146. Диалоги и столкновения
В своём «Редакторском комментарии» главный редактор журнала Александр Воронель, признавая «соблазнительность» применения схемы развития цивилизаций по А. Тойнби к конкретности ближневосточного конфликта, напоминает и о «целом ряде ограничений на этом пути». В частности, он показывает, что предыдущие победы Израиля во многом основаны именно на следовании европейскому, иудео-христианскому пути развития.
Подобное рассмотрение той или иной темы с разных сторон, говорят, свойственно древней, ещё талмудической традиции и едва ли не сознательно взято на вооружение редакцией журнала.
Так и по поводу полемической статьи российского писателя и публициста Александра Мелихова «Нам нужен мир», трактующей социо-философские проблемы взаимоотношений между социальными реальностями и фантомами, помещена статья Эдуарда Бормашенко «Атеистическая трагедия» - как отклик на ту же тему, написанный учёным-физиком, стоящим на позициях иудаизма.
Но журнал вовсе не переполнен сугубо философским, научным и религиозным «чтивом», возможно, отпугивающим часть читателей, - значительное место отдано художественным произведениям. Раздел «Проза и поэзия» открывается главой «Светка-нимфетка» из нового романа Нины Воронель «Чёрный маг». Антураж публикации (фотографии на титульном листе номера: «Нина Воронель в возрасте Лолиты» и на последней странице обложки: «Владимир Набоков в возрасте Гумберта Гумберта», а главное – вынесенный на обложку анонс: «Н. В. versus В.Н.» наталкивают на предположение, что перед нами попытка рассказать о любовной связи «сверхразновозрастных» партнёров от имени не педофила (как в «Лолите»), а – «нимфетки»… Что из этого получится – сказать пока трудно, однако, судя по прежней и только что опубликованной прозе писательницы, читателю скучно не будет. Вот только пока непонятно, в каком соотношении окажутся главы, увидевшие свет в уже вышедшей книге «Тель-Авивские тайны» - и эти, из романа «Чёрный маг», и случайна ли перекличка последнего названия с прозой М. Булгакова. Нет ли и здесь какого-то «диалога»?
Читатель «22», надеюсь, хорошо помнит стилистически яркую и рискованную, «на грани фола», предельно насыщенную парафразами и парадоксами прозу Михаила Юдсона («Лестница на шкаф»), в гиперболизированном, остро сатирическом виде изобразившую «футурологическую» Москву. Теми же средствами теперь в его новой прозе – повести «Всласть тьмы, или Регистрация» изображена историческая родина наших дней. .Кто-то посчитает события злостно преувеличенными, - кто-то, но не я, уплативший в днепропетровском аэропорту при прощальной процедуре возвращения из гостей (правда, не из России, а Украины), – за то, что по приезде не прошёл «Регистрацию» (о необходимости которой никто не предупредил!) довольно внушительный штраф в долларах… Благо, что «зелёные» остались, а то и меня бы посадили, как юдсоновского героя!
В номере опубликованы стихи Фредди Зорина, Виктора Конторовича, Владимира Саришвили, окончание «Гойесок» Александра Бродского (сонетов на темы фантасмагорических работ Франсиско Гойя), путевые впечатления историка Розы Ляст о поездке в Грецию и на о. Санторини – место, возле которого, возможно, покоится на дне моря древняя Атлантида), «Заметки книгочея» Риммы Мошинской – «Мандельштамовские подтексты романа Ю. Н. Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара», а также два отклика на новые книги. Но этот последний раздел – тоже ведь, фактически, часть диалога, обмена мнениями, трибуну для которого постоянно предоставляет старейшее русскоязычное периодическое издание в еврейской стране.
Стоит упомянуть, что номер завершается перечнем всех произведений, опубликованных в последних 20-и номерах журнала: с № 126 по № 145, то есть за пять лет (2002 – 2007). В списке, примерно, двести авторов, живущих как в Израиле, так и за рубежом. Тут вам и диалоги, и – случается- столкновения...
Свидетельство о публикации №211092801538