Харьков-мечта

(полуфантастический прожект)

2012 год. Харьков ожидает первых гостей на чемпионат мира по футболу. Двойной достопримечательностью Харькова стала Зеркальная струя, возле которой на клумбе сооружен памятник почетному меру города Михаилу Добкину. Мер превратил Харьков всего лишь за шесть лет пребывания на своем посту в восьмое чудо света. Да, в общем-то, не ему одному памятник. Бронзовая фигура мера без постамента, в рост, среди цветов клумбы, ведет за руки в светлое будущее девочку и мальчика, будущих хозяев города…
Проснулся ни свет, ни заря, хотя сегодня выходной. На пробежку вышел на крышу, несколько человек уже наматывали круги по дорожке стадиона. Дежурное место на скамейке уже заняла какая-то старушка. Кипарисы в холодных лучах восхода роняли длинные тени. День обещал быть солнечным. Взмыленный, принял душ, спустился домой, переоделся и, не завтракая, вышел на улицу. Купол, перекинутый крышей между домами, ронял во двор рассеянный свет.
Некоторые дома города, имеющие в проекции сверху сложную конфигурацию, или близкостоящие дома накрыты крышей-спорткомплексом с парковой зоной и детскими площадками. По световодным каналам и шахтам эта крыша передает внешнее освещение в подсводовое пространство.
На выходе со двора тишину утреннего воскресного города нарушила плавно гудящая мусороперерабатывающая установка. Почти возле каждого дома есть муниципальная малогабаритная мусороперерабатывающая установка. Вот оно – современное, цивилизованное решение проблемы мусорных баков, которые далеко не всегда вывозят вовремя, которые овевают удушающим ароматом прилегающие территории, иногда горят и собирают мусор не только в себя, но и вокруг себя. Более того, с введением таких установок ликвидированы почти все городские свалки. Термическая переработка позволяет не только решить проблему утилизации отходов, но и окупить этот процесс. Окупаемость обеспечивается, как энергией сжигания отходов, так и получением вторичных продуктов: металлических слитков для дальнейшей переработки, шлакоблоков и др. Поэтому громоздкий сбор мусора, как по усилиям, так и по автомобильному парку, заменен несколькими обслуживающими машинами на город, которые собирают продукцию и контролируют работу утилизирующих установок. Кроме этого, создано несколько передвижных термических установок, которые обслуживают небольшое количество мусорных баков на периферии города, занимаются обрезкой сухих, больных и мешающих деревьев, сбором мусора по заказу. Эти автомобили также снабжены термическими колпаками, для утилизации мусора на земле, без загрузки в реактор. Привод машин параллельный, как дизельный, так и за счет тепловой и механической энергии сжигания отходов.
Зайдя на муниципальный травалатор, быстро промчался по скоростной полосе по Петровского до Сумской. Затем перешел на ленты площади Свободы. Травалаторы сослужили хорошую службу городу. Центр города избавился от наземного общественного транспорта, наледь не накапливается, старушки ездят и не ругаются. Устройство травалатора несколькополосное с разделением по скоростям и направлению. Вход на травалатор плавноускоренный, начиная с околонулевой скорости. В городе опробованы три системы: ленточная, ступенчатая (как у эскалатора), шаговая. Последняя оказалась самая гибкая для использования: опорные сегменты прокручиваются, по очереди выныривая на несущую поверхность, проезжают вперед, а потом опускаются, - как на швейной машинке. Поэтому оказалось возможным сделать не только плавный переход между полосами движения, но и движение полосы лишь в овальной зоне перед человеком, который на полосе находится. Травалаторы есть не на каждой улице, там же, где они установлены, одна сторона улицы предусмотрена, как транспортная, другая – как прогулочная, без травалатора.
В конце площади Свободы установлен один из инерционных прогулочных подвесных трамваев. Трамвайчик представляет собой облегченную конструкцию, которая движется только на спуск под весом пассажиров. Системы контроля обеспечивают ограниченную скорость спуска. Спустился на набережную. Шум, гам. Кафе-травалатор плавно проплывало вдоль реки, над которой танцевали, резвились струи фонтанов. Под арками водяных струй чинно проплывал по фарватеру водный трамвайчик, по бокам на волнах качались лодки, некоторые отдыхающие прятались от брызг за щитами зонтиков. А совсем возле берега цепочкой протянулись островки плавающих столиков с зонтиками от солнца.
От одного из баров ко мне подошел официант во фраке, принял заказ, перешел на встречный травалатор и вернулся к своему бару. Не успел я как следует отдохнуть от дороги, как от следующего бара ко мне уже плывет официант с заказом. Неспешно плывет травалатор, над головой висит прогулочный воздушный шар, вдалеке с мачты на Лысой горе отчалил маршрутный дирижабль.
