Мой адрес Советский Союз

       
        Говорят, что иностранцы покупают плацкартный билет на поезд «Россия» следующий по маршруту «Москва – Владивосток» и едут, чтобы посмотреть из окна на нашу огромную страну. Более того, якобы организован специальный туристический поезд, следующий по этому маршруту с длительными остановками и экскурсиями по ходу следования. Это здорово. Билет, правда, говорят, стоит несусветных денег. Не по карману такое счастье, а то бы обязательно прокатился. Во первых, это очень интересно, мы живем в уникальной и великой стране, где поезд идет в один конец целую неделю. Во вторых, хотелось бы повторить путь, по которому однажды уже довелось проехаться. Было это в начале сентября 1964 года и прокатился я тогда через весь Советский Союз от Львова до Владивостока. И прокатился бесплатно для своего кошелька, за государственный счет. Поездка запомнилась на всю жизнь.
        «На дальней станции сойду, трава по пояс…». Кому из моих сверстников не знакомы эти слова из песни? Мне кажется, таких людей нет. Моя молодость пришлась на  период, когда слова: романтика, тайга, дальние края, звучали повсеместно и повседневно, буквально на каждом шагу. Особенно отличалась  радиостанция «Юность», которая работала на волне всесоюзного радио «Маяк». Это было единственное на всю страну радио, которое передавало только музыку и новости, отсюда и популярность его. Несомненным лидером, комсомольской, песенной романтики была А. Пахмутова. Эта маленькая и очень милая женщина своим талантом умела заронить в душу молодого человека мечту. Официальная пропаганда предлагала лишь одно, а именно: веру в коммунизм. Пахмутова же звала молодого человека в неизведанное, в дальние края, туда где было трудно, было очень неуютно, но именно там была настоящая жизнь, именно там молодой человек становился настоящим человеком. Об этом же постоянно писали и газеты, и журналы во главе с «Комсомольской правдой». О дальних краях, тайге и морозах писали стихи поэты, а молодые люди с упоением их читали и слушали. Одним словом, романтикой были «заражены» многие советские граждане, особенно молодежь, всегда готовая к перемене мест. Конечно, не был сторонним наблюдателем и я. Мечта уехать в далекую дальность, туда, где вершится история нашего государства, где в суровых условиях возникают могучие электростанции, вырастают молодые города, где каждый день-подвиг, эта мечта всегда звала меня. И вот, наконец, она стала приобретать реальные черты: на перроне ярославского вокзала  меня ждет скорый поезд №1 «Москва – Владивосток», фирменный поезд «Россия». Приветливые проводницы, очень похожие на стюардесс, с улыбкой проверяют билет и приглашают в вагон. Впереди семь суток пути через всю страну, а еду я из крайней точки СССР на западе, из города Борислав, в противоположную крайнюю точку, на востоке: город Большекаменск.
        Сорок семь лет прошло с тех пор. Иногда я вспоминаю эту пору и эту поездку. Маршрут нашего поезда проложен по северной ветке, то есть через Ярославль и Киров, на Свердловск, обходя, таким образом, мой родной Татарстан. Разумеется, мне было интересно посмотреть на свою страну из окна поезда. К сожалению  сейчас мало что могу вспомнить, в памяти сохранились лишь отрывки, да некоторые эпизоды. Множество разных вокзалов и станций, бесконечное мелькание за окном вагона деревень, поселков, рек и речушек, полей, лесов и перелесков слилось в единый калейдоскоп. Очень быстро доехали до просторов Сибири. Запомнилась она  почему то не пейзажами, а обычной вареной картошкой. Ее продавали везде, на каждой станции. И еще, на перронах продавали колбасу, типа любительской. Но она продавалась не в холодном виде, как в магазине, а горячей. Колбаса, порезанная на куски, варилась в большой кастрюле. Продавщицы доставали ее из кипятка, быстро взвешивали  и объявляли цену. Думаю это был мастер-класс по обману покупателя по-советски. Ведь в кипятке колбаса разбухала впитывая в себя воду и ее вес соответственно увеличивался. Но это уже тонкости советской торговли. Горячая колбаса, вареная картошка и хлеб были моим питанием на протяжении всей дороги по Сибири.
