклад в эти представления вносили и слухи о том, что Александр Македонский был их учеником - и под водой, и у Каспийских (Железных) Ворот, которые были укреплены благодаря знаниям этих пиратов о битуме. Александр якобы им поставил так наз. Алтари Александра в нижнем течении Днепра, т.е. на месте, посещаемом эрулами.

УСИЛЕНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ОНОМАСТИКИ НА РОС-РУС К НАРОДАМ СКИФИИ

(Рос-Рус 13) 1.5.1. Если в предыдущей главе рассматривалась народная мифология, то данная глава посвящена официальной, государственной мифологии, выражавшей страх перед Страшным судом и озабоченность при каждом знаке его приближения. В частности, византийцы боялись появления представителей племен Гог-Магога, а также мифической страны Рос на крайнем севере Ойкумены. Первый приведенный автором источник апокалиптического характера относится к самым первым нашествиям готов и эрулов на греков, в 267 и 269 гг. н.э. В не учитывавшейся до сих пор рукописи неизвестного автора содержится предупреждение: "Дважды три на численность одной тысячи насчитывает он, / до сих пор пока они не приводят конец седьмой эры. / Русый народ воздвинулся против Византии. / Готы, сыновья Хагара, представляют собой обширную массу людей. / Увы, крайне несчастливы воды Алфея, / (этими) заключениями (на) острове Греции, / а хуже всему человечеству!" На этом, раннем этапе готы определяются как "русый народ", представляющий для греков начало конца мира (в седьмое тысячелетие). Их обратил в бегство император Аврелиан, после чего опасения греков в их отношении угасли более чем на сто десять лет.

(Рос-Рус 14) 1.5.2. Только начиная с 378 г. готы вновь тревожат воображение греков, вследствие битвы под Адрианополем, где ими были уничтожены две трети всей армии императора Валента. Современнику - Амврозию это событие казалось предвестием "конца всего мира". Если ранее готов отождествляли с гетами и со скифами, причем короля готов звали "король скифов", то сейчас, после Адрианополя, - с племенами Гог и Магог. Речь идет и о простейшем созвучии: название "Гот" воспринималось как "Гог" не только у греческих авторов, но и самими готами, чем они и похвалялись, по Исидору и Иордану.

(Рос-Рус 15) 1.5.3. В 390-х гг. прошла целая волна панических слухов о том, что предстоит на самом деле конец мира, Страшный суд, предвестниками которого выступали именно готы. Примером нарастания таких убеждений нам служит святой Иероним, который сперва, когда-то до 392 г., отрицает мнение своего современника Амврозия о том, что "Гог - это Гот". В комментарии к гл. 39 пророка Иезекииля, после 392 г., Иероним косвенно указывает, что сам он в это не верит. Так же обстоит дело и со святым Августином, ибо и он отрицает отождествление Гог-Магога с конкретными народами "как гетов и массагетов".(с которыми Прокопий позже связывал и славян-споров, живших на огромных землях «рассеянными» посёлками).

(Рос-Рус 16) 1.5.4. Мнение св. Иеронима, однако, резко изменилось, когда на христианский восток вторглись гунны со своими эрульскими союзниками в 395 г.: он боится того, что "падает римский мир", "вот сейчас конец мира, когда римская держава падет". Еще четыре года спустя Иероним убежден в том, что гунны - это и есть дикие племена Гог-Магог, запертые Александром Македонским за Железными воротами Кавказа. Подобное мнение высказывает и римский писатель Хегесипп (Hegessipus).
А наши официозные историки и лингвисты только о начале употребления Рос-Рус к народам Скифии с 6 века и помнят. Да и то стараются как-то этот сюжет замазать.

(Рос-Рус 17) 1.5.5. С 390-х гг. тождество Гога и Магога с готами утвердилось навек, что может показаться странным, поскольку главную угрозу Византии представляли собой тогда уже не готы, а гунны, в частности после страшных событий 395-396 гг. Имеются также источники, в которых именно гунны сопоставляются с племенами Гог-Магог. Так, патриарх Прокл (434-437 гг.) приводит ссылку из Иезекииля по поводу внезапного конца гуннской армии во главе с Роу(г)ас, Роас, которого он отождествил с "Гог, архонтом Рос". Даже в VI веке автор Андрей Кесарийский заявляет, что Гог и Магог - это те скифы на севере, "которых мы зовем Хуннику".

