Когда отступает ненависть

Валентина, женщина пятидесяти лет, среднего роста, со стройной фигурой, с гладко зачесанными назад темно-русыми волосами, с большими грустными глазами сидела на берегу Волги. Она тихо и горько плакала.
Женщина вспоминала свою жизнь и думала, как она жила все эти годы? Ее жизнь была безоблачной до тех пор, пока не умер                ее муж. Высокое давление – и нет человека.
Ее супруг, Михаил, вырос в детском доме, и шумные веселые кампании не любил. Они жили дружно и как бы дополняли друг друга. Муж не имел никаких «хобби» или пристрастий в виде рыбалки, футбола или бокса. Они вместе ходили в кино, крайне редко в ресторан, иногда выезжали на лыжные прогулки. Любили бродить по лесу, собирать грибы, ягоды, но это не было сильным увлечением или «болезнью». Михаил работал заведующим по хозяйству сначала в профессионально-техническом училище, а потом в коммерческой фирме. Ее Мишенька, как порою ласково называла она своего супруга, никогда не говорил комплиментов. Наверное, Валентине это было не нужно, ее детство прошло в суровой обстановке. Мать Валентины, Вера Ивановна, работала учителем начальных классов, и вначале была недовольна выбором дочери. Было время, она попрекала дочь за «безродность» супруга. «Из каких краев, из каких волостей твой суженый»? Со временем Вера Ивановна привыкла к зятю. Одно только ее не устраивало, у Валентины не было детей. Вера Ивановна во всем винила Михаила. «Не будет продолжения рода. За что такая несправедливость? Чем они провинились»?
А Валентине никогда не приходилось сердиться на мужа. Его заботливость, хозяйственность опережали все мысли супруги. Только она подумает о том, что не мешало бы сделать ремонт, а Миша уже все продумал, он умел советоваться с Валентиной таким образом, что вся инициатива исходила как бы от нее. «Да, Валюша, ты права. Самое время». Валентине не приходилось посещать магазины, потому что Мишенька все предусмотрел, он только спрашивал ее совета, какой цвет она хотела бы в той или другой комнате. И какую мебель лучше приобрести: светлую или темную. Но он был так мил, так внимателен, что только после его гибели Валентина поняла, как много он значил в ее жизни. Все вопросы обеспечения семьи были на плечах мужа. Вот поистине, за мужем как за каменной стеной!
Валентина работала бухгалтером сначала в училище, потом в строительной фирме. Она любила свою работу. Цифры никогда ее не подводили. Отчеты Валентины всегда высоко оценивала главный бухгалтер Тамара Ивановна. Наверное, она очень уважала свою подопечную, подкидывая ей побольше премиальных. Это поначалу вызывало гнев, зависть, недоброжелательство других подчиненных. Но с годами все привыкли и поняли, что Валентина заслуживает такое отношение своего руководителя. На все вопросы Валентина отвечала четко, доходчиво, помогала своим коллегам. Но она никогда не стремилась сама подойти                с помощью, и помалкивала, если ее не спрашивали. Ее считали «занудой», гордячкой, «синим чулком», цифроедкой. Валентина знала об этом, но в душе лишь улыбалась. Ничего не поделаешь, так она была устроена, так воспитала ее мать. Одно лишь отличало ее от матери: она никогда никого не осуждала.
В жизни Валентина привыкла к рациональным покупкам. Ее никогда не прельщали дорогие костюмы, в которых щеголяли ее подруги и коллеги по работе. Валентина совсем не пользовалась косметикой. Она не смогла бы отличить Avon от Oriflame, Mary Kay. Сотрудники фирмы часто отмечали дни рождения. Валентина всегда  дарила от себя скромный подарок, но не участвовала в корпоративных вечерах, с улыбкой объяснив, что муж – ревнивец. Михаил не ревновал, но это было хорошим поводом, чтобы отказаться. Так Валентина была устроена, не любила свои чувства показывать на людях, обсуждать домашнюю суету, мужа или мать. Ей казалось, что это пустое, ненужное. На работе надо успевать выполнять то, за что ты получаешь заработную плату. А тот, кто не успевает за целый день выполнить свою работу, об этом судить руководству. Начальству, наверное, виднее, правильно это или нет.
