В. А. Тропинин. Женщина в окне

   ЖЕНЩИНА В ОКНЕ

В 1835 году Василий Андреевич познакомился с Карлом Брюлловым, чье имя гремело по всей России. Близкое общение, разговоры о живописи, о жизни дали Тропинину очень много. Он понял, что как художник может быть более раскован, более свободен и откровенен, и это подтолкнуло его к написанию картины «Женщина в окне» –– по  мотивам поэмы М. Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша». Художник поставил себе задачу прославить  женскую красоту в счастливую пору ее расцвета.
          
                Еще безмолвен  город сонный;
                На окнах блещет утра свет,
                Еще по улице мощёной
                Не раздаётся стук карет…
                Что ж казначейшу молодую
                Так рано подняло?..

А то, что в заштатный Тамбов прибыл уланский полк!
Тропинин изобразил этот момент с подкупающей естественностью: молодая женщина чуть не вываливается из окна, «услыша ласковое ржанье желанных вороных коней».  В её глазах и  любопытство и скрытая  радость.
Между тем уланский полк преображает  сонный Тамбов. Ежедневные танцы, гуляния, музыка, карточная игра, флирт… Происходит то, что и должно произойти:  жена казначея влюбляется в бравого ротмистра, а он –– в нее. Но казначейша кокетлива, а ротмистр нетерпелив, и он врывается прямо к красавице в дом, падая перед ней на колени. Взбешенный супруг, случайно застав эту сцену, решает сквитаться с ним.
Казначей приглашает уланов на карточную игру. У него  крапленые карты, однако ему в этот раз не везет, и он проигрывает все свое состояние! В отчаянии просит он отыграться или уж  проиграть и  свою  жену. 

                О страх! о ужас! о злодейство! 
                И как доныне казначейство
                Ещё терпеть его могло?
                Всех будто варом обожгло.

 Сразиться с казначеем  садится  ротмистр.

                Недолго битва продолжалась;
                Улан отчаянно играл;
                Над стариком судьба смеялась ––
                И жребий выпал… час настал…
                Тогда Авдотья Николавна,
                Встав с кресел, медленно и плавно
                К столу в молчаньи подошла ––
                Но только цвет ее чела
                Был страшно бледен.  Обомлела
                Толпа. –– все ждут чего-нибудь ––
                Упреков, жалоб, слез… Ничуть!
                Она на мужа посмотрела
                И бросила ему в лицо
                Свое венчальное кольцо.

После чего казначейша упала в обморок. Недолго раздумывая, счастливый ротмистр подхватил ее на руки и унес к себе на квартиру.
А что же город? Да ничего. С недельку посудачили разные кумушки, на том и кончилось.
В этом женском портрете Тропинин впервые подошел к романтизму, который на долгие годы станет основной чертой московской художественной  школы. В ряду духовных ценностей русского народа творчество Василия Андреевича Тропинина –– теплое, светлое –– займет такое же незыблемое место, какое в исторических судьбах Отечества занимает Московский Кремль –– сердце России.

         











   


Рецензии
Интересно Вы рассказали. Картина глубокая

Элина Шуваева   15.10.2023 19:20     Заявить о нарушении
Рада, что Вам понравилось!

Нина Бойко   17.10.2023 20:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.