Взгляд Оригена на богодухновенность Библии

          Ориген в своих взглядах на богодухновенность является типичным "вербалистом", если под вербализмом понимать убеждённость, что священный писатель пишет "под диктовку" Бога. В труде Оригена "О началах" мы не встретим философских определений сущности богодухновенности, не встретим и ясных формулировок, касающихся соотношения Божественного и человеческого в акте богодухновенности. Но из самого характера его размышлений о святости Писаний можно сделать вывод, что Ориген не оставляет места для человеческого фактора в богодухновенном акте. Даже те фрагменты Библии, которые кажутся читателю либо доступно-простыми, "не превышающими человеческого разума", либо бессмысленными по букве, трактуются Оригеном мистически – как скрытая Божественная истина. Ориген не допускает даже и мысли о том, что священный писатель может писать что-либо от себя или впасть в неточность. Он пишет: "Божественность Писания, простирающаяся на всё Писание, ничего не теряет от того, что наша немощь не может найти в каждом изречении скрытый свет догматов, заключённый в ничтожном и презренном слове". Он противопоставляет библейскую мудрость эллинистической философии: если в книгах греческих философов основное значение имеет острота и глубина человеческой мысли, человеческая логика, "доказательства, согласные с разумом", то в Библии мы ценим другое – скрытые от поверхностного взора дух и силу священного текста, силу мистическую, порой превышающую человеческое понимание. Ориген умело приспосабливает к своим доводам метафору ап. Павла: «"Сокровище мы носим в глиняных сосудах" (2Кор. 4.7), чтобы воссияло величие силы Божьей и не показалось бы, что (это сокровище) принадлежит нам, людям. Ведь если бы Библия побеждала людей обычными у людей путями доказательств, то было бы справедливо полагать нашу веру в мудрости человеческой, а не в силе Божьей. Теперь же для всякого, кто не закрывает глаз, видно, что слово и проповедь действуют на множество людей не убедительными словами мудрости, но явлением духа и силы». Именно поэтому, по мнению Оригена, Слово Божье с такой непостижимой силой и скоростью покорило себе многие народы, в том числе эллинов, ценителей иного рода мудрости – человеческой.


Рецензии