Зеркало

В наше время редко кто пишет друг другу письма – проще позвонить по телефону. Тем загадочноее  казалось только что полученное заказное, пришедшее от тёти. 
«Кажется, она меня наконец-то простила» - произнес отец, передавая мне белый конверт.
Там, в поле «имя отправителя» стояло моё имя.
Даже  тётина  роспись напоминала мою, с похожими завитками,  росчерками и точкой в конце. Как бы вы отнеслись к кому-нибудь малоизвестному,  почти на пятьдесят лет старше вас, носящему такую же имя и фамилию, человеку? По меньше мере, со смешанными чувствами. 
«Ты во многом на нее похожа» - задумчиво говорит отец, затягиваясь сигаретой. 
Я похожа на кого-то, родившегося полвека назад? Как бы не так.
«Сколько лет вы не виделись, пап?»
«Почти тридцать. Боже мой, почти тридцать!» - ответил отец. 
«И теперь она приглашает меня к себе?» Познакомиться с мифической тетей, живущей на другом конце страны,  – почему бы и нет?
«Да, да, она приглашает тебя к себе домой. У нее роскошный дом, где-то под Москвой. Я думаю, тебе надо  съездить на пару недель. Она очень обеспеченная. И если ты ей понравишься – как знать, учеба, переспективы, работа… тебе надо поехать».
Отец снова вздохнул, и я поняла, что он сожалеет о допущенных ошибках. Папа всегда был неразумным в денежных делах. Заработанный на заре перестройки капитал не принес ему ничего. Однако тетя сумела не только сохранить, но и многократно приумножить полученное.
«Если ты меня отпускаешь – я поеду. Сколько ей лет, пап?»
«Между нами несколько лет разницы – значит ей, так, шестьдесят пять. Да. Боже мой,  она всегда казалась мне молодой. Подумать только!»
Он продолжал размышлять вслух, вспоминать какие-то новые факты, но я не слушала. У меня были собственные планы.
Встреча с любимым молодым человеком, недавно переехавшим из нашей провинции жить и работать в Москву. Он чем-то напоминал отца – немного застенчивый, недостаточно самоуверенный… но я обожала его именно за эти недостатки, за которые так часто критиковала папу. Наверняка на небесах есть кто-то, распоряжающийся нашей судьбой. Сегодня же напишу ему по электронной почте, как бы невзначай рассказав о приглашении к тете. Он всё поймет.
Зайдя к себе в комнату и подойдя к зеркалу, я изучающе смотрю на свое отражение.  Откинув голову немного назад, представляю себе королевой и полуприкрываю глаза, наблюдая за собой с оттенком высокомерия.  Я себе нравлюсь.  Я уверена, что очарую свою любовь – в конце концов, все мужчины одинаковы. Изящным, привычным движением поднимаю руку вверх и касаюсь щеки и ниспадающих кудрей медленным, нежным движением, перебиря волосы кончиками пальцев.

II

Большой, элегантный дом, светло-синего, почти голубого цвета. В огромной прихожей, аккуратно обставленной очевидно дорогой, но скромной по виду мебелью. Я вся на нервах – через полчаса мне предстоит познакомится с тетей. Поднимаюсь наверх. Моя спальня отлично мебелирована и идеально прибрана. Смогу ли я когда-либо почувствовать себя здесь как дома?
«Вот бы у меня был свой дом!» - думаю, оглядываясь вокруг. Подхожу к окну и смотрю на улицу.  Через некоторое время напряженно, стесняясь окружающей роскоши, спускаюсь обратно в гостинну. За полчаса моего ожидания встречи с тетей я передумала все возможные сценарии. Сначала она представлялась мне крепкой, энергичной женщиной,  откровенной в речах и очень критичной к юной племяннице. Затем я ждала хрупкую, худую старушенку, старше своих лет, с которой нельзя громко говорить без риска рассыпать ее в прах. Так я стояла размышляя , когда в дом вошла тетя. Все что я рисовала себе в вображении оказалось иным. Передо мной предстала фигура в коричневом парике, густые брови подкрашены черным, губы выкрашены в ярко красный цвет. Она глядела на меня как женщина, сознающая свою красоту перед соперницей, полная уверенности в собственном очаровании.

