Опубликованная книга-3. Опер в законе
Разумеется, настоящая книга – это лишь когда книга только твоё соло, а не коллективный сборник с неизвестно кем ещё. Такая книга в моей биографии только одна. Только на эту книгу я заключал с издательством договор, что не помешало меня бессовестно обмануть, ограбить и оставить с носом… Расскажу об этом подробнее.
Предупрежденный Максимом Гликиным о будущем выходе его книги «Милиция и беспредел» (он только не сообщил мне – в каком издательстве), я со второй половины 1998-го года внимательно следил за списками выходящей литературы в еженедельнике «Книжное обозрение», подписчиком которого являлся. (Тогда ещё это мне было по карману). И вот в сентябре 1998-го года я узнал о выпуске этой книги московским издательством «Центрполиграф»,и тут же написал туда, представившись тем самым Куземко, фрагмент текста которого Гликин в своей книге поместил, и предложив издательству опубликовать мою собственную книгу.
Через месяц мне позвонила редактор издательства Карина Халатова. Она заверила, что мои авторские права соблюдены, поскольку в тексте Гликина я как автор текста назван (но умолчала, что вопреки законодательству со мною не был заключен отдельный договор), и от имени главного редактора издательства Игоря Лазарева одобрила идею издания моей книги про милицию, причем в случае удачи предполагалось издать и все последующие мои книги этой же серии. Ура! Я был на седьмом небе от счастья.
Всю осень мы с Халатовой переписывались и перезванивались, согласовывая текст договора. И наконец он был заключен в декабре 1998 года. Условия были таковы. Договор заключен на 5 лет. Я получаю 8% от продажной стоимости книги. Тираж первого издания – 15 000 экземпляров. В момент заключения договора мне предается первая часть аванса в размере 500 убогих егерей (далее - у.е.) В течении 4 месяцев я обязан написать и предоставить в издательство текст книги. После одобрения текста к печати я получаю вторую часть аванса в том же размере 500 у.е. Ну а затем мне ежеквартально предоставляются отчёты о продаже моей книги, и выплачивается мой гонорар в размере 8% от продажной цены, за вычетом ранее уплаченных авансов.
Хотелось бы отметить две изначально незаконных вещи в этом договоре. Первая касается моего соавтора. Будучи офицером милиции, он нигде не желал называть своего имени, и потому договор заключен только со мною, без всякого упоминания о его существовании (а ведь между тем из текста книги следует, что у нее не один, а два автора)… Тогда мне казалось это допустимым. Сейчас я вижу, что это грубо нарушало его авторские и имущественные права. По закону, я мог заключить договор и от его имени лишь в том случае, если представлю от него доверенность на это. Но в доверенности пришлось бы указать его имя, а он его нигде указывать не хотел. В общем, сам соавтор или его наследники легко смогли бы позднее опротестовать этот договор в суде.
Вторая незаконная вещь касалась моего обязательства в договоре представить к книге иллюстрации. Но ведь я – литератор, а не художник или фотограф. НЕ моё дело – иллюстрировать свои рукописи. Издательство должно было само искать иллюстраторов, и заключать с ними ОТДЕЛЬНЫЙ ДОГОВОР.
Так или иначе, но договор мы заключили, обменявшись по почте экземплярами. И тут возникла заминка с вручением мне первой части аванса. Как я сейчас понимаю, издательство было склонно уже на этом этапе кинуть меня, либо вовсе не уплатив за книгу ни копейки, либо уплатив что-то много позже, уже после выхода и продажи книги. Но тут было одно препятствие… Моя старенькая пишмашинка окончательно вышла из строя, и больше печатать не могла. Примерно 40% книги уже было ранее напечатано, но ещё 60% только предстояло напечатать, и я планировал на первую часть аванса купить новую пишмашинку. Пока мне не вручат аванс – я её не куплю, а не купив её – ничего в издательство не предоставлю. В этих условиях обмануть меня издательство никак не могло. Вот только почему в январе 1999 года с нарочным куръером я получил свои 500 у.е. Купил пишмашинку (издательство советовало мне купить беушный компьютер, но тогда я к этой технике был ещё морально не готов), поделил остаток аванса со своим соавтором, и мы принялись за работу.
Работать быстро я не умею. Но тогда мне удалось невозможное – за три месяца книга была написана! Практически это был всё тот же текст про пытки в милиции, разбавленный другими материалами. А поскольку в пыточном тексте я рассказал про милицию самое главное, то и в этом несовершенном виде книга всё же получилась СУПЕР.