Смерть мужа потрясла Валентину. Она не предполагала, что почти в пятьдесят лет останется одна. Но другое, совсем незнакомое чувство, которое она испытала, поразило ее гораздо больше. Она считала, что «это» отсутствовало в ней. Это был гнев. Она узнала, что деньги, которые Михаил откладывал на сберегательную книжку, он завещал детскому дому, в котором воспитывался сам. Валентина по своей работе была уверена, считала,  вернее, определенно знала, что до детей деньги не дойдут. Зарабатывала Валентина прилично, на ее сберкнижке сумма лежала немалая, но она и представить не могла, что ее муж, ее Мишенька, мог так поступить. Неужели он ей не доверял? На одно мгновение пришла мысль, что может быть, ее мать права, что она вышла замуж за «безродного». Обида завладела Валентиной.
Она чувствовала  одиночество. В доме, в котором она жила много лет, кроме соседок по этажу, она никого не знала. Наверное, она и не хотела этого знать, ведь живут же люди в других домах абсолютно также. Кроме слов «доброе утро» или «вечер», ничего не говоря соседям.
После смерти мужа Валентина приуныла. Соседка из квартиры, расположенной напротив, Елена, или вернее, Ленка, как ее все называли, как-то сразу стремительно ворвалась в жизнь Валентины. Стала убеждать ее пересмотреть свой гардероб, внешность, «не век же одной жить». Валентина с ужасом подумала, что они довольно равнодушно жили с Мишей. Ни с кем не общались, ни с кем не дружили! «Как они могли! Столько лет жить на одной лестничной клетке, в одном доме, и не общаться ни с кем!» - эти мысли угнетали Валентину. Елена стала приглашать Валентину в гости. Ее муж, Николай,  часто отсутствовал, был в длительных командировках. Он работал водителем на большегрузных автомобилях. Приезжал с подарками. Как-то за ужином, выпив бутылку вина, Ленка сказала, что неплохо бы Вале познакомиться с овдовевшим мужчиной. «С женатым не стремись встречаться, только время погубишь!» - советовала соседка. Она вложила в Валентину совсем новое содержание: умение одеваться, причесываться, пользоваться косметикой. Ленка работала продавцом на рынке, и знала, когда привезут новое «барахло». Все «сетевики» косметики были у нее «свои люди».
Валентину стало не узнать. Она похорошела. Новая прическа, косметика, другая одежда изменили внешность. Что их связывало с Ленкой? Совсем другой темперамент, другое воспитание, манеры, опыт жизни. Может быть одиночество, которое было трудно преодолеть после потери мужа и обида на ту недосказанность, которая присутствовала в их жизни. Может быть гнев, который не утихал и больно ранил за то, что Михаил не предупредил ее. Не жадность раздражали Валентину, а именно то чувство, что от тебя утаили, а значит, предали, обманули. В Ленке она нашла приятную собеседницу. Прежде Ленка работала библиотекарем в школе. Она быстро и много читала, была хохотушкой. Приятно было с ней общаться. Валентина прежде почти не выпивала. Это совсем не требовалось ей в жизни. Теперь она стала разбираться в винах. Ее комната стала напоминать не прежнюю домашнюю обстановку, а гостиную. Она посмотрела в Интернете и определила, чтобы ей хотелось изменить в доме. С удивлением она узнала, что такое «лабрекены», что они нынче в моде и заказала в ателье самые шикарные. Поменяла мебель. Валентина часто выручала Ленку деньгами и та «в благодарность»  рассказывала самые последние новости, хотя порой были и самые грязные сплетни. Это смущало Валентину и настораживало.
Однажды Тамара Ивановна вызвала Валентину к себе в кабинет, проверив, чтобы никто не слышал, она сказала: «Дорогая Валентина, я с мужем уезжаю скоро в отпуск к дочери. Хочу приглядеть жилье и остаться там навсегда. Я Вас уважаю и прочу на свое место после своего отъезда. Вы прекрасный работник. Другого такого не найти. Но меня пугает то, что с Вами происходит. Я стала замечать, что Вы часто приходите с опухшими красными глазами. Простите ради Бога, но Вы не пьете? Или Вы плачете? Скажите мне всю правду».
Валентина стало страшно и стыдно за себя, холодный пот тонкой ниткой спустился по спине. Она покраснела и ответила, что просто болела голова и она немного выпила с подругой, чтобы снять боль и напряжение. «Действительно, - подумала она, - я перестала себя контролировать. До добра это не доведет».
