Прогулки по Штуттгарту. Вместо предисловия

Штуттгарт столица земли Баден-Вюртемберг, один из важнейших промышленных и культурных центров Германии.
Как иронически Вы улыбнулись.
Стандартная фраза из любой энциклопедии. Так можно сказать о любом городе мира, о котором нечего больше сказать.
Не спешите с выводами!

В Штуттгарте был открыт первый в мире планетарий, названный "Sternentheater" – театр звёзд.
Старое здание, к сожалению, не сохранилось, но  сегодня в  новом  планетарии Carl-Zeiss-Planetarium Stuttgart ежедневно проходят лазерные шоу со звуковыми и свето- выми эффектами, захватывающие даже полных профанов в астрономии.

В Штуттгарте проложен первый в мире городской транспортный туннель «Schwabtunnel».
Самый широкий (10,5 м.) на момент открытия 29 июня 1896 года, 125-и метровый туннель, связавший западный и южный районы города строился под руководством городского архитектора Карла Кёлле два года, и был назван в честь известного в Штуттгарте священника, поэта и журналиста Густава Шваба (1792-1850).

В Штуттгарте открыт первый в Германии крытый плавательный бассейн, запатентован перый в мире мотоцикл.

В Штуттгарте построена первая в мире железобетонная телевизионная башня, являющаяся прототипом многих телебашен на Земле.
После ввода в эксплуатацию 5 февраля 1956 года, какое-то время шли споры о художественной ценности телебашни.
Однако расположенная на высоте 483 метров над уровнем моря на возвышенности Hoher Bopser в юго-восточном районе города Degerloch, 216,8 – метровая 3000 тонная громадина с двумя обзорным площадками и панорамным кафе сегодня является одной из достопримечательностей Штуттгарта, привлекающей туристов.
Ежедневно с 9.00 до 22.30 Вы можете приехать U7 (направление Nellingen Ostfildern, остановка Ruhbank Fernsehturm) на Jahnstra;e 120, подняться лифтом, с обзорной площадки, расположенной на сто пятидесятиметровой высоте над землёй осмотреть весь, разбросанный на холмах и в лощинах город.

Я могу перечислить и обязательно назову Вам в процессе рассказа о достопримечательностях Штуттгарта ещё минимум десяток изобретений и объектов, прославивших столицу земли Баден-Вюртемберг, присовокупив к информации слова: «первый», «самый», «лучший».
Вы скажете «лучше один раз увидеть...», но для того чтобы увидеть нужно выбрать способ передвижения

Не в этом городе, являющемся сегодня, не побоюсь этого слова, центром автомобилестроения в Европе, о недостатках при передвижении на своём или взятом на прокат автомобиле говорить, но Вы же отдохнуть приехали. А вести машину в незнакомом городе, постоянно сверяясь с навигатором не удовольствие - работа, с учётом плотной загрузки дорог, пробок, требующего перестроиться, уступить дорогу специального транспорта – тяжкий труд.

Экскурсионный автобус имеет свои плюсы, но и минусы.
Вы человек интеллигентный, и конечно не станете, перебивая экскурсовода, орать:
• Остановите! Я хочу этот дом рассмотреть!
А если кто и станет кричать, всё равно не остановят, ещё и настроение на весь день испортят.

Поверьте моему опыту – самый удобный способ передвижения по Штуттгарту экономящий и финансы, и время, и нервы – движущийся строго по расписанию муниципальный транспорт.
Не скажу, что проезд в городском транспорте Штуттгарта стоит дёшево – 2,5 евро за две зоны, но если Вы решили поселиться в гостинице, администратор предложит Вам трёхдневный проездной билет всего за 10 евро, а если у знакомых...
В зависимости от времени пребывания в городе, оттого, что Вы хотите посмотреть, они подберут Вам в кассе самый удобный билет на месяц, на неделю на один или два дня и то, идущие по улицам, то, ныряющие в туннели под землёй, вагоны Метро (по-немецки Untergrundbahn, сокращённо U-Bahn или просто «U» и номер линии), электрички (S-Bahn или просто «S» и номер линии), за минуты, преодолевающие под землёй расстояния, на которые в автомобиле уйдёт минимум полчаса, горный трамвай, фуникулёр, открытый в 1920 году, автобусы к Вашим услугам с рассвета и до полуночи.

