На хуторе Шелепуха
Хутор Шелепуха – это всего десять дворов. Сейчас десять, а до войны, как рассказали мне старожилы хутора, на его месте жила одна старушка – баба Дуня, как ее называли при ее жизни, так вспоминают ее и до сих пор. А вспоминают бабу Дуню часто потому, что от нее зародилось название этого хутора, она была первой жительницей хутора. Причем, жила она на этом месте в одиночестве много лет, от конца гражданской войны и до конца второй мировой. До первой мировой войны у красавицы Дуняши была семья, но к концу гражданской войны осталась у нее одна дочка Анна. Муж погиб от взрыва немецкого снаряда в 1916 году, а два сына нашли свою смерть в гражданскую войну. Трагедия ее сыновей была еще и в том, что один воевал за большевиков, а второй – против большевиков, по воле организаторов той войны, родные братья были врагами.
Когда кончилась гражданская война, Анна привела в дом мужа – бывшего комиссара Красной армии, который вскоре возглавил местную милицию. Зять, конечно, знал, что сын тещи, а его шурин, был в лагере своих врагов. На этой почве между тещей и зятем установились, мягко говоря, отношения не совсем дружественные. Это и стало причиной ухода бабы Дуни, тогда еще красивой женщины, из семьи. Такое решение могла принять и сама теща бывшего комиссара, но мог и он принудить тещу уйти из семьи, чтобы спасти себя от клейма защитника «контры», так называли тогда всех, кто хоть как – то не был согласен с политикой большевиков. И не только называли, а и беспощадно с ними расправлялись, что делал и сам зять бабы Дуни. Семьи, в которых были замечены подобные «контры», тоже заносились в «черные» списки.
Поселилась женщина на небольшом участке принадлежавшего когда – то ее мужу сенокоса, который был в километре от села, на берегу небольшой реки. Соседи помогли разобрать, перевезти и поставить на новом месте небольшую постройку из бревен, которое раньше служило конюшней, а несколько последних лет там складывали дрова. Получились «хоромы» с одной дверью и с одним окном. Хватило места и для маленькой печки. И стала жить женщина на новом месте, разработала огород, завела кур и козу. Рядом был лес, в котором она собирала ягоды и грибы, научилась ловить рыбу в речке. С дочкой Анной встречались редко и обе старались, чтобы муж Анны об этом и не догадывался, да и соседи Анны тоже не многие могли об этом знать, не всем можно было доверять.
Когда организовали колхоз, Дуня одна из первых подала заявление. Всю низину вдоль реки колхоз превратил в большой огород, на котором выращивали лук, капусту, огурцы, помидоры и разную зелень. В этом хозяйстве и работала колхозница Дуня, в стахановки не выбивалась, но работала добросовестно, как на своем собственном огороде. Ни на что не жаловалась, даже тогда, когда на заработанные в колхозе, так называемые, трудодни ничего не давали. Питалась в основном с огорода, леса и речки.
От близости леса, кроме преимущества, что не много ходьбы, был бабе Дуне и ущерб, лисицы таскали кур. А однажды, это было в голодном 1933, баба Дуня заметила, что курица пропала не по вине лисицы. Когда курицу хватала лиса, с курицы летели перья, оставался след, а на этот раз случилось так, что и курицы нет и следа от лисы нет. Тогда баба Дуня подумала на ребят, которых не раз видела в лесу не далеко от своего двора. То были два брата Черепановы, родителя которых она знала не с лучшей стороны по отношению к чужому добру, а в голодный год многие промышляли воровством.
И баба Дуня выследила воришек. Заметив их на опушке леса, не далеко от двора, она бросила на плечо веревку и пошла в лес, как будто, за дровами. Сама же притаилась за кустом не далеко от того места, где греблись ее куры. Долго ждать не пришлось, вскоре подошли братья Черепановы к курам, те отпрянули от них, но совсем из лесу не убежали. Как же они будут ловить или убивать птицу, в руках у ребят не то, что сети, даже палки не было. А ведь они пришли за курицей, это было видно уже по тому, как они потихоньку подкрались к курам. Но воришки были, хотя еще и малые, но – умелые. Один вынул с кармана катушку ниток, второй – спичечный коробок, потом повернулись друг к другу и стали что – то делать, но бабе Дуне не было видно, закрывала спина одного парня.
