Христиане адвентисты седьмого дня в России

Хотя церковь АСД в России официально появилась лишь в конце XIX в., сознание русского человека никогда не было чуждо тех идей, которые проповедывали и проповедуют христиане адвентисты. Многовековые религиозно-реформационные движения в России подготовили почву для принятия верующими учения церкви АСД. Вот, к примеру, что писал православный автор Екатеринославского епархиального журнала в 1897 году:

«В среде штундистов Екатеринославской епархии в последнее время замечается новое религиозное движение, характеризующееся поворотом религиозной мысли сектантов к мистицизму…  Начало возникновения названного движения в среде наших сектантов возводят к деятельности заграничных миссионеров секты адвентистов.» («Екатеринославские епархиальные ведомости», 1897, Государственный архив Днепропетровской области №7328). Подобное явление наблюдалось во многих областях России, причем не только в среде штундистов (штунде – от нем. слова «изучать», т.е. изучающие Священное Писание), но и среди баптистов, молокан, субботников и даже православных.

Другой православный журнал писал об адвентистах, что они «считают себя последователями и выполнителями требований слова Божия и это пункт своего учения высказывают всегда, как неопровержимое якобы доказательство истинности своего учения.» (…) Именно это желание быть последователями слова Божия и было объединяющим для всех этих людей. Необходимо отметить, что тот духовный вакуум, который возникал у русского человека в связи с недостаточным изучением Священного Писания, приводил к тем последствиям, о которых писал другой православный автор:

«Вера народа во все святое—бессознательна. Он, т.е. народ, называет себя христианином, и не может дать отчета, почему так называется; он молится Богу, болтая только языком, ограждая себя крестным знамением—машинально; он содержит праздники и посты, говеет, почитает святых, поклоняется иконам,—и все это делает потому, что так делали его предки и так поступать ему заповедали. На христианских святых он переносит грубые представления язычества, называя их богами» (Штундисты на юге Росси» В. В—в Церковн. Вестн. 1882, № 42, стр.10).

Однако, хотя такое положение и преобладало, оно все же не было всеобщим. Стремление изучать Библию и следовать библейским уставам, равно как и попытки реформировать церковь, можно проследить уже в самых древних документах русской письменности, в таких как «Предисловие покаянию», литературном памятнике домонгольской поры, «Златоструе», документе XII-XIII веков, в «Написании Акиндида», в трудах Климента Смолятича, автора, жившего в XII веке, и во многих других древних рукописях. Трифоновский сборник, отразивший реформационные настроения рубежа XIII и XIV веков, включает сочинения, утверждавшие право верующих собираться вне церкви, исследовать Библию, слушать учителей из народа. Миряне и низшие церковнослужители, указывалось далее, могут стать учителями веры. В составленном тогда же «Слове о лживых учителях» автор восхваляет книжное учение и обличает невежественных священников, тех, кто «моряще себя и онех гладом душевным», «горе же тому, иже не почитает святых книг писания пред всеми…».

Многочисленные реформационные настроения в XIV веке вылились в движение стригольников, объявивших себя «обществом верных», соблюдающими заповеди Божии. Стригольники, по словам епископа Стефана Пермского, «шли на распутия и на ширины градные», т.е. говорили с народом повсюду, и «высили словесы книжные». Во многих местах люди изгоняли «учителей-пьяниц, которые ядят и пьют с пьяницами и взимают с них злато, серебро и порты от живых и мертвых», а на их место ставили «простцов», т. е. простых мирян. Стригольники критикуют ряд церковных догматов с позиций разумной веры – таинства посвящения, покаяния и др. Они говорят, к примеру, что «недостоит над умершими пети, ни поминати, ни службу творити, ни приноса за мертвыми приносити к церкви», т.е. верили, что нельзя после смерти чужими молитвами изменить участь человека. Стригольники высоко ценили Священное Писание: «Изучисте словеса книжная, яко суть сладка слышати хрестьяном, и поставистеся учители народом.» В 1375 году, сказано в летописи, руководителей стригольников – Карпа, Никиту и еще одного, чье имя не дошло до нас, новгородское духовенство подвергло казни. Но конец движению стригольников положен не был. Уже в 1416-1427 годах митрополит московский Фотий посвящает борьбе с ними еще четыре послания.