«Дак вот ты какая, моя таинственная племянница». – сказала она высоким голосом,
Я почувствовала себя не в своей тарелке.
«Да, вы знаете, я тоже считала вас полумифической»
Я боялась взглянуть на эту фигуру, на это воплощение безвкусия. Пожимая костлявую руку, я старалась избегать взглядом тетиных глаз.
«Нет нет нет! Нука, посмотри на меня! Я хочу хорошенько рассмотреть тебя! Да, ты очень похожа на своего отца, а значит, похожа и на меня»
Разве это возможно, чтобы я была похожа вот на это? Что бы я когда-либо стала как она?
«У нас одинаковые имя и фамилия» - нервно произношу в ответ.
«У нас гораздо больше общего!» - восклицает тетя. «Это общепризнанный факт, - дети больше похоже на тетю и дядю чем на своих родителей!»
«Вы и вправду так считаете?»
«Несомненно. Я всегда следила за собой, и мне часто говорят, что я почти не изменилась»- тетя посмотрела на меня  через полуопущенные веки с оттенком высокомерия. «А теперь садись за стол, нас ждет замечательный завтрак».
Я ежусь от неясного ощущения дежавю ее взгляда, от того, что я уже встречала его ранее.
«Да, вы выглядите очень молодо!» лгу, краснея.
Как она может даже допускать мысль о схожести себя сегодняшней, о схожести своей навсегда потерянной юности со мной, двадцатилетней? Несомненно, она убедила себя в заблуждении, что она до сих пор выглядит молодой девушкой.
Однако вскоре я убедилась, что за исключением этой черты, тетя обладает исключительно острым умом. В самом деле, к завершению завтрака я снова почувствовала себя как обычно, хорошо. Общение с тетей обещало быть сносным, и эта скорая встреча с любимым – которого, кстати, можно пригласить познакомиться с тетей.
«Ну, я пойду к себе наверх, мне надо отдохнуть и привести себя в порядок» - тетя поднялась, и пересекая комнату случайно поймала свое отражение в зеркале. Она остановилась, изучающе посмотрев на свое отражение.  Откинув голову немного назад, с королевской осанкой, она на мгновение полуприкрыла глаза, наблюдая за собой с оттенком высокомерия.  Удовлетворившись увиденным, она изящным, привычным движением поднимает руку вверх и касается щеки и ниспадающих волос парика медленным, нежным движением, перебиря волосы кончиками пальцев.