Проблему с иллюстрациями я решил просто: соавтор подсказал мне координаты эксперта-криминалиста РОВД в звании сержанта, который попутно делал и все фото. Я встретился с ним, рассказал о замысле книги о милиции (умолчал, что это будет разоблачительная книга(, и предложил за скромную сумму продать мне подборку фото милицейской тематики. И он согласился! Это было незаконно по двум причинам: его фото не могли быть нигде опубликованы без заключения с ним отдельного авторского договора, но в данном случае даже он сам не имел авторских прав на свои фото, ибо они делались по заказу службы, т и распоряжаться ими могло только само РОВД.
Прилагая фото к рукописи книги, я не отдавал себе отчёта, что подкладываю бомбу под самого себя. Ведь книга была написана без точных координат РОВД, о котором идет речь. То есть были все шансы остаться неопознанными нашими героями, которые сами книг не читают. И тут бац – фотки, на которых, попадись книга случайно в их руки, они увидят самих себя! Почему-то мне не пришло в голову, что печатать подобные фото нельзя ни в коем случае. Соавтор доверился мне (я ему внушил, что фото мы отсылаем «просто так», а печатать их «почти наверняка» не будут), а в издательстве вопрос о безопасности собственных авторов вообще никого не волновал.
В мае 1999 года книга была одобрена к печати. В оригинале она называлась сперва - «Из записок районного опера», затем главный редактор переименовал её в «Записки оперативника», и уж на заключительной стадии она стала называться: «Опер в законе». Имелся в виду перепев названия одной из частей книги – «Менты в законе». Я отталкивался от понятия «вор в законе» как воровской элиты, дополняя его понятием «мент в законе» как милицейского начальства разного уровня. Но в координатах этой логики «опер в законе» - не звучит. Кто это – суперопер? Так я ведь написал совсем о другом! Название книги и её смысл находились во внутреннем противоречии.
Но моего согласия на переименование никто не спрашивал (во всяком случае – в письменном виде), сам же я протестовать не стал, находясь в эйфории от происходящего, и не желая придираться к мелочам. Настораживало меня другое - в мае 1999-го года книга была одобрена к печати, однако никто не спешил выплачивать мне вторую часть аванса. Халатова названивала иногда, сперва обещала вручить мне деньги в июне, а потом ушла в отпуск, перенеся все вопросы на осень. Налицо стал факт грубого неисполнения издательством своих финансовых обязательств передо мною. Меня опять кинули!
Это подтвердили события конца августа 1999 года. Работники издательства вышли из отпуска. Из звонков Халатовой я узнал, что по решению главного редактора Игоря Лазарева вторая часть аванса будет уплачена мне лишь после того, как будет продан тираж, 8% выручки от которого позволят этот аванс уплатить. То есть вопрос откладывается вопреки договору на несколько месяцев.
У меня было два варианта поведения. Первый – смириться, и заключать договор на вторую книгу. Второй путь - конфронтация. Я исходил из того, что мои милицейские работы имеют огромную ценность, издателя на них я всегда найду, ссоры с Центполиграфом бояться не слудует… И в конце концов,, стыдно плясать под дудочку жуликов! Я выбрал конфронтацию.
Писал Лазореву ругательные письма. Писал московским адвокатам с просьбой взять на себя защиту моих интересов (никто не взялся ввиду мизерности сумм – адвокатам тут не светила выручка!) Пропускаю детали, сообщу лишь конечные результаты.
1. Вторые 500 у.е. аванса я так и не получил.
2. Контакты с Центрполиграфом оборвались раз и навсегда.
3. С 2000 года, когда к власти в России пришел Путин, печатать разоблачительные книги о милиции ВСЕ российские издательства перестали. А ранее печатавшие меня СМИ были закрыты. Так эта первая моя книга-соло оказалась и последней. Меня перестали издавать.
Что касается книги с фотами, то её стали неожиданно для нас продавать прямо у стен РОВД. Разразился ужаснейший скандал… Но это уже другая история.
Ввиду безденежности соавтор (его хоть так и не сумело вычислить начальство) покинул проект, и вскоре бесследно исчез. Грустный и совершенно неожиданный финал. И вечный позор Лазареву-проходимцу!
Свидетельство о публикации №211092700055