Во второй половине XV века эстафету от стригольников принимает движение субботников или новгородско-московское движение (которое еще неверно именуют «движением жидовствующих»). Движение субботников, охватившее практически все слои тогдашнего общества и даже царскую семью, оставило яркий след в истории России. Передовые люди того времени – торговцы, ремесленники, чиновники, дипломаты – принимали учение субботников и следовали ему. Выдающийся деятель пера Иван Черный был одним из главных идеологов этого движения. Во что же верили эти люди? В первую очередь, они разделяли мнение, что главным вероучительным авторитетом должно оставаться слово Божие, Священное Писание. Из этого постулата следует соблюдение ими субботнего дня, веру в единство души и тела, вера во Второе пришествие Иисуса Христа, отказ поклоняться изображениям, отказ принимать священство как посредников между Богом и человеком. Наряду с этим субботники верили в искупительную жертву Иисуса Христа, в богочеловеческую природу Сына Божия, верили (вопреки бытующему о них мнению) в Святую Троицу. Церковь христиан Адвентистов седьмого дня сегодня исповедует те же принципы веры, что и русские субботники XV – XVI веков. В какой-то степени можно сказать, что христиане адвентисты в России являются духовными наследниками движения субботников.

В начале XVI века на движение субботников и на так называемую «русскую партию», которая поддерживала это движение, началось гонение, так что даже наследник престола царевич Дмитрий был умерщвлен. Это гонение было спровоцировано обвинительной деятельностью некоторых воинствующих клерикалов, к которой подмешивалось немало лжесвидетельств, а также политическими устремлениями второй жены великого князя Ивана III, гречанки итальянского происхождения Софьи. Разгром движения субботников являет собой одну из самых мрачных страниц русской истории, когда оптимизм и открытость сменились инквизиционной нетерпимостью, возвратом к невежеству и террором. Династия Дмитрия была замещена династией, которая уже во втором поколении дала миру такое страшное явление, как Иван Грозный.

Надо, однако, отметить, что даже при Иване Грозном в обществе слышались отголоски подавленного движения субботников. Стоглавый собор, созванный в 1531 году во время царствования Ивана Грозного, принял положение (95 глава), которое до сего дня не отменено Православной церковью. Суть этого положения состоит в том, что наряду с воскресным днем нужно соблюдать и день субботний.

Субботники не исчезли совсем из России. Астырев пишет: «… можно предположить даже, что не было такого периода в течение четырех веков, когда этой секты не существовало бы в каком-нибудь углу обширного русского государства», причем «одни группы сектантов могли даже не знать о существовании других: их связывала и связывает между собой только Библия» (Астырев, Н. Субботники в России и Сибири, журнал «Северный Вестник», 1891 г., № 6, с. 63).

Субботствующих именуют в одних местах «жидовствующими» , в других «иконоборцами», в третьих «селезневцами» (так именовали тульских субботников, по имени их руководителя). Соблюдением субботы интересуются также молокане, которые, отделившись от молокан-воскресников, стали называться «псалтырниками», потому что на своих богослужениях они пели псалмы Давида.

По свидетельству многих авторов, субботники во второй половине XIX века были представлены в 30 губерниях России, насчитывая более 30 тысяч последователей. Цифра, надо признать, по тем временам совсем не малая. В это же время в России появляются и первые христиане адвентисты. Во многих губерниях люди уже были подготовлены к принятию адвентистского учения благодаря деятельности субботников многие из которых, надо отметить, примкнули к адвентистскому движению.

Подводя итог вышесказанному надо отметить, что учение, которое исповедуют сегодня христиане адвентисты не появилось на Руси вдруг, как результат проповеди зарубежных (в первую очередь германских) миссионеров. Фактически, зарубежные, а в самом скором времени после этого и русские проповедники адвентизма пожинали то, что сеялось и прорастало на Руси в течении всех столетий христианской истории.