(Рос-Рус 18) 1.5.6. "Кандидатуре" готов на то, чтобы стать и оставаться Гогом-Магогом, способствовало созвучие имен (Гог-Гот). Но и кандидатура эрулов проявляется по-своему: сетью "пророчеств", написанных после "предсказанных" этими пророчествами событий, мы оповещены о раздроблении западно-римской империи иноверцами, христианами арианского вероисповедания, характеризуемыми как "русая раса". В армянской версии так наз. "Седьмого видения Даниила" речь идет о предпоследнем царе Орлогиос (т.е. Олибриус), а также и о последнем (Ромул Августул), после которых придут новые властители, "от иного вероисповедания, т.е. ариане". В одной греческой версии "Апокалипсиса Даниила" победителей называют "тот русый народ". Командующий войсками, низложивший последнего императора, Одоакр носил титул "король эрулов" (476-493 гг.). В упомянутом греческом "Апокалипсисе Даниила" ссылаются, кажется, как раз на полномочия Одоакра. Тогда слова "тот русый народ" намекают на его эрулов. В другой греческой версии ("Видение Даниила") есть ссылка на падение лангобардов и нашествие арабов, наверное, 778 г. Здесь византийская армия присоединяется к "русой расе" и наносит арабам полное поражение, а после счастливого периода следует прибытие Антихриста.

(Рос-Рус 19) 1.5.7. Показательно то, что происходило изменение во взглядах греков на русых северян: от представителей лютых племен Гог-Магог к солдатам наемных войск. Готы, со своей стороны, сохраняли на себе отпечаток образа Гог-Магога, в работах ряда авторов (Исидор, Иордан, летописец из Астурии, Готфрид из Витербо), в версиях Повести Александра Великого Пс.-Каллисфена, а также в еврейском сборнике традиции - Таргуме.

(Рос-Рус 20) 1.5.8. Представления о "русых" северянах восходят не только к обычаю эрулов и других германцев окрашивать волосы и т.п., но и частично к древней традиции со времен Аристотеля и Гиппократа о том, будто бы скифы "грязно-желты", что воспринималось и как "русы". Приводятся и примеры рыжеволосых и голубоглазых представителей некоторых групп среднеазиатского населения. Неизвестно, в частности, кто такие "Кармир хион" - "красные гунны". Среди гуннов присутствовали и германцы, но "германские" имена гуннских предводителей ничего не доказывают, так как они, вероятнее всего, отражают только тот факт, что посредниками-рассказчиками были германцы.

(Рос-Рус 21) 1.5.9. Традиция о "красных евреях", запертых на Кавказе Александром Македонским, восходит, видимо, не к физической "красноте" евреев, но к воспоминаниям об эрулах, союзниках гуннов в 395-396 гг.

(Рос-Рус 22) 1.5.10. В сочинении сирийца Якова Серужского сохраняется упоминание о том, что не только Гог-Магог опустошат мир, но и еще ожесточенный народ "внутри упомянутых ворот", за валом Александра, "народ знаменитый". Эта роль хорошо подходила к эрулам и подобным народностям. Понятно, что она подходит и к другим выходцам из Скифии.

(Рос-Рус 23) 1.5.11. Имеется также источник, сочувствующий эрулам: речь идет опять-таки о Пс.-Этике из Истрии. Ведь он заявляет, что обитатели тростниковых зарослей и болот приложили свои усилия к делу Александра Македонского для того, чтобы преградить самому Гог-Магогу путь к разрушению мира.

(Рос-Рус 24) 1.5.12. В Апокалипсисе, приписываемом Пс.-Мефодию, мы встречаем и "королеву амазонок", и "индийцев среди черных", и "красных евреев", и Антихриста. Значит, главнейшие элементы складывавшихся представлений сохранялись, такие, как указания на красноту и связь с амазонками и Страшным судом, однако тождество германцев с рыжими северянами уже было утрачено.


1.6. Следы эрулов (от Ефрема и Старшей Эдды до Византии)

(Рос-Рус 25) 1.6.1. Наследие традиций об эрулах прослеживается в различных источниках. В середине IV века н.э. проповедник Ефрем Сирин упоминает о "русых" (росайе) как о народе. Очевидно, речь идет о настоящем народе, имеющем сношения с Византией в IV веке н.э.

