Об эвтаназии и не только

Сразу хочу предупредить предполагаемого достопочтенного читателя: ничего нового, оригинального, он в этих моих записках не найдет. Так – рассуждения обычного человека из провинции, пытающегося сделать какие-то выводы, ответить самому себе на один, как теперь принято говорить, из вызовов современной жизни…
Эвтаназия, как известно, это, как говорят, гуманный врачебный способ помощи человеку, страдающему мучительным неизлечимым заболеванием, желающему свести счеты с собственной жизнью.
Уже в самом подобном определении, конечно, заложено противоречие, поскольку гуманного врачебного способа убить человека быть в принципе не может. Врач должен лечить. Поэтому под эвтаназией, строго говоря, нужно понимать убийство человека по его просьбе любым человеком, к которому только может обратиться больной страдающий человек, желающий покинуть этот лучший из миров.
Почему вдруг я решил поразмышлять на эту тему? Всё просто: по телевизору прошла информация, что в суде в Великобритании слушается дело по обращению одного британца, разбитого параличом, желающего, чтобы его эвтаназировали, так сказать. Причем иск этого британца поддерживают жена и ближайшие родственники.
Из размышления о том, что такое эвтаназия, сам собой возникает вопрос – а что же такое, всё-таки, сама жизнь? Это дар Божий, способ существования белковых тел или некое свойство, полностью и безраздельно принадлежащее самому человеку, который родился и живет?
В связи с этим нужно вспомнить некоторые древние обычаи, по которым люди в пра-пра-пра-времена поступали со своими стариками. Например, не так уж и давно, еще в начале ХХ века, у северных народностей России существовал обычай отправлять немощных стариков «к верхним людям». Стариков попросту удушали кожаным ремешком, невзирая на наличие или отсутствие у них желания жить или умереть. Просто - пришло время, потерял силы: будь добр – к «верхним людям»!
Но то – у «дикарей»…
Если жизнь, рассуждая по-христиански, дар Божий, то и говорить не о чем: какая эвтаназия? Это просто самоубийство чужими руками, то есть двойной грех – того, кого убивают, и тех, кто убивает. Человек – раб Божий, и его жизнь ему не принадлежит, хотим мы это или не хотим признать. (Выходит, что жизнь не такой уж и дар. А если и дар, то и получаешь ты его помимо своей воли, и избавиться от него уже никак не можешь. Даже лишив себя земной жизни, в вечной-то остаешься, причем – в аду! Жизнь – это данный тебе крест испытаний, просто Господь время от времени помогает человеку, облегчая ношу, подслащивая жизнь. Зачем всё это – это совершенно другой вопрос…)
Ну а всё-таки, если на секунду забыть о заповедях Божиих, получат ли люди от своих государств право на эвтаназию?
Думаю, да. Ближе к концу… Антихрист соберет свою жатву…


Рецензии
Сложный вопрос... Хотя, я так же, как и ты, считаю, что это двойной грех. Уж если совсем невмоготу лучше самому, чем еще кого-то в это дело впутывать...
А вот про дикий обычай "северных народностей" слышу впервые... Слышала, что у японцев практиковалось нечто подобное, но и то не так явно (даже в каком-то фильме, не могу вспомнить в каком показано, как сын отнес свою престарелую мать на гору, и оставил там умирать)...

Ольга Безуглова   11.01.2012 01:52     Заявить о нарушении
А почему ты "северных народностей" закавычила?..
Сейчас их знаешь как кличут? КМНС! Коренные малочисленные народы Севера. Почти как КРС - "крупный рогатый скот". Чиновники так по своим бумажкам и зачитывают: проживает в таком-то месте 24 камэнээс. Даже не "представителей КМНС", а просто - 24 камэнээс.
А обычай отправлять немощных к верхним людям дикий, конечно, но обусловлен был тяжелейшими условиями существования...
Об этом немало написано и у Тана-Богораза, и у Сёмушкина, и у Рытхэу, и у других писателей, писавших о Севере.

Анатолий Петин   11.01.2012 12:36   Заявить о нарушении
К примеру:
"В долине Маленьких Зайчиков", Рытхэу Юрий Сергеевич

(Страница 2)
"...Шли годы. Кэргитагин дряхлел, а желанного внука все не было. Зато Локэ исподволь забирал в свои руки не только оленей, но и право выбирать маршрут кочевки.
----
К тому времени, когда умер Кэргитагин, Локэ был признанным хозяином стада. Он снова стал курить и разрешил всем пить чай.
------
Вскоре после смерти Элильгына к Локэ пришли уважаемые люди стойбища
посоветоваться, кого поставить посредником между духами и людьми. Локэ объявил, что отныне будет сам сноситься с кэле.

Большинство стариков вынуждено было просить ускорить им переход к верхним людям.
Следуя древнему обычаю, стариков удушили. Таким образом Локэ избавился от нетрудоспособных членов стойбища, и теперь с ним оставалось шестьдесят три человека. Среди них не было ни богатых, ни бедных. Все принадлежало Локэ, но пользоваться богатством мог каждый. В стойбище никто не голодал, все были одеты и обуты. И здоровы. Если кто-нибудь заболевал, его особенно и не лечили: сильный человек выживал, а слабый – умирал".

Анатолий Петин   11.01.2012 14:12   Заявить о нарушении
Никого из перечисленных тобой писателей, я не читала, увы...

Ольга Безуглова   11.01.2012 23:14   Заявить о нарушении
Тан-Богораз - это ученый, этнограф и прочее, начало 20-го века, умер где-то в середине 30-х, кажется. Рытхэу - довольно современный, из советских, по-моему, еще жив. Сёмушкин - это "Алитет уходит в горы" известный...

Анатолий Петин   12.01.2012 00:23   Заявить о нарушении
"Алитета..." читала в детстве, просто не помнила автора... Рытхэу - нет, не читала, хотя эта фамилия на слуху, и конечно, слышала о нем, но "руки не дошли"... Пробелы в образовании, понимаешь :-)

Ольга Безуглова   12.01.2012 21:01   Заявить о нарушении
Ну так "универсалом" у нас только Михайла Василич был только, кажись... :-)

Анатолий Петин   12.01.2012 23:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.