Дети до шести лет ездят по городу бесплатно.
Билеты для детей и подростков (6-14 лет) и собак стоит одинаково, но в два раза дешевле, чем для взрослых.
И поскольку у собак имеется проездной документ, усаживать их на бархатные сидения, положив подстилку, не запрещается.

Жители Штуттгарта в основном доброжелательны, и дорогу на пальцах объяснят, а то и проводят, и улыбнуться в ответ, если Вам их домашний питомец понравился, но подумайте, прежде чем что-то спросить или сказать.
Четвероногие красавчики, особенно пудели с не купированными, не бритыми, как у нас, пушистыми хвостами вызывают восторг у «нашего человека». Однако не стоит, например, вспомнив, из школьной программы как будет хвост по-немецки, на весь вагон: «Schwanz» - кричать. В отнюдь не такой богатой, как русская, немецкой неформальной лексике у особей мужского пола этот «Schwanz» и сзади и спереди. Вас могут превратно понять.

В городском транспорте запрещается: курить, есть мороженое, пить воду и пиво, в общем, делать всё, чем можно при резком толчке запачкать других пассажиров, мусорить, громко включать музыку, класть ноги на сидения, и хотя местная молодёжь иногда нарушает эти запреты, подражать им не стоит.
В салонах автобусов, в вагонах Метро и электричек установлены камеры, передающие картинку на дисплей в кабине водителя. Записи сохраняются, так что, если придут штрафовать, доказательная база на лицо, не отвертишься.

И хотя, увы, никогда не живший в Штуттгарте немецкий поэт, драматург, теоретик искусства и литературный критик - просветитель, основоположник немецкой классической литературы - Готхольд Эфраим Лессинг утверждал: «Предвкушение развлечения – уже развлечение» - не стану испытывать Ваше терпение, только, если позволите, добавлю, что за отдельную оплату Вы можете покататься по городу по выходным дням на экскурсионном трамвае старого образца и за одно посетить Музей штуттгартского трамвая или на катере по реке Некар.
Обозревая с борта городские красоты, поразмышлять, например, о том, почему название города пишется по-немецки с двумя «т» Stuttgart, а по-русски с одним – Штутгарт, в то время как в названии реки в немецком языке одно «к» Neckar, а в русском два – Неккар.
Вы уже, наверное, заметили, я решила, что позволю себе писать, как в оригинале – Штуттгарт с двумя «т», Некар с одним «к».

В муниципальном транспорте Штуттгарта имеются кондиционеры, огромные окна, через которые можно рассмотреть интересный объект, схемы маршрутов.
Следующую остановку указывают на табло над дверью кабины водителя, для тех, кто прикрыл глаза, удобно устроившись на мягком бархатном сидении, задумался, сообщает мелодичный женский голос.

И последнее... Ещё лет десять назад некоторые жители Штуттгарта были уверены, что Россия это Сибирь, Горбачёв и «бабушка» - они так матрёшку называют, до оранжевой революции, услышав «Украина», широко распахивали глаза, только при упоминании братьев Кличко и футболиста Шевченко кивали.
Даже директор гимназии спросил:
• Украинский – это диалект? – очень удивился, что язык самого большого по площади государства в Европе.
Сегодня другое дело...
Если сомневаетесь, правильно ли выбрали маршрут, хотите спросить дорогу, прислушайтесь.
И в магазине, и в транспорте и на улице Вы услышите русскую речь, а не услышите, всё равно спрашивайте, кто-нибудь откликнется.
Уговорила?
Тогда поехали!