1.6.2. Другой сириец, Псевдо-Захарий в 555 г. перечисляет народы к северу от Кавказа, включая Хрус (Hrws), описываемых им в качестве соседей и партнеров амазонок, настолько тяжелых, что кони не могли их нести. На основе параллельного арабского текста у ад-Динавари (895 г.) доказывается, что под "Хрус" Пс.-Захария имеются в виду как раз "русые", голубоглазые соседи - партнеры амазонок, воины-пешеходы, слишком тяжелые для лошадей - характеристика, восходящая к эрулам. ВОТ ЭТУ ВЕРСИЮ ОФИЦИОЗ ЗНАЕТ И О НЕЙ ИНОГДА РАССУЖДАЕТ. http://ru.wikipedia.org/wiki/Захарий_Ритор
Соседний с ними народ ерос, мужчины с огромными конечностями, у которых нет оружия и которых не могут носить кони из-за их конечностей
http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Zacharia/text1.phtml


(Рос-Рус 26) 1.6.3. От современника последнего сирийца, Иордана (около 550 г.) приобретаем данные о "генс" (племени, роде) Росомонес. За неверность и предательство их преследует и казнит готский царь Германарих (350-375 г.). Имена представителей этой группы у Иордана, Снорри и Саксона - явно скандинавские. Рос - безукоризненно объясняется готским словом раус "камыш", а вероятнее всего, цветообозначением.

(Рос-Рус 27) 1.6.4. Росмо-горы появляются также в древнескандинавском Атлаквида ("Песнь об Атли/Аттиле"). Уже более ста лет название Росмо- объясняется древненемецким цветообозначением rosamo = "красно-коричневый". Обсуждается близость и возможная родственность между эрулами и бургундами, ибо обе группы разделялись на западную и восточную ветви, они были тесно связаны друг с другом, имели общие корни (бургунды от Боргундархольма, сегодняшнего Борнхольма, вокруг которого сосредоточивались и эрулы), и самый термин "бургунд" стал как раз цветообозначением "красно-коричневый".

1.6.5. Согласно новейшим исследованиям (Гшвантлер), и название Росомонес толкуется как "красные", возможно и "быстрые", об эрулах. Быстрота эрулов кажется связанной со "священным" их опьянением (наверное, от красного мухомора) когда они сражались во главе с Одином, буквально "Ожесточенным". Прозвище "(х)эрулы", кстати, хорошо перекликается с титулом Одина Херела "военачальник", от her "войско" (ср. также глагол herja "опустошать"). Оттенок "недоверчивы", "коварны" в качестве изначального смысла их "красноты", отвергается как вторичное осмысление. Приводится немецкое стихотворение о рыцаре Вигалоисе, противником которого является "красный рыцарь", от "красного, воспаленного" цвета бороды и волос его: "О таких (людях) я слыхал, что они имеют сердца недоверчивые" ("коварные"), согласно поэту.

1.6.6. В повествовании Иордана одна подробность заслуживает особого внимания: увидев, что "росомонская" (эрульская) его жена окрашивает себе волосы, Германарих ее сразу же убивает жестоким образом. Окрашивание волос красным цветом было как раз эрульским военным обычаем. Важность цвета подчеркивается и описанием одного из братьев убитой женщины, по имени Эрпр (буквально "красно-коричневый") в "Речах Хамдира" (Старшая Эдда).

1.6.7. В разных древнескандинавских стихах, собранных в так наз. Старшей Эдде, еще ярче подчеркивается социальное значение красного цвета у эрулов, в их одеждах и шлемах, "в золоте красном" ("Песнь об Атли", "Речи Хамдира", "Вторая песнь об Атли", "Вторая песнь о Гудрун", "Подстрекательство Гудрун"). В "Ригстуле" говорится, что из трех социальных классов невольники - смугло-черные, свободные - рыже-красные, а ярлы - русоволосые, румяные (щеками).

1.6.8. Выясняется, что эрулы в "Эдде" хорошо засвидетельствованы под своим названием "ярлар" ("Речи Хамдира", "Подстрекательство Гудрун", "Первая песнь о Гудрун", "Речи Высокого", "Песнь о Хабарде"). С одним исключением, они выступают во множественном числе, и таким образом, выделяются в обособленную группу. Ярлунгаланд - "страна ярлов (эрулов?)" упомянута в "Саге о Тидреке" (эпический Теодорих, король готов в Италии).

(Рос-Рус 28) 1.6.9. Собственно в эпоху викингов наследие "красной традиции" прослеживается в выражениях вроде раудавикингр букв. "красный, т.е. особенно лютый викинг", раударан "грабеж с насилием", раудагалинн "красно-сумасшедший". Один, как замечалось - Раудаграни, "Краснобородый". "Красный", кстати, не полностью передает значение древнескандинавского слова, которое носит оттенок блеска, воспаленности, пламенного характера.

