146. Диалоги и столкновения

Как и в большинстве, если не во всех  номерах «журнала еврейской интеллигенции из СНГ в Израиле», одним из ведущих в архитектонике этого  журнального выпуска  видится нам принцип  полемичности: тот или иной вопрос или явление жизни  рассматриваются  с разных, зачастую с противоположных, сторон. Так, едва ли не  самая злободневная в номере публицистическая  статья Владимира Идзинского  «Израильское общество – временный  кризис или начало распада?» исследует  заключённый в её заголовке  острейший и актуальнейший вопрос с позиций  теории английского философа и историка Арнольда Тойнби. Израильский автор даёт интереснейший обзор внешних «вызовов» формировавшемуся в течение более чем столетия еврейскому «ишуву» (населению Палестины времён английского мандата), а затем и государству  – и   «ответов» на эти «вызовы», причём получается, что  вплоть до самых последних   десятилетий «ответы» еврейского общества и государства на происки своих врагов были и адекватны, и успешны. А вот начиная с итогов блестящей  победы (да-да! именно так!) в Шестидневной войне 1967 года, последовали такие вызовы, на которые страна никак не подберёт действенные ответы. В. Идзинский даже высказывает  предположение, что помеха в поисках такого ответа – наше слишком буквальное следование  ценностям  «иудео-христианской» цивилизации: «…очень может быть, - говорится в статье,  – что для того чтобы заставить соседние народы пойти на настоящий мир с Израилем, признав право еврейского государства на существование, нужно использовать  всю разрушительную мощь современного оружия, даже если это и приведёт к жертвам среди мирного населения».
В  своём «Редакторском  комментарии» главный редактор журнала Александр Воронель, признавая «соблазнительность» применения схемы развития цивилизаций по А. Тойнби к конкретности ближневосточного конфликта, напоминает и о «целом ряде ограничений на этом пути». В частности, он показывает, что предыдущие победы Израиля во многом основаны именно на  следовании европейскому, иудео-христианскому пути развития.
Подобное рассмотрение той или иной темы с разных сторон, говорят, свойственно древней, ещё талмудической традиции  и едва ли не сознательно взято на вооружение редакцией журнала.
Так и по поводу  полемической  статьи российского писателя и публициста Александра Мелихова «Нам нужен мир», трактующей социо-философские  проблемы взаимоотношений между социальными реальностями и фантомами, помещена  статья Эдуарда Бормашенко «Атеистическая трагедия» - как отклик на ту же тему, написанный  учёным-физиком, стоящим  на позициях   иудаизма.
Но журнал вовсе не переполнен  сугубо философским, научным  и  религиозным «чтивом», возможно, отпугивающим часть читателей, -  значительное место отдано  художественным произведениям.  Раздел «Проза и поэзия» открывается главой «Светка-нимфетка» из нового романа Нины Воронель «Чёрный маг». Антураж публикации (фотографии  на титульном листе номера: «Нина Воронель в возрасте Лолиты» и на последней странице обложки: «Владимир Набоков в возрасте Гумберта Гумберта», а главное – вынесенный на обложку анонс: «Н. В. versus В.Н.»  наталкивают на предположение, что перед нами попытка рассказать  о любовной связи  «сверхразновозрастных» партнёров от имени не педофила (как в «Лолите»), а – «нимфетки»… Что из этого получится – сказать пока трудно, однако,  судя по прежней и только что опубликованной прозе писательницы, читателю скучно не будет. Вот только пока непонятно, в каком соотношении окажутся  главы, увидевшие свет в уже вышедшей книге «Тель-Авивские тайны» - и эти, из романа «Чёрный маг»,  и случайна ли перекличка  последнего названия с прозой М. Булгакова. Нет ли и здесь какого-то «диалога»?
Читатель «22», надеюсь, хорошо помнит  стилистически яркую и рискованную, «на грани фола», предельно насыщенную  парафразами и парадоксами  прозу Михаила Юдсона («Лестница на шкаф»),  в гиперболизированном, остро сатирическом виде изобразившую «футурологическую» Москву. Теми же средствами теперь  в его новой прозе – повести «Всласть тьмы, или Регистрация» изображена историческая родина наших дней. .Кто-то посчитает события злостно преувеличенными, - кто-то,  но не я, уплативший в днепропетровском  аэропорту при прощальной процедуре возвращения из гостей (правда, не из России, а Украины), – за то, что по приезде не прошёл «Регистрацию» (о необходимости которой никто не предупредил!) довольно  внушительный штраф в долларах…  Благо, что «зелёные» остались, а то и меня бы посадили, как юдсоновского героя!
В номере  опубликованы стихи Фредди Зорина, Виктора Конторовича, Владимира Саришвили,  окончание «Гойесок» Александра Бродского  (сонетов  на темы фантасмагорических работ Франсиско Гойя), путевые впечатления историка Розы Ляст о поездке в Грецию и на о. Санторини – место, возле которого, возможно, покоится  на дне моря древняя Атлантида), «Заметки книгочея» Риммы Мошинской – «Мандельштамовские подтексты романа Ю. Н. Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара», а также два отклика на новые книги. Но  этот последний раздел – тоже ведь, фактически, часть  диалога, обмена мнениями, трибуну для которого постоянно предоставляет  старейшее русскоязычное периодическое издание в еврейской стране.
Стоит упомянуть, что номер завершается  перечнем всех  произведений, опубликованных в  последних  20-и номерах журнала: с № 126 по № 145, то есть за пять лет (2002 – 2007). В списке, примерно, двести авторов, живущих как в Израиле, так и за рубежом.  Тут вам и диалоги, и – случается- столкновения...


Рецензии