Однако прежде чем отправиться в путь нужно разработать маршрут, и тут возникает проблема.
Я ведь не знаю где, в каком районе Штуттгарта Вы поселились, поэтому выход один, как в старой русской поговорке: «Танцевать от печки» - делать что-нибудь, начиная с привычного места.
Бетонное здание, в стиле Штуттгартской архитектурной школы, перемежающиеся симметрично и асимметрично, как кубики, уложенные малышом, конструкции, декорированные ракушечником, привезенным с севера земли из горного городка Кральсхайм, с красноречивой надписью над главным входом, цитатой уроженца Штуттгарта знаменитого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля: «Страх ошибиться уже заблуждение» над фигурой рыцаря в старинных доспехах со щитом и мечом – главный вокзал Штуттгарта совсем не печка, объект интересный и с исторической точки зрения, и в соответствии с реалиями сегодняшнего дня.
Здесь поезда и автобусы дальнего следования встречаются с пригородными электричками, линиями Метро и городскими автобусными маршрутами, настоящее т будущее гармонично соседствуют с прошлым...

История городских вокзалов, как история штуттгартской железной дороги, отмерив 175 лет пути, стремительно движется в третье столетие.
Первый поезд отошёл от станции Штуттгарт в пригород Канштатт 26 сентября 1846 года. 1854 году введены в строй новые линии железной дороги, связывающие столицу королевства Вюртемберг с Хальброном, Ульмом и Фридресхафеном.
Здание первого вокзала в том виде, в каком оно было построено в 1850 году под руководством архитектора и известного инженера в области железнодорожного транспорта, строившего линию и железнодорожный мост Париж-Сент Жермен, и версальскую железную дорогу, уроженца Штуттгарта Карла Эцеля на Шлоссштрассе не сохранилось.
Пристроенный в 1867 году помпезный фасад в стиле ампир лишь частично уцелел во время  Второй мировой войны, но видимо не настолько, чтобы отнести его к объектам, не подлежащим реставрации.
Сегодня за аверсом старого вокзала на примыкающей к Дворцовой площади (Schlossplatz) улочке, по адресу Bolz Strasse 10 скрывается вполне современный кинотеатр «Metropol Cinema».

На проект третьего по счёту ныне существующего главного вокзала Штуттгарта был объявлен конкурс.
Победитель Пауль Бонатц (Paul Michael Nikolaus Bonatz 1877-1956 in Stuttgart) – сын государственного служащего крестьянского происхождения, окончивший Технический университет Мюнхена, ставший впоследствии одним из ведущих представителей Штуттгартской архитектурной школы, в 1910 году вместе со своим другом независимым архитектором Фридрихом Евгением Шолером (Friedrich Eugen Scholer 1874 -1949 in Sydney) только за год до конкурса основали свою архитекторскую фирму «Бонатц и Шолер».
Предложенный ими проект в 1911 году занял первое место на конкурсе «Штуттгартский железнодорожный вокзал» и в 1913 году принят к исполнению.
Работы по обустройству вокзала продолжались до 1928 года.
Строительство не случайно начали с 56-и метровой башни.
В 1916 году в ней располагались только ресторан и зал ожидания для короля Вильгельма II, а с 1955 по 1976 год была устроена гостиница для отдыха персонала прибывавших в Штуттгарт поездов дальнего следования.

Ста лет со дня закладки первого камня в основание третьего вокзала не прошло, был утверждён новый проект «Штутгарт 21», сразу вызвавший протесты жителей города.
Во-первых, людам свойственно любить улицы своего детства, дома мимо которых ходили в юности, а во вторых, выборы...
Влиятельная в регионе Партия зелёных активно подливала масло в огонь, зарабатывая голоса электората.
Противники проекта «Штуттгарт 21» несмотря на все усилия полиции, поливавшей митингующих из брандспойтов, травившей протестующих слезоточивым газом, отвоевали, ставшую одним из символов города - башню, на крыше которой в 1952 году была установлена пятиметровая эмблема «Мерседес» и центральную часть здания.
Они ещё надеются, что удастся целиком сохранить, открытый 23 октября 1922 года главный железнодорожный вокзал Штуттгарта, но два сквера, где совсем недавно от ветра шумели ветвями старые деревья, уже превратились в стройплощадки, и лет через десять глубоко под землёй протянутся на запад и восток 8 сквозных линий.
На месте убранных тупиковых железнодорожных путей возникнут новые городские кварталы.