Все она поняла, когда увидела, как один повернулся лицом к курам и повесил на ветку дерева над самой землей нитку, к концу которой был привязан крючок для ловли рыбы, а на нем изгибался дождевой червяк. Ребята отойдут немного, курица увидит живого червяка, и поймается на крючок, как рыба. На этот раз им, конечно, не повезло с уловом. Как только братья Черепановы стали потихоньку отходить, разматывая нитку, баба Дуня не стала ждать дальнейших событий, закричала:
- Что ж это вы делаете, черти черепановские, я вас сейчас.
Что она с ними будет делать сейчас, баба Дуня уточнять не стала, братья Черепановы убежали, оставив на месте орудие преступления, крючок зацепился за дерево и оказался таким же прочным, как и нитка. Тогда о рыболовных лесках не знали, рыбу ловили или на волос с конского хвоста, или – на суровую нитку. С таких ниток плели и рыболовные сачки и сети. А братья Черепановы, как оказалось, для ловли кур использовали крепкую сапожную дратву, брали ее у своего дяди Миши – сапожника.
Вот и подошло время рассказать, каким образом название этого хутора связано с бабой Дуней. Тех пацанов, братьев Черепановых, в селе называли «черепанами». После случая с ловлей кур баба Дуня, рассказывая об этом, стала называть этих пацанов – «черепунами». Но баба Дуня немного шепелявила, у нее получалось – «шелепухи». А так как она это рассказывала очень часто, и уже не как о воровстве, как о том, как она их обманула своим ложным уходом за дровами, бабу Дуню и стали называть, сначала – просто Шелепухой, а потом и бабой Шелепухой.
После войны возле двора бабы Дуни стали строиться вернувшиеся с войны солдаты, да и не только они. За несколько лет и получился новый хутор из десяти дворов, который называли, кто выселками, кто - хутором Шелепуха. Победила Шелепуха. Познакомил меня с этим хутором мой племянник в прошлом году. Сам он туда иногда ездил к своему другу по службе в армии, вместе воевали в Афганистане, после чего каждый называл друга не иначе, как – братом. Прошлым летом он взял меня с собой порыбачить. С этого и началось. Там я познакомился с двумя очень интересными стариками. Оба они были солдатами войны, после которой и стали соседями на этом хуторе, а после и породнились.
Так получилось, что в селе, из которого заселился хутор Шелепуха, в двадцатых годах прошлого века многим рождавшимся мальчикам давали имена, или Миша, или Коля. Поэтому большинство пожилых мужчин в Шелепухе и в соседнем селе были, или Михаил, или Николай. Вот и моих знакомых стариков звали, одного – Николай Иванович, второго – Михаил Петрович. Хотя я и называю их стариками, хотя они уже давно пенсионеры, но отдыхают они только по церковным праздникам и по воскресным дням. В церковь, которая в соседнем селе, Николай Иванович и Михаил Петрович не ходят и не ездят. Однажды у нас был об этом разговор, то они оба говорили на эту тему одинаково: за них в церковь ходят молиться их, очень богомольные старухи, так они отрекомендовали своих жен. Да и я встречался с этими стариками только по воскресным дням, так – как по праздникам, хотя они и не работали в своих хозяйствах, но и заниматься рыбной ловлей считалось на хуторе тоже работой.
У Николая Ивановича два сына, а у Михаила Петровича две дочери. Один сын – Николаевич женился на одной Михайловне, теперь у них два общих внука и один правнук. Правда, оба внука живут в городе, я уже с ними и там встречался, а вот их родители из села не уехали, живут вместе с Николаем Ивановичем.
Мои новые друзья из хутора Шелепухи оказались хорошими собеседниками. А между собой они часто ведут споры на разные, даже политические, темы. Возможно, о некоторых таких спорах я напишу в следующем рассказе с хутора Шелепуха.
Свидетельство о публикации №211092701159
Игорь Екимов 05.01.2013 20:49 Заявить о нарушении
Василий Чечель 09.01.2013 16:28 Заявить о нарушении