К столетию Ливадийского дворца

            14 сентября 1911года Новый Ливадийский Дворец был готов к сдаче. Так же за дворцом одна за другой были окончены и другие постройки, среди них свитский дом и здание главной кухни, которая имела 90помещений, оборудованных новейшими технологиями того времени: механическими аппаратами и специальными холодильниками для хранения продуктов, винный погреб и льдодельню, приводимую в действие электрическими машинами.

          Новый Ливадийский дворец был построен на месте Большого императорского дворца(арх.И. А. Монигетти в 1862-64гг.),который находился долгое время в аварийном состоянии: серьезное повреждение балок междуэтажными перекрытиями, что вызывало тревогу и состояние стен в некоторых залах,повышенная влажность первого этажа и сырость подвальных помещений из-за недостаточного дренажа.
Поэтому, было решено в 1909г. снести старое здание и на его месте возвести более вместительный и комфортабельный дворец. Составление проекта и строительство Николай II поручил известному архитектору Н. П. Краснову.

Николай II, побывавший в гостях резиденции Ракониджи, в Италии у короля Виктора-ЭммануилаIII (по государственным вопросам), отметил понравившийся дворец в прекрасном стиле раннего Итальянского ренессанса, высказал Н.П. Краснову пожелание иметь в своем крымском имении построенный дворец именно в таком стиле.
Начиная с 27 откября 1909года Император с супругой подробно обсуждали внутреннее убранство залов вместе с архитектором и 12 декабря полностью утвердили проекты новых зданий в имении Ливадия.

На архитектора Краснова была возложена ответственность за самостоятельную работу по возведению дворца, свитского дома, кухни с меблировкою этих зданий, с прокладкой новой главной подъезной дороги и с переустройсвом прилегающей к дворцу части Ливадийского парка.

Крестовоздвиженскую дворцовую церковь надлежало сохранить, но сделать ее полный внешний и внутренний ремонт. А так же модернизировать все имение.
Ведущий строительство архитектор наделялся полной свободой действий в подборе всего технического персонала, закупке по своему усмотрению необходимых материалов, выборе фирм, артелей и отдельных подрядчиков, правом заключать или пркращать с ними договора...
Огромне был объем работ, но он четко распредилился между двумя ведущими архитекторами - Н.П. Красновым и Г.П. Гущиным.
 
Г.П. Гущину поручили строительство комплекса технических сооружений(электростанции, гаража и пр.) и жилых домов для обслуживающего персонала на территории Ливадийской слободки и Ореанды.
Согласно составленным архитекторами общим сметам затрат, Главное Управление Уделов выделило на строительство 4,2 млн. руб. серебром, из них 2,6млн. предназначались на возведение нового дворца.
К слому старого дворца и кухонного корпуса приступили 21 января 1910г., а через полтора месяца началась закладка фундаметов для новых зданий.
Церемония освящения основания Большого Ливадийского дворца было приурочена на 23 апреля, ко дню тезоименитства императрицы Александры Федоровны. Что дает нам полное представление о том, какое значение придавали тогда в Росии созданию праздничной обстановки при начале любого крупного строительства.
Все учасники, как будто осознавали, свой вклад в это дело, что из труд переживет их самих и станет на века прекрасным памятником их жизни.

На строительной площадке был совершен молебен, в специально подготовленное в фундаменте дворца место были опущены стеклянный цилиндр с запаянным с него пергаментом с текстом и большая серебряная доска с выгравированной на ней надписью.
При участии всех почетных гостей доска было прикреплена в основании дворца, духовенство с пением и молитвой обошло начатые постройки, новую дорогу и территорию парка, окропляя святой водой.
Затем на нижней пложадке перед дворцом, собранным православным рабочим для праздничного обеда и вручили каждому по рубашке. Такой же обед и подарок был дан и рабочим-магометанам.

Н.П. Краснову, его ближайшим сотрудникам-архитекторам и инженерам Иванову, Шаповалову, Крестинскому, Брызгалову, духовенству и почетным гостям, по распоряжению управляющего имением В.Н. Качалова был дан праздничный завтрак в ресторане гостиницы "Метрополь".
На строительство дворца ушло 17 месяцев и это поражает.
Но поражает еще больше, если учесть, что само строительство не шло так уж гладко.

         В процессе стройки возникали неожиданные осложнения, природными, погодными условиями, что восхищает и удивляет, с какими знаниями, находчивостью и ответственностью обладали архитекторы, инженера и рабочие, которые выдержали этот невероятный срок в столь сложных условиях.

При проведении буровой разведки грунта выяснилось, что на довольно обширной площади восточной части стройки материковые породы залегают на большой глубине.Кроме этого, был обнаружен мощный проход подпочвенных вод, ослаблявший шиферный грунт.
Пришлось дренажировать всю площадь под зданием дворца до глубины непроницаемого слоя глины, провели большие работы по прокладке подземной водосборной галереи, перерезающей все проходы подпочвенных вод и отводящей их далеко от постройки дворца(именно из-за такой повышенной увлажненной почвы и разрушился преждевременно старый Императорский дворец).