А может быть, они зря митингуют? Земля в центре столицы дорого стоит.
Проект оценивается в 4.1 миллиардов евро (на декабрь 2009 года) и главный подрядчик концерн «Deutsche Bahn» (Немецкая железная дорога) создаст новые рабочие места, что в условиях безработицы и кризисов право же немало.
И в казну пойдут налоги, а это деньги на благоустройство города, на бесплатное обучение в школах, на медицинское обслуживание малоимущих, приюты для сирот, стариков и инвалидов, лиц без определённого места жительства, для оставленных хозяевами домашних животных... да мало ли ещё на какие нужды.
В здании вокзала откроют музей, как д;Орсей в Париже или торговый центр...
Поживём, посмотрим...

А сегодня главный вокзал Штуттгарта - Hauptbahnhof и примыкающая к вокзалу площадь имени Арнульфа Клетта (Arnulf-Klett Platz) одна из самых удобных транспортных развязок города, поэтому если Вы не возражаете, все наши дальнейшие перемещения будут указаны от остановки Арнульф-Клетт платц. И поскольку мы с Вами уже находимся на этой площади, скажу, что она названа в честь уроженца и одного из почётных граждан Штуттгарта.

Арнульф Клетт (Arnulf Klett 1905-1974) стал обер-бургомистром столицы земли Баден-Вюртемберг сразу после войны в 1945 году. И, хотя некоторые горожане и историки обвиняли его в том, что в период его правления не были реставрированы, разрушены многие разбомблённые исторические здания, которые можно было сохранить, он сделал  для города много полезного и поставил своеобразный рекорд выполнения служебных обязанностей, занимал эту должность 29 лет, практически до самой смерти.


Рецензии
Добрый день, Зинаида. Я долгое время служил в ГДР (о том периоде см. у меня сборник "В Германии, в Германии, в далекой стороне"), а теперь наша внучка со своими мамой и отчимом живут в Германии, вначале жили в Дортмунде, а потом переехали в Бремен. Так что Германия меня интересует и я вернусь к прочтению несмотря на величину текста. А откуда у Вас все эти сведения? Вы живете в Германии?
С уважением

Вадим Прохоркин   05.09.2012 11:23     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию Вадим!

Я с детства читатель. В моих романах и Восточная Сибирь, и Карпаты, и Париж, и круиз вокруг двух Америк, и Израиль, в котором 2 недели в командировке была, почти ничего не видела (времени не хватило). Уверена, что ни один местный житель в названиях улиц, описании домов и природы, обычаях, именах героев ошибки не найдёт.
Слава Интернету!!!
В прошлом году с друзьями поспорила, что о Штуттгарте напишу. «Нарыла» и узнала очень много интересного, жаль, что систематизировать времени не хватает.

Успехов Вам в творчестве!

Зинаида Оксенгорина   05.09.2012 20:17   Заявить о нарушении
Интернет - это кладезь информации. Я тоже туда заглядываю, когда надо что-то уточнить, ведь надеяться на память не всегда возможно, она способна забывать.

Вадим Прохоркин   05.09.2012 21:00   Заявить о нарушении
Добрый день. Вы - отличный гид. Прочитал и уже имею некоторое представление об этом славном городе. Было бы не плохо, если бы к каждому репортажу прилагалась фотография.
Спасибо.
С ув. Вадим Иванович

Вадим Прохоркин   07.09.2012 15:17   Заявить о нарушении
Уважаемый Вадим Иванович!

Спасибо за комплимент, сама знаю, что до настоящего гида мне ещё далеко, но стараюсь.
Фотографий море, выбрать никак не могу. Не скажу «скоро» работы непочатый край, но если сумею довести до конца, друзьям и Вам попробую по электронке отдельными главами сбросить.

Удачи Вам в творчестве!

Зинаида Оксенгорина   07.09.2012 15:36   Заявить о нарушении
Досадно, что на файле можно разместить только одну фотографию. Но у Вас 11 репортажей, значит таким же количеством фотографий можно проиллюстрировать Ваши "Прогулки по Штуттгарту". Вот тогда текст "заиграет".

Вадим Прохоркин   07.09.2012 20:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.