Хиппи в творчестве Высоцкого

 Давно решил собирать крошки со стола, где море цветов и любви. При другой системе их было не щедро. В основном из рубрики "Оскал империализма". На фоне разлагающейся антагонистической нашему строю формации, эти субъекты выглядели типичным продуктом. С соответствующими атрибутами. Позже, правда, выяснилось, что ими балуются не только Дети Цветов.

 Но что особо поразило спустя многие годы, так это внимание к хиппи многих известных у нас людей. Предопределенность нынешнего материала связана и с параллельностью двух, ничем не связанных вроде бы событий. На ТВ-центр смотрел передачу Млечина об Олимпиаде-80. И черном дне этого периода. Когда перечеркнутая жизнь одного затмила все золотые медали и небывалые достижения советского спорта.

 Он был кумиром миллионов. За открытый, как кровоточащая рана, текст. Нет сейчас по искренности в наше время такого глашатая духовной свободы. Бьющего своими отрывистыми аккордами, своим хриплым голосом по нервам просыпающихся людей. Связывали вслед за ним несвязанное, порой непонятное умом, но принятое сердцем. Парус, порвали парус..., каюсь, каюсь, каюсь! За свою короткую жизнь сделал гигантский вклад в пробуждение духовности. Это понимали и сильные мира того. Уважая за силу, вложенную в крик, рвущийся из сердца.

 Не многие тогда, да и сейчас, знали, что одну из своих баллад Высоцкий посвятил хиппи. За пять лет до Олимпиады на наши экраны вышел художественный фильм "Бегство мистера Мак-Кинли" Вот чем привлекали те ленты, в отличие от современных "цитаделей", так это философской прокладочкой. Незаметной, неощутимой, как в "Сталкере" или "Солярисе", но пробуждающей мысли смотрящего. Так и "Бегство...". Вроде бы проклятый капитализм, но роднит душу смятение главного героя, его страх перед неопределенным будущим. Забавно, но и "Полет над гнездом кукушки" Формана по роману Кизи вышел в прокат в этот же год. Общая атмосфера легко преодолела железный занавес. И не мог не откликнуться на это человек с обнаженными нервами.

 В фильме "Бегство..." он играет уличного певца Билла Сигера. Не знаю, откуда возникло это имя. Но есть реальный Сигер, только Боб, олдовый рокер. И песни соответствующие.

        "Назови меня реликтом, кем хочешь назови,
        Скажи, что я старомоден, скажи, что я не как все они.
         В сегодняшней музыке я души не нашёл,
         Мне нравится тот старый добрый рок'н'ролл."

                перевод Ильи Тимофеева.

 Предполагаю, что Высоцкий мог слышать старину Боба. Так или иначе, ему кроме роли предложили написать для фильма баллады. Через несколько дней Высоцкий ошарашил всех. За неделю он написал семь песен. И не какие-нибудь муси-пуси. Реальные. Но в фильм большинство, в том числе и "Мистерия...", не вошли.

 Характерно, что спев песню "Мистерия хиппи", Высоцкий заявил:"Вот это я написал для себя, — я же буду играть вашего Билла Сигера". Ему не надо было перевоплощаться. Душой он был с нами. Не случайно "Мистерия" Таинство зарождения необычного, не принятого обществом цветка, вышедшего из его же чрева. Тайна чистой души, не понятой обывателем.  Думаете, не актуально сейчас, в эпоху становления мелкобуржуазных отношений?

  Предвидел нынешний конфликт поколений Высоцкий.

           "Мы - сыновья своих отцов,
            Но блудные мы сыновья."

 И отношение к государству приравнивается к отношению не понимающих их отцов.

                "Мы не вернемся - видит Бог -
                Ни государству под крыло,
                Ни под покров, ни на порог."

 Причина?

                "Вранье -
                Ваше вечное усердие!
                Вранье -
                Безупречное житье!"

 Разве не так? Разве не пропала искренность? На больших съездах, на вашей кухне?

 А всё почему?

                "Гнилье -
                Ваше сердце и предсердие!"

 Буржуазная мораль.

                "Довольно тискали вы краль
                От января до января.
                Нам ваша скотская мораль
                От фонаря - до фонаря!"

 Современный фондовый рынок, котировки валют, недвижимость и окаменелость души.

                "Выжимайте деньги в раже,
                Только стряпайте без нас
                Ваши купли и продажи.
                Нам - до рвоты ваши даже
                Умиленье и экстаз!"

 В то время, время детей Цветов, неожиданно расцветших в ещё более враждебной среде, песня не была принята. Может и к лучшему. Слишком вызывающие для строителей коммунизма слова. И без них винтили и брили. Создавая попутно противодействующую армию гопников и комсомольских работников. Которые подхваченные волной перестройки и последующих событий взмыли вверх. А хиппи... Они остались светлым образом в истории не принявшего их государства. Мистерией.

 Он ушел через пять лет. И Мишка, пролетая над свежей могилой, может быть, незаметно махнул лапой. На юге в это время гибли наши ребята. И не только наши. Им не нужна была война. Но до любви они не дожили. Как и пославшие их.

 P.S. А старина Боб всё зажигает. И говорят, спел даже знаменитую You Never Can Tell Чака Берри. 


Рецензии
Помню этот фильм. Все ждали больше - когда же Высоцкий появится на экране и будет петь.:)
Спасибо, Евгений.
С уважением,
Сергей

Кандидыч   31.05.2015 10:57     Заявить о нарушении
Не зря же Семеныч обратил на них внимание.
С благодарностью,

Евгений Садков   31.05.2015 14:46   Заявить о нарушении