(Рос-Рус 29) 1.6.10. Эта "краснота", отмечаемая византийцами, воспринималась как признак предрекаемых спасителей империи и христианства. За несколько десятков лет до посещения Византии первыми "русскими" в 838 г. в Сицилии появился "пророк", говорящий о том, что спасет Византию "русый народ".

(Рос-Рус 30) 1.6.11. Оказывается, что сами византийцы воспринимали и собственно русских как русых. В качестве примеров приводятся отрывки из византийских авторов Геродиана и Москопа, из рукописи в Афонском монастыре о казаках - "русых", а также из другой рукописи и актовых материалов монастыря, Книги "О церемониях" Константина Багрянородного, Лиудпранда, как и в новейшем словоупотреблении.

(Рос-Рус 31) 1.6.12. Наконец, обсуждается так наз. Каппадокийское завещание, приписываемое Александру Македонскому, где среди покоренных им народностей упоминается и народ "русых". Из контекста явствует, что они представлялись как обитатели территорий неподалеку от Кавказа. Датировка - приблизительно VIII век.


1.7. Эрулы-русые в исламских источниках

Эрульское наследие выявляется и в средневековой культуре мусульман. Автором предлагается новый перевод и рассматривается ряд отрывков из исламских источников.

1. Безымянный автор (прибл. 685 г.).

Приводится отрывок из изученной автором рукописи Британской Библиотеки Адд. 5928 о том, что жители некой страны С-д-рха (видимо, от Самарканда) - "великаны, с такими длинными языками (!), что никто их никогда не видел верхом". Предположительно, автор этой рукописи - ал-Хасан ал-Басри.

2. Тот же автор, из той же рукописи.

Описываются соседи амазонок как голубоглазые, весьма волосатые, отважные и чрезвычайно высокие.

3. Там же.

Амазонки свидетельствуют о том, что их мужчины - мореплаватели, храбры, жестоки.

4. Там же.

Говорится, что амазонки очень высоки ростом, с тяжелым телосложением, черты их лиц красные, русые и синие.

5. Рукопись второго безымянного автора - араба-мориска (содержание которой восходит к Ибн Ан'ум, VIII век): жители Хорасана - "великаны с такими длинными копьями, что никто их никогда не видел верхом".

6. Рукопись безымянного араба-арагонца (без датировки).

(Рос-Рус 32) Покончив со строением Вала, Александр Македонский покидает Гог-Магог и встречает "народ красного цвета с красными волосами, где мужчины и женщины проживают обособленно друг от друга", а потом в связи с Ферганой и Самаркандом встречают еще один "народ с (крупными) телами, красивый".

7. Рукопись так наз. Нихаяту л-Араб (безымянная, без датировки).

(Рос-Рус 33) В стране славян "в Океане" Александр Македонский встречается "с народом с красными лицами и рыжими волосами, имеющим (крупные) тела и крепость телосложения". Их король впоследствии верно служит и помогает Александру.

8. Ал-Ша'би (прибл.700 г.).

(Рос-Рус 34) В районе Гог-Магога Александр Македонский видит "народ с красными волосами и синими очами". Они повествуют про Гог-Магог, чем те питаются: "Каждую весну океан выбрасывает ради них две рыбы". Это указание на китов, которые в самом деле "выбрасываются" как раз весной на побережья, например, Фарерских островов, преследуемые зубастым китом-касаткой.

(Рос-Рус 35) 9. Ал-Динавари (около 895).

Покончив с построением своего Вала, таким образом, отделив Гог-Магога от других, Александр Македонский находит "племя красного цвета, с рыжими волосами, среди которых мужчины и женщины обитают обособленно друг от друга", а потом в связи с Самаркандом и Ферганой "увидел народ крупного телосложения, а красивый".

(Рос-Рус 36) 10. Ал-Масуди (910 г.).

"(Что касается) ар-Рус, то греки их называют Арусия, что означает "Красные".

11. Там же.

В "реке Мэотис" (= Азовское море) проходит кит, два раза за один год, и жители пользуются им. Двухразовое появление - искажение известия о ките (преследуемом касаткой). 12. Ибн-Фадлан (922 г.).