       Большинство пассажиров ехали до конца и уже через пару дней образовались компании и компашки во всех вагонах. Поезд превратился в своеобразное общежитие на колесах. Откровенных пьянок не помню, пассажиры вели себя очень дружелюбно в отношениях между собой. Наша поездка превратилась в веселую прогулку по огромной стране. Нельзя сказать, что мы постоянно любовались проплывающими за окнами пейзажами. Интерес вызывали ожидания приезда в определенные  точки по маршруту. Главным объектом Транссибирской магистрали является, конечно, Байкал. И вот, наконец, после Иркутска, наш поезд стал приближаться к знаменитому озеру. Первая станция на берегу Байкала – Слюдянка, выхожу из вагона и вижу, что вместо колбасы продают рыбу в разных видах, но все, почему то, спрашивают омуля. Оказывается, что это самая знаменитая байкальская рыба, но лов ее под запретом. Так и не удалось мне попробовать, что за чудо, этот омуль. Наш поезд идет вдоль береговой линии, красота неописуемая, что то подобное в нашей стране можно увидеть только на участке железной дороги от Туапсе до Сочи. Но на Байкале все таки, по - моему, главнее. Следующая станция на берегу озера – Танхой, на этой станции, мы со своей компанией решили набрать байкальской воды. Заранее приготовили стеклянные бутылки из под лимонада, дождались остановки и бегом побежали через рельсы к воде. Неуклюжим растяпой, я ни когда не был, поэтому трудно понять, как это я умудрился споткнуться о рельс. Но это произошло, и со всего размаху я упал на каменистую землю байкальского берега. Стеклянная бутылка разбилась в руке, повредив мне вену. Весь испачканный кровью, быстро вернулся в вагон, где с помощью проводницы и пассажиров, мне наложили жгут на руку и остановили кровь. Разрез оказался большим, требовалась медицинская помощь и все решили, что мне нужно ехать до Улан – Удэ, где есть соответствующие условия и хирурги. От Танхоя это четыре часа езды по расписанию нашего поезда. Без сомнения на этом перегоне я был в центре внимания и заботы, добровольные помощники следили за моей рукой, так как нельзя обескровливать руку более, чем на два часа и они регулярно пускали кровь, ослабляя жгут. Общими стараниями меня благополучно довезли до города, а там уже на вокзале ждала скорая помощь, которая отвезла меня  в больницу на операцию.
        Операция оказалась не сложной: почистили рану, наложили швы, забинтовали руку, повесили ее с помощью бинта в горизонтальном положении и отпустили восвояси. С чемоданом в руке и походной сумкой через плечо я пешком поплелся обратно на вокзал. К счастью больница располагалась недалеко от вокзала и я довольно быстро добрался до него. Вокзал, как вокзал, ни чего особенного, но вот люди. Мне они откровенно не понравилась, очень много, каких то подозрительных личностей и чуть ли не откровенных бандитов. Может просто я отвык от монголоидного типа лиц, может просто был не в духе, так или иначе, не дожидаясь Владивостокского поезда, закомпостировал билет на ближайший, следующий лишь до Хабаровска. и поехал дальше. Естественно в Хабаровске мне пришлось делать пересадку. Наш поезд пришел в Хабаровск вечером и мне предстояло ожидание поезда на Владивосток до утра. Железнодорожный вокзал здесь был современным и  большим, но что там творилось! Такого количества босяков и оборванцев, я не видел ни когда. В распоряжении пассажиров на вокзале два этажа: первый и полуподвальный. На первом этаже люди находятся в постоянном движении, кто то спешит на посадку, кто то сошел с поезда. В нижнем этаже, практически в полуподвале, люди лежали и сидели на скамейках, разложив свои пожитки, хлеб, еду и выпивку. Сразу видно, что это постояльцы местные, а не пассажиры. Их сообщество было похоже, на какое то сборище беспризорников, только не детей, а взрослых мужчин и женщин, некое подобие цыганского табора, только беспорядочного и не такого красочного. Эта публика демонстрировала, как нельзя лучше, что Хабаровск является транспортным узлом всей Восточной Сибири. Погуляв по вокзалу, я нашел в одном из помещений свободное местечко и продремал до утра. Утром, перед посадкой на поезд, зашел в медпункт, где мне обработали швы и сделали перевязку. Моя рана, как и положено, благополучно заживала, шел ведь уже третий день после операции.
        С чувством облегчения я сел и поехал дальше по назначению. На следующее утро наш поезд уже приближался к столице Приморья, Владивостоку. Последняя станция перед ним, Угольная. Здесь мне нужно выходить и пересаживаться на местную электричку до районного центра Шкотово.  Выйдя из вагона на перрон, я сразу почувствовал неповторимый запах моря, хоть его и не видно было. Запах морского берега спутать нельзя ни с чем.
        После обеда я был уже на месте, в конце своей Одиссеи, в славном городе Большой Камень. Отыскал строительное управление, предъявил свои документы и без промедления получил направление в общежитие и на работу завтра в бригаду плотников. 
         Итак, позади почти двенадцать тысяч километров пути. Я проехал из конца в конец всю нашу огромную страну, с громким названием Союз Советских Социалистических Республик. В дороге я встретил свой день рождения, мне исполнилось ровно двадцать лет, началась взрослая жизнь. Родина доверила мне поработать на Ударной комсомольской стройке! Беззаботное время юности и юношеской молодости ушло в безвозвратное прошлое.
               


Рецензии