У бани
Сон да баба, кабак да баня - одна забава.
Табак да баня, кабак да баба - только и надо.
"Пословицы и поговорки" В. Даль.
Глубинная мудрость, содержащаяся в наших пословицах и поговорках, несколькими легкими выразительными штрихами характеризует привычный уклад жизни русского народа, его повседневные заботы и чаяния, тяжелый труд по добыванию хлеба насущного, бесшабашную отвагу и удаль, безудержную радость и неизбывную печаль, столь непохожие на чувства других народов, все то, что составляет самую суть души, раскрывающейся в наших потрясающих песнях.
К сожалению в последнее время песен вовсе не стало слышно, исчезли они, истаяли, осыпались, словно иней с деревьев в солнечный денек, и похоже не вернутся уже никогда. Где же та широта души русской, которая просилась наружу, где же та глубина, из которой поднималась она, заполняя все существо поющего в горе ли, в радости ли, и летела на крыльях голоса, набирающего силу так, что проникала во все потаенные уголки сердец слушающих и отзывалась слезами благодарности?
Что же случилось с душой нашей народной такого страшного, непоправимого, что оказалось хуже татарского ига, всех войн и бедствий, вместе взятых, эпидемий и моровых язв?
Истаяла душа наша, истончилась как песня, съежилась до уродливого маленького комочка, ощетинилась и озлобилась, лишившись духовной поддержки веры православной своей.
За небольшой исторический отрезок времени с 1917 по 1991 год, по сути на протяжении одной человеческой жизни, произошло столько страшных событий, что ни одна живая душа не вынесет. Положа руку на сердце, пожалуй, можно насчитать десять-пятнадцать стабильных лет, которые, почему-то окрестили застоем.
В семидесятые годы прошлого столетия, после хрущевских карточной системы и "оттепели", народ немного вздохнул с облегчением: наличие постоянного заработка и два выходных дня в неделю поставили перед работающими людьми проблему использования своего свободного времени, к решению которой многие оказались не готовы. Некоторые пытались ее решать у винных точек, которым наш скорый на выдумку советский человек давал точные названия:
"Звездный", "У башни", "У бани". Не обходилось и без курьезов, когда озабоченный поисками спиртного жаждущий спрашивал другого, более удачливого:
-где брал?,-и, получив ответ -"в десятом",-спешил в магазин №10. Однако вскоре ему приходилось разочароваться: "юморист" имел в виду, что он пробежался по девяти магазинам города и лишь в десятом нашел.
* * *
...Наш герой, потеряв всякую надежду, решил прекратить поиски и остановился у "кругляша"-шашлычной, расположенной у бани, где торговали пивом. Времени было около десяти утра, с водкой была "напряженка", однако он знал, что за полтинник "сверху" ею можно разжиться у продавца. Взяв "маленькую", он сел за стол, выпил и стал "догоняться" пивом.
"Кругляш" наполнялся на глазах: к его завсегдатаям, обычным пьяницам, у которых "горели трубы", присоединялся народец посолиднее, интеллигентнее, из местной культурной прослойки. Самой заметной фигурой среди них, пожалуй, был довольно крупный представительный мужчина в темных очках, скрывающих последствия предыдущей основательной выпивки. Когда-то он был довольно строгим и серьезным завучем в одной из городских школ, а теперь постепенно опускался все ниже и ниже. Ученики за глаза называли его почему-то "Костя".
-Ну что, возьмем маленькую на двоих, товарищ?- обратился к нему небольшого роста сухонький старичок с седоватой бороденкой. Видимо "Косте" он напомнил некоего сказочного персонажа, потому что последовал ответ:
-Я тебе не товарищ,-брезгливо отодвинулся от деда "интеллигент",- иди к своей Белоснежке, или, как там ее- Желтоглазке со своим предложением.
Дедок, не ожидавший такой реакции от интеллигентного человека, обиженно хмыкнул, как-то весь съежился, стал еще меньше. Его взгляд с тоской скользнул по очереди, он беспомощно развел руками, дескать, вот как оно все получается. На него зашикали клиенты с "горящими трубами", он рассеянно ухватил две кружки пива и отошел от прилавка, выбирая место за столиками.
-Дед, возьми сдачу!, -послышался грубый окрик торговки за его спиной.
Старик, вздрогнув, поставил кружки на ближний столик, вернулся за сдачей:
-Совсем памяти не осталось,-виновато проговорил он, ни к кому конкретно не обращаясь.
- Старый, подгребай сюда,- пригласил его наш герой, сидящий за соседним столиком,- что-то я тебя здесь раньше не видел..
-Да и не мог видеть,- отозвался дед, дуя на пену,- я по таким заведениям ходить не любитель, так забрел по случаю..
-Так, что же за случай, расскажи, если не секрет.
-Какой уж тут секрет,-горько усмехнулся тот, и, отхлебнув из кружки начал рассказ. Жили мы со своей старухой в селе на берегу красивой речки Терешки, доживали свой век. За долгую, трудную жизнь заработали небольшие пенсии, кормились с огородика, да иногда выезжал я на своей старенькой плоскодонке на рыбалку, тоже кое-что попадалось, грех жаловаться. Так бы, глядишь, и костлявую там встретили, упокоились, ан нет,- прислала дочь письмецо из города, дескать, продавайте домик и приезжайте ко мне, дом большой,всем места хватит.