Проплыл мимо город неформалов – современный клуб молодежи при поддержке и контроле муниципалитета. На его развитой внешней поверхности в раковине трибун бесновались скейтбордиты, байкеры, любители экстрима; стены украшены замечательными графитти. Это место одновременно стало стадионом для международных соревнований в соответствующих категориях.
Задрожал вибровызовом мобильный. «Где я? Что делаю? Еду к тебе.». Подал сигнал очередному официанту, что собираюсь расплачиваться. Кстати, как-то один приезжий попытался между барами встать и улизнуть. Не тут то было, видеоконтроль все поставил на свои места – через 10 минут недотепа уже расплачивался.
В городе проводится непрерывный видео и электронный контроль улиц, дорожного движения и перемещения отдельных лиц с записью в два «черных компьютера». Оба компьютера накапливают одну и ту же информацию, но имеют разный уровень доступа. С первым работает постоянно действующая комиссия, со вторым – президентская комиссия с привлечением международных наблюдателей по защите прав человека. На компьютерах заблокирована возможность стирания информации, ложный запрос на вскрытие компьютера карается штрафом. Видеосъемка по городу ведется с высоким разрешением, ночью – с помощью приборов ночного видения. Заполненные жесткие диски архивируются на время ответственного хранения. Система активно используется для поиска правонарушителей, пропавших людей, расследования нанесенного материального  и другого ущерба, а также поступивших жалоб.
Административная ответственность предусматривает стократный штраф или отработку на муниципальных хозработах нанесенного морального, материального, экологического ущерба в трудовом эквиваленте. На этих же хозработах трудятся бездомные и желающие поесть и подзаработать безработные. Бездомные обитают в комфортабельных трудовых гостиницах принудительно. В этих гостиницах бездомные полностью обеспечиваются едой, одеждой, видеопрокатом, бесплатным кафетерием с ограниченным количеством посещений в месяц, интернетом. Размещенные в такой гостинице проходят медкомиссию и при необходимости им назначается лечение, подшивание против употребления алкоголя. Остаток зарабатываемых денег накапливается на индивидуальном счету с процентной ставкой. После накопления определенной суммы, человек сам или с группой людей может купить за эти деньги, предоставляемые муниципалитетом малогабаритные квартиры. Если же человек принял решение и следующий срок пробыть в трудовой гостинице, то он эти деньги получает в свободное распоряжение и до накопления следующей критической суммы на счету остается в гостинице. Помещения и оборудование помещений находятся по видео и магнитным контролем.
С набережной вышел в районе Новгородской, травалатором добрался до Клочковской. Быстрее всего перемещаться по городу можно только в пневмоснаряде. Подошел к пневмостанции, окинул взглядом нить пневмопровода, занял свободный пневмоснаряд, выбрал станцию назначения – площадь Независимости, оплатил проезд банковской карточкой, лег в кресло, пристегнулся, нажал кнопку пуска. Последовал плавный разгон до 100 м/с, сброс ускорения, плавное торможение… Пара минут – и я на месте. Как ни спешил на свидание, но в пнвмоснаряде можно было расслабиться и получить удовольствие от быстрой и мягкой езды.
Когда попадаешь в центр города, кажется, что оказался в ХIХ веке. Вывески и освещение сделаны в ретро-стиле. Фасады свободны от разнообразных пристроек и других наростов. Новостройки характеризуются изящной архитектоникой с ретро-элементами. По улицам следуют маршрутно-прогулочные конные экипажи, точные копии лучших экипажей столетней давности. Только травалатор, да изредка проезжающий автомобиль выдает, что уже давно как ХХI век.
К условленному месту подошли одновременно. Решили мотнуть в «Форт-Нокс»: на всех основных междугородних магистралях на въезде в город по окружной дороге разбросаны гостевые суперсовременные комплексы. «Форт-Нокс» представляет собой 20-этажный мотель с площадкой для дирижаблей на крыше, ресторанно-развлекательным комплексом на первых этажах. Внутренний двор декорирован в виде крепости. По ребру корпуса гостиницы до площадки дирижаблей проходит обзорная шахта скоростного лифта. На каждый этаж ведет небольшой коридор-площадка. На этаже только три номера: одно-, двух- и трехместный. По внешнему квадрату этажа проходит круговой балкон, разделенный соответственно номерам.
Проще всего добраться до «Форт-Нокса» на метро. Недавно открылась новая ветка, которая проходит по Салтовскому шоссе как раз до Окружной. Отдохнув пару часов в ресторане, мотнули на дирижабле в «Живой мир». С высоты полета дирижабля Харьков похож на цветок. Исторически радиальная структура города подчеркнута теперь дугами инерционных магистралей.