Валентина перестала встречаться с Ленкой. Тамара Ивановна будто бы приоткрыла ей глаза на нее. «Человек – так себе, ничего собой не представляет. К тому же лгунья и пьяница. Так недолго и спиться. Пора прекращать наши посиделки», - твердо решила Валентина.
Ленка обиделась и решила отомстить.
Прошел год. Через брачное агентство Валентина знакомилась с мужчинами. Но она не могла определить свой выбор. Что-то  никак не отвечало ее интересам. Она вполне спокойный уживчивый человек. Ей нужен человек для жизни. А пьяницы совсем ее не интересовали. После истории с Ленкой все, казалось, были такими. Встречалась Валентина и с женатыми мужчинами. Но вскоре она решила отказаться от подобных встреч.
А произошло следующее. Однажды в автобусе она познакомилась с мужчиной. Его звали Юрием. Он жил, оказывается, в соседнем подъезде. Это был приятного вида пожилой мужчина. Он очень удивился, что Валентина – одинокая женщина. «Я – вдова». Юрий посочувствовал и предложил помощь. «Может быть, что-то нужно сделать? В чем Вы нуждаетесь?» От Юрия исходило такое тепло, которого давно Валентина не получала. «Да, мне нужно поменять раковину в ванной». Они договорились о встрече. С этого дня начался роман. Юрий приходил с обычным «джентельменским» набором: вино, конфеты, фрукты и деликатесы. Юрий «открыл» Валентине современную поэзию. Она раньше мало читала, и не стремилась углубляться в интеллектуальное чтиво. Но для человека очень важно  что-то душевное. И именно этого Валентине не доставало. Когда она была школьницей, мать постоянно упрекала ее за отсутствие интереса к культуре. Наверное, когда тебя заставляют, это вызывает внутренний протест. Казалось, любовь к поэзии Вера Ивановна загубила в дочери навсегда.
Юрий читал стихи таким замечательным голосом, что его настроение отвечало мыслям и чувствам Валентины. Она раскрыла в себе качество, которое «дремало» в ней. Эта романтическая чувственность, а может,  мелодраматичность. Ей нравились грустные трепетные стихи. Она «растворялась»  в них.
Однажды лифт не работал, и они вместе поднимались по лестнице.  Юрий проникновенно читал сонет Шекспира.
В это время Валентина заметила, как Ленка смотрит в их сторону. Ей не понравился ее взгляд, до того неприятный, если не сказать, мерзкий.
Они спокойно сидели, мило беседовали, как раздался звонок.  Валентина, ничего не подозревая, открыла дверь. Перед ней стояла приятной внешности пожилая дама. Она представилась Верой Васильевной и спросила, не у нее ли ее муж Юрий Петрович? Валентина растерялась. Юрий вышел, оделся и попытался увести супругу без скандала. В это время, откуда ни возьмись, выбежала Ленка и закричала во все горло: «Люди добрые, да что же это делается?! Мужиков чужих средь бела дня уводят! Своего погубила, со свету сжила, и за других хватаешься! Ах ты, выдра!» Ленка вцепилась в Валентину. Получилась драка. Откуда ни возьмись, выбежали какие-то тетки полупьяного вида и стали бить Валентину. Они били какими-то предметами, со всей силой и злобой. «За что? Что я вам сделала?»  «За всех обманутых баб!» – кричали  злые голоса. Избиение продолжалось методично, со знанием дела. Валентина упала, закрыв голову руками. Вера Васильевна растерялась, стала копаться в сумочке, достала мобильный телефон, пыталась вызвать милицию. «Откуда у них столько ненависти?» – шептала Вера Васильевна. Юрий взял ее за руку и отвел к  лифту.
Когда Валентина пришла в себя, она увидела над собой Веру Васильевну и медицинскую сестру. «Вы живы, слава Богу. Не могу представить, как можно так жестоко избивать человека!» - произнесла Вера Васильевна. С переломами ребер и ушибом головы Валентину привезли в больницу. 
Утром  пришел Юрий. Он просил не заводить уголовное дело на Ленку.  «Пойми, Валюша, я не хочу скандала. Я согласен, Ленка заслуживает наказание. Но фамилия моя и супруги не должны быть упомянуты. Вера работает «в серьезной структуре» и такого рода событие нанесет урон авторитету жены. Пойми меня правильно. Я люблю и уважаю жену. Я понимаю и готов компенсировать потерю временной нетрудоспособности». Он еще что-то говорил…
Губы Валентины шептали: «Меня чуть не убили. А ты? Я тебе верила…»  Она видела перед собой мелкого ничтожного человечка. «Уходи. Твоя жена – приличная женщина. Не то, что ты. Уходи-и-и», - простонала Валентина и закрыла глаза. Слезы  проплыли по лицу, прощаясь с этой частью ее неудавшейся жизни.