Одновременно со строительством дренажной системы приступили к забивке 1054 бетонных свай для устройства на них железобетонной подушки будущего фундамента(цемент привозили с
Новороссийского завода, славившегося тогда качеством своей продукции даже в Европе!)
Такие непридвиденные работы задержали почти на месяц кладку фундаментов в восточной части дворца. Краснов писал из своих отчетов:" Это потерянное время придется возместить путем усиленных ночных и праздничных работ".
Для ночных работ было сразу установлено электроосвещение.
Летом 1910года впыхнула эпидемия холеры.
Поскольку в Ливадии находилось каждый день от 800 до 2000 человек, то угроза заболевания была серьезной.

Санитарные мероприятия, принятые Красновым и его помощниками: построение изоляционного барака, временная баня, ежедневный медицинский осмотр, дезинфекция, употребление медикаментов, купание в море - все эти меры так же несколько задерживали ход строительства. Зато благодаря принятым мерам в Ливадии не было ни единого случая заболевания.
В январе 1911года дворец был подговлен к внутренним отделочным работам.
Но суровая зима 1910 года (днем-5,8 градусов, ночью -до - 13), плюс обильный снег, затянули и угрожали исполнению отделочных работ.
Морозы ослабели в марте, но и в апреле погода была неустойчива. Отсыревшие стены дома не позволяли приступать к отделочным работам.
Строителям пришлось устраивать мощное электрическое отопление для просушки здания и камеры принудительной вентиляции.

Снова организуются сверхурочные и ночные работы, чтоб подготовить в срок здание к сдаче.Официально она состоялась 14 сентября 1911года.
Заканчивалось так же строительство целого ряда служебных зданий, под руководством арх.Г.П.Гущина: гаража для автомобилей, электростанции, насосных станций и т.д. Усовершенствовались подъездные дороги к дворцу для использования нового вида автомобильного транспорта.

20 сентября 1911года Императорская семья увидела свой новый дворец, во всем его великолепии.
В 1912-1914 годах вблизи дворца устанавливаются некоторые украшения - вазы, скамейки, колодец.

 
           Насыщенность архитектурными элементами в стиле итальянского Возрождения, Дворец выглядел таким каким его и хотели видеть Император и Императрица. Весь внешний облик дворца состоял из обработанного инкерманского известняка светло-палевого цвета, что придало зданию легкость и изящество и отчетливо вырисовывало его на фоне зелени старого парка и голубого неба.

Для того, чтоб защитить пористый инкерманский камень от разрушения воздействия ветра, атмосферных осадков и юного яркого солнца, сохранив белизну стен дворца, Н.П. Краснов воспользовался раствором флюата Кесслера, обработав внешнюю поверхность стен.
Фасад дворца рассечен горизонтальной линией балкона, а колонна галлереи подчеркивает ордерный характер деления.Сдвоенные и строенные окна ризалитов и высокой башни, поставленой на углу северного и западного фасадов, арочное оформление входа, изящная аркада балкона-бельведера в левой части этого фасада, являются своего рода архитектурными цитатами итальянских дворцов.

Ордерное разделение восточного фасада, обращенного к морю, подчеркивается не только колонадой балкона, но и пилястрами, которые четко выделяются на фоне гладкой кладки стены и поддерживают сложный карниз, разделяющий первый и вторые этажи и украшенный русской геральдикой. Обращают на себя внимание прекрасные "брамантовы окна" с изящной резьбой по инкерманскому камню и ниши с яшмовыми вызами Колыванской гранильной фабрики.
Парадный вход во дворец оформлен в виде портика: три полуциркульные арки, спаенные коринфские колонны, портал входных дверей,скамьи - все это было сделано из белого каррарского мрамора итальянскими мастерами пол эскизам Краснова.
Резная орнаментация по мрамору изображает разные фигуры. Между полукружьями арок- картуши с вензелями имен членов царской семьи. Верх мраморного наличника парадного входа украшает герб Романовых.

Ренессальский стиль дворца подчеркивается также большим внутренним двориком, называемым "Итальянским".
В оформлении четырех фасадов заметна большая разница, хотя общий архитектурный стиль выдержан для каждого из них.Но это предает дворцу особую прелесть.
С южной стороны Итальянского дворика архитектор расположил одноэтажный объем буфетной. Парадная столовая, прикрывающая его с запада, - тоже одноэтажная, но более высокая. Основная часть здания двухэтажная, находится с северной стороны дворика. А в восточной части дворца появляется третий этаж. Башня на углу северного и западного фасадов доминирует над всей постройкой, и от нее как бы ступенчато спускаются эти композиционные объемы, повторяя гористый характер местности.