В знаменитой повести посла халифа особого внимания заслуживает пассаж о великане, побывавшем у царя волжских болгар. Названный представителем Гог-Магога, он истолковывается автором диссертации как "пугало" для посла халифа и вообще арабов, о котором рассказывали для того, чтобы сохранить монополию болгар на северную торговлю и обеспечить им финансовую поддержку со стороны халифа.

В еще более известном пассаже о "русских" до сих пор не уделялось внимание тому факту, что их зовут не "ар-Рус", а "ар-Русия", от греческого "oi rousioi " [<font-face="Symbol Accentuated">], т.е. "красные". О них ибн-Фадлан свидетельствует, что они "похожи на пальмы, рыжи, красны лицом, белы телом…". Очевидно, посол халифа был намерен заранее осведомиться именно о "красных". Он отмечает специально, что "красных" среди болгар он не видал.

13. Ал-Хасан ал-Басри (?).

Здесь мы находим, так сказать, первоисточник ибн-Фадлана, в сообщении аль-Хасана о том, что некоторые представители Гог-Магога ростом с пальму, волосаты, и их питание - огромная рыба, доставляемая им весенними дождями. Проживают они где-нибудь на севере, на побережье Океана, и как кажется, на полуострове, отделяемом высокими, голыми горами от более южных и цивилизованных людей. Они голы.
14. Ибн-Фадлан. В письме, якобы от народностей Вису (предки нынешних вепсов), передаваемом послом халифа ибн-Фадланом, вновь отмечены Гог-Магог на побережье Океана за морем и горами, питающиеся мясом китов. Очевидно, речь здесь идет о жителях северной Норвегии. Ибн-Фадлан сообщает при этом об их наготе. Отлично зная мусульманских классиков, включая ал-Басри, ибн-Фадлан писал, видимо, то, что хотелось бы прочесть главе верующих, т.е. халифу.

То есть по мере христианизации Скифии всё это с первых веков нашей эры относилось к скифским народам - Рос-Рус (нередко «русые», «рыжие», «красные» и «красивые» - с оттенком от палеолитических глубин языка). Их среди европеоидов немало, включая и славян.

И простим Х.Стингу, что он связад эти черты только с эрулами-герулами.
Возможно, русые были и среди урартов.

http://www.proza.ru/2009/06/09/886

И чего норманизму урартские цари Руса не нравятся ?! В советский период Урарту учитывалось в числе древних государств на территории державы. Ныне при «1150-летии Руси» не только Скифия, Киммерия и Сарматия, но и Боспорское царство, Готия, Гунния, Великая Болгария, «северные архонства», «скифы кои русы» и т.п. из реальной истории страны в угоду каким-то непонятным политическим интересам – по сути – изгнаны.

Слава отупителям народа ?! Какие здесь ящо "черты и резы"...


Рецензии
Вы верно слышали про тех людей, которые захламляют свои квартиры всем, что попадает им под руку на прогулках по городу. То ли болезнь такая у них, то ли у них свои, не подвласные человеческой логике, мысли... Кто их знает. Но, страдают соседи от смердящего запаха, исходящего от их квартир.Как вы думаете, Пётр, зачем они это делают?

Вот так и я про них думаю, иногда. В чём их надежды? Может в том, что когда-нибудь они сядут спокойно и станут разбирать свой хлам? Впрочем не думаю, что соседи когда-нибудь дождутся этого...

Не обижайтесь, пожалуйста, прошу вас. Однако не понимаю, кто за вас должен сортировать всё вами написанное? Бесспорно, вы -энциклопедист. А что далее? Без логического вывода, без стойкой позиции о процессах мировой истории вы уподобляетесь тому же мусорщику, который притащил к себе домой все клочки газет минувших столетий, разложил их по комнатам и... пошёл вновь собирать.
Не понимаю, зачем? Какого признания своей гордыни вы желаете? Чтобы все ходили и "расшаркивались" перед вами?
Увы, одна надежда на бульдозер...
Простите за то, что не поцеловал вас в щёчку, но всё одно, уважение имею к вам за ваш, поистине рабский труд.
К сему, -

Тырнов Валерий   20.10.2011 00:52     Заявить о нарушении
Замечания принимаю. Частично пытаюсь сортировать, но времени абсолютно нет. Не успею - необходимая информация для заинтересованных людей есть.
Гордыни никогда не было, пальцы не гну... Любой ТРУД со стороны рабский, работа - понимашь.

Петр Золин 2   20.10.2011 01:00   Заявить о нарушении