Приходила Вера Васильевна, приносила фрукты, умоляла ее простить за такой «неожиданный визит». Ей и в голову не могло прийти, что так могут поступить неизвестные люди. «Простите меня, ради Бога. Я не желала Вам зла. Порой поражаешься, почему люди так жестоки? Что заставляет их совершать те или иные поступки? Что это? Перерождение нации? Или дремучая дикость, которая «выпирает» из нашего одурманенного сознания под воздействием  пьянящих напитков?»
Валентина молчала.
Прошло, казалось бы, совсем немного времени. Соседи, которые знали о случившемся, сначала осуждали Валентину. Но с каждым днем Валентина стала замечать, что отношение в их глазах сменяется жалостью и сочувствием. Женщина одна. Без мужа. Вдова. И осуждение соседей плавно перешло на Ленку.
Валентина пришла в себя и вскоре снова вышла на работу. Тамара Ивановна  создала ей «алиби» на службе. Она рассказала, что на Валентину напали неизвестные. Она хлопотала перед руководством, чтобы Валентине купили путевку в санаторий и предоставили отпуск. 
И вот она сидела на берегу великой реки Волга и плакала. Отчего? Оттого, что не все люди – скоты? Или оттого, что она никогда не была близка с Тамарой Ивановной как с милым, душевным человеком? Или оттого, что «прекрасный» человек предал, растоптал только появившиеся чувство к нему? А может быть потому, что такое чувство как жалость  соседей пришло на место жестокости, ненависти и унижению.
И она вновь чувствовала себя незащищенной, как когда-то в детстве. Тогда гремел гром, ливень закрыл небо, стало темно и страшно. Пятилетнюю девочку Валечку уронил в грязь сосед, пьяный мужик, который хотел по доброте душевной донести ее до дома. С тех пор Валентина не любила грозу. Это напоминало ей унижение, страх, и даже ужас.
Валентина сидела на берегу Волги. Она впервые за многие годы увидела яркий закат, красивый, завораживающий. На просторах реки это становится каким-то откровением. Конечно в городе, ничего этого не замечаешь. Мы живем и не замечаем настоящей красоты. Как будто в пробирке, или в «вакууме». Валентина подумала, что, наверное, что-то она в своей жизни не так делала, как-то надо иначе. Почему-то вдруг вспомнились слова из сборника Ларисы Рубальской, который она хотела подарить Юре.
"Ну и что, что обжигалась
И не очень молода.
Ведь на сердце не осталось
От ожогов и следа. "
Валентина улыбнулась. Она поняла простую истину: позади жестокость, ненависть, унижение и жалость. Она все преодолела. К чему слова? К чему гнев? Бог простит. Она – жива.
* * *
Прошел год. Они познакомились случайно. Вместе они ехали на кладбище в одной «маршрутке». Бывшего военного, а ныне нового знакомого звали Геннадием. У него никого не осталось. Дочь и  жена погибли в автомобильной аварии. Пьяный заснул за рулем. Одно мгновение под названием «жизнь» стало шагом к смерти.
И Валентина сразу же почувствовала, что Гена – именно тот человек, которого у нее никогда не было. Он был намного лучше Михаила. Может быть, не такой хозяйственный как Михаил, но человек мягкий и очень деликатный. Открытый, доброжелательный, никакого жеманства, манерности, показухи, как у Юрия. А Юрий Петрович – одно сплошное притворство, а как оказалось, человека в нем  – нет. Жаль Веру Васильевну. Душевный человек. Благодаря Вере Васильевне, она, Валентина, осталась жива. И грустно, что Тамара Ивановна уехала. Они могли бы подружиться. Замечательный человек.
Геннадий пригласил на дачу. Небольшой домик был уютным. Валентина вместе с Геннадием сидела вечером у костра. Огонь не только согревал, но давал заряд бодрости духа. «А все-таки хороших людей намного больше», – подумала Валентина, засыпая на плече у Геннадия.
Так Валентина обрела свое счастье.Каждый человек достоин его.Через испытания, потери и утраты. Разве не так?
Июнь 2009 года


Рецензии