Палыч

   Последнее время я часто вспоминаю тот переломный момент в моей жизни, 1993 год. Это было время перестройки, когда рушились все устои жизни и мне, старшему научному сотруднику Института защиты растений пришлось менять профессию.  Выбор пришел как-то сам собою. Я увидел, не помню уже, где объявление о наборе на курсы по обучению кладке печей и каминов. Курсы проводились в ДК им. Ленсовета. Я записался на курсы и там впервые встретился со своим первым учителем Николаем Павловичем Малашиным, которого мы все впоследствии называли просто Палыч.

   Николай Павлович был мужчина невысокого роста, плотного телосложения, круглолицый с постоянно смеющимися и, в тоже время с хитринкой глазами. Нрава он был веселого, разговор часто сопровождался смехом, и прибаутками. Да и свои лекции он постоянно сдабривал шутками и историями из печной жизни.

   Сколько ему было лет? Не берусь сказать точно. Мне тогда было 42 года, а он, по его словам учился в ПТУ в 50-ых годах. Следовательно, был старше меня лет на 10-15.
  Тогда же мы все услышали его типичное выражение «ложить печь» и присказку, которой он сопровождал свой разговор-«еж твою сорок». На наши вопросы о возможности заработка кладкой печей он весело отвечал:
«Да заработаете, будете ложить печь бабкам».

  Это выражение вообще-то характеризовало целую эпоху, в которой он, да в значительной степени и я тоже, вырос.  В те времена печник зарабатывал тем, что клал печи в деревнях и садоводствах, дачных домах. И в принципе любая старушка могла заказать эти услуги, средств с ее пенсии на это хватало.

   Однако менялось время, менялась и ситуация. Уже в описываемое мною время не много было пенсионеров способных оплатить услуги печника. Да и ориентир стал другой, на людей состоятельных, способных заказать дорогую печь или камин.

После окончания курсов я устроился на работу в фирму «Петербургские камины», одним из основателей которой был сам Палыч. В то время он был ее директором. По каким то причинам с фирмы ушли почти все старые печники, и поэтому набрали новый штат из числа нас, выпускников курсов.

   Надо сказать, что Палыч не имел склонности к руководству и управлению людьми. Он предпочитал сам выполнять работу, а на должность директора приглашал других людей. О его стиле руководства хорошо свидетельствует один эпизод. Нам позвонил заказчик и Палыч дал мне его телефон, чтобы я договорился, поехал и посмотрел объект. В это время появляется второй заказчик, с которым надо тоже вести переговоры и он передает его мне.
-Палыч, говорю, так к кому же мне ехать?
-Ну, поезжай ко второму. С ним практически есть договоренность, начинай делать.
А как же первый?
-ну, решай сам, был ответ.
В результате я поехал к новому заказчику, а первый, по-видимому, был потерян.

  Вообще серьезной работы с клиентами на фирме не велась. Обычно мы сами распределялись и сидели в офисе на телефоне, договаривались с клиентами, выполняли заказы.

  Но при всем том мастер он был превосходный. Когда мне приходилось ездить с ним на заказы, я просто наслаждался, наблюдая за его работой. Но работать он предпочитал один.

  Одним из качеств Палыча было исключительное миролюбие. В конфликтных ситуациях он обычно не принимал ничью сторону и стремился успокоить разгоревшиеся страсти.

Я проработал на фирме года два и, приобретя некоторый опыт, перешел на «вольные хлеба».

  Буквально несколько лет тому назад, это было, если не ошибаюсь в 2008 году, я случайно встретил Палыча на вокзале. Он меня сразу узнал, подошел, со своей обычной веселой улыбкой. Меня поразило, что за прошедшие почти 15 лет он практически не изменился. Такой же веселый крепыш.  Как будто его законсервировали.

-Ну, как дела? На работу едешь? Спросил он.
-Да нормально - отвечаю.- Еду заказ смотреть.
-А как у тебя дела? Фирма еще работает?
-Да закрыл я фирму. -ответил он.-Надоело отвечать за всех, лучше самому работать и отвечать за себя.
  Мы поговорили немного и распрощались.

  Да, Палыч остался прежним, этаким осколком старого мира, в котором родился и вырос и я сам, и о котором иногда вспоминаю с ностальгией. Я хорошо помню его выражение «кормиться, работа кормит». Так сейчас уже не выражаются. Наша деятельность становится бизнесом, который должен не просто прокормить, но и обеспечить получение многих благ.


Рецензии
понравилось. удачи в творчестве.

Александр Михельман   05.01.2012 19:25     Заявить о нарушении