Я замерла в ужасе. Отражение тети вдруг стало моим собственным, но внезапно состарившимся. Или из-за зеркала, или из-за жестов, схожесть проступила так отчетливо. Я поняла, как был прав мой отец. Много лет назад, эта старая женщина очень даже могла выглядеть как я.
Выскользнув из–за стола, кидаюсь к себе. Я должна проверить сиюже минуту.  Оказавшись перед зеркалом, ищу следы приближающегося возраста, с той же тщательностью как недавно искала на лице тети следы ушедшей молодости. Никакого сходства с тетей. Что если принять позу, в которой рассматривала себя тетя?  Внезнапно я остановилась, и изменилась лицом. В зеркале стояла та, что не перестает восхищаться чем-то, давно утратившим привлекательность.
«Никогда больше не подойду к зеркалу!» - поклялась себе я.
Однако к вечеру стало ясно, что дело обстоит еще хуже. За ужином тетя вынуждена была сделать замечание в чем-то провинившейся прислуге, при этом нахмурившись черными бровями. На мгновение я испугалась знакомого  выражения лица, увиденного мною в собственном зеркале некоторое время назад.
Чем дальше, тем больше я убеждалась, что давно ушедшая красота тети потеряна навсегда, но ее характер и дух остались прежними, очень похожими на мои. У нас были одинаковые жесты и  выражения. Например, снисхождение, с которым меня рассматривала тетя, было в точности таким же, с каким я рассматривала своего отца. Когда тетя возмущалась, ее голос принимал мой собственный тембр. И с каждым днем таких сходств обнаруживалось больше и больше. Я начала ловить себя на мысли о потере собственного я, как будто во мне поселились два человека, две копии, родившиеся в разное время.
Снова и снова я приходила к мысли, что через много лет буду выглядеть как моя тетя. Однако мнение моей тети оказалось противоположным. Через некоторо время в случайном разговоре она заявила что «если говорить о характере и привычках, мы находимся на разных полюсах; нас есть внешнее сходство, но фактически мы две противоположности».
Со временем появилось новое ужасное предположение. Что если мой молодой человек станет свидетелем нашего сходства? Какую цепь размышлений породит у него знакомство с тетей, способное состарить меня в его глазах? Увидит ли он девушку в старушке или наоборот, старушку во мне? Все наши отношения встанут с ног на голову. Я внезапно вспомнила школьные годы, где у одной девочки, довольно симпатичной, был отвратительный внешне брат. Мальчишки просто отказывались с ней дружить – настолько было очевидно их родственное сходство.
Нет, знакомить тетю и молодого человека нельзя ни при каких обстоятельствах. В воображении я уже видела его разочароваными. Что если, в минуту нашей интимной близости он вдруг поймет что имеет дело со старой девоей,  временно скрывающейся под личиной молодости. Под вечер я решила ни при каких обстоятельствах не знакомить тётю и моего молодого человека.

III


Мы встретились в центральном парке, недавно отреставрированном и полным отдыхающих людей. Сначала мы неуверенно вспоминали наши прошлые  свидания, пытаясь нащупать почву для перехода к более насущным темам. По каким-то причинам это было нелегко. Я знала, что веду себя неестественно отрешенно, подсознательно создавая вокруг себя ауру тетиных манер.
«Скорее всего, это из за большого количества окружающих нас людей» - думала я.
Мой молодой человек первым попытался пробить броню отчужденности.
«В столице ты ведешь себя иначе» - начал он нерешительно. «Это влияние твоей тети?»
«Я  - иначе? Ничего подобного» - механически ответила я. «Пойдем куда-нибудь, где не так много народу». Найдя свободную скамейку на берегу пруда, в спокойном месте, мы сели рядом.
«Почему ты все время на меня так смотришь? Я так изменилась?»
«Изменилась?» повторил он – «ну, я ведь тебе уже сказал, что ты выглядишь иначе.
«В каком смысле?»
«Не обижайся, но ты сама не своя. Ты даже ни разу не посмотрела на меня с высокомерием, как в прежние времена»
«Высокомерие – это ужасно. Я дала себе слово избавиться от него раз и навсегда».
«Ну, мне даже нравилось»
«Когда я смотрю на тебя вот так?» - я повторила знакомые мне до отвращения тетины жесты и мимику.
«Да» засмеялся он.
«Но так смотрят на людей только старые девы, глупые старухи, пытающиеся выглядеть молодо!»
«Ерунда!» - сказал он. «Это ты! И никто не скажет что ты старая, выжившая из ума старуха!»
«И тебе нравится, когда я на тебя так смотрю?»
«Ну, по крайней мере, я вижу в тебе живого человека»
«Предположим, что я состарюсь, мне будет семьдесят, но я буду по прежнему считать себя молодой студенткой, неподверженной влиянию времение. Представь какой противной может быть старая дама, красящая брови, губы, и строящая глазки проходящим кавалерам»
Он засмеялся тем приятным, мягким смехом который так понравился мне с момента нашей первой встречи.
«Я готов рискнуть. К тому же, если мы состаримся вместе, то все пройзойдет постепенно, и я ничего не замечу» Он говорил с осторожностью, боясь выдать желаемое за действительное, но из его тона следовало, что не может быть счастья больше, чем видеть ее рядом до глубокой старости.
«Ну, может быть ты и прав» сказала я «Но прошу тебя - не проси меня больше напускать на себя высокомерный вид»
«Ты имеешь ввиду, что ты не против? Я имею ввиду – нашу старость. Нет, не это. Я…»
Я кивнула, глядя в его сияющее лицо.
«Когда ты впервые это почувствовала?»
«В самом начале, мне кажется»… пробормотала я.
«Я тоже»
И с этой минуты лед отчуждения лопнул, уступив место обсуждению давно прочувствованных и желанных вещей, самых лучших качеств, которыми оба наделяли друг друга.
«Наверное, мне надо будет встретиться с твоей тетей? Пойдем к ней прямо сейчас, и все расскажем первой» - произнес он.
В момент сладкий сон уступил место жестокой действительности. Я вспомнила, чем грозит такое предложение, и горячо возразила
«О, нет, не надо» - где то даже грубо произнесла я.
Он удивился
«Почему нет? Что то не так со мной?»
«Совсем наоборот»
«Что то не так с тетей?» - он улыбнулся.
Я встряхнула головой, придумывая разумный предлог.
«Просто она немного странная, и любит, когда ее предупреждают заранее.
Он легко согласился
«Так ты предупредишь ее, и я приду к вам завтра?»
«Нет. Завтра не получится»
Раздражение и досада снова охватили меня.
«Мне надо идти. Не обижайся и ни о чем не спрашивай, пожалуйста» - и я посмотрела на него с выражением, наверное, характерным для всех родственников по отцовской линии.