Со стороны столовой почти вплотную подходит парк, спускающимися здесь тремя террасами. Перед самыми окнами - зеленая лужайка полуоткрытого дворика - курдонера. При открытых окнах и дверях сам зал, благоухающая растительность парка и прелестный внутренний Итальянский дворик составляют единое целое - идеальный пример гармоничного единства архитектуры и природы.

Удивительно гармонично Краснов соединил в единый ансабль два рядом стоящие здания разных архитектурных стилей - дворец и Крестовоздвиженскую церковь(1872г. постройки). С большим тактом он вносит изменения в работу своего знаменитого предшественника   И. А. Монигетти, увеличивая притвор церкви в двое и соединяя вход в храм открытой галереей с аркой ворот Итальянского дворика. Галерея в виде византийской аркады, покоится на мраморных колоннах и завершают ворота ажурной ручной ковки итальянских мастеров из Вероны.
 
Портал нового входа украсила мозаичная икона "Ангела Господня".
Аркада , стены дворца и церкви образовали уютный небольшой дворик.Другой атриум находится в центре жилой части дворца и получил название "арабский" благодаря орнаментации многоцветной майолики, покрывающей стены первого этажа, и фонтану "Мария", выполненном в восточном стиле.
 
К работам по дворцовым интерьерам были привлечены мастера известных в России и Европе фирм, которые осуществляли идеи и замыслы архитектора Краснова по его эскизам и рисункам.


 
                Пример строительства в Ливадии дает нам лучшее представление о дореволюционной отечественной практике организации крупномасштабного строительства.
 Всему семейству Романовых очень понравилось их новое имение. После отречения Николай II просил Временное правительство оставить ему с семьей Ливадию и разрешить там поселиться навсегда. Но и этом ему было отказано...
 
                В 1922 г. здесь был открыт «музей быта последней династии Романовых» (в 1927 г. был ликвидирован). В 1925 г. учрежден санаторий для крестьян (лучше бы этого не делали), преобразованный в 1931 г. в «Климатический лечебный комбинат». После войны дворец используется как дача главы государства.
 
                4-11 февраля 1945 г., за три месяца до победы над гитлеровской Германией, в Большом (Белом) зале дворца проходила Крымская (Ялтинская) конференция глав правительств трех государств антигитлеровской коалиции - СССР, США и Великобритании, на которой были приняты "Декларация об освобожденной Европе", решение о создании ООН и другие документы, имевшие важное для судеб мира значение. Во время работы конференции во дворце была резиденция президента Соединенных Штатов Америки Ф.Рузвельта.
 Сегодня об этом рассказывают экспонаты, собранные в Бильярдной комнате.   
 
                С 1953 года становится главным корпусом санатория ВЦСПС.
После длительного, более чем десятилетнего, перерыва в Ливадии вновь открывается профсоюзный санаторий. Этому событию предшествовала напряженная работа по восстановлению хозяйственных построек, электростанции, лечебного пляжа, оборудованию диагностических и процедурных кабинетов. Наконец все сделано и 16 сентября 1953 года состоялось открытие первой очереди санатория ВЦСПС , рассчитанной на 400 человек.

С годами возрастает пропускная способность санатория, делая его одной из крупнейших специализированных здравиц Крыма.
                С 1974 г. для свободного посещения открывается часть дворца и называется Ливадийским выставочным комплексом. 
 
                И только с 1993 года Ливадия становится государственным музеем.
Здесь иногда проходят саммиты, встречи, конференции.
Сейчас во дворце два отдела - мемориальный и отдел, в котором экспонируются произведения изобразительного искусства.
 На втором этаже ливадийского дворца размещена экспозиция «Романовы в Ливадии».
В Ливадийской церкви проходят службы.
 
                *               *                *
Прошло сто лет, а мы по-прежнему можем любоваться красотами Ливадийского дворца и парка(40 га), заложенный известным садоводом Делингерером, в ландшафтном стиле,который сегодня насчитывает около 400 видов деревьев и кустарников.

 Праздничные мероприятия:
Юбилей дворца успешно отметили с 27 по 29 сентября 2011г..

В частности, 27 сентября «Укрпочта» продемонстрировала фирменную юбилейную почтовую марку с изображением дворца, после чего состоялась церемония ее спецгашения. Стоимость такой марки составила 5 гривен 75 копеек. Довольно маленький тираж – 100 экземпляров.

28 сентября презентовали два подарочных альбома с эскизами здания дворца архитектора Николая Краснова. Именно по проекту Краснова Ливадийский дворец и был построен таким, каким он существует по сей день. Во втором альбоме были представлены репродукции полотен австрийского художника, который запечатлел на своих картинах Ливадию царского периода.


Рецензии