Большая часть современного харьковского транспорта «ушла» под землю и в воздух: сооружены диагональные подземные и надземные автомагистрали. Разработанная транспортная система обеспечивает выход в город по так называемым терминалам. Терминалы позволяют платный выезд автомобилям только на данный сектор города, как на условиях абонплаты, так и единоразово. Человек, желающий ездить по всему городу, должен оплатить все терминалы. Одновременно решены многие проблемы: частично – проблема загрязнения атмосферы города, поскольку терминалы снабжены вытяжками с фильтрами. Сами магистрали по всей длине имеют характер склона, и езда с включенным двигателем внутреннего сгорания по ним запрещена. Подъем на необходимую высоту обеспечивают транспортные магистрали самого терминала. Решена проблема загруженности центра города санкционированной и несанкционированной парковкой: парковка осуществляется на отведенных надземных и подземных площадях терминала. На случай поломки любого автотранспорта терминалы снабжены грузовыми лифтами повышенной мощности. Некоторые башни терминалов соединены в два торгово-транспортных кольца внутреннее и внешнее, по которым проведены монорельсовые пути, платный травалатор и автомагистраль. Автомагистраль заключена в трубу, которая вентилируется, а отводимые газы фильтруются.
Мачтовые терминалы связывают инерционными магистралями разные части города. Одну инерционную магистраль по ее длине питают транспортными потоками несколько терминалов. Мачтовые терминалы связаны хордовыми связками (как подземными, так и наземными) с сотовыми терминалами. Сотовые терминалы, как и мачтовые, обеспечивают оплаченный выезд в данный сот транспортной городской сети улиц.
Через пол часа добрались на дирижабле до «Живого мира», что на окружной в конце Клочковской над транспортной развязкой. Гостиничный комплекс «Живой мир» самое большое чудо Харькова – трасса окружной дороги проходит прямо сквозь гигантское полупрозрачное яйцо, в котором находится зоопарк с ботаническим садом, гостиница с рестораном, СТО. Жизнеобеспечение комплекса организовано замкнутым циклом: от аккумуляции солнечной энергии до полной утилизации собственных отходов. Вышли на свежий воздух, как всегда, под впечатлением. Как будто бы совершили кругосветное путешествие…
Если говорить о жизнеобеспечении самого города, то следует заметить, что он почти перестал потреблять энергию извне, только для заводов вопрос внешней поставки электроэнергии остался актуальным. Крыши и стены домов оборудованы солнечными батареями, каждый дом оснащен конвекционным электрогенератором, который работает за счет разницы температур и гидростатического давления между подвалом и крышей. Между стенами домов в городских «спальнях», которые всегда славились своими сквозняками, установлены ветряки. Стены панельных домов утеплены и облицованы пластиком. Некоторые дома оснащены водяными теплоаккумулирующими системами. Эта вода накапливает дневное тепло солнца и воздуха, одновременно охлаждает дом во время жары, но и является запасом воды на случай отключения дома от водоподачи.
Смеркалось. Захотелось перекусить, но мадемуазель уже пора домой. Пошли на круг трамвая, что в ста метрах. По табло проследили положение ближайших трамваев по маршруту: ближайший до центра должен быть через минуту, но через пять минут ожидался трамвай-кафе. Решили подождать. Сели, оставив залог 100 грн за проездную карточку. Трамвай незаметно тронулся, за чаем с пирожным город мерно проплывал мимо. Входили и выходили люди. На выходе пассажиры отдавали карточки, получали сдачу; если ничего не заказывали – то 80 грн, оплатив только за проезд. Пока доехали до центра, за окном растеклась непроглядная ночь.
Встали на Ивановской. В сумерках прогулялись по богатому огнями вечернему Харькову. Поднялись по каскаду мимо зазывающего дельфинария, мимо цветомузыкальных фонтанов, за деревьями играли огни представления на неформальной сцене за оперным театром, прошли через Зеркальную струю с памятником поколениям харьковчан. Зашли в двухъярусный Харьков (в центре города разведены поперечные автомобильные потоки). Постояли на мосту перекрестка. Изредка по нами с шелестом колес по ярко освещенной улице проезжала машина.
Между нами повисла тишина созерцания. Слегка гудела голова от бесконечного дня; трогательное прощание до завтра, обещания вечной любви друг другу. Стоял во дворе с задранной головой, пока в окне не загорелся свет. Домой идти не хотелось. Не спеша петлял по улицам, заглядывал в лица людей, в лица домов, улиц, города… еще одно трогательное прощание до завтра.

Снова далекие дни от суеты городской,
В море прочитанных книг я окунаюсь с тобой.
Каждая строчка жива, мир просветленьем прощен.
В каждом мгновении дня миг этот вновь воплощен.

Снова рутина ушла, в пыль превращаясь дорог.
Горная манит тропа, голову кружит как грог.
Я забываю весь мир, есть только мы и тропа,
Кажется – девственный мир, первая наша стопа.

Снова идем в никуда, взгляд в переулки ведет,
Запах ушедших времен он в переулках найдет.
Вижу – вон щеголь и франт сватает дочку купца,
Прошлого кадр мне открыл свет дорогого лица.

Снова устали искать, снова устали идти.
Кажется нужен привал, чтобы до цели дойти.
Струны гитары звенят, музыка сердцу поет,
Будет еще перевал, будут вершина и взлет.


Рецензии