IV
Дни шли за днями, две недели, отпущенные мне отцом, истекли. Тетя находила мое общество приятным, и не хотела меня отпускать обратно.
«Зачем тебе возвращаться к отцу? Он одиночка по жизни. В свое время я пыталась его расшевелить, но он просто убежал. Через несколько лет он также убежит от тебя.»
В моем присутствии тетя больше не смотрелась в зеркало. Теперь она смотрела на меня. С каждым днем наши привычки и жесты становились все очевиднее для стороннего наблюдателя, случись такой оказаться рядом. Я в свою очередь также начала избегать зеркала, боясь увидеть в нем косвенное отражение своей престарелой тетушки. За все это время мой молодой человек ни разу не был у нас в гостях. Я держала его на дистанции, как только могла, пока он не начала подозревать меня в обмане.
«Что ты от меня скрываешь? Ты действительно живешь со своей тетей?» спросил он однажды со всей злостью ревнивого любовника.
«Ну, как ты можешь так говорить?! Хорошо, приезжай к нам сегодня к ужину»
С этого момента я почувствовала себя легче. Признаться в собственных слабостях, сбросить груз неуверенности – мне так давно хотелось это сделать. И если он увидит весь ужас моей будущей старости, всю глубину моих страхов – пусть это случится завтра. Так будет лучше, чем постепенное открытие занавеса.
Вечером я подошла к тете.
«Я должна вам что-то сказать. Я давно встречаюсь с одним молодым человеком. И взяла на себя смелость пригласить его к нам на ужин. Сегодня»
Тетя закрыла глаза и произнесла со вздохом:
«Ты могла бы сказать мне чуточку пораньше»
«До ужина еще несколько часов» ответила я. «Времени больше чем достаточно, что бы принять его достойно».
«Мне надо отдохнуть. Ты ему что-то рассказывала о нас?»
«Не много»
«Получается, что он про нас ничего не знает» выговорила тетя устало. «Думаешь, он будет шокирован?»
«Думаю, да»
Никогда раньше чувство нашего сходства  не было настолько невыносимым как сейчас.
Тетя смотрела на меня с тем выражением, сопровождая свою речь жестами, которые я находила милыми в своем отражении и какими так восхищался мой молодой человек.
Тетя встала, и подошла к зеркалу. У меня остановилось дыхание. Я смотрела на тетю, волнующуюся в предверии прихода в дом молодого мужчины, автоматически вошедшую в состояния восхищения собой. Она стояла перед зеркалом как стоят перед ним молодые женщины, приближаясь лицом к стеклу, поворачиваясь, осматривая себя со всех сторон, поправляя волосы и предметы гардероба. Это продолжалось до тех пор, пока я, вскочив с кресла, не подошла к ней и встала плечом к плечу. На мгновение мы замерли.
Холодный ужас заполнил мое сердце. Что-то страшное и непоправимое случилось прямо перед моими глазами – моя тетя съежилась, ссохлась, и постарела в несколько мгновений. Ее осанка нарушилась, голова склонилась набок, гордый вгляд сменился на бессмысленный взор. У меня не было иного способа сказать ей правду. Тетя отступила в сторону, с видимым усилием приняла прежнюю стать, с вызовом посмотрела на меня  и, натянуто смеясь, скрылась за дверью.
«Она должна знать» - прошептала я, глядя на свое отражение.