Старик замолчал, задумался, вспоминая неприятные события своей жизни, и, всхлипнув, продолжил:
-Эх,знать бы, что нас ждет впереди,- ни за что не поехали бы, а тогда..Старуха говорит, что мол дочь родная зовет, едем. Собрали мы быстро немудреные вещички свои, продали домишко и приехали сюда. Поначалу-то все было вроде хорошо, а потом дочка сказала, что срочно нужны деньги,- что-то там у нее нехорошее случилось, она в торговле работала. Словом отдали мы ей денежки за дом и стали не нужны. Вот такие, брат, дела. Взял я с горя у старухи пару рублей, да в "кругляш", а тут -этот..- кивнул он в сторону "интеллигента".
-Да, дед, разбередил ты душу! Ну, а дальше-то что было?- перебил "герой", лет 45 мужчина небольшого роста, но довольно плотного телосложения, весь седой. Он достал из кармана "маленькую", плеснул в граненый стакан и пододвинул старику.
-Дальше-то, а что дальше, известно что,- дед выпил водку, запил пивом и продолжил,-
выгнала она нас с бабкой на улицу... Он утерся рукавом, замолчал и, уставился невидящим взглядом в кружку, обхватив ее двумя руками.
Он сидел так несколько минут, а собеседник не перебивал его красноречивого молчания.
-Внучку жалко Эллочку, такая она у нас желанная.. Придет бывало к нам в комнатку перед уходом на свои занятия: Деша, Бася, называет нас ласково со старухой, да не расстраивайтесь уж вы..
Бедный человечек, и нас ей жалко и мать не хочет обидеть, какая бы она ни была, а все же мать..
-А знаешь что, дед, перебирайтесь-ка вы ко мне со своей бабкой, поживете маленько, а там дело покажет, глядишь, все и утрясется со временем. Не возражаешь?- предложил собеседник.
-Да я... да мы..- онемел от радости дедок,- оно, конечно, хорошо бы, только вот..-он замялся и замолчал.
-Что же мешает?- спросил "седой".
-С пенсией у меня заминка вышла, дооформить надо переадресацию, сорвались мы быстро сюда, съездить придется..
-Ты насчет оплаты за квартиру, что ли?- спросил его неожиданный благодетель,-
даже и не думай об этом, как все образуется, может быть и вернемся к этому вопросу.
- А как семья, жена?
-А что семья, жена? Жена встретила свою большую школьную любовь и бросилась в нее как в омут с головой после долгих лет совместной жизни. Остались мы с младщим сыном вдвоем в четырех стенах, так и живем уже два года..
-И что же, она мальчонку -то навещает?
-Нет, некогда, похоже ей, да и он не рвется мамочку увидеть после одного неприятного разговора, когда она сказала ему при встрече какой он неуравновешенный, и проблемный. А где ж ему спокойным-то быть при таком отношении в его четырнадцать годков? Да и я тоже хорош, никак от этой зеленой заразы,- крепыш кивнул на стаканы с водкой,- не освобожусь.
Вот вы бы и присмотрели за мальцом, глядишь и свое горе попритихло...
-А что своих деда с бабкой нет что ли?
-Детдомовский я, такие вот дела.
-Вот оно, значит, как получается, -вздохнул дедок,-ну так я побегу тогда, бабку свою обрадую.
-Беги, беги,- бросил ему вдогонку собеседник,-на Некрасова я живу, спросишь Митрича сварщика, меня все знают!
Митрич допил водку, посидел некоторое время, сжимая пустой стакан в крепких руках, с сожалением посмотрел на почти нетронутую кружку пива,-" догоняться" ему уже расхотелось,-и вышел из шашлычной.
Слева, в двадцати метрах от "кругляша", находилась баня. Возле ее боковой стены, прислонившись к ней спиной, стоял мужчина лет сорока на полусогнутых ногах, видимо, недавно вышедший из пивной и не рассчитавший свои силы. Он изо всех сил пытался оторваться от стены, ему это не удавалось, "Ивашка Хмельницкий" крепко держал его в своих объятиях. Устав бороться с могучим противником, бедолага засыпая, медленно сползал по стене вниз. Вдоль всей длины стены в полуметре от земли шел узорный выступ примерно на треть кирпича, оставленный строителями. Он- то и спасал нашего мученика: наткнувшись на выступ руками, бедняга просыпался, хватался за него, и мало-помалу перехватываясь, продвигался к своей цели.
Напротив бани, у продуктового магазина, на лавочке, сидели три кумушки- старушки, наблюдающие описанную картину:
-Ты посмотри-ка,- сказала одна из них, как же все-таки жалко его, - человек за свои деньги и так мучается.
-А кто тебе сказал, что он мучается,- возразила другая, -разве не видишь, он учится ходить.
Не успев дослушать, что там еще выдаст третья зрительница, Митрич подскочил к мужчине и, спросив его адрес, повел домой.
Громкие крики за их спинами заставили Митрича обернуться в сторону шашлычной, где уже вовсю разгоралась солидная драка.
" Слава Тебе, Господи, вовремя ушел!"- пронеслось у него в голове.
Свидетельство о публикации №211092700493
Удачи Вам!
Семён Лившиц 13.06.2012 19:58 Заявить о нарушении
Вдохновения и воплощения!
С уважением
Петр Лобузнов 14.06.2012 09:53 Заявить о нарушении