Общественная деятельность русских реформаторов

Религиозная реформация обычно тесно связана с теми социальными веяниями, которое переживает общество на определенных этапах своего развития. Русские реформаторы с древнейших времен стремились к преобразованию общества в лучшую сторону, и это им в какой-то степени удавалось. Им удавалось, к примеру, обратить внимание общества на такие пороки, как взяточничество, тунеядство, невежество, жестокость, бесправие бедных. Своим примером они хотели указать обществу лучший путь. Добропорядочность, трудолюбие и честная жизнь русских вольнодумцев не вызывала сомнений даже у их противников, один из которых, епископ Стефан Пермский, писал о них так: «Аще бо бы не чисто житье их видели люди, то кто бы веровал ереси их?». Русские вольнодумцы организовывали школы, так как полагали, что человек должен сам уметь читать Слово Божие.

Движение субботствующих в XV – XVI столетиях явило собой яркий пример богатого вклада реформаторов в развитие Руси. Будучи верны своей отчизне и «стоя на высоте образованности своего времени»  эти люди внесли неоценимый и доселе неоцененный должным образом вклад в развитие российского общества. Среди лидеров движения субботников можно назвать, к примеру, блестящих дипломатов братьев Курициных, которым Россия во многом обязана освобождению от Монголо-Татарского ига, своими дипломатическими связями с западным и восточным мирами, и, наконец, приездом на Русь западных мастеров (в том числе и Аристотеля Фиоравенти), которые во многом определили архетиктурный облик российской столицы, выстроили московский Кремль. Наследник царского престола Дмитрий, первый, кто удостоился в России царского венчания, также разделял взгляды субботников. Формирование новых литературных жанров, приближение языка письменной речи к разговорной, систематическая подборка материала также во многом были обязаны литературной деятельности субботников. Субботники стремились к тому, чтобы каждый человек мог иметь свободный доступ к знаниям, не страшился инакомыслия и веротерпимости. Такие исследователи как Я. С. Лурье, Н. А. Казакова, А. И. Клибанов и многие другие характеризуют это движение как прорыв к новому и прогрессивному витку в жизни российского общества.

Дальнейшие поколения русских субботников хотя и не имели уже, в силу гонений, доступа к сколь либо влиятельным позициям в обществе, тем не менее никогда не утрачивали репутацию людей честных, трудолюбивых, благонадежных.  К примеру, в 70-х годах XIX столетия представитель Сената Мордвинов характеризую субботников говорил о них, что они «в домашнем быту и в отношениях своих к властям безупречны, усердно трудятся и исправно платят подати.» (Еврейская энциклопедия, т. 8, с. 544).

Современные христиане адвентисты седьмого дня живущие в России продолжают созидательную работу своих предшественнтков. Наверное, всякий знакомый с христианами адвентистами сегодня скажет, что это очень трудолюбивые люди, усердие которых не проходит зря, но приносит благословения. Столетия гонений и притеснений субботников в России не подорвали их духа, но, конечно же, не давали им развиться в полной степени. Тем не менее, в меру своих сил, а часто и чрез меру, христиане адвентисты сегодня стремятся внести свой добрый вклад в российской общество. Руками АДРЫ христиане адвентисты помогают в районах стихийных бедствий, помогают голодным, не имеющим крова. Церковь АСД поддерживает больницы, дома престарелых, сиротские дома. Церковь организует программы по борьбе с курением, алкоголизмом и наркоманией, проводит работу по профилактике преступности. Следуя библейскому принципу единства души и телу, христиане адвентисты особенным образом заинтересована в том, чтобы у человека, говоря словами А. П. Чехова «все было прекрасно: и душа, и тело, и одежда». Четвертая заповедь дяситисловного закона Моисеева, данного всему человечеству, призывает не только покоиться в день субботний, но и работать шесть оставшихся дней недели. Думается, что соблюдение этой заповеди столь же актуально для современного российского общества, как соблюдение заповеди восьмой, которая гласит: «Не укради». 


Рецензии