V

Сегодня он увидит наше сходство, помноженное на силу тетиного мщения …
Мой молодой человек приехал со свойственной всем влюбленным поспешностью -  на час раньше.
«Ты так нервничаешь»- произнес он когда они оказались вдвоем. «Как в первый день нашей встречи – сама не своя»
«Какая у тебя память» - играючи ответила я. «Конечно, я нервничаю».
Он пытался спорить со мной, пытаясь угадать, как будет выглять его прием тетей, но я не вступала в дискуссию.
«Через несколько минут ты узнаешь сам» сказала я.
Но минуты шли, а тетя не появлялась. Через двадцать минут после назначенного времени к нам вышла горничная и передала просьбу тети начинать ужин без нее.
«Она немного задержится» - передав просьбу,  горничная повернулась и ушла обратно на второй этаж.
У меня не оставалось никаких сомнений о причине задержки – наверняка тетя готовится представить себя в самомо выгодном свете, оспаривая молодость в последнем бою.
Вздрагивая при каждом звуке, я пыталась уловить уверенное цоканье тетиных каблуков. Неожиданно открылась боковая дверь, я вскочила со стула и перед нами предстала, поддерживаемая горничной, согбенная, высохшая фигура очень пожилой женщины, еще несколько часов назад стройной и полной сил, питаемой волшебной мощью живущей  в ее голове идеи.  Через мгновение дверь закрылась. Тетя к нам не вышла. 
«Можешь себе представить» - обратилась я к молодому человеку «когда-то давно тетя была очень похоже на меня»
Он улыбнулся и отрицательно поводил головой, как если бы сама эта непристойная мысль не стоила внимания.
Я повернулась и посмотрела на себя в зеркало. Откинув голову немного назад, с королевской осанкой, я на мгновение полуприкрыла глаза, наблюдая за собой с оттенком высокомерия. 
«Однажды я стану старой, как она» сказала я со свойственной молодости отвагой, не признающей  бремени лет.
Он смотрел на меня с восхищением  - «Ты всегда будешь молодой».
 
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Тетя умерла тойже ночью. Я была с ней до самого конца. Она пыталась вспомнить что-то из Библии, и еле слышно шептала.
«Что вы хотите сказать, тетя?» спросила я , наклоняясь к ней. Но она повторяла лишь одно: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу».


Рецензии
М-дааааааа....

Бэйли   06.10.2011 15:51     Заявить о нарушении
страшно? :) мне кажется, что при должном усердии можно сочинить хороший ужастик (брбрбр)

Вайс Тони   06.10.2011 15:55